Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Народное сказание о происхождении села Дегтяного Рязанской губернии, Спасского уезда.

Материалы к топонимике сел: Дегтяное Спасского уезда, Дегтяное Ряжского уезда, Дегтяные Борки Сапожковского уезда, Дегтярка Скопинского уезда; секты калганников; озёр Развань Спасского уезда.

Народ долго помнит замечательные события в истории своей жизни и свою память о них передает из рода в род в форме разных сказаний, песней и т.п. Эти рассказы передаются иногда в виде простого исторического повествования, иногда же облекаются в поэтическую форму и представляются в форме иносказаний: исторические лица превращаются в каких то гениев, а самые события запечатлены характером творчества, где только основа остается неприкосновенно-исторической.

Прислушаться ко всем этим народным сказаниям о важных исторических событиях – не лишено интереса. В них ясно выражается весь дух русского народа, его взгляды на важные события в исторической своей жизни, имевшие влияние на судьбу его; в них отражается вся жизнь отдаленного прошедшего, со всеми радостями и скорбями русского народа, со всеми золотыми мечтами и утратою их; эти рассказы, короче сказать, уясняют нам историю прошлого.

В предлагаемом народном сказании о происхождении села Дегтяного ярко рисуется картина счастливого положения русского народа до нашествия татар и печального состояния во время самого разгрома их. Сличая это сказание с свидетельством истории, мы не может не удивляться тому обстоятельству, что народ так долго помнит и так верно передает столь замечательное событие в истории своей жизни, сопровождавшееся печальными последствиями для него.

Javascript is required to view this map.

Но, выставляя на вид интерес предлагаемого сказания для историка, мы еще более не можем не указать на чисто-местный его интерес. В нем представлены объяснения происхождения названий всех замечательных окрестностей, разных местечек, гор, озер и т.п., а в этих названиях наглядно изображается пред нами жизнь отдаленного прошедшего, которая никогда не потеряет своего значения в глазах потомства. Человек, по самой природе своей, всегда благоговеет пред всем, что только служит напоминанием о жизни давно протекшей, и всякие остатки древностей – эти немые свидетели и памятники давно погасшей жизни – вызывают в нем чувства какого-то умиления и тихой грусти. Но эти чувства еще сильнее возникают в тех случаях, когда остатки древностей рисуют пред ним жизнь родного ему народа – его предков, с которым он теснее и живее сознает свою связь, при виде каких-либо памятников древности.

Село Дегтяное находится в 18 вестах от Старой Рязани, в 60 – от губернского города Рязани и в 20 – от своего уездного города Спасска. Расположено оно вокруг безымянного озера, имеющего в окружности своей около двух верст. В полуверсте от села протекает р. Ока, отделяемая от него основным и березовым лесом.

Село Дегтяное заключает в себе 327 дворов, 2 471 душ, из которых 1 184 мужского пола, а 1 287 женского. Раскольников считается до 80 душ. Перед освобождением крестьян село Дегтяное принадлежало девятнадцати владельцам, но прежде, как увидим ниже, оно было совершенно свободно.

В окладных книгах село Дегтяное значится под 1676 годом, но начало образования его восходит, по народному сказанию, к началу XIII века – ко времени нашествия Батыя на Рязань, и само происхождение его стоит в тесной связи с этим замечательным событием в истории русского народа.

Название свое получило село, как увидим ниже, от занятий прежних обитателей его – гонки дегтя. Занятия эти с истреблением лесов, давно прекратились, но название за селом осталось тоже самое неизменным. Этого мало: даже одноименное село Ряжского уезда, при речке Алешинке ( в 3-х верстах от г. Ряжска), удержало свое название, по сказанию народа, от описываемого села, с которым оно когда то составляло одно село (1).

Javascript is required to view this map.

За скудностью земли и неимением каких либо других промыслов, разоренный народ села Дегтяного с давних времен отправлялся на заработки в разные промышленные города – Петербург, Ригу, Астрахань, Одессу и др. Этому обстоятельству село Дегтяное обязано появлением раскола в среде его жителей. Какой-то Калган занес раскол в село Дегтяное. От этого Калкана, с течением времени, произошло несколько семейств, известных под именем калганников, которые стали постепенно завлекать в свою секту соседей. В настоящее время всех раскольников считается в селе Дегтяном до 80 душ обоего пола. Раскольники имеют свою молельню и кладбище, наводящее суеверных страх на всех жителей села.

Путешествия в разные стороны для заработков имели и другое, более благодетельное влияние на жителей села. Народ ясно понял важность и необходимость образования и потому старался доставить его своим детям. В виду этой общеосознанной потребности открыты были две школы – одна в доме и усердием местного дьячка Ивана Степановича Алфеева, а другая – отставным солдатом Михайлом Васильевым Терешиным. В первой обучали чтению, письму, закону Божию и первым четырем действиям арифметики, а во второй чтению по складам. В настоящее время в селе Дегтяном организовано училище земством, где обучается до 140 мальчиков.

Образовательное действие школы не могло не отразиться своим влиянием и на религиозно-нравственный характер народа села Дегтяного.

-------------------------
(1) Впрочем, можно отнести сказание народа относительно выселения половины жителей описываемого села Дегтяного, Спасского уезда, и к другому селу – Дегтяные Борки, Сапожковского уезда, расположенному при безымянном ручье, в 22 верстах от своего уездного города. Есть еще село Дегтярка, расположенное при пруде, в 27 верстах от своего уездного города Скопина. Трудно решить, какое из указанных сел ведет свое начало от описываемого села Спасского уезда. Народ утверждает только тот факт, что описываемое село, как увидим ниже, было разделено когда-то на две половины, из которых одна осталась на своем прежнем месте, а другая выселилась в степи.

Javascript is required to view this map.

Javascript is required to view this map.

Каждый поселянин считает своим священным долгом исполнить все обязанности христианина. Каждый считает для себя самым тяжелым наказанием если священник не побывает у него в доме на Пасху с крестом и образами. В народе считается великим несчастием, которое все чувствуют, если священник заболел перед праздником и оставил народ без литургии. В это время все говорят, что «без обедни и праздник не похож на праздник».

К чести жителей села Дегтяного нужно отнести следующие два обстоятельства, вполне характеризующие характер народа: в предотвращение пьянства и всяких безобразий, оскорбительных для праздника, народ, на свои общих сходках, часто делает запрещение брать водку в великие праздники и налагает штраф в пользу храма или училища на нарушителей такого определения.

Другой, более характерный, факт следующий: народ, при всей своей бедности – при усердном старании священника Василия Семеновича Смирнова, церковного старосты Андрея Ивановича Шувалова и попечителя храма, купца Андрея Васильевича Цветкова – менее чем в два года построил весьма поместительный деревянный храм. Чтобы судить о народе, нужно было вдеть ту картину, когда все поселяне несли свои лепты в церковную кознохранилищницу. Каждый спешил нести туда что-нибудь от своих трудов: женщины, не имея денег, приносили туда произведение своих рук – нитки, холсты и т.п., которые продавались, и вырученные деньги поступали в церковную казну. Весьма характерно в этом обстоятельстве само побуждение к построению нового храма. «Наш храм тесен, говорили все, мы все не вмещаемся в великие праздники; давайте строить новый храм»!

Вот краткие сведения о селе Дегтяном в настояшем его виде. Теперь оно ничем особенным не замечательно: но история происхождения его не лишена интереса и тем более потому, что она сохранилась в народном сказании, которое передается из рода в род. Мы имели случай познакомиться с ним обстоятельно и теперь передаем его на память потомству. Вот что говорит это народное сказание о происхождении села Дегтяного:

«В глубокой древности, в той стране, где ныне находится село Дегтяное со своими окрестностями, был дремучий непроходимый лес. В середине леса находились два озера с крутыми берегами. Мимо леса с западной стороны протекала широкая река, изобиловавшая рыбой. За рекой расстилались зелено-бархотной полосой луга, представляющие взору наблюдателя очаровательную картину. За лугами на возвышавшейся террасой почве красовались села и города с своими златоглавыми храмами. Такова картина той местности, где ныне расположено село Дегтяное с своими окрестностями. В лесах бродили дикие звери, реки и озера изобиловали рыбой, в лугах летало столько дичи, что без всякого труда можно было ловить и пользоваться сколько угодно. С восходом солнца все луга покрывались стадами домашнего скота, и весело там звучал рожок пастуха.

Легко и весело жилось тогда всем людям. Никто не знал ни забот, ни нужд. Народ не знал горя и жил в довольстве. Народ ловил рыбу, бил зверей и отправлял в столицу Муромо-Рязанского княжества. Там он продавал все это и в замен получал предметы роскоши и удовольствий. Дремучие вековые леса доставляли народу не только средства к жизни, но удовольствия. Сюда часто приезжали Муромо-Рязанские князья, с свитою бояр, для охоты за пушистыми зверями. Народ радовался при встрече князей и бояр и сам принимал участие в их охоте. Весело праздновались эти радостные дни приезда князей. Добрые молодцы садились на коней и преследовали зверей, а молодицы наряжались, составляли хороводы и звонко оглашали всё окрести своими веселыми песнями. Наохотившись вдоволь, князья с боярами возвращались в свою столицу, а народ – к своим прежним мирным занятиям. В дни праздников звук колокола всех – от старого до малого – созывал в церковь Божию, где народ усердно молился за благоденствие своих князей и бояр, за всех своих родных и знакомых и за всю православную святую Русь. Из храма Божия каждый спешил к своему старшему родичу, около которого всегда собиралось в эти дни несколько семейств.

Он, украшенный сединами, садился в передний угол за стол, а все собравшиеся родичи гости усаживались вокруг него и внимательно слушали его мудрые речи. Довольство и изобилие во всем позволяло быть гостеприимным; а потому черта гостеприимства считается характерною того времени, так что считалось великим преступлением отпустить гостя без угощения. Ничто не могло извинить этого проступка: если кто не имел своего, тот обязан был обратиться к своему соседу, который безотказно всегда снабжал всем, что требовалось для гостя. В то время никто никому не завидовал, потому что каждый трудился сам и жил в довольстве. Самый труд был легок, а потому народ всегда находил возможность приятно провести время: каждый вечер в приятную погоду все собирались на каком либо пригорке в тени ветвистого дерева. Здесь старики рассказывали повесть давно минувших лет, сообщали все, что сами испытали и узнали опытом; пожилые внимательно слушали речи стариков и учились от них уму-разуму; молодцы и молодицы веселились, а дети весело резвились. Приятно было любоваться на эту картину старикам, и они в это время как бы сами оживлялись и молодели. Под звуки веселых песней и звонкий шум резвившихся детей речь стариков лилась быстрей и живей. Им ярко рисовалась картина их детства, и это влагало в них новые силы.

Так счастливо и спокойно жили в той стране, где ныне находится село Дегтяное с своими окрестностями. Но недолго продолжалась такая жизнь; какая-то огненная буря пронеслась тогда по Муромо-Рязанскому княжеству. Счастливая и мирная жизнь нарушена; все в страхе и ужасе; храмы Божие разрушены, жилища их сожжены; мужья остались без жен, а дети без матерей; всюду слышится всеобщий крик и ужас; народ сделался беден и сиротой; князья погибли, а стада похищены и все имение разграблено; смолкли веселые песни молодых; не слышно свирели пастуха; стада его уже не пасутся на зеленом лугу и веселые дети уже не резвятся более. Все скрылись, всё исчезло, всё смолкло.

Народ, пораженный таким всеобщим ужасом, искал себе спасения в непроходимом лесу. Там он расположился на крутых берегах двух озер. Жизнь в безопасности, но зато она и невесела. Под влиянием страха народ долго там жил безвыходно и одичал подобно диким зверям; имея во всем недостаток, он лишился того радушного гостеприимства, которым отличался прежде. Так как собравшийся туда народ из разных городов и сел, разного звания и происхождения и находился под влиянием горя и нужды, то долгое время он не мог сойтись: стали завидовать друг другу, сильные притесняли слабых, перестали уважать стариков и каждый заботился только о себе самом. Исчезла та веселая общительность и простота нравов; несчастия и нужды развили хитрость и недоверие друг к другу; вражда поселилась между всеми и жить стало невыносимо тяжело. Огненная туча давно пронеслась, но следы её остались: народ стал груб и зверовиден. Вражда проникла в самые семейства: муж гнал жену, жена боялась мужа; страх и жестокость заменили любовь и супружескую равноправность, вытекавшую из взаимного уважения друг друга и взаимной любви. Муж – деспот, жена – в порабощении, и в тиши оплакивает своё горе. Дети с ранних лет приучались ко всем жестокостям и несправедливостям, и скоро сами делались тиранами.

Народ размножался, а нечестие росло и росло. Вот и озера пересохли и дно их заселено нечестивым народом. Как бы для большего осмеяния святыни построили посреди села и церковь Божию, но звук колокола не созывал уже народа православного для молитвы в храм Божий. Храм всегда оставался пуст; потому что тогда не было православных людей. Никто не ходил к родным поздравить с праздником и разделить общую трапезу, потому что никто не почитал ни праздников, ни родных, и вечерами не собирались уже под тенью дерева для дружеских бесед и взаимных наставлений уму-разуму, потому, что каждый видел в своем соседе врага. С утра до вечера почти каждый бродил по лесу, как Каин, и убивал всех и всё, что только мог убить. Все чувствовали какой-то страх; все ощущали на себе какие-то узы, освободиться от которых никто не мог. Все ожидали чего-то ужасного, между тем никто не думал покаяться и обратиться к Богу.

Действительно, предчувствия их сбылись. Над головами их собиралась туча гнева Божия и готова была разразиться страшным наказанием. Но Бог ещё ждал их покаяния. Наконец, мера долготерпения Божия исполнилась, и Он наказал преступников: село провалилось, а на месте его опять появилась вода и опять образовалось озеро, только не в своем прежнем виде, а скорее похоже на тинистое болото, заросшее травой.

Но Бог справедлив и милосерден; избранные спаслись, поведали обо всем этом своему потомству. То озеро или болото, образовавшееся на месте провалившегося села, они назвали Разванию потому, что там жили люди разного звания, происхождения, разных городов и сел, собравшиеся туда от преследования огненной тучи, опустошавшей всех и всё, встречавшееся ей на пути. Название это осталось и до настоящего времени за означенным озером, находящимся в расстоянии версты от села Дегтяного. В доказательство достоверности представленного сказания народ ссылается на следующее обстоятельство: ежегодно, в праздник Пасху, над поверхностью указанного озера появляется крест провалившейся церкви и слышны бывают удары колокольного звона этой церкви, когда начинают благовестить к утрени в первый день праздника пасхи на колокольне села Дегтяного. Звон колокола каждый простолюдин слышит сам (2), а относительно появления креста существует в народе верование, что его видели когда-то рыбаки и что каждый может сам убедиться в действительности сказания, если только пожелает в первый день пасхи пред утренею отправиться к означенному озеру. С первым ударом колокола на дегтянской колокольне он увидит появившийся из воды крест провалившейся церкви и услышит звон колокола этой церкви.

------------------------------

(2) Народ действительно слышит звон какого-то колокола с первым ударом на Дегтянской колокольне. Но тот таинственный звон понять не трудно: в полуверсте от села протекает Ока, которая пред Пасхою разливается на несколько верст. По течению и розливу воды эхо колокольного звона раздается далеко. Для условия этого физического явления нужно взять во внимание ещё два обстоятельства: пред самою колокольней, среди села расстилается большое озеро, и за селом – лес. В силу законов отражения звука, с ударом колокола на дегтянской колокольне всегда слышаться два совершенно различные удара – один в селе, а другой за селом около Развани.

Недалеко от описанного озера находится другое, совершенно похожее на первое. Близость расстояния и полное сходство с описанным озером послужили основанием одноименности его с первым – оно также называется Разванию – от обитателей разного звания, живших вокруг.

Источник: «Прибавление» к «Рязанским Епархиальным Ведомостям» № 16, 15.04.1875г.

Подготовил Дм. Анохин, 2009г. Продолжение следует.

0
 
Разместил: Референт    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте