Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Доклад об экскурсии на Истьинский завод

Доклад об экскурсии на Истьинский завод
Прочитанный учащимся I сов. шк. С.Н. Поповым 26 февраля 1919г.

Источник: Брошюра «Сборник статей о работе Пронского уездного Отдела народного образования, 1918-1919г.»

Когда нам сообщили, что предполагается поездка на Истьинский завод, я очень заинтересовался этой маленькой экскурсией. С одной стороны, мне захотелось посмотреть, как живут теперь рабочие фабрик и заводов, как реагируют они на современность, что им дают новые социальные условия и т.д., словом, возник интерес политический. С другой стороны хотелось проверить, хотя бы отчасти, те научные дисциплины из области техники, какие нами усвоены в школе теоретически, и, наконец, послушать обещанные нам лекции инженеров завода. Вот какие запросы к поездке возникли у меня.

Насколько эти запросы удовлетворены, я сейчас и хочу сказать. Касаться условий, в каких совершена поездка, мне, кажется, не нужно, а впрочем, в немногих словах можно и об этом сказать. Конечно, экскурсия имеет недочеты, да она и должна их иметь, т.к. это ведь первый опыт. Заводской Комитет, оказывается, ждал нас на масленице и с кинематографом, а мы приехали постом и без кинематографа, благодаря этому возникли некоторые неудобства: помещение оказалось нетопленным, обеда приготовлено не было. Затем нас попросили, если же мы не захватили кинематографа, поставить что-нибудь вроде спектакля, концерта или митинга, на тему о сельскохозяйственных коммунах, как наиболее волнующем теперь массы вопросе.

К сожалению, мы совершенно не ожидали такого оборота экскурсии и не могли поэтому удовлетворить просьбы Заводского Комитета. Но потом, все было улажено к обоюдному удовлетворению. Из сказанного, вероятно, станет ясно, что в будущих экскурсиях необходимо посылать на место, выбранное для обследования, человека, который бы все приготовил для экскурсантов, необходимо предварительно выяснить, что мы можем дать этому району, куда едем, и что нам может дать этот район, и исходя из такого выяснения, технически подготовить экскурсантов.

Теперь я перейду к отчету, об осмотре завода, причем буду придерживаться такого порядка перехода от одного отдела к другому, как это было в действительности. Прежде всего, мы познакомились с постройками, воздвигнутыми ещё при Петре I.

Интересно было посмотреть, как археологическую древность, доменную печь Петровских времен и, по указанию техника, проследить как внутренность этой печи перестраивалась, усовершенствовалась, так сказать эволюционировала на протяжении чуть ли не двух столетий, вместе с развитием горнозаводской техники. Попутно нас познакомили и с историей завода. Завод основан в 1719 году, т.е. при Петре I, для добывания железной руды и разработки её. Отоплением завода служили дрова, добываемые из многочисленных прилегающих лесов. Интересен состав рабочих того времени и их быт. Труд в то время был, понятно, крепостной, чрезвычайно тяжелый. Работали при ужасных условиях в две смены, по 12 часов каждая. Завод являлся, отчасти, местом отбытия наказаний для преступников, при этом существовал такой порядок: преступники избавлялись от преследования закона, если они поступали рабочими на завод, т.е. они уже не подвергались тогда никакому другому наказанию, кроме наказания в виде работы на заводе: но стоило только такому рабочему-преступнику самовольно отлучиться с завода, как он опять попадал под преследование со стороны властей. И вот, насколько тяжела была работа и жизнь на заводе, можно усмотреть из того факта, что многие преступники все же убегали с завода, несмотря на то, что они так, как я сказал, были вне преследования за свои преступления. Характерным явлением, по рассказам старожилов, было то, что стариков среди рабочих совершенно не было, т.к. при ужасных условиях работы до старости никто не выживал. Рабочие получали тогда по 3 коп. в день.

Чрезвычайно грустно было слушать такой рассказ, узнать о такой изнанке того гражданского переворота в промышленности, который был совершен при Петре I и о котором мы знаем из истории.

Тут же мы ознакомились с устройством и плотину через реку Истью и турбинами, постройками, возникшими уже в 1890 году. Этой турбиной приводился в движение завод, а сейчас она бездействует, т.е. добывание руды пока приостановлено. Посмотрели принадлежащую заводу мельницу, приводимую в движение нефтяным двигателем, ознакомились и с этим последним. Затем мы осмотрели мастерские завода, в которых производится пригонка готовых частей нефтяных двигателей, сборка их и, наконец, испытание собранных двигателей. Представьте себе длинный высокий зал, что то вроде коридора, у длинных стен под потолком вертятся длинные стержни и от них идут к каждому станку ремни. Таким образом, один нефтяной двигатель приводит в движение все станки завода. С каждым из этих станков мы ознакомились. На одном обтачивают громадные маховые колеса для нефтяных двигателей – эти колеса должны быть определенного веса и вот до тех пор обтачивают, шлифуют это колесо, пока не достигнут известного веса. На другом станке нарезают гайки, на третьем винты и т.д. Каждый мастер знает только свой станок. При нас пускали в ход собранный в заводе двигатель и испытывали его работоспособность. Испытание производиться при посредстве динамо-машины, благодаря которой можно получить ту или иную силовую сопротивляемость и таким образом узнать, насколько работоспособен двигатель. Здесь я ознакомился с реостатами, при посредстве которых достигается то или иное сопротивление и создается нагрузка динамо-машины, измеренная в килоуаттах, и затем в лошадиных силах. Слышали попутное разъяснение техника. Я не стану входить в детали, так как тогда бы потребовались чертежи, а это, я не знаю, пожалуй, будет выходить за рамки отчета. Скажу только, что я лично вполне усвоил себе принцип динамо-машины, её устройство, увидел её работу, ознакомился с вольтометром, амперометром и т.д. Дальше мы осматривали паровой двигатель, так называемый «локомобиль». Это громадная, громоздкая машина и интересно было сравнить её со стоящим тут же двигателем внутреннего сгорания. По объему сравнение очень не в пользу нефтяного двигателя – последний прямо таки пигмей в сравнении с локомобилем. Но каково же было мое удивление, когда я услышал, что этот малый нефтяной двигатель в два раза сильнее богатыря – локомобиля. И я еще больше удивился, услышав, что отопление нефтяного двигателя стоит гораздо дешевле, чем парового. Напрашивался вопрос – почему же тогда в употреблении паровые двигатели и я спросил у техника. Мне сказали. Что буржуа – капиталисты, на заводах, на которых выделываются локомобили, борются против нефтяных двигателей, так как если последние войдут во всеобщее употребление, то или придется закрыть и совершенно переустроить свои заводы, выделывающие паровые двигатели; и, с другой стороны, фабрикантам и заводчикам, предприятия которых обслуживаются паровыми двигателями, пришлось бы затратить большие средства, чтобы ввести нефтяные двигатели, а это невыгодно им. Невыгодность паровых машин им не важно, так как стоимость производства ведь ими целиком и еще большими % накладывается на фабрикаты, так что от этого терпит только население. Тут наглядно выступает материальный ущерб для общества при капиталистическом способе хозяйства.

Дальше ознакомились с меднолитейным отделением завода, в котором выделывают медные части к нефтяным двигателям.

Перед нами демонстрировали отливку этих частей. Затем побывали в модельном отделении завода. Это отделение, так говорит техник, еще слабо развито, но оно все расширяется. Здесь мы увидели, как из дерева токари вытачивают различные части двигателей, согласно чертежам и по этим деревянным моделям будут потом выделываться металлические части. Наконец, мы осмотрели новую доменную печь. Интересно было провести параллели между этой печью и печью, построенной еще при Петре I, о которой я уже говорил. Конечно, подавляющее преимущество на стороне новой печи. Внешний вид её как бы грандиозная железнодорожная водокачка. У подножия этой печи накладываются пластами на подъемную платформу руда, известь, уголь и эта платформа поднимается машиной на верх этой печи там все это высыпается в жерло печи.

Такая грандиозная вышина печи нужна для того, чтобы руда и прочее, прежде чем попасть собственно в доменную печь, в плавильное отделение успели высохнуть и нагреться. В этой печи мы наглядно увидели принцип экономии энергии. Так, газы образующиеся при плавлении в печи, отводятся особыми трубами в резервуар с водою, проходят через него и таким образом очищаются от разной пыли, сгорают в особых так называемых плавильных трубах и снова поступают в печь, принявши туда тепла, совершают работу в виде поддувала и пр. Температура в печи бывает громадна, достигает 3000С и, дабы сама печь не расплавилась, она устраивается из особого тугоплавкого кирпича, который не плавиться даже и при 3000С. Для охлаждения же механических частей печи, через них проводится вода. Печь эта пожжет дать 300 пуд. Чугуна в сутки. Техник нам сказал, что на юге есть более громадные печи, которые дают 1000 пуд. В сутки.

Теперь несколько слов о лекции на тему «Двигатели внутреннего сгорания», прочитанную нам инженером завода. Лекции сопровождалась указаниями по чертежу (…)

Мы наглядно увидели, как далеко в этом двигателе техника шагнула вперед, как в нем все предусмотрено и как очень ярко проведен закон экономии энергии – ничто не пропадает неиспользованным. Интересен вопрос, который мне уже после пришел в голову, а что если бы вместо нефти употребить взрывчатые вещества?

В заключение я хотел бы сказать о жизни рабочих в новых социальных условиях Мною было сказано. Как тяжел был быт рабочих в прежнее время. Теперь же рабочие поставлены в очень хорошие условия. Труд их хорошо оплачивается во-первых, во-вторых им выдают продукты натурой, введен 6 час. Рабочий день, имеются готовые квартиры с отоплением и электрическим освещением, хорошо поставлена культурно-просветительская деятельность на заводе. Там функционирует так называемый заводской Комитет, избираемый рабочими. На обязанности этого Комитета лежит управление заводом совместно с администрацией завода, выработка тарифа рабочим, распределение продуктов и культурно-просветительская деятельность, которая выражается в том, что получаются газеты, журналы, устраиваются лекции-митинги. При заводе имеется библиотека-клуб. Словом жизнь рабочих произвела на меня отрадное впечатление так же, как и сами рабочие.

Вот в кратких чертах отчет об экскурсии и, мне кажется, станет ясно, какую пользу она нам принесла и, несмотря на некоторые недочеты, можно принести инициаторам экскурсии и организаторам её глубокую благодарность.

С.Попов.

Из деятельности Пронского уездного Отдела народного образования в первые годы советской власти (1918-1919гг.)

Публикацию подготовил Дм. Анохин, 2009г.

См. так же:

Из истории рязанских заводов. Истьинско-Залипяжский чугуноплавильный и железоделательный завод

Вокруг иголки

0
 
Разместил: Референт    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте