Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Журналист - это профессия социальная?

Разразившийся сегодня в мире экономический кризис, напрямую оказав воздействие на российский медийный рынок, по мнению Ларисы Шамиковой, главного редактора журнала «Персона»/«Persona» и секретаря Союза журналистов России, практически не затронул собственно журналистов. Почему? Потому, что реальный кризис российской журналистики начался далеко не вчера, а еще во времена перестройки...

О журналистском образовании, кризисе этой профессии, да и о журналистике в целом Лариса Шамикова рассказала в беседе с «Главным редактором».

– Лариса Гисаевна, в рамках нескольких общественных мероприятий вы высказывали предложение о сертификации журналистской деятельности. Что под этим подразумевается и в чем, по вашему мнению, ее необходимость?

– Сертификацию, о которой я говорила, необходимо понимать не как сертификацию конкретно журналистского труда, а как систему сертификации всей деятельности СМИ в целом. В первую очередь, производство печатных изданий. На сегодняшний момент в нашей отрасли, кроме «Закона о СМИ», не существует никаких специальных документов, регламентирующих деятельность средств массовой информации. А как любая работа, требующая профессиональной ответственности, издательское и журналистское дело нуждается в критериях, по которым определяется качественный уровень. Просто «вырывать» из всего процесса работу журналистов и сертифицировать только ее, на мой взгляд, неразумно, да и невозможно. Ведь информационный продукт – результат деятельности всех участников издательского процесса, где, к сожалению, журналисты далеко не главные действующие лица. Хотя именно их подготовка в стране организована наиболее системно и имеет уникальные традиции. Работают вузы, дающие высшее журналистское образование. Есть специальные учебные курсы, по окончании которых выпускники получают дипломы журналистов. Подготовка этих специалистов ведется в достаточно больших объемах.

– Да, объемы большие, но вот о качестве журналистского образования можно услышать сегодня не самые лестные мнения…

– Сегодня одна из главных проблем профессиональной подготовки журналистов – абсолютная оторванность от реалий. Производственно-учебная практика в действующих СМИ так, как это было раньше, не обязательна. Она носит исключительно добровольный и вспомогательный характер. Да, с одной стороны есть положительные примеры, когда журфаки договариваются с теми или иными СМИ о приеме студентов на практику. У ряда крупных медийных концернов даже разработаны специальные программы по обучению и трудоустройству заинтересовавших их студентов. Однако с другой стороны – это лишь малая часть того, что в идеале должно присутствовать. Большинство студентов лишены возможности получать практические знания. Отсюда – огромное количество системных погрешностей и недоделок в создаваемых ими информационных продуктах.

Конкретный пример был в Дагомысе, на последнем Международном фестивале журналистов «Вся Россия 2008». Студенты журфака, замечательно активные и способные ребята, вместе со своими преподавателями по итогам мероприятия выпустили газету. Печатное издание, которое они подготовили, выглядело явно непрофессионально. Налицо – досадные системные ошибки. Стало ясно, что у студенческой редакции просто не хватает технологических и практических знаний. А при наличии сертификации оных критериев подобное изделие никак не могло бы быть представлено как информационный печатный продукт.У любого продукта широкого потребления есть обязательные параметры. Такие же стандарты должны присутствовать у любого журналистского продукта, будь то журнал, газета, радио- или ТВ-программа, альманах либо простая информационная листовка. Есть вещи, которые необсуждаемо должны выполняться, а при их отсутствии, изделие нельзя называть профессиональным информационным продуктом. Это самодеятельность, но никак не журналистский продукт.

– Вы все время опираетесь на понятие «журналистского продукта». Что это такое – журналистский продукт?

– Я боюсь, что разговор об этом превратится в ликбез. Предлагаю немного сузить тему и рассмотреть вопрос о том, что же называется газетой как журналистским продуктом, и чем газета отличается от журнала. Например, еженедельники, – часто употребляемое понятие в СМИ. Но такого журналистского изделия как «еженедельник» – нет! Что это – газета, журнал, информационная листовка, рекламный буклет, который выходит раз в неделю? Непонятно… А ведь сегодня существуют четкие определения. Что такое газета? И чем она должна отличаться не только от журнала, но и от других печатных продуктов?

На самом деле, поднятый вопрос формален, здесь не надо ничего придумывать. Издателю еще на первоначальном этапе необходимо решить, что именно он собирается выпускать. Если газету, то при этом должно пониматься, что такое издание по своей сути не может выходить раз в год. Хотя согласно «Закону о СМИ», подобное не запрещается. В газете формат подачи информации, концепция, верстка, оформление, взаимоотношения с читателем носят специальный и конкретный характер. Однако сейчас это нигде законодательно не прописано. Поэтому и происходит непонимание между издателем, редакцией и читателями, ведущее не только к материальным потерям…

Похожая ситуация и с журналами, где тоже есть определенные, необходимые и обязательные к выполнению параметры.

Мне, например, совершенно непонятны распространенные сейчас определения «мужского» и «женского» журналов. Деловой, детский, научный – да, но формат «мужских» и «женских», на мой взгляд, к журналистике отношения не имеет. Конечно, изданию необходимо определять «ключевую» аудиторию, знать, к кому обращаешься, но не выносить это в жесткие рамки формата. Издания «общего интереса» не должны по стилю, лексике, жанрам заведомо сужать потенциальную читательскую аудиторию.

То же самое касается рекламных журналов. Если издание зарегистрировано как рекламный носитель, практически на 100% состоящий из рекламных или заказных материалов, почему оно называется журналом? В этом случае нужно четко и по-русски написать – каталог рекламной продукции.

Вопросов, требующих решений в этой сфере, как видите, много. Причем, в первую очередь, ответить на них должны собственники СМИ, затем соответствующие задачи должны ставиться перед издателем и редакцией. Поэтому я считаю необходимым на законодательном уровне сертифицировать СМИ как продукт массового спроса. И равно как некачественную пищу и одежду, на государственном уровне надо запретить производство некачественной печатной продукции.

– Таким образом, перед тем как поднимать вопрос о сертификации профессии, надо поднять вопрос о сертификации изделия?

– Совершенно верно. На мой взгляд, в обязательном порядке надо вернуть ГОСТы. Они и сейчас существуют, но носят лишь рекомендательный характер. А ведь в ГОСТах прописаны те специальные вещи, которые должен знать не только дизайнер, но и любой редактор: допустимые размеры кегля, линеатура, спуски …

Сейчас же в редакциях создание информационных продуктов, что называется «препресс», идет совершенно другим путем. Внедряются автоматические программы, в которые заливаются текстовые блоки и иллюстрации, и какой-то невидимый компьютерный редактор, все это переработав, выдает конечный продукт. Но это – не журналистский продукт! Таким образом можно выпустить, например, рекламный буклет, годовой банковский отчет... но журналистской продукт невозможно создать, полностью автоматизировав процесс. Да, подобные автоматизированные системы помогают сокращать затраты, экономить время. Но настоящий журналистский продукт делается в головах авторов и дизайнеров. Представьте ситуацию – в модуль, рассчитанный на 15 тыс. знаков заливается текст объемом в 25 тыс. знаков. Грамотно поработать над текстом, чтобы не потерять суть и смысл рассуждений, завязать его с другими материалами издания не сможет ни один компьютерный редактор. Да и автор в одиночку сделать не сможет, поскольку это – совместный труд авторов и редактора.

У нас же сейчас все наоборот… Люди, создающие информационный продукт, зачастую понятия не имеют даже об элементарных вещах. И именно поэтому большинство печатных СМИ, которые сегодня предлагаются читателю, по качеству оставляют желать лучшего, не выдерживаются никакие технические характеристики. Для того, чтобы что-то прочитать, получить информацию, нужно сильнейшее напряжение. Порой приходится прорываться сквозь хаос, безалаберность и неграмотность их создателей. А иногда и сквозь так называемый «креатив», который чаще всего можно определить лишь как «делаю, что хочу». Но так выступать можно только в личном творчестве. Если же делаешь СМИ, продукт массового потребления, то, как минимум, должен соблюдать санитарные нормы психофизического восприятия. Надо помнить, что глаз читателя видит и внимает только тому, что может увидеть. А совсем не то, что хочется создателю подобной продукции.

– Описанные вами проблемы так остро стоят по всей стране?

– В прошлом году в Союзе журналистов мы организовали «Творческую мастерскую по моделированию журналов». В рамках этой работы мне приходится много общаться как с московскими, так и с региональными издателями, редакторами и журналистами. Чем дальше от Москвы, тем производители СМИ намного легче идут на контакт, отзываются на любое предложение о сотрудничестве. Они понимают, когда что-то не так, но не всегда могут разобраться, почему. Столичные же – снобствуют. Большинство уверены, что СМИ – непаханое поле для их самовыражения… Общаясь с верстальщиками и дизайнерами, поражаюсь, какое огромное количество действующих сотрудников редакций и препресс-центров не знает элементарных правил подготовки и верстки периодики! А ведь они уже работают в отрасли по несколько лет…

Хотя сразу нужно сказать в оправдание, что подобных специалистов для СМИ практически нигде не готовят. А ведь любая редакторская идея может умереть или, что совсем неоправданно, убить издание, если попадает в руки невежественного, но самодовольного «специалиста»!

Хотя, реально малограмотных специалистов в столице становится меньше. Так как именно здесь выходит основное количество лицензионного «глянца», использующего грамотно выстроенные макеты, современную верстку, специально разработанные гарнитуры. Качественные методики естественно переносятся в российские проекты, а по ним обучаются отечественные дизайнеры и редакторы. Остается надеяться, что такой самоочистительный процесс рано или поздно дойдет и до самой последней самодеятельной газеты. Конечно, речь идет о технической стороне подготовки издания, а не качестве журналистских материалов.

– Сейчас многие говорят о кризисе журналистики в стране. Как вы считаете – в чем его причины?

– Отвечая на вопрос, стоит обратить внимание, что мировой экономический кризис, затронувший и операторов медийного рынка России, практически не затронул собственно журналистов. Причины в том, что реальный, не придуманный кризис российской журналистики начался не в прошлом году, а в конце 80-х. Во времена перестройки появилась нерегулируемая масса новых изданий, самопроизвольно воспроизводящая себе журналистов. Демократизация профессии дала возможность всем, кто способен держать в руках диктофон, прийти на медиарынок. Огромное количество людей с разным уровнем жизненного опыта, профессиональной подготовки, образования начали называть себя журналистами. Но с какими знаниями и способностями они взялись за столь специфичную работу, и с каким продуктом обратились к читателю? В экономически сложной и конкурентной ситуации именно эти люди проигрывают на рынке труда.

Что такое «журналистика»? Это формирование и распространение информации, социально и этически ответственно отражающей действительность существования как общества в целом, так и отдельного человека. Специалистов, способных на создание такой информации, почти не осталось. Большая часть нынешних журналистов занимаются «желтой» репортерской работой и заказными интервью, делать которые профессионального умения не требуется. Кто-нибудь это да «съест», кто-нибудь да опубликует… В этом основной смысл столь затяжного кризиса современной журналистики.

Я не против того, чтобы в СМИ работали люди, не имеющие высшего журналистского образования. Более того, считаю, что в том виде, в каком оно имеется, это мало что дает. В принципе любой человек, имеющий приличное специальное высшее образование, вполне может освоить журналистское ремесло. Здесь определяющими являются личностные черты характера – любознательность, неравнодушие, коммуникабельность, ответственность и оптимизм. Хорошие специалисты для СМИ получаются из людей с качественным естественным образованием – математиков, физиков. У них отлично развиты методологическая последовательность и системный подход к решению любой задачи.

Некоторое время назад в журнале «Персона»/«Persona» мы поднимали тему доверия к журналистам. Были высказаны самые различные мнения, от «журналистика закончилась, забудьте», до «профессия на взлете». Но никто не говорил о настоящем времени – либо уже умерла, либо должна возродиться.

Одно из мнений состояло в том, что наиболее оптимальный путь – брать готовых специалистов с высшим образованием по тематике издания и обучать журналистской специальности. Я тоже склоняюсь к этому. Тему, которую освещает журналист, он должен знать как специалист. Только в этом случае ее можно раскрыть и глубоко и занимательно. Таких специалистов в журналистике осталось крайне мало.

– А как же быть с народной журналистикой? Ведь если рассматривать современные сетевые ресурсы как СМИ, то уж тут точно ни о какой сертификации речи и быть не может…

– Да, сегодня пишут все, что, на мой взгляд, процесс положительный. Было время, когда многие разучились выражать свои мысли письменно. С усовершенствованием Интернета такая проблема решается. Но с другой стороны, естественно, рождается и целый ряд новых проблем. В частности – с грамотностью и чистотой русского языка. Лично я порою не могу даже читать то, что пишется в Интернете. Одни грамматические ошибки чего стоят, какое-то насилие над психикой! Но, надеюсь, что и это изживется. В русском языке, как и в любом природном явлении, процесс самоочищения не останавливается. Со временем, видимо, выкристаллизуется определенный язык для компьютерного общения. Но при этом сложится генерация людей, умеющих излагать мысли на грамотном русском языке, чтобы их труд был востребован у самых разных по потребностям читателей. Ведь журналистика призвана производить информационный продукт не ради самотворчества, а ради читателя. Не надо забывать, что журналист – не политик и, в общем-то, деятель не публичный. Нравится это кому-то или нет, профессия-то социальная. Это – описатель, общественный свидетель, чья задача высветить не себя, а проблемы других. Самовыражаться желательно, чтобы читателю читалось с пользой и интересом.

Подготовила Евгения Трушина

журнал «Главный редактор», № 5–6/2009

Ассоциация аграрных журналистов

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: almakarov2008    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте