Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Беспокойный заупокой

Недавнее сообщение РИА «7 новостей» о находке в районе Рязанского дворца детского творчества человеческих останков вызвало широкий общественный резонанс. Незаурядное для нашего города событие тут же заинтересовало как местные СМИ, так и просто неравнодушных к истории рязанцев. Кем же были те люди, чьи кости обнаружили строители при рытье траншеи для подведения к дому коммуникаций?

На этот вопрос отвечает наш внештатный корреспондент, известный рязанский краевед Евгений Данилин.

ПОЛНАЯ ЧУШЬ

Когда в ковше экскаватора, прокладывающего траншею для коммуникаций к очередной новостройке Рязани обнаружились человеческие кости, о находке сообщили в правоохранительные органы. На место происшествия выехали сотрудники следственного комитета. После осмотра выяснилось, что возраст почерневших от времени найденных костных останков нескольких человек, – не менее ста пятидесяти лет. Кости отправили на судебно-медицинскую экспертизу.

Но после сообщений о зловещей находке в СМИ склонные к приукрашиванию действительности «знатоки» делились своими личными предположениями. Мне приходилось слышать и то, что это «жертвы бандитских разборок девяностых годов», и «тайно захороненные люди, пострадавшие во времена сталинских репрессий». Обе эти версии, конечно же, – полная чушь.

На месте происшествия побывал и один из специалистов отдела археологии Центра сохранения объектов культурного наследия.

«Скорее всего, это перезахоронение останков с иноверческого кладбища, то есть не православного, – высказал он своё предположение, – они, вероятно, были обнаружены при строительстве Дворца пионеров в пятидесятых годах двадцатого столетия. Видно, что это не локальное захоронение, а специально вырытый котлован. Кости в нём располагались хаотично, а не в анатомическом порядке, как в обычной могиле. О том, что это перезахоронение, говорит и тот факт, что вместе с человеческими останками находились как черепки глиняной посуды конца XVIII – начала XIX веков, так и строительный мусор второй половины XX столетия – осколки оконного и бутылочного стекла, битый красный кирпич и т.д.».

А вот что кроме этого мнения опубликовала одна из рязанских газет:

« Рязанские краеведы единогласно заявили: да, в этом месте когда-то было кладбище. Одни склонны утверждать, что эти останки – со срытого погоста времён Екатерины II. Императрица, заботясь о санитарной безопасности, указом от 1778 года запретила захоронения в черте города, а уже имеющиеся кладбища приказала сравнять с землёй.

Другие заявляют, что это остатки иноверческого кладбища, на котором хоронили людей ещё в начале XX века. Здесь в то время находились римско-католический костёл и лютеранская церковь. И хотя у католиков и протестантов нет традиции устраивать места погребений рядом со своими церквями, по плану города именно в этом месте находилось кладбище для исповедовавших другие религии».

ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ

Лично я не согласен с мнением специалиста отдела археологии Центра сохранения объектов культурного наследия по поводу того, что около Дворца детского творчества найдены останки так называемых «иноверцев» (хотя и допускаю, что это может быть).

Единодушие рязанских краеведов по поводу местонахождения одного из основных рязанских древних погостов радует. Но мало кто знает, что же это было за кладбище. Поэтому приведу выдержку из моей статьи, опубликованной четыре года назад в газете «Рязанская семёрка»:

«Скорбященский православный храм около одноимённого кладбища – один из самых известных в Рязани. Не закрывался он даже в самые тяжёлые годы гонений на православную церковь при советской власти.

Сейчас Скорбященская церковь ничем принципиально не отличается от подобных городских святынь. Но так было не всегда.

Первоначально этот храм возводился как сугубо кладбищенский. Вплоть до тридцатых годов XX века в нём не принято было крестить или венчать. В сохранившихся метрических книгах этой церкви можно обнаружить только имена тех, кто после смерти удостоился православного обряда погребения.

Кладбищенская церковь во имя иконы Богородицы «Всех скорбящих радость» значилась ещё на образцовом проекте города, прилагавшемуся к генеральному плану Рязани 1780 года. Землю для нового кладбища выделили в 1784-м и вскоре выстроили деревянное здание для богослужений. Городские власти могли себе позволить это отступление от узаконенного правила – возводить новые храмы только в каменном исполнении. Дело в том, что место нового кладбища было тогда дальней городской окраиной и в случае возгорания деревянной церкви, находящейся на отшибе, пожар не грозил другим городским постройкам.

Ошибаются те историки и краеведы, которые отсчитывают время существования Скорбященского погоста с последней четверти XVIII столетия. В действительности кладбище с таким названием возникло значительно раньше, а когда слишком разрослось, то просто сменило дислокацию. В документах первой половины XVIII столетия местонахождение «Скорбященки» указано именно там, где сейчас располагаются Дворец творчества детей и юношества и примыкающий к нему детский парк.

Когда для погребения православных выделили новую землю, на старом Скорбященском кладбище стали хоронить только иноверцев. Указанная территория служила этому вплоть до окончания гражданской войны».

РУССКАЯ ТРАГЕДИЯ

Лично я считаю, что найденные останки – это прах проживавших в Рязани русских людей, восприемниками которых являются сейчас так называемые староверы.

Интересно, что в нынешнее время на Скорбященском кладбище Рязани существуют две церкви, поставленные в разное время во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радости». Одна из них, не закрывавшаяся ни на один день даже при советской власти, хорошо известна рязанцам. Существует этот храм с 1807 года и находится в ведении признанной государством православной церкви, по обряду которой в нём проходят ежедневные богослужения.

Но если пройти вглубь кладбища, то с левой стороны можно увидеть за металлическими воротами вторую Скорбященскую церковь. В 1910 году построила её рязанская старообрядческая община, в чьём пользовании храм находится до сих пор.

В наше время «православного Ренессанса», когда и в Рязанской области, и вообще во всей России реставрируются и возводятся новые церковные здания, мало кто вспоминает о событиях 350-летней давности.

Напомню, что в середине XVII века патриарх Никон осуществил церковные реформы. Людям предписывалось креститься не двумя перстами, как раньше, а тремя. Крестный ход стал совершаться не по ходу солнца, а против. Сократилось время церковных служб. Старые правила были преданы проклятию. Объяснялись эти и некоторые другие нововведения тем, что обнаружились доказательства правильности именно нового образца.

Так на Руси возникли две православные церкви. Произошло трагическое событие, в результате которого те, кто продолжал пользоваться древнерусскими богослужебными книгами и освящать себя двуперстным крестным знамением, существующим с апостольских времён, стали именоваться раскольниками. Хотя по большому счёту от веры Христовой они, нужно сказать, не отступили.

Признаёт это и современная Русская Православная Церковь. В 1971 году её Поместный Собор, сняв проклятие, засвидетельствовал, что «спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения, которое всегда было присуще древней неразделённой христианской церкви и не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения».

Собор русских и восточных епископов, утвердивших постулаты Никоновских реформ, состоялся в 1666-1667 годах. И начались страшные гонения на тех, кто новшества не принял.

Спасая детей от неминуемой смерти, староверы бросали всё и спасались там, где не ступала ещё нога человека. Нашлись такие места и на Рязанщине. За более чем два с половиной столетия гонений приверженцы старой веры смогли освоить труднодоступный когда-то район, прилегающий к нынешним Спас-Клепикам (большинство старообрядцев в нашей области – выходцы именно оттуда). Долгое время были они у себя на Родине государственными преступниками. И один из примеров борьбы со староверами был проявлен при Екатерине II в Рязани, когда старое Скорбященское кладбище, на котором были похоронены старообрядцы, было запрещено (под благовидным предлогом заботы о санитарной безопасности), а для нового погоста выделили место в совершенно другом месте.

ПЕРЕЗАХОРОНИТЬ ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ

Известно, что в состав Переяславля-Рязанского к концу XV столетия входили две крепости – кремль и острог, расположенные на холме между Трубежом и Лыбедью. Но кроме этого существовали тогда и находящиеся ещё за городской чертой посады (верхний и нижний) и слободы (Новинская, Выползова, Горшечная, Затинная и другие).

Судя по имеющимся публикациям, период развития нашего города XV и XVI столетий является наименее изученным. В этот временной промежуток и зародилось, видимо, то Скорбященское кладбище в районе нынешнего Дворца детского творчества, на котором впоследствии были захоронены люди, останки которых обнаружили недавно строители.

Для не особо сведущих в краеведении людей история Рязанского края кажется сейчас изученной на все 100 %. Ведь существуют на этот счёт горы литературы, написанные историками и знатоками прошлого нашего города. Но на самом деле мнение о полном соответствии нынешних исторических знаний о Рязани реально существовавшей действительности ошибочно. Подтверждающие это примеры у меня имеются, но сейчас нет смысла их приводить. Потому что даже случай с обнаруженными около Дворца детского творчества человеческими костями косвенно подтверждает мою мысль о недостаточной изученности прошлого нашего города, – ведь никто из историков и других специалистов не может в данном случае освятить ситуацию с точки зрения исторических знаний совершенно конкретно и точно сказать, кем были те люди, чьи останки были обнаружены.

Чтобы абсолютно верно ответить на этот вопрос, по крайней мере, необходимо произвести радиоуглеродный анализ обнаруженных костей. Обойдётся это исследование в 100-150 тысяч рублей.

«Хорошо бы, конечно, узнать точный возраст этих людей, – делятся со мной мнениями мои друзья-краеведы, – но где же найти такую организацию или человека, который оплатил бы такую работу?»

Смешно считать, что вышеназванные суммы для бюджета города Рязани и Рязанской области – очень значительные. Причина в другом: а кому это нужно?

На словах-то мы все – патриоты своего родного края. А на деле?

Но и без дорогостоящих научных обследований на вопрос: «Кто эти люди, останки которых обнаружили недавно?» существует однозначный ответ: рязанцы.

Так что вне зависимости от их конфессиональной принадлежности, несомненно, что найденные останки должны быть перезахоронены не так, словно это кости бездомных собак, а по-человечески.

РИА "7 Новостей"

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте