Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Три встречи с лесовичком на экологической тропе

Валерий КУПРОВ,
г. Рязань.

Если вы считаете себя туристом, то можете отправиться в путешествие в лес. Три раза вы встретитесь с Лесовичком и по экологической тропе дойдете до Поляны чая, загадок и цветов, попадете в "Зеленую аптеку" и узнаете, о чем говорят цветы в русской поэзии. Лето – самое подходящее время для прогулок, только не забудьте повторить правила поведения в природе. В этом вам помогут материалы, предложенные Валерием КУПРОВЫМ, г. Рязань.

Встреча 1. В лесу

Дети по тропинке входят в лес.

Сопровождающий. Ребята, тропинка привела нас в лес. Давайте поздороваемся с лесом.

Дети. Здравствуй, лес, полный сказок и чудес!

Один из участников встречи читает стихотворение С.Погореловского.

Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Что в глуши твоей таится?
Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои!

Сопровождающий. Ребята, а ну-ка посмотрите вон туда. К нам из леса кто-то идет. Кто же это? Вы узнали, наверное, уже?

lesovik1.jpg

Дети. Это Лесовичок!

Лесовичок. Неужели мальчики и девочки пожаловали ко мне в гости? Как я вам рад, как я рад! Давно ко мне никто не приходил, все один да один. Скучно мне стало. Ребята, а что вам больше всего нравится в моем лесу?

Лесовичок слушает ответы детей.

Лесовичок. Вы, я вижу, любите природу. Добро пожаловать в лес. Послушайте, как шумит лес, полюбуйтесь его красотой. У меня для вас три задания припасены. Ответите на них – смело заходите в глубь моего леса! Знаете ли вы, как вести себя в лесу?

Дети называют правила поведения в лесу.

Лесовичок. А ну-ка назовите деревья, которые растут в лесу.

Дети называют.

Лесовичок. А знаете ли вы, какое дерево называют сладким?

Дети. Это липа.

Лесовичок. Ай да молодцы, ребята! А теперь пойдем по тропинке на поляну. Эта полянка не простая, называют ее "Зеленой аптекой". А почему она так называется, вы потом мне скажете.

Учитель. Растения не только украшают русский лес, но и приносят немалую пользу людям: лечат их. Леса называют зеленой аптекой и легкими нашей планеты. И не зря. Лесные растения выделяют много кислорода и поглощают большое количество углекислого газа. Подсчитано, что один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании 200 человек. Лес очищает воздух и от пыли. Она оседает на листьях, а потом дождем смывается на землю.

Лесовичок. А ответьте-ка, ребята, на такой вопрос: почему люди называют лес защитником водоемов?

Дети. Реки, по берегам которых вырублен лес, быстро мелеют. А дело в том, что в лесу талая и дождевая вода медленно просачивается в почву и оттуда постепенно попадает в речку, как бы питает ее. Если же лес будет вырублен, вода быстро стечет в реку по поверхности почвы. Может возникнуть наводнение. Зато потом в реку долго не будет притока воды, река обмелеет.

Учитель. Ребята, ответьте Лесовичку, почему эту поляну называют "Зеленой аптекой".

Дети. Подорожник: если поранишь руку, надо вымыть лист подорожника и приложить его к ране. Рана скоро заживет.
– Чистотел: в стебельке у этого растения есть желтый сок, он лечебный. Если помазать ранку этим соком, ранка быстро заживет. В рот же брать это растение нельзя, потому что сок чистотела очень горький.

– Мать-и-мачеха: это растение лечит кашель. Его сушат, а потом заваривают как чай и пьют.

Лесовичок. Молодцы! Пойдемте дальше по нашей тропинке.

Учитель. Ребята, посмотрите: кто это наш встречает на экологической тропе?

Дети. Викторина!

Входит Викторина.

Викторина. Да. Это я – Викторина. Ожидала вас, припасла вам вопросы о лесе. Ответите – молодцы, а если нет, не печальтесь, помогу уж вам. Вот мои вопросы. Какие цветы первыми расцветают у нас весной?

Дети. Мать-и-мачеха, пролеска и другие подснежники.

Викторина. Какие съедобные грибы появляются первыми?

Дети. Сморчки и строчки.

Викторина. Листья каких деревьев осенью краснеют?

Дети. Рябины, осины, клена.

Викторина. Какую ягоду можно собирать осенью, зимой и даже весной?

Дети. Клюкву.

Викторина. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах?

Дети. Яйца легко помять, особенно насиженные.

Викторина. Я довольна вами, ребята. Идите на встречу с Осенью. Она вас давно ждет.

Осень. Здравствуйте, дорогие и желанные гости! А вы знаете, почему я вас так называю? Пока вы шли по экологической тропе, мне сообщили, что идут ребята, которые знают правила поведения в лесу, лекарственные растения. Идут друзья леса! Это же прекрасно, значит, вы и мои друзья! Я вам приготовила загадки на листочках. Вот они, отгадывайте их.

Всех наградила, всех погубила.

Дети. Осень.

Осень. Дождь поливает, когда это бывает?

Дети. Осенью.

Осень. В тучах прячется во мгле, только ноги на земле.

Дети. Дождь.

Осень. Сидит – зеленеет, летит – желтеет, падает – чернеет.

Дети. Лист дерева.

Осень. У меня свои повадки: я всегда играют в прятки.

Дети. Гриб.

Осень. Все мои загадки вы отгадали. Лесовичок, веди ребят дальше в лес. Им можно доверять тайны нашего леса.

Лесовичок. Вы не устали? Шагаем вперед, но, чур, тихо! А это кто нам идет навстречу?

Дети. Лесник.

Лесник. Пожалуйте в мой лес. Сороки донесли мне, что идут ребята, которые все про лес знают и любят лес. Это отрадно. Присядем на полянке и послушаем мой рассказ.

Шли по дороге вы, к лесу пришли,
Где деревья шумят да ромашки цветут.
Сразу дорога сказкою стала,
Тропкой в лесную чащу вбежала.
Шли по тропе вы, солнце светило,

Много чудес вам тропинка открыла!

Лесник рассказывает о жизни и красоте леса, говорит об опасности костров в лесу. Закончив рассказ, он вручает ребятам памятки "Как разводить костер".

Как разводить костер

1. Дети не должны разводить костер без старших.
2. Костер нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Нельзя разводить костер без надобности!
3. Нужно тщательно выбирать место для костра. Вблизи не должно быть ничего, что может загореться.
4. Лучше разводить костер на старом кострище. Если же его нет, надо лопатой снять дерн (верхний слой почвы вместе с растениями) и разводить костер в образовавшейся ямке.
5. Уходя, надо обязательно погасить костер: залить водой или засыпать песком. А дерн положить на место.

Учитель. Ребята, вот и кончается первая встреча на экологической тропе с Лесовичком. Расскажем ему еще раз правила поведения в лесу?

lesovik2.jpg

Дети показывают нарисованные заранее плакаты и называют правила. Учитель записывает их на доске.

На доске.

  • В лесу нельзя шуметь, потому что можно напугать лесных жителей.
  • Нельзя ломать деревья.
  • Запрещается рвать большие букеты цветов.
  • Нельзя разорять муравейники, так как муравьи – санитары леса.
  • Запрещается разорять гнезда птиц и бросать в них камни.

Лесовичок. Иногда в лес приходят такие ребята, которые ломают деревья, разоряют муравейники. Можно этих ребят ко мне на тропинку отправить, чтобы выучили правила поведения в лесу. А теперь давайте прощаться. Жалко мне с вами расставаться, да ждут меня великие лесные дела. А вы приходите ко мне, не забывайте меня! До встречи на экологической тропе!

Встреча 2. На Поляне цветов

Почтальон. Ребята, это вы собираетесь на Поляну цветов? У меня для вас письмо. Вот, получите его. Оно пахнет цветами! Счастливого похода на цветочную поляну!

Учитель. Какое необычное письмо, с запахами цветов! Но от кого же оно? Давайте прочитаем.

Учитель читает письмо.

Дорогие друзья! Вы меня еще не забыли, а я вас помню. Помню и приглашаю в гости. Теперь экологическая тропа приведет вас на удивительную Поляну цветов! И ждет вас сюрприз на экологической тропе. Но найдете вы его, если выполните все задания на каждой стоянке тропы. Удачи вам, мои юные друзья-цветоводы!

Ваш Лесовичок

Учитель. Загадочное письмо пришло от старого друга Лесовичка. Ну что, ребята, найдем сюрприз нашего старого друга? Тогда в поход, в дорогу! Так, а что еще вложил в письмо Лесовичок? Это первое его задание.

Ребята рассматривают картосхему.

Дети. Это лесной дом. Он у нас на первой станции.

Учитель. Нам надо пойти на первую станцию, которая называется "Войди в природу другом".

Учитель и ребята рассматривают экологическую карту тропы, вложенную в письмо.

Учитель. Идем вперед. Вот и первое дерево на нашем пути. На нем конверт. Посмотрим, что же в нем. Здесь какая-то схема. Оказывается, нелегко пройти и встретиться с сюрпризом Лесовичка.

Ребята выполняют задание: пробегают в наклон змейкой между деревьями, перелезают через пни разной высоты, на руках переправляются к указанному учителем дереву, играют в подвижную игру по выбору.

Все задания можно выполнять на спортивной площадке.

Учитель. Поспешим на следующую станцию. Идем по тропе осторожно, тихо, чтобы не спугнуть лесных жителей. Где же Лесовичок приготовил нам свой цветочный сюрприз?

Ученик 1. Смотрите! Вот какая-то коробка на дереве. Это, возможно, и есть его сюрприз!

Учитель. Достану я коробку эту и ее открою.

Открывает, видит там записку, читает.

Друзья мои! Цветочная чудо-поляна ждет вас! На этой станции вам необходимо назвать все лекарственные цветы. Можете стихи об этих цветах прочитать. Буду рад! Удачи вам! До встречи!

Лесовичок

Ребята рассматривают на поляне цветы, называют их, рассказывают о них. Учитель обобщает ответы ребят. Учитель заранее побывал на этой поляне и приготовил детям рассказы и стихи о лекарственных цветах.

Ученик 1.

Если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Дети. Ромашка.

Ученик 2.

Путника друг,
Скромный, невзрачный листок.
Ты на порезанный палец

Нежной заплаткою лег.

Дети. Подорожник.

Ученик 3.

Распустился ландыш в мае
В самый праздник – в первый день,
Май цветами провожая,

Распускается...

Дети. Сирень.

Ученик 4.

И вся благоухая,
Роняя лепестки,
Цветет, цветет...

В овраге у реки.

Дети. Черемуха.

Учитель. Знаете ли вы, какие цветы используются в медицине для приготовления лекарств?

Дети. Ландыш, календула, шиповник, ромашка, василек синий, клевер луговой, мальва лесная, мать-и-мачеха, маргаритка, одуванчик, первоцвет, фиалка трехцветная, или анютины глазки, медуница.

Ученик 5.

Медуница лекарственная.
Это прозвище недаром
У красивого цветка.
Капля сочного нектара
И душиста, и сладка.
От простуды излечиться

Вам поможет медуница.

Ребята с учителем идут на последнюю станцию. Когда они доходят до этой станции, то вдруг слышат музыку, удивляются, что это может быть. Дойдя до дерева, на котором висят разноцветные флажки со словом "Сюрприз", ребята видят, что им навстречу идет веселый и довольный Лесовичок.

Лесовичок. Вот, ребята, и выполнили вы все мои задания. Да так умно и старательно! А сюрприз-то не нашли! Ну ничего, это еще впереди. А сначала я хочу с вами поиграть, проверить, какие вы ловкие, сильные и смелые. Сейчас вот я вас поймаю!

Лесовичок с ребятами играет в догонялки. Затем участники тропы ловят его.

Лесовичок. Ой, мои гости-ребятки! Как я устал. Вот посох мой волшебный. Кто через него перепрыгнет?

Ребята прыгают. Лесовичок очень незаметно уводит ребят к тому месту, где находится сюрприз.

Лесовичок. Ох, как я, старенький, устал, как я утомился. Вот сейчас чай из разных трав мне бы пригодился. А вам, ребята?

Дети. Да!

Лесовичок. Теперь пойдем на Поляну чая. Там и ждет вас сюрприз.

Дети идут в "Уголок леса". Там ребята находят термосы с чаем, приготовленные родителями. Лесовичок угощает всех чаем. Все вместе – дети и взрослые – поют песни, отдыхают.

Цветут и распускаются
От теплоты лучей
Цветы отчизны радостной,
Цветы страны моей!
Собрались мы
И весело заводим хоровод.
Поем мы хором песенку,
Поляна вся цветет!
Пускай нас греет солнышко,
Ласкает тишина,
Цвети еще прекраснее,

Любимая страна!

Учитель. А вот и следующее задание. Кто прочитает из вас?

Участник похода читает.

Молодцы, ребята! Знаете вы лекарственные цветы! Это хорошо. А сейчас вам надо дойти до станции "Цветочная поляна загадок", где вы отдохнете и отгадаете мои загадки. До скорой встречи!

Лесовичок

Учитель и ребята идут по тропинке, находят яркий конверт с загадками. Учитель читает разноцветные листочки с загадками, дети отгадывают.

Учитель.

Белые горошки

На зеленой ножке.

Дети. Ландыш.

Учитель.

Меня называют царицей цветов
За цвет и за запах моих лепестков.
Хоть куст мой зеленый вас ранить готов,

Но кто не простит мне колючих шипов?

Дети. Роза.

Учитель.

Стоит кудряшка – белая рубашка,

Сердечко золотое. Что это такое?

Дети. Ромашка.

Учитель.

Тот, кто на поле бывал,
Тот, наверное, замечал,
Как вьется розовый цветок,

Он называется...

Дети. Вьюнок.

Учитель.

На солнечной опушке я расцвела.
Лиловенькие ушки тихонько подняла.
В народе говорят:
"В траве она хоронится,
Не любит лезть вперед".
Но всякий мне поклонится

И бережно возьмет.

Дети. Фиалка лесная.

Учитель.

Волшебница-полночь по лесу бродила
И бусинки-звезды в траву уронила.
А утром из теплой апрельской земли

Те белые звезды цветами взошли.

Дети. Звездочка лесная.

Учитель. Название какого цветка состоит из частицы, предлога и названия сторожевого помещения?

Дети. Незабудка.

Учитель. Название какого цветка – кондитерское изделие?

Дети. Ирис.

Учитель.

В моей белой чашке для всех ароматы
И пыль золотая для пчелки мохнатой.
Хоть стебель мой строен, головка красива

И листик мой длинен, я – не спесива.

Дети. Лилия.

Учитель.

В траве густой, зеленой он выглядит нарядно,
Но с пашен, как сорняк, он изгнан беспощадно.
Головка голубая и длинный стебелек,

Но кто его не знает? Это...

Дети. Василек.

Звучит песня Юрия Антонова "Не рвите цветы".

Учитель. Ребята, а вы бы как поступили, повстречав красивые цветы?

Ученик.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все, и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Учитель. Вот какие удивительные цветы растут в лесах, на лугах и полях. Мы увидели, узнали много цветов России. А теперь назовите родственные слова к слову "цветок". Полагаю, тем самым мы ближе окажемся к сюрпризу Лесовичка.

Дети. Цветок, цвет, цветочек, цветик, цветник, цветочница, цветение, цветовод, цветастый, цветочный...

Учитель. Ребята, посмотрите, к нам кто-то идет. Кто же это? Ребята, а вы не узнаете, кто это?

Дети. Это помощник Лесовичка – Словаренок.

Словаренок.

Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,

Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

Юные друзья цветов! А знаете ли вы, что означает тот или иной цветок? (Молчание.) Ну не горюйте, я вам уж так и быть помогу. Мои помощники сейчас вам поведают значение цветов.

Выходят дети и говорят о лексическом значении цветов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Словарик цветов

lesovik3.jpg

Астра – звезда, вечность красоты.

Бархатец – бессмертие.

Бутон розы – влюбленная, любовь, влюбленность.

Василек – веселость, верность и доверие.

Вьюнок – упрямство.

Гвоздика – честь и свобода, верность.

Георгины – новость.

Гиацинт – склонность к продолжительной привязанности.

Гладиолус – дружба, верность и благородство.

Иван-да-Марья – сердечный обман.

Колокольчик – болтливость.

Ландыш – тайная любовь, излияние сердца, ласка.

Лилия белая – честность, невинность, чистота.

Лилия водяная – успокоение.

Лютик – печаль, разлука.

Мать-и-мачеха – доказанная справедливость.

Мак – душа нараспашку.

Маргаритка – цветок рыцарей, любви и гаданий.

Нарцисс белый – кротость, смирение.

Нарцисс желтый – самовлюбленность.

Настурция – страстная любовь.

Незабудки – память, постоянство, верность.

Ноготки – ревность и тревога.

Одуванчик – пытливость.

Пион – пламенная любовь.

Тысячелистник – недоверие и болтуны.

Ромашка – милая простота.

Тюльпан – большое счастье, гордость.

Учитель. К путешествию на цветочную поляну мы готовились серьезно и немало. В течение нескольких специальных занятий на уроках литературного чтения, природоведения, рисования и музыки читали поэтические тексты, взятые из русской литературы прошлого и настоящего. Словаренок от нас, возможно, пойдет к Лесовичку. Он-то ведь знает, где живет его старый друг? Порадуйте их поэтическими строками о цветах.

Дети читают стихотворения.

ЦВЕТЫ

По утрам умываясь росой,
Как цвели они! Как красовались!
Но упали они под косой,
И спросил я: – А как назывались? –
И мерещилось многие дни
Что-то тайное в этой развязке:
Слишком грустно и нежно они

Назывались – "анютины глазки".

(Н.Рубцов)

ФИАЛКА

На солнечной опушке
Фиалка расцвела –
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
Не любит лезть вперед.
Но всякий ей поклонится

И бережно возьмет.

(Е.Серова)

МИЛЫЙ САД

Посадили мы в саду
Цвет душистый – резеду,
У крыльца для тени –
Два куста сирени.
Вдоль аллейки – ноготки,
Ярко-рыжие цветки,
А на главной грядке –
Астры в беспорядке.
Прямо к окнам, на фасад,
Цепляется, вьется,
Лезет дикий виноград,
Лезет – не сдается.
А на самом на виду
Будут георгины...
Посадили мы в саду
Деревце рябины.
Зеленеет милый сад,
Расцветает пышно.
Птицы в нем поют, свистят,

Далеко их слышно.

(Е.Благинина)

ЛАНДЫШИ

Проснулся лес, весной разбуженный,
Деревья по ветру парят,
Веселых ландышей жемчужины
Под каждым кустиком горят.
Пусть дуют ветры прокаленные,
И дождик хлещет на цветок,
Но лес зелеными ладонями

Прикрыл дрожащий огонек.

(С.Красиков)

lesovik4.jpg

ЛЮТИК

Звать его нам нечего,
Он и так придет,
Расцветет доверчиво
Прямо у ворот –
Солнцем налитой

Лютик золотой.

(Е.Серова)

КОЛОКОЛЬЧИК

Рассветное пламя
Изодрано в клочья.
Звенит над лугами
Весь день колокольчик.
О, сколько в нем страсти!
О, сколько в нем пыла!
От знойного счастья
Лужайка застыла.
Под выплески солнца
Смеется влюбленно.
И пьет-не напьется

Лилового звона.

(С.Красиков)

ГВОЗДИКА

Погляди-ка, погляди-ка,
Что за красный огонек?
Это дикая гвоздика
Жаркий празднует денек.
А когда настанет вечер,
Лепестки свернет цветок:
– До утра! До новой встречи! –

И погаснет огонек.

(Е.Серова)

ПИОН

Взгляните на раскрывшийся пион
С пунцовыми литыми лепестками,
И он напомнит вам волшебный сон,
Волшебный сон из сказки с чудесами.
Он затаенным пламенем горит,
Но ярко лепестки его лучатся,
И аромат такой вокруг разлит,

Что можно в аромате искупаться.

(С.Красиков)

ОДУВАНЧИК

Разливает белый сад,
Знойный, душный запах.
Одуванчики стоят
В облачных папахах.
Тихо клонятся к ногам,
Слабый ветер дунет –
И осыплет на луга

Белый пух июня.

(С.Красиков)

ЧЕРЕМУХА

И вся благоухая,
Роняя лепестки,
Цветет, цветет черемуха
В овраге у реки!
С утра до поздних сумерек
Со всех концов земли
К цветам ее торопятся

Тяжелые шмели.

(В.Жуковский)

Встреча 3. До свидания, лес, полный сказок и чудес!

За время подготовки и проведения заключительной встречи на экологической тропе дети не только ближе познакомятся с природой, но также получат знания и навыки по туризму. Эту встречу желательно проводить в конце лагерной смены, причем она может быть заключительным мероприятием по экологическому просвещению детей.
План в ярком и красочном оформлении должен быть вывешен за 5–8 дней до проведения заключительной встречи с Лесовичком. Для более близкого знакомства с окружающей природой необходимо с каждым отрядом младших классов (можно и средних классов) в течение смены совершить 1–2 экскурсии в лес, на луга и водоемы, показать детям растения, животных, рассказать об условиях их жизни, пользе или вреде, которые они приносят человеку.

Заключительная встреча рассчитана на два дня:

  • 1-й день –игра "Путь лесного следопыта". Эстафета Лесовичка;
  • 2-й день – конкурсы, викторины, итоговая линейка. Вечером – костер для Лесовичка.

Последовательность частей встречи можно изменить в зависимости от местных и природных условий и от возможностей.

Ведущий. Ребята, сегодня чудесная погода, лагерная смена близится к концу, позади две встречи с Лесовичком. Пойдем гулять в лес, на нашу старую, так полюбившуюся всем нам, поляну. Рассмотрим деревья, траву, цветы, послушаем пение птиц, погреемся на солнышке, проведем игру "Путь лесного следопыта". И непременно встретимся в третий раз с Лесовичком. Только давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу? Можно ли ломать ветки? Рвать много цветов? Пугать птиц? Громко разговаривать в лесу? Сшибать несъедобные и старые грибы?

Дети отвечают.

Участники последней встречи идут в лес, останавливаются на поляне и видят ужасную картину.Здесь Баба-Яга и Леший хулиганят (ребята, исполняющие этих героев, заранее готовились в лагере, приходили на эту поляну).

Баба-Яга. Чой-то я сегодня, милый друг, какая-то вредная. Не люблю, когда в лесу красиво, когда окаянные птицы поют, у меня от них голова болит. Не люблю, когда кругом тишина и покой. Давай мы с тобой, дружочек, все здесь по-своему переделаем! А?

Леший. Это ты хорошо придумала, Бабуся-Ягуся! Ты цветов нарви, да побольше. Кикимора их очень любит. А я веточек для веников наломаю, вот будет нам хорошая банька!

Баба-Яга. Молодец, Леший!

Баба-Яга и Леший начинают безобразничать, громко кричать. Потом Леший лезет в гнездо.

Ведущий. Ребята, что мы видим! Ужас какой! Хорошо или плохо делают Баба-Яга и Леший?

Дети. Плохо! Так делать нельзя. Их надо остановить.

Ведущий. Крикнем все громко: "Нельзя!"

Дети (хором). Нельзя! Нельзя!

Баба-Яга. Ой, что это? Гром, что ли? Али сила нечистая? Мы, кажется, ее и не звали, сами все управимся.

Леший от крика ребят падает с дерева и за ним "гнездо с птенцами".

Леший. Ой, боюсь! Сгинь нечистая сила! Сгинь! Ой-ой-ой!

Ведущий. Это вы тут хулиганите, все ломаете, рвете, гнезда разоряете?

Леший. Бабусенька-Ягусенька, к нам гости пожаловали! Милые гости, не ждали мы вас, а то бы побольше нарвали цветов, наломали веток, вместе бы в баньку сходили. Хи-хи-хи! Вы, наверное, тоже вредные, не любите природу, все живое и красивое, все поющее и все цветущее? Бабуся, давай их пригласим вместе с нами похулиганить.

Баба-Яга. Проходите, гости дорогие. Будем вместе вредничать и безобразничать.

Ведущий. Друзья, надо что-то делать, как-то остановить Бабу-Ягу и Лешего.

Кто-то из детей предлагает позвать старого друга Лесовичка. Все дружно зовут Лесовичка.

Лесовичок здоровается с ребятами.

Лесовичок. Ах вы, нехорошие! Это что же вы творите? (Обращается к Бабе-Яге и Лешему.) Разве можно лес обижать? Цветы и веточки ломать? Птичьи гнезда разорять? Грибы и ягоды топтать? (Обращается к детям.) А вы как считаете, мои юные друзья?

lesovik5.jpg

Дети (хором). Конечно, нельзя. Ведь деревья, цветы, трава и птицы – все они живые.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они –
На планете мы останемся одни!
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Прекрасна, прекрасна родная Земля,
Прекраснее не найти никогда.
Зеленые дали, леса и поля,

И синяя в речке вода.

Леший. Ребятушки, мы все поняли и теперь не будем вредничать и хулиганить в лесу. Бабуся-Ягуся, это ты первая начала вредничать. Уйду я далеко в лес, не хочу больше с тобой дружить. (Уходит с поляны.)

Баба-Яга просит прощения у детей, обещает бережней относиться к природе.

Лесовичок. А теперь приберемся на поляне, соберем весь мусор. Баба-Яга, помогай и ты нам.

Участники встречи наводят порядок на поляне и вокруг.

Лесовичок. Вот и порядок на поляне, сразу стало чисто и красиво. Теперь можно начать игру "Путь следопыта".

В игре проверяются знания ребят о природе. Игра проводится с помощью вожатых. В ней участвуют дети от 7 до 12 лет. Отряд разбивается на три звена.

Задания звеньям.

1. Описать 3–5 растений (текст-описание).
2. Описать 3–5 полезных птиц и зверей (текст-описание).
3. На маршруте № 1 отгадать предложенные старшими ребятами загадки о природе.
4. На маршруте № 2 закончить пословицы и поговорки о природе.

5. На маршруте № 3 выразительно прочитать (наизусть) заранее приготовленные стихи о природе, об охране природы.

Подготовка игры

Для проведения игры "Путь следопыта" выбирается участок леса (не более 3 км), желательно с просеками и дорогами. На краю леса выбирается поляна для общего сбора. От поляны надо наметить исходные места для трех маршрутов. У начала каждого маршрута перед игрой прячется вторая половина письма (можно в спичечном коробке). Подготовку маршрутов, раскладку заданий и вывод на начало маршрутов должны делать проводники из числа старших ребят.

Примерный текст письма

Первая половина выдается на руки старшему звена по жребию.

Пройдите 10 шагов от сосны по прямой линии и ищите свое задание. Пройдите 10 шагов вправо от сосны (для 2-го звена) и также ищите свое задание. Для 3-го звена предлагается пройти 10 шагов влево.

Вторая половина прячется у начала маршрутов – после 10 шагов.

На маршрутах игроки должны на деревьях увидеть для каждого звена определенного цвета флаг: красный, зеленый, синий, снять его и продолжать путь дальше, выполняя задания, которые будут предлагать вожатые на маршрутах.

Чем полнее и лучше будут выполнены задания на всех пунктах маршрута, тем больше будет набрано очков. У старшего звена на руках карточка учета заданий.

lesovik6.gif

После обеда – эстафета и подведение итогов первого дня.

Содержание эстафеты

В эстафете участвуют те же дети, что и в игре. На каждый этап выставляется по одному человеку. В качестве эстафетной палочки служит рюкзачек.

1. Бег 80–100 м.
2. Переход по буму.
3. Подъем по дереву (по столбу) – 4–5 м – за укрепленным флажком.
4. Определение высоты дерева любым способом.
5. Нахождение различных мелких пред-метов, расположенных на протяжении 10–15 м.
6. Определение деревьев и кустарников по веткам (три–четыре вида).
7. Преодоление условного "болота" по "кочкам" и прыжок через "ров" с шестом.
8. Определение названий цветов (три–четыре вида).

9. Метание мяча в цель (каждый член звена по одному разу).

У каждого этапа выставляется посредник, отмечающий правильность прохождения этапа и все отклонения или недовыполнения. Эстафета оценивается по количеству полученных очков и по этапам с учетом времени. За неправильность или недовыполнение задания очки снижаются. Оценка эстафеты входит в общее первенство, с учетом итогов игры "Путь следопыта".
Загадки, пословицы, поговорки и стихотворения о природе можно найти в разных сборниках и книгах.
При подведении итогов первого дня обязательно присутствует Лесовичок, который поздравляет всех ребят: "Родную природу, цветущий наш край всем сердцем люби, береги, охраняй!"

На территории лагеря звучат из репродуктора песни "Живи, родник, живи!", "Не рубите, мужики!" и "Скворцы" (Н.Расторгуев).

Во второй день можно провести конкурсы, викторины, игры. Конкурсы (их условия сообщаются заранее): на лучший букет, на лучшее блюдо из растений леса, чай из листьев брусники, вереска или шиповника, на лучший рисунок (дети готовят зарисовки леса, его обитателей, лесных походов, экскурсий и т.п.), аукцион цветов и птиц. Ведущий называет какую-нибудь букву алфавита, а дети говорят названия цветов или птиц, начинающиеся с нее. Выигрывает тот, кто назвал последний цветок или птицу на эту букву. Ему вручается приз – лучшая самоделка из материалов леса (из коры, шишек, желудей, цветов, семян, трав, веточек, сучьев и т.п.). Жюри организует выставку этих поделок и оценивает их качество.

Викторина "Пусть бьется зеленое сердце природы!"

Все вопросы викторины вывешиваются на большом листе, и дети готовятся к ней.

1. Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки и строчки.)
2. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими.)
3. Какой у нас самый маленький зверек? (Землеройка-малютка. Длина ее всего 3,5 см, без хвоста.)
4. У каких певчих птиц самцы красные, а самки зеленые? (У клестов.)
5. Почему весной не охотятся на пушных зверей? (Весной пушные звери линяют, теряют густой и теплый подшерсток, это обесценивает мех. Кроме того, весной у зверей детеныши.)
6. Какие цветы первыми расцветают у нас весной? (Мать-и-Мачеха, пролеска и подснежники.)
7. Кто раньше появляется весной: летучие мыши или летучие насекомые? (Летучие мыши появляются после вылета насекомых, которыми они питаются.)
8. Какие жуки носят название того месяца, в котором появляются? (Хрущи – майский и июньский.)
9. Почему стрекочут кузнечики? (На ноге у кузнечика зазубринка, на крыле – зацепочки. Треск получается от трения ноги о крыло.)
10. У кого на ногах уши? (У кузнечика. Орган слуха у него помещается не в голове, а в голени передней пары ног.)
11. Какая птица кричит, как кошка? (Иволга.)
12. Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка.)
13. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах? (Яйца легко помять, особенно насиженные.)
14. Какой зверек вьет гнезда на траве и в кустах? (Мышь-малютка.)
15. Есть ли у нас хищные растения? (Есть. На моховых болотах растет росянка, которая ловит садящихся на ее круглые клейкие листочки комаров, мошек и других насекомых. В реках и озерах растет пузырчатка, она ловит забирающихся в ее пузырьки водяных рачков и насекомых.)
16. Кто строит себе под водой дом из воздуха? (Водяной паук-серебрянка.)
17. В какое время года хищным зверям и птицам сытней всего живется? (Летом, когда много беспомощных птенцов и зверят.)
18. Какие звери летают? (Летучие мыши и белки-летяги, полетухи; живущая в наших лесах белка с кожистыми перепонками между лопатками.)
19. Какие ядовитые грибы встречаются в наших лесах? (Бледная поганка, мухомор, ложный опенок, ложная лисичка.)
20. Какую ягоду можно собирать осенью, зимой и весной? (Клюкву.)
21. Из сока какого дерева можно получить сахар? (Из сока клена.)
22. Какой лесной житель сушит себе грибы на деревьях? (Белка.)
23. Что делают мелкие птички, когда днем заметят сову? (Собираются стаями, кричат и кидаются на сову, пока не прогонят.)
24. Какая самая маленькая птичка в наших лесах? (Королек.)
25. У какого зверя осенью в листопад еще родятся детеныши? (У зайчихи. Поздние зайчата так и называются "листопадники".)
26. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, осины, клена.)
27. Куда зайцу удобнее бежать: с горы или на гору? (На гору, так как у зайца передние ноги короткие, а задние – длинные.)
28. Из какого сорного растения сырых и тенистых мест можно приготовить вкусный салат? (Из мокрицы.)
29. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него.)
30. Что можно приготовить из лопуха? (Корни лопуха, собранные весной или осенью, заменяют морковь и петрушку. Их можно есть сырыми, печеными и жареными. Из них можно получить повидло, лекарство для наружного употребления – при нарыве и лишаях, репейное масло. Из семян можно сделать игрушки, а из листьев – шляпу.)
31. Какие дикорастущие растения могут заменить картофель? (Корневище стрелолиста, который растет по берегам рек и прудов. Он содержит 35% крахмала. Корень лопуха, который содержит 45% крахмала. Если собрать корни лопуха рано весной, обмыть, высушить и испечь на костре или на плите, то он вполне тоже может заменить картофель. При поджаривании образуется сладкая, румяная корочка.)
32. Как отличить ужа от гадюки? (По бокам головы ужа два белых или оранжевых пятна.)
33. Какая птица дольше всех живет? (Ворон.)
34. Назови трех–четырех животных, впадающих на зиму в спячку. (Медведь, сурок, черепаха, еж, бурундук.)
35. Какая птица наших мест выкармливает птенцов зимой? (Клест.)
36. Какие виды ласточек живут у нас? (Касатка, городская и береговая.)
37. Кто прилетает раньше весной: ласточки или стрижи? (Ласточки.)
38. Вьют ли наши перелетные птицы гнезда на юге? (Нет.)
39. Какая маленькая птица своих птенцов выкармливает рыбой? (Зимородок.)
40. Какая птица штукатурит свое гнездо гнилушками? (Певчий дрозд.)
41. Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шесть: большая гаечка, гаечка, хохлатая, лазоревка и длиннохвостая.)
42. Пользу или вред приносят человеку синицы зимой, когда все насекомые спят? (Пользу. Зимой синицы отыскивают зимующих насекомых.)
43. Какие дрозды водятся в наших лесах? (Рябинник, деряба певчий, белобровик и черный.)
44. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики.)

45. Какая птица самая глупая? (Глупыш.)

Все для учителя начальной школы:

http://nsc.1september.ru/2002/26/8.htm

http://nsc.1september.ru/2002/29/5.htm

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте