Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Жуковскому равный

Отечественная военная авиация до сих пор считается одной из лучших в мире. К этому причастны многие выдающиеся люди. В их числе — наш знаменитый земляк Сергей Алексеевич Чаплыгин, имя которого носит сейчас город, в котором он родился.

МОСКВА - РЯЗАНЬ – ВОРОНЕЖ

Входивший в состав Рязанской области Раненбург 30 августа 1948 года переименовали в Чаплыгин. По заслугам перед Отечеством Сергей Чаплыгин, пожалуй, ни в чём не уступает фавориту Петра I Александру Меншикову, которому относящийся ныне к Липецкой области город обязан своим названием.

Когда-то на месте Раненбурга, районного центра Рязанской губернии, находилось село Слободское. Его Пётр I подарил своему любимцу, а Меншиков построил на горе крепость с пятью воротами, по его вздорной воле олицетворяющими пять чувств: зрение, слух, вкус, осязание и обоняние. «Ворота осязания», например, смотрели прямёхонько на Воронеж. Тогда Пётр I строил к этому городу дорогу из Москвы, проходящую через крепость Меншикова, которую тот назвал Ораниенбургом. Позже, когда верстовые столбы направили от рязанской губернской окраины к отрогам Южного Урала, в Оренбург, городок петровского фаворита стали именовать Раненбургом.

Воронеж, предназначавшийся Петром для построения флота, не оправдал надежд. И дорога от Москвы через Раненбург превратилась в почтовый тракт Петербург— Москва — Астрахань, по которому ходила «фруктовая почта», доставлявшая в специальных тележках изысканные «витаминные продукты» к императорскому столу.

В Государственном архиве Рязанской области хранятся документы, имеющие отношение к старинной боярской фамилии Чаплыгиных. Но в метриках раненбургской Троицкой церкви отец Сергея, Алексей Тимофеевич Чаплыгин, записан купеческим сыном. Так что род прославленного учёного не дворянский, а произошёл он от прибывших с далёкого Севера дворовых людей господ Чаплыгиных (как известно, многие крепостные крестьяне при получении так называемой «вольной» получали фамилии бывших хозяев).

СТРАХ БОЖИЙ

Осенью 1894 года Сергея Чаплыгина, уже преподававшего после окончания университета, женила на себе вдова Екатерина Арно, урождённая Льеж. Француженка по отцу, она обладала необузданным темпераментом, и скромному Серёже было, что называется, не отвертеться. Менее чем через год у супружеской пары родилась дочь Ольга.

Основатель аэродинамики Николай Жуковский считал Чаплыгина не только своим лучшим учеником, но и другом. Женитьбой коллеги он был крайне недоволен, считая, что семья помешает научным занятиям. «Понятно, что природа требует своего, — убеждал он Сергея в разговорах на деликатную тему, — но ведь для этого вовсе не обязательно жениться!» «Нет, я так не могу, — отвечал рязанец, — растрачивая таким образом любовь, люди делают дело, не угодное Богу. А это для меня — самое страшное» .

Чаплыгин больше уделял внимания работе, нежели жене, и вскоре стал для неё пустым местом. Уже в советское время, будучи академиком и директором ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт), он увлёкся своей домработницей Евдокией Горшковой, у которой от него родился сын Юрий. Пройдя через многочисленные препоны, в 1935 году Чаплыгину удалось его усыновить. А когда первая жена умерла, учёный женился во второй раз — на Евдокии (разница в возрасте у них была значительная — более 30 лет).

ИГРА СО СМЕРТЬЮ

Энциклопедии называют Сергея Чаплыгина выдающимся советским учёным. В октябре 1917 года ему было уже 48 лет, он имел всемирную известность как автор постулата Чаплыгина — Жуковского. Это ключевая формула при расчёте профиля крыльев аэроплана, теоретически найденная авторами независимо друг от друга и почти одновременно.

Имя Чаплыгина хорошо знают специалисты по авиационной технике, опубликованный им ещё в 1914 году труд «Теория решётчатого крыла» актуален и ныне. До сих пор все самолёты летают в соответствии с теоретическими обоснованиями открылка и закрылка, разработанными Сергеем Алексеевичем в начале 30-х годов прошлого века.

1 февраля 1941 года «за выдающиеся научные достижения в области аэродинамики, открывшие широкие возможности для серьёзного повышения скоростей боевых самолётов» , Чаплыгину было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Это был первый случай присвоения столь высокого звания не практику, а учёному-теоретику. И в том, что в конце Великой Отечественной войны наши самолёты по основным характеристикам почти не уступали немецким, огромная заслуга именно этого человека.

22 июля 1941 года Москва испытала первый налёт фашистской авиации. Отдельным бомбардировщикам удалось сбросить несколько бомб на город. Но, несмотря на беспокойство близких, Сергей Алексеевич убедил жену и детей остаться в квартире.

«Все мы под Богом ходим, — успокаивал он домашних, — от прямого попадания не спасёт и бомбоубежище, а от осколков и ударной волны надёжно охраняют и стены многоэтажки» . Уже в следующий налёт бомба угодила точно в бомбоубежище под аптекой на Арбатской площади, куда должна была отправиться и семья учёного. Все находившиеся там люди погибли.

В ноябре 1941-го ЦАГИ эвакуировали в Казань, а оттуда — в Новосибирск. 15 мая 1942 года Чаплыгина назначили председателем учёного совета, а 8 октября он скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг.

В каком-то смысле памятником этому человеку служит каждый отечественный самолёт. Ведь ни одна современная «железная птица» не смогла бы подняться в воздух без теоретических разработок нашего земляка.

Евгений Данилин

Газета «Панорама города», №48 (705), 2009 г.

О Научно-мемориальном музее Н. Е. Жуковского: Страна, которая летала

Сергей Алексеевич Чаплыгин
0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте