Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Рязанская губерния в 1812 году. Глава "Снабжение армии лошадьми".

Снабжение армии лошадьми

(Спасибо пользователю dpopov за перевод главы в текстовый формат!)

Кроме повинностей рекрутской и денежной, население, как мы говорили не один раз, было обязано поставкой на армию натурой подвод[1] и лошадей. Во время Отечественной войны, в виду полного отсутствия войскового обоза, как мы это видели опять выше, были взяты с населения на воинские надобности не одна тысяча лошадей. От населения западных и малороссийских губерний по военно-конской повинности было взято по одной лошади с каждого 500-теннаго рекрутского участка на нужды обоза и артиллерийских полков.

В октябре 1812 года Рязанская губерния наполнена была разными ремонтерами, прибывшими сюда для покупки лошадей. И Рязанский губернатор об оказании им содействия писал и городничим, и земским судам. № земскому суду[2]:
"Господин генерал-лейтенант, дежурный при главнокомандующем армиями Коновницын относится ко мне, что его светлость князь Михайла Ларионович Голенищев-Кутузов, назначив для кавалерийских полков, поименованных в прилагаемой у сего ведомости собирать ремонты в Курской и Воронежской губерниях, приказал всех ремонтеров направлять по сему назначению, дав им знать, что продовольствие ремонтов на марше и на месте должно быть от провиантского ведомства.
По поводу чего предписываю Ряжскому земскому суду в случае, ежели находиться будут в Ряжской округе ремонтеры - немедленно объявить им волю "его светлости к надлежащему со стороны их выполнение"[3].

Ведомость о кавалерийских полках, находящихся при 1-й и присоединенной к оной 2-й западных армиях, с означением куда ремонты которых полков собираться должны.

Рязанская губерния в 1812 году. Глава 'Снабжение армии лошадьми'.

В 1813 году в войсках особенно остро стал чувствоваться недостаток в кавалерийских лошадях, закупавшихся в обыкновенное время ремонтерами по вольной цене. В 1813 же году в виду недостатка лошадей разрешено было даже вместо рекрут брать лошадей.

К такой замене пришли, однако, не сразу. Сначала был испробован прежний способ покупки лошадей посредством ремонтеров, а потом "посредством дворянства"[4].

16 февраля 1813 г. министр полиции предложил Рязанскому губернатору оказать содействие к покупке лошадей для артиллерии[5]. На этот предмет обещаны, а потом и присланы были деньги. По входящему реестру значатся в присылке на покупку лошадей 20 тысяч, полученные из казначейства секретарем губернатора Степановым[6] и затем 60 тысяч рублей[7]. Рязанскому губернатору предложено было купить 360 лошадей. Так как покупка такого значительного количества лошадей ставила его в затруднительное положение, то он счел необходимым обсудить этот вопрос в собрании г. г. предводителей дворянства.

6 марта 1813 г. по этому поводу Рязанский губернатор Бухарин писал Егорьевскому предводителю:
"Для общего с г. правящим должность губернского предводителя дворянства соображения по предмету назначенной в Рязанской губернии покупки посредством дворянства 360 артиллерийских лошадей, покорнейше прошу вас, милостивый государь мой, прибыть ко мне"[8].
На совещании предводители избрали от дворянства особых комиссионеров, которым и поручили заняться закупкой лошадей для артиллерии. Этими комиссионерами по исходящему реестру значатся: кн. Гагарин, дворяне: Михаил Семенов, Матвей Воронов, Николай Цемиров, Дмитрий Аманин (?), Александр Никитин, Данил Скобельский, Павел Тарбеев, Ив. Елютин, Иванов, Александр Дубовицкий, Борис Киреев, Дмитрий Нератов, Иван Черезов. Всем им 16 марта 1813 года было послано предложение от губернатора,[9] заняться немедленно закупкой лошадей, отправившись по городам и селам уездов. Городничим и земским судам предложено оказывать им всякое содействие[10]. Для оповещения населения о покупке лошадей было широко разослано от губернатора следующее печатное объявление:
Рязань. 15 марта 1813 г. "Рязанский гражданский губернатор имеет честь известить г.г. помещиков Рязанской губернии о полученном им предписании высшего начальства, произвести поспешнее посредством дворянства закупку в армию 360-ти лошадей, годных под артиллерию".
"Лошади должны быть плотные, ширококостные, не косолапые, непотистые, не моложе пяти и не старее восьми лет, мерою не ниже одного аршина пятнадцати вершков с половиною, в упряжке бывалые, а не дикие. Жеребцы и нутрецы не покупаются, но кобылы, если только крепостью соответствуют меринам, куплены быть могут, цена каждой лошади назначена по 150 рублей".
"Г. г. помещики сим убедительно приглашаются к продаже таковых лошадей, уведомляя, за какую именно цену и сколько лошадей продать желают, прямо от себя г. губернатора, или дворянских предводителей, охотно принявших на себя обязанность содействовать к выгодной и успешной закупке. Кроме сего избраны дворянские комиссионеры, получившие поручение отыскивать в покупку лошадей, коим просит г. губернатор оказывать благосклонное содействие и уступкою за умеренную цену годных лошадей в артиллерию обязать начальство совершенною благодарностью".

Видимо, все-таки, больших надежд на скорую закупку лошадей в губернии у Рязанского губернатора не было. Поэтому 22 марта Рязанский губернатор обратился за содействием к Тамбовскому, прося его помочь сообщением сведений, нельзя ли во вверенной ему губернии достать для артиллерии 360 лошадей[11].

Время было горячее. Достать за границей лошадей для русской армии было трудно. Из Петербурга с закупкой торопили.

Поэтому 3 мая 1813 года Рязанский губернатор, извещая всех предводителей о том, что в Рязань прибыл чиновник для приема назначенных в покупку по Рязанской губернии артиллерийских лошадей, "просил приготовленных г. дворянскими комиссарами лошадей, если они годны, выслать в Рязань с особым дворянским чиновником, трезвым и надежным, каковой бы мог доставить их сюда в исправности".

"Комиссарам предложить, чтобы "по сделанному им поручению старались не упускать случаев и времени к приобретению способных лошадей, а артиллерийский приемщик будет жить в Рязани"... Деньги посылались. За каждою парою лошадей по предписанию губернатора должен быть приставлен особый человек, —проводник... Губернатор добавлял при этом, что "он уверен, что вы и в сем случае окажете старание ваше и доставите мне новый случай благодарить вас и свидетельствовать высшему начальству о беспрестанных занятиях ваших, направленных всегда к одной цели, чтобы действовать к выгодам и пользам службы".

Лошади стали поступать в июне месяце. 9 июня губернатором предложено было чиновнику Гончарову заняться приемом поступающих лошадей[12].

И только к июню месяцу составилась достаточная партия выкупленных комиссарами лошадей, каковые с г. Стоговым и были направлены в армию[13] через 3арайский уезд, а потом губернии Тульскую, Калужскую, Виленскую, Смоленскую и Могилевскую. Губернатор просил губернаторов названных губерний оказывать чиновнику Стогову всяческое содействие.

24 июля вторая партия в 180 лошадей направлена была в Слоним к армии с чиновником Гончаровым[14].

9 августа в Слоним же направлена из Рязанской губернии третья партия лошадей. Для следования с ними был назначен Обезьянинов. Все было готово в отправке. В наряд Обезьянинова уже назначены были рекруты, но сам Обезьянинов сказался вдруг больным. Губернатор однако не поверил Обезьянинову и назначил комиссию для его освидетельствования; комиссия эта состояла из акушера Тихоновича, советника Матвеева и подполковника фон-Лилаарда[15]. Болезнь Обезьянинова не оказалась серьезною. Поэтому 18 августа ему было вновь предложено немедленно следовать с лошадьми в Слоним[16].

Закупленные лошади, до времени отправки их по назначению, паслись обыкновенно на подножном корму в лугах под очередным караулом обывателей. Разумеется, порядок такой не мог пройти без недоразумений.

2 августа губернатором препровождена была Данковскому предводителю жалоба чиновника с артиллерийскими лошадьми "в недаче ему исправником обывателей для караула лошадей"[17], с просьбою уладить это дело на месте.

В Рязани, до времени отправления, лошади паслись на лугах за Трубежем, но и тут не обошлось без инцидента. Артиллерийскими лошадьми был стравлен луг священно - церковнослужителей Борисоглебского собора[18]. Потрава была признана полицейским дознанием и поэтому губернатором сообщено инспектору всей кавалерии Меллеру- Закомельскому взыскать с отправленных с лошадьми чиновников Гончарова и Стогова "за потравленные луга священников Бога вышнего Борисоглебского собора штрафа"[19].

Барон Закомельский ответил на письмо губернатора только в январе 1814 года[20], но содержание его ответа неизвестно.

Одновременно с сим возбуждено было дело и причтом Николо-Долгошеевской церкви г. Рязани о потраве казенными лошадьми Гончарова принадлежащих ему за р. Трубежем лугов[21].

Тогда было предложено Рязанскому полицеймейстеру оценить сделанную казенными лошадьми потраву[22].

И об этом факте было донесено Меллер-Закомельскому, но в этом случае, очевидно, Меллер-Закомельский отказал во взыскания с Гончарова и Стогова денег. Убытки от потравы были приняты на средства города. 15 января 1814 года Рязанская дума обратилась к полицеймейстеру о доставлении думе сведений, на какую сумму было потравлено лугов у Никольских попов?[23].

17 апреля дума уведомила губернатора, что она сделала постановление об удовлетворении священников Никольской церкви деньгами за потравленные луга[24].

Ранее мы сообщали об обращении Рязанского губернатора к Тамбовскому о содействии его к покупке лошадей. Из Рязани в Тамбовскую губернию был командирован частный пристав г. Рязани Кандауров, который 27 июня сообщал, что им там куплено 166 лошадей. Лошади переданы были Гончарову[25].

Но так как лошадей все было мало, а спрос на них явился новый, то 29 июня министр полиции вновь предложил губернатору о закупке кавалерийских лошадей для резервной армии. Во исполнение последнего предложения пристав городской полиции Кандауров 28 июля 1813 года был командирован для покупки лошадей в другую Воронежскую губернию, на что выдано ему 80 тыс. рублей[26]. Весь же кредит на этот предмет простирался до 80 тыс. руб.[27]

Благодаря особой нужде в лошадях и забота о них была громадная. Сам Министр полиции предписывал губернатору об особом содействии его к сбережению доставляемых в резервную армию лошадей и о надзоре за исправным их содержанием[28]. В своем предписании от 4 апреля Рязанский губернатор в свою очередь предлагал взять под особый надзор содержание лошадей городничим и земским судам[29]. Предводителям дворянства губернатором предложено назначить дворянских чиновников "для смотрения за лошадьми"[30] и препровождения их к месту назначения.

По всем уездам состоялись эти выборы. Это видно из донесений предводителей, но только по Скопинскому уезду названы и фамилии выбранных дворянских чиновников. Они были Миллер и Воронов[31].

Кавалерийские лошади отправлялись, прежде всего, незначительными, впрочем, партиями в Брест-Литовск в распоряжение генерала от кавалерии Кологривова[32].

В Рязанской губернии найти лошадей было трудно от того, что в ней они покупались в Казань, Владимир, Нижний, Пензу и Тамбов.

Нет определенных данных, но из зарегистрированных по входящему и исходящему реестрам бумаг земских судов, городничих и полицеймейстера видно, что на лошадях Рязанской губернии была какая-то болезнь; болезнь, впрочем, не страшная, потому что и заболевших лошадей разрешено брать в ремонт[33]. Министр полиции, разрешая заболевших лошадей брать в ремонт, предлагал, однако, передавать их в гражданское ведомство для надзора за ними в уездах штаб-лекарями.

Ветеринаров тогда еще не было. Поэтому лечение лошадей возлагалось на обыкновенных врачей. В подтверждение этого имеются данные. Так, по входящему реестру канцелярии губернатора 23 августа 1812 года значится уведомление врачебной управы о ее предписании Зарайскому земскому суду передать больных лошадей Зарайскому штаб-лекарю[34].

В 1814 году предлагалось Егорьевскому и Зарайскому городничим принять заболевших лошадей в свое ведомство для наблюдения врача[35].

2 августа 1814 года графом Комаровским предписано для чистки ремонтных лошадей приобрести щетки и скребницы, с употреблением на это необходимой суммы[36].

Но, не смотря на все эти экстренные меры, лошадей все-таки было недостаточно. Особенно сильная нужда стала ощущаться, когда наша армия была заграницей.

Вследствие этого решено было недоимочных рекрут заменить поставкой ремонтных лошадей: вместо рекрута разрешено было ставить лошадь[37].

22 сентября распоряжение это объявлено губернатором всем городничим и земским судам[38] и для ведения сообщено казенной палате[39] и рекрутскому присутствию[40].

14 октября составлено было и препровождено Рязанскому рекрутскому присутствию наставление о сборе строевых лошадей вместо рекрут и кроме сего маршрут, куда их направлять[41].

Но, видимо, поставка лошадей вместо рекрут также не была успешна. Владельцы этой заменой рекрут лошадьми не спешили. 30 октября поэтому мы видим по исход. реестру канцелярии губернатора новое предписание губернатора земским судам и городничим о скорейшем доставлении лошадей вместо рекрут[42].

Дело, тем не менее, и после этого не спорилось. Поэтому, 21 декабря военный министр[43], а 28 декабря министр полиции просили губернатора поспешить приемом и доставлением лошадей взамен рекрут по 85 набору[44].

Прием лошадей вместо рекрут продолжался еще и в 1814 году.

1 февраля 1814 года Ряжский предводитель доносил об избранных в г. Ряжске для отвода лошадей дворянских чиновниках[45].

Михайловскому, Скопинскому, Сапожковскому, Ряжскому, Раненбургскому, Касимовскому, Пронскому и Спасскому городничим[46] и земским судам[47] и Рязанскому полицеймейстеру[48] предложено принимать в свое ведение заболевших лошадей.

Сноски:

  1. О подводной повинности населения смотр. особую статью.
  2. Содержание приводится по экземпляру Ряжскому земскому суду от 11 окт. 1812 г. № 6990.
  3. Ряз. ист. арх. Дело Ряжск. зем. суда 1812 г. Предпис. губерн. за № 6990.
  4. Арх. Егорьев предв. двор. 1813 г. д. № 297.
  5. По вход реестр. канц. Ряз. гражд. губ. 1813 г. № 46.
  6. Арх. Ряз. казен. пал. Журн. общ. прис. Ряз. казен. палаты 1813 г. стр. 16 и 21.
  7. По исход. реестр. канц. Ряз. губ. 1813 г. март.
  8. Арх. Егор. предв. двор. Отнош. губерн. от 6 марта 1813 г. № 2172. Такие же приглашения посланы и другим предводителям.
  9. По исход. реестр. канц. губ. 1813 г. 16 марта №№ 2556 - 2580.
  10. Там же, №№ 2535 – 2554.
  11. По исход. реестр. канц. Ряз. гражд. губ. 1813 г. отнош. 22 марта 1813 г. № 2707.
  12. По исход. реестр. канц. губ. 1813 г, предписан. от 9 июня того года. К Гончарову лошади поступали партиями от 20 до 25 лошадей.
  13. По исход. реестр. канд. Ряз. губ. 1813 № 4500.
  14. Там же, предпис. губерн. 24 июля 1813 г. №4830.
  15. По исход. реестр. канц. Ряз. гражд. губ. 1813 г. № 5156.
  16. Там же, № 5399.
  17. Там же, № 5070.
  18. По вход. реест. кан. Ряз. гражд. губ. 1813 г.
  19. По исход. реестр. канц. Ряз. гражд. губ. 21 авг. 1813 г. № 5352.
  20. По вход. реестр. канц. Ряз. гражд. губ. 1813 г. № 42.
  21. По исх. реестр. канц. губ. 1813 г. № 4550.
  22. По исх. реестр. канц. Ряз. гражд. губ. 1813 г. № 4561
  23. Там же, за 1814 г. № 223.
  24. По вход. реестр. канц. губ. 1814 г. Предст. Ряз. думы 17. апр. 1814 г. № 618.
  25. По вход. реестр. канц. Ряз. губ. 1813 г. 27 июня № 4296.
  26. По исх. реестр. канц. Ряз. губ. 1813 г. № 4300.
  27. Арх. Ряз. Каз. Пал. Журн. общ. прис. палаты 1813 г. июль, стр. 135
  28. По вход. реест. канц. Ряз. гражд. губ. 1814 г. Предлож. м-ра полиции от 22 марта № 184.
  29. Там же, №№ 1606 - 1614.
  30. Там же 1813 г. № 3840.
  31. По вход. реест. канц. Ряз. гражд. губ. 1814 г. № 334.
  32. По исх. реестр. канц. Ряз. гражд. губ. 1813 г. за 1 сент. № 5597.
  33. По исх. реестр. канц. Ряз. гражд. губ. 1814 г. предлож. городничим.
  34. По вход. реестр. канц. губ. 1812 г. 23 авг. № 4016.
  35. По исход. реестр. канц. губ. 1814 г. №№ 115 - 116,117 - 118.
  36. По вход. реестр. канц. губ. 1814 г. янв. № 2.
  37. По исход. реестр. канц. губ. 1813 г. 22 сент. № 5937.
  38. По исход. реестр. канц. губ. 1813 г. 22 сент. 1813 г. №№ 5938 - 5949 и 5950 - 5961.
  39. Там же, № 5962.
  40. Там же, № 5963.
  41. Там же, № 6912.
  42. Там же, предп. губерн. от 30 окт. 1813 г. №№ 7142 - 7147.
  43. По вход. реестр. канц. губ. 21 дев. 1813 г. № 542.
  44. Там же № 554.
  45. По вход. реестр. канц. Ряз. губ. 1814 г. № 258.
  46. По исх. реестр. канц. Ряз. губ, 1814 г. предп. губерн. городничим № 157 - 166.
  47. Там же, предпис. губерн. земским судам №№ 167—175.
  48. Там же, № 179.

Рязанская губерния в 1812 году преимущественно с бытовой стороны. Материалы для истории Отечественной войны.

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте