10 сентября исполнилось 105 лет со дня смерти Николая Васильевича Шумова — самого известного рязанского церковного художника начала XX века.
В дореволюционное время среди многочисленных мест, где создавались иконы в Рязанской губернии, особо выделялась мастерская Николая Васильевича Шумова. По словам дореволюционного историка Сабчакова, она снабжала работами церковной живописи «едва ли не весь мир православный, включительно до града Иерусалима и святой горы Афонской».
Работы этого иконописца имелись почти в каждом православном храме Рязани. Мастеровые под руководством Николая Васильевича обновляли фрески и иконы главных соборов в Рязани — Успенского и Христорождественского, заново расписывали церкви духовной семинарии и женского епархиального училища. Ни одна реставрация рязанских городских храмов не обходилась без Шумова и его помощников. К Николаю Васильевичу приезжали священники из сельских церквей, приходили горожане, обращались учреждения и организации. И все многочисленные просьбы в написании или реставрации икон исполнялись. Художник обладал совершенно бескорыстным и доверчивым характером. Этим зачастую и пользовались недобросовестные люди. Шумова немилосердно обсчитывали и заказчики, и посредники. Несмотря на гигантский объём работы, этот человек до конца дней своих не нажил никакого капитала.

Николай Шумов с сыном Анатолием
— Не переживай, Надюша, — успокаивал супругу художник, — ты же знаешь, что доход не бывает без хлопот. Как-нибудь обойдёмся.
Шумов многих выводил в люди и часто давал деньги в долг без отдачи. Был совершенно равнодушен к знакам отличия и любым служебным преимуществам. Даже отказался от предложенной ему приписки к сословию потомственного почётного гражданства. В ответ на пояснение о пользе данной приписки для служебной карьеры его сыновей Шумов ответил так: «Если им важны эти глупости, то сами до этих абсурдных почестей пусть и дослуживаются».
Родился Николай Васильевич в Солотче в 1827 г. С детства он трудился в иконописной мастерской Солотчинского мужского монастыря. Там и получил первоначальное художественное образование.
Как и Ломоносов, Николай Шумов почти без средств к существованию отправился в 1850 г. в Петербург. После экзаменационных испытаний его приняли учеником императорской академии художеств. Одна из работ Шумова привлекла внимание российского императора Николая I, когда тот посетил выставку учеников академии. И после этого отношение преподавателей к «нищему рязанцу» стало особым. И 27 сентября 1853 г. его утвердили в звании действительного художника Петербургской императорской академии художеств.
Николай остался в столице империи, где он обучал рисованию дочерей князя Долгорукова и писал иконы для его домашней церкви. А потом поехал в знаменитое Дивеево, где стал первым наставником открывшейся там школы живописи для монахинь и послушниц.
В Дивееве, когда Шумов заболел лихорадкой, ему привиделся святой Серафим Саровский, молчаливо указывающий больному на вход в Божий храм. И после этого художник поехал работать в древний Ярославль. В течение года получил там неожиданно много денег за свои работы и вернулся на родину. В Рязани на Семинарской улице открыл он свою иконописную мастерскую.
Высокое качество работ сделало имя Шумова популярным. От заказов не было отбою.
До октябрьских событий 1917 г. приёмные покои архиерейского дома украшали выполненные Шумовым портреты владык, руководивших Рязанской епархией: Смарагда (1858-1863), Иринарха (1863-1867), Алексия (1867-1876), Палладия (1876-1882), Феоктиста (1882-1894), Иустина (1894-1896). Сам же художник считал самыми удачными своими работами иконы святого Василия Рязанского и святого князя Романа.
Было у него 4 сына и 7 дочерей. Однако к XX в. в Рязани жил только Анатолий, служивший в контрольной палате.
Свой уход из жизни Николай Шумов предсказал загодя, в первый день наступившего 1905 года. «Не иконописец я, а богомаз, — говорил он уже перед самой кончиной. — Бога изобразить нельзя, но сила любви даёт возможность к Нему приблизиться» .
Евгений Дмитриев
Газета «Панорама города», №39 (748) 2010 г.