Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Материалы к описанию сухопутных дорог Рязанской губернии.

Из публикации: «Военно-статистическое и топографическое описание Рязанской губернии»

Печатаемая ниже рукопись составлена „около" 1838 года. Она представляет большой интерес для географическаго, статистическаго и экономическаго изучения Рязанской губернии в 20—50 гг. XIX в. Цыфровыя сведения, имеющияся в „описании", верны почти для всей 1-й половины столетия: самыя интересныя из них — цены на разныя продукты сельской жизни и фабричной промышленности.

Описание имеет и особый, специальный интерес, — способность Рязанской губернии к обслуживанию военнаго дела. Правда, некоторыя сведения не новы, зато другия — впервые подвергнуты изследованию. Оно значительно предваряет изследование Барановича1 и военную статистику фон Рейхеля2.

Сопоставляя состояние губернии в 1838 г. с современным, историк в состоянии будет сказать, насколько оправдались надежды „описания", что „будущность губернии в промышленности земледельческой и мануфактурной представляет блистательных надежды".

С. Яхонтов
---------------------------------------------------------------------------
1 Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генеральнаго Штаба. Рязан. губ. Сост. М. Барановичем, с карт, и 12 листами планов 12 городов. СПб., 1860. — Примеч. С. Яхонтова.

2 Военная статистика. Рязанской губернии фон Рейхеля. Изд. Генерал. Штаба. СПб., 1848. — Примеч. С. Яхонтова.

Сухопутный сообщения

Рязанская губерния прорезывается в разных направлениях множеством дорог, которыя, особенно в летнее сухое время, предоставляет настоящую сеть сообщений, удобных для прохода войск. Но в дождливое время, по причине глинистаго грунта, почти на всем пространстве губернии, сообщения значительно портятся и провоз тягостей, а равно и самый проезд, вообще затрудняется.

По главным направлениям дороги устроены по Высочайше утвержденному образцу, имеют в ширину 30 сажен, по сторонам для пешеходов особыя насыпи, вышиною 1 ½ аршина, шириной 3 сажени и в длину обсажены с обеих сторон деревьями.

Главную из дорог в Рязанской губернии составляет т. н. Астраханская, пролегающая от г. Коломны чрез уезды Зарайской, Рязанской, Пронской, Ряжской и Ораниенбургской в г. Козлов (Тамбовской губернии). Остальныя дороги суть малыя почтовыя, или торговыя, лежащия между уездными городами, и наконец проселочныя между селениями.

Из всех дорог подробно разсмотрены могут быть следующия:

а) большая почтовая из Рязани в Москву чрез Зарайск до границы Московской губернии;
b) большая почтовая, пролегающая из Рязани чрез Ряжск в Астрахань до границы Тамбовской губернии;
с) из Рязани во Владимир до границы Владимирской губернии;
d) из Рязани, в Нижний Новгород, чрез Касимов до границы Тамбовской губернии;
е) из Касимова в г. Москву чрез Егорьевск до границы Московской губернии;.
f) из Зарайска во Владимир чрез Егорьевск до границы Владимирской губернии. —

Потом торговыя дороги, соединяющия пограничные города Тамбовской и Тульской губерний.

Дорога из Рязани в Москву чрез Зарайск до границы Московской губернии

По выходе из Рязани, дорога идет в северо-западном направлении по открытой и довольно ровной местности до станции Ильинской, после которой она пересекается частыми оврагами, значительно затрудняющими проезд в дождливое время. До Зарайска по этой части дороги имеются главные мосты через р. Плетеную у Рязани, чрез р. Вожу близ с. Баграмова, через р. Пилису близ д. Клин, через р. Осетрец близ с. Столпова. -- Мосты сии устроены на сваях; а во время разлития вод, — только на Воже близ с. Баграмова устраивается перевоз на связанных лодках, вмещающих до 60 человек пеших; на прочих же речках мосты редко разрушаются разлитием вод, и переправы посредством паромов или лодок бывают только при самом сильном разливе. Из г. Зарайска дорога пересекается речкою Малым Осетрецом, на коей устроен постоянный надежный мост на сваях.

От Осетреца дорога подымается по довольно крутому въезду, а потом идет на пространстве 5 ½ верст все по легкому противоскату чрез д. Новоселки в д. Шаробокову, где чрез небольшой проток Осетра, пересекающий дорогу, устроен хороший мост, длиною 100 шагов. — Перейдя довольно крутыя спуски, дорога лежит между откры¬тыми засеянными полями чрез д. Круглую в с. Городню.

В оных селениях по причине бывающей в них в дождливое время сильной грязи, устроены гати, одна на пространстве 100 другая 170 сажен.

По выходе из Городни дорога спускается по отлогому, но песчаному и каменистому скату, потом тянется на пространстве 9 верст вдоль песчанаго праваго берега р. Оки и достигает острова, разделяющаго Оку на два рукава, чрез кои устроены мосты, упомянутыя при описании переправ на р. Оке.

Во время разлития воды, бывающаго в апреле м-це и продолжающегося более 3-х недель, мосты снимаются. Ока в сем месте разливается до 2-х верст и переправа чрез оную бывает на 4-х паромах, из коих каждый поднимает до 400 человек пеших, или до 18 крестьянских повозок с лошадьми. По переправе дорога вступает в границу Московской губернии.

Посему Астраханскому тракту начато в 1836 году по Высочайшему повелению по Рязанской губернии построение шоссе на протяжении 70 ½ верст от границы Московской губернии до Рязани. По сведению, полученному от управляющаго строением шоссе, оно будет окончено в 1840 году. Шоссе имеет в ширину 40 футов, из коих каменная насыпь с барьерами занимает 16 футов, а летний, путь с обочинами 24 фута. На всем пространстве долженствует быть 19 мостов. Возле дороги на пространстве 6-ти верст с левой стороны (идя от Рязани) устроена еще скотопрогонная дорога. — От этого места дорога сия по Высочайшему повелению оставлена по Прежнему направлению на город Зарайск.

В настоящее время большая Астраханская дорога, пролегая чрез г. Зарайск, имеет в своем протяжении от границы Московской губернии до г. Рязани 97 верст. Но с 1840 года по прямому направлению всего протяжения будет до 75 верст, что сократит дистанцию дороги до 22-х верст; кроме того, транспорты, которые, для избежания гористой песчаной почтовой дороги на Зарайск, направляются часто из Коломны чрез с. Дедново в Рязань, — по дороге более ровной и нестоль песчаной, но представляющей удобный проезд только после осенних и весенних вод.

С устройством же шоссе обе эти неудобныя дороги останутся в стороне, и все транспорты будут иметь возможность следовать прямо из Коломны в Рязань.

Большая почтовая Астраханская дорога из Рязани чрез Ряжск до границы Тамбовской губернии

От г. Рязани дорога склоняется на юг и пролегает чрез уезды Рязанской, Пронской, Ряжской и части Ораниенбургской, по местоположению открытому, волнообразному; в уездах Рязанском и Пронском по грунту глинистому; а в Ряжском и Ораниенбургском по чернозему. Всего протяжения дороги 168 верст; она разделяется на 6 станций, между коими разсеяно 25 деревень,, и устроено множество мостов и гатей, чрез речки, ручьи, овраги впадающие в правой берег р. Оки. Во время полноводия на тракте сем находятся перевозы в Рязанском уезде, на р. Исье близ с. Гулынки. В Ряжском уезде на р. Проне при с. Незнанове, на р. Ранове близ с. Поплевина, на р. Хупте при самом городе. — В Ораниенбургском на р. Хупте, при с. Екимец, на р. Становой Рясе, близ с. Благия. — На всех упомянутых реках во время половодия мосты заблаговременно снимаются и устраиваются по одному парому, вмещающему до 150 человек пеших или 6 крестьянских повозок. — Кроме этих переправ имеются еще затруднения на некоторых оврагах, пересекающих дорогу и на низменных болотистых местах. Овраги с довольно крутыми спусками находятся близ селений Чемерева, Раки, Осташево, Строилово, Приянок и Бибикове — Значительныя низменныя болотистыя места встречаются близ селений Гулынки, Осташева, Табаева, Чемерова и в особенности Поплевине.

Также в дождливое время во всех деревнях делается значительная грязь, весьма затрудняющая провоз тягостей.

Дорога из Рязани во Владимир до границы Владимирской губернии

Из Рязани дорога спускается в долину реки Оки к перевозу, устроенному от города в 1 ½ версте. — Переправа производится на 2 паромах, вмещающих по 125 человек; ширина реки 130 сажен, глубина от 4-х до 5-ти аршин во время разлива; перевоз производится на лодках от города Рязани до Аграфениной пустыни на пространстве 12 верст.

По переходе на левый берег реки дорога направляется на север сначала долиною оной до Аграфениной пустыни, потом нагорным левым берегом р. Солотчи по местам высоким, открытым до деревни Ласкова; далее этой деревни дорога закрывается мелким лесом и тянется по сыпучему песку до границы Владимирской губернии, пересекаясь речками, ручьями и болотистыми долинами, чрез кои устроено множество гатей. — Постоянныя переправы находятся чрез р. Оку в 1 ½ версте от Рязани чрез р. Пру близ д. Полушкиной на 2-х бревенчатых плотах, подымающих до 50 человек; ширина реки 80 сажен, глубина от 1 до 5 аршин, тут же по мелководию на правом берегу имеется брод на пространстве 30 сажен, глубиною в ½ аршина. — Всего протяжения дорога сия имеет 100 верст, по протяжению коих лежит до 27 деревень.

Движение пехоты по сей дороге чрезвычайно утомительно, особенно в сухое время, по причине глубоких песков. — Провоз полковых тягостей во всякое время затруднителен.

Из Рязани в Нижний Новгород, чрез Касимов, — до границы Владимирской губернии

Касимовская дорога из города Рязани следует вдоль по течению р. Оки, пересекая оную в трех местах. От Рязани до д. Дядькова, она идет по своей долине, далее нагорным правым берегом до Льгова монастыря, у котораго спускается на заливной луг и по Казарскому перевозу переходит на левый берег реки. На Казарской переправе имеются 2 парома, помещающие по 150 человек пеших. Ширина реки на этой переправе простирается: до 125 сажен, глубина до 5 аршин; разлив до 13 верст. — Водополье продолжается от 3 до 5 недель. По переправе версты на 4 дорога пролегает лугом, а потом близ д. Самбуловой, подымается на левый берег, и открытым, ровным, частию болотистым, местом достигает с. Ижевскаго; за ним, проходя по низменной, частым разливам подвергаемой, долине Оки дорога ведет к переправе Копоновской. Число паромов при с. Копонрве то же и величина их одинакова, как на Казарской переправе; спуски также отлоги.

Далее дорога идет по сухим высоким местам между перелесками, по грунту песчаному, к третьей переправе под городом Касимовом, устроенной на 4-х больших паромах, помещающих до 200 человек пеших: Ширина реки в сем месте 175 сажен, глубина 4 сажени, разлив до 3-х верст. Потом дорога подымается по крутому каменистому въезду в г. Касимов, за которым на пространстве 18 верст следует открытым местом по грунту иловатому и выходит в Тамбовскую губернию. На всем пространстве 150 верст считается только 17 деревень. —

При движении войск по сей дороге встречается затруднение на частых переправах Оки, также в сыпучем песке, близ д. Сидоровки и близ д. Городца, на гати длиною до ... сажен. Во время разлива, кроме З-х постоянных переправ чрез р. Оку, учреждается перевоз при Городке, Киструсе, с. Ижевском, и движение тягостей в это время крайне затруднительно.

Из Касимова в Москву, чрез Егорьевск, до границы Московской губернии

Московская дорога, ведущая из Касимова чрез Егорьевск, хотя в протяжении своем короче дороги, проходящей чрез Рязань,но по причине затруднительнаго песчанаго грунта, частых переправ, мостов и гатей, она летом бывает мало проезжаема, и тягости, идущия из Касимова, направляются более чрез Рязань в Москву.

Дорога на Егорьевск пролегает от Касимова вдоль леваго открытаго нагорнаго берега р. Оки до речки Гусь, от которой направляется на северо-запад и пересекает уезды Касимовской, Рязанской и Егорьевской.

В Касимовском уезде места около дороги довольно открыты, на них встречаются болыпия расчищенныя поля, далее же, Рязанским и большею частию Егорьевскаго уезда дорога стеснена мелким лесом и только близ селений прилегают к ней засеянныя полянки. Грунт земли на всем протяжении дороги песчаный, в особенности на пространстве от р. Нармы до р. Цны, где местами сыпучие песчаные холмы значительно затрудняют проезд.. По сему тракту встречаются следующия переправы:

а) на 15-й версте от г. Касимова чрез р. Гусь, близ Гуськаго погоста, перевоз посредством 2-х бревенчатых плотов, вмещающих до 50 человек пехоты;

b) на 25 версте, чрез р. Нарму близ д. Лишакиной, перевоз на 2-х плотах такой же величины;

с) по границе Рязанскаго уезда с Егорьевским, чрез рукав, соединяющий озеро Великое с озером Мартыновым близ д. Тюрвице, перевоз на 2-х бревенчатых плотах, вмещающих до 50 человек, или 7 крестьянских повозок, ширина реки здесь 65 сажен, глубина до 2 аршин;

d) на 3 версте от границы Рязанкаго уезда чрез рукав, соединяющий озеро Погонское с Мартыновым, рекою Прою, туземцами именуемою, близ д. Евлевой на 2 плотах такой же величины; на этом рукаве вновь устраивается мост на сваях длиною 70 сажен, по окончании котораго переправа посредством перевоза уничтожится;

е) на 25 версте от г. Егорьевска чрез р. Цну, брод до 25 сажен ширины и ½ аршина глубины; объезд онаго брода возможен чрез д. Арфелову в 3 верстах выше от дороги, где имеется чрез эту речку надежный мост. На протяжении всей этой дороге из 180 верст разсеяно 64 селения. Для движения войск всех родов дорога сия чрезвы¬чайно затруднительна во всякое время, а более в сухое. —

Дорога из Зарайска во Владимир, чрез Егорьевск, до границы Владимирской губернии

Начало этой дороги с выходом из г. Зарайска соединяется с Московскою; но у д. Новоселок на 3-й версте от города она отделяется под названием Дедновской дороги, и ведет чрез Егорьевск во Владимирскую губернию. Первую станцию до д. Кунаковой дорога пролегает открытою и волнистою местностью, по грунту глинистому; далее, за речкою Воблею начинается грунт песчаный, и дорога на третьей версте от р. Вобли выходит на бор, которым тянется на пространстве 8 верст по сыпучему песку. По окончании этого бора, дорога спускается в долину р. Оки и пролегая по болотистым местам чрез гати, достигает леваго берега Оки, вдоль котораго потом выходит в с. Дедново, где устроена переправа чрез Оку посредством трех паромов, из коих каждый помещает до 150 человек. Ширина реки в этом месте 250 сажен, глубина от 2 до 5 аршин во время разлива, простирающагося от 9 верст и более, перевоз производится на лодках, вмещающих до 30 человек. За сею переправою дорога тянется вдоль леваго берега реки Оки до д. Малеева, от которой, приняв направление к северу, пролегает по песчаному грунту — чрез город Егорьевск до границы Владимирской губернии, по местоположению волнообразному, между кустарником и небольшими разсчищенными полянами. Всего от города Зарайска до границы Владимирской губернии считается 145 верст и 24 селения.

Для движения войск дорога сия во всякое время весьма затруднительна и в особенности для полковых тягостей, которым должны встретиться весьма важныя препятствия на следующих местах: на болотистой р. Черной, пересекающей дорогу близ д. Кунаковой; при проезде лесом на сыпучем глубоком песке, на гати длиною до 500 сажен близ д. Городца, — и наконец, на переправе чрез р. Оку при с. Деднове.

Из путей, направляющихся параллельно большой Астраханской дороге, можно заметить:

а) торговую дорогу, ведущую из Зарайска, чрез Михайлов и Данков, в Лебедянь;

б) из Рязани чрез Пронск в Скопин, откуда разделяется на две дороги, из коих одна выходит на Астраханскую чрез г. Ряжск, а другая на Данковскую чрез с. Чернава.

Дорога из Зарайска в Лебедянь весьма открыта, пересечена мостами, гатями, требующими частой починки от безпрерывнаго прогона гуртов, идущих из Украины в обе столицы, на пространстве 180 верст оной дороги.

Во время полноводия находятся переправы: в с. Поливанове чрез р. Пашечку, в г. Михайлове чрез р. Проню, в с. Чернаве чрез реку того же имени, в с. Долгом и в г. Данкове чрез р. Дон.

Перевоз производится на связанных лодках, вмещающих до 50 человек.

Дорога из Рязани в Скопин имеет одинаковой характер с вышеупомянутою; переправы существуют чрез р. Проню в Пронске, чрез Верду в Скопине. Перевоз производится только в разлив воды, а в обыкновенное время на упомянутых реках содержатся мосты на сваях.

Дорога из Шацка чрез с. Перевлес пролегает по местоположению волнообразному, в особенности в уездах: Пронском, Михайловском. На ней имеется постоянный перевоз чрез р. Пару, близ д. Желудкиной, в обыкновенную воду на пространстве 34-х сажен а в полую на 1 ½ версты; он производится на пароме, вмещающем до 60 человек пеших.

Во время разлития воды бывают еще переправы чрез р. Проню в с. Леревлесе и в городах: Пронске и Михайлове, где устроены надежные мосты на сваях, а в селе Перевлесе на плашкотах в 100 шагов длиною. Близ деревень: Желудкиной, Волковой, Сасыкиной, близ с. Засечья находятся крутые спуски, весьма затрудняющия провоз тягостей, кроме того, у с. Засечья дорога во время полноводья совершенно зали¬вается, что принуждает делать объезд чрез с. Гулынки. —

Дорога из Шацка чрез города: Сапожок, Ряжск, Скопин и с. Горлово также пересечена лощинами, оврагами, ручьями, затрудняющими движение, в особенности после продолжительных дождей.

Во время разлива учреждаются на ней перевозы: на речке Мосье близ с. Ухолова, на р. Хупте близ г. Ряжска, на р. Рановой близ Шелемишево, на р. Брусне близ с. Чулкова.

Все упомянутыя дороги в дождливое время делаются чрезвычайно затруднительными для движения войск».

Источник: «Военно-статистическое и топографическое описание Рязанской губернии» / Предисл. С.Яхонтова. - Рязань: Тип. Братства св. Василия, 1915.

Публикация: Цепков А.И. «Рязанский край и соседние земли до середины XIII века». Т.2. стр. 627-635/Рязань, 2010г.

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: Референт    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте