Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Из жизни рязанской духовной семинарии

Общие правила поведения учеников Рязанской Духовной семинарии,
живущих в семинарском корпусе

(по материалам журнала «Рязанские Епархиальные ведомости» за 1874 год)

1. Сообразно с целью нравственного воспитания в семинарии, состоящею в правильном образовании характера учащихся, соответственно будущему их назначению, воспитанники семинарии следуют в своей жизни определенным правилам.

2. Ученики начинают и оканчивают день общей молитвой. Молитвы утренние и вечерние читаются учениками по очереди, в зале, под наблюдением инспектора.

3. Все ученики неопустительно присутствуют при богослужении всенощном или утреннем и при литургии в дни воскресные и праздничные.

Перед всенощным богослужением, за четверть часа накануне воскресных и праздничных дней, а в самые эти дни – за полчаса до начала литургии, ученики собираются в залу. Перед литургией ученики слушают объяснение дневного евангелия и, если время позволит, – апостола, или историю праздника.

Из залы, под надзором инспектора и его помощников, по два в ряд, они идут в церковь, где становятся в порядке, соответственно их возрасту, на назначенном для них месте; на хорах же могут стоять только ученики, назначенные к исправлению церковной службы. Воспитанники, которые по особенной какой-либо нужде не могут присутствовать при богослужении, обращаются с просьбой об увольнении к инспектору.

Во время богослужения ученики по очереди участвуют в чтении, а некоторые по собственному желанию, или по назначению инспектора, исполняют служебные обязанности в алтаре и во время выходов; из учеников же составляются хоры для пения, на обязанности которых лежит петь неопустительно в семинарской церкви.

Выходят из церкви по два в ряд, не ранее окончания богослужения. Только имеющие крайнюю нужду могут выходить ранее, но не иначе, как с разрешения одного из помощников инспектора.

4. Соблюдая в точности посты, установленные Православной Церковью, все семинаристы в первую неделю Великого поста и в неделю страстую, говеют, исповедаются и приобщаются Святых Тайн; увольняемые же на это время домой, к родителям, обязываются исполнить сей христианский долг в местных приходских церквях и представить о том инспектору свидетельство за подписью членов причта и с приложением церковной печати.

За семинарским учебным корпусом стояла семинарская  церковь,<br />
 за ней – спальный корпус (общежития семинаристов)
За семинарским учебным корпусом стояла семинарская церковь,
за ней – спальный корпус (общежития семинаристов)

Спальный корпус Рязанской духовной семинарии
Спальный корпус Рязанской духовной семинарии

5. В дни не праздничные, назначенные для классов и домашних занятий, воспитанники должны строго держаться следующего порядка в распределении времени:
– все ученики встают утром не позже шести часов, но не воспрещается, особенно весной и летом, вставать по произволу и ранее;
– седьмой час назначается на умывание, одевание, молитву и чай с завтраком;
в 730 столовая закрывается;
– остающееся до восьми часов время назначается на домашние занятия, состоящие в приготовлении к классу;
– 9-й, 10-й, 11-й, 12-й, 1-й и 2-й часы употребляются на уроки в классах;
– в 2 часа обед, а следующее затем время назначается на отдых, занятия живописью, музыкой, гимнастикой и прогулку;
– с 4-х до 5 часов – чай; в 5 часов столовая закрывается;
– с 5 до 830 часов – домашние занятия;
– в 830 – ужин;
– с 830 до 930 – занятия пением, музыкой и гимнастикой;
– в 930 – вечерняя молитва;
– в 10 часов ученики могут ложиться спать, а по истечении 11 часов огонь в комнатах непременно должен быть потушен;

В спальнях никому не дозволяется держать при себе огня и чем бы-то ни было нарушать общую тишину.

6. В часы, назначенные для уроков, все ученики обязаны находиться в классах, кроме больных, которые должны быть в больнице, опущения в этом отношении ни под каким видом не могут быть терпимы. В классы они идут в порядке, тотчас после звонка, и, заняв определенные места, спокойно садятся в ожидании наставника.

Непосредственное наблюдение за внешним порядком в каждом классе до прихода наставника лежит на дежурных, обязанных наблюдать, чтобы для наставника всегда готовы были чернила и перо, чтобы классная доска была в порядке и снабжена необходимыми для письма принадлежностями; дежурные же должны сказывать наставнику и об отсутствующих на уроке. Дежурные назначаются из всех учеников по ежедневной очереди.

В случае не появления наставника на урок никто не выходит из класса, а сидя на своих местах, все занимаются делом. С приходом наставника ученики слушают перед началом учения молитву, читаемую дежурным.

Во время классных занятий семинаристы ведут себя особенно чинно и вежливо; разговоры, смех, чтение посторонних книг, даже учебных – по другому предмету, подсказывание отвечающим воспрещается. Во время урока выходить из класса ученики не должны, за исключением крайней нужды, и то с позволения наставника. Семинаристы, чувствующие себя не совсем здоровыми, отправляются с ведома инспектора в больницу, где записываются в особую, заведенную для того книгу.

В промежуточное между уроками время ученики выходят из класса непременно по два в ряд, равно как и возвращаются тем же порядком, не производя ни малейшего стеснения в коридорах и на лестнице. По окончании учения, перед выходом из класса, воспитанники слушают всякий раз молитву, читаемую дежурным.

7. В столовую, к обеду и ужину, семинаристы по два в ряд входят своевременно, по звонку, в том порядке, как они размещены по жилым комнатам; после молитвы каждый занимает свое место. Выходят из столовой также по два в ряд, после благодарственной молитвы, начиная с правой стороны и не перелезая через скамейки на середину, но отодвинув оные, идя подле столов.

Во время стола воспитанники могут тихо разговаривать друг с другом, но разговоры громкие, шум, смех, заявление недовольства каким-либо блюдом, небрежное отношение с посудой и бельем, неумение держать себя прилично во время стола – все это не должно быть терпимо. В случае своего недовольства каким-либо блюдом, ученики скромно заявляют об этом по окончании стола – через дежурного – инспектору, а в случае отсутствия его – ректору.

8. В часы, назначенные для домашних занятий, все непременно должны находиться в определенных на то комнатах, каждый за своим делом, не дозволяя себе разговоров, чтения вслух и пения, вообще ничем не мешая друг другу.

В летнее время ученики могут заниматься в семинарских аллеях, подчиняясь в сем случае особому надзору инспектора и его помощников.

9. В часы, свободные от занятий, ученикам рекомендуются занятия пением, музыкой и живописью, гимнастические упражнения: зимой в здании семинарии, летом – на семинарском дворе, и кроме того – садовые занятия и игры, способствующие укреплению телесных сил. Употребление учениками игральных карт, как в жилых комнатах, так и в других местах, не должно быть терпимо как в учебные, так и в праздничные дни.

Отдохновение в спальнях воспрещается, почему комнаты сии в течение целого дня (с 7 утра до 10 вечера) остаются закрытыми.
В гардеробных комнатах, в особо отведенных для каждого ученика ящиках, не дозволяется держать ни посуды, ни съестного, за исключением чая и белого хлеба. В гардеробных комнатах ученикам не дозволяется принимать лиц посторонних.

Курение запрещается.

Употребление напитков и вообще нетрезвость где бы то ни было строго воспрещается.
Строго воспрещается посещение учениками харчевен, трактиров, питейных и подобных домов общественного увеселения.

Строго воспрещается портить казенные вещи (столы, скамьи, книги и т.п.) и закладывать не только казенные, но и собственные вещи.

10. Ни под каким видом ученики не должны составлять сборища или сходки, ведущие к разрушению порядка (например, касательно заявления перед начальством требований, или выражения протеста против его распоряжений, стачка или соглашение для общего противодействия узаконенным правилам…).

11. Воспитанники могут отлучаться из семинарии не иначе, как с ведома и разрешения инспектора. В учебные дни ученикам дозволяется выход из семинарии от послеобеденного времени только до времени их домашних занятий, то есть до 5 часов вечера, с объявлением инспектору или его помощникам о месте и времени, на какое они отлучаются. В это же время (от 2 до 5 пополудни) ученики могут давать уроки на дому, но право это принадлежит только отличающимся по успехам и поведению ученикам и то не иначе, как с ведома и разрешения семинарского начальства.

В дни воскресные и праздничные ученики могут брать отпуск из семинарии в город по окончании богослужения до 5 часов вечера, записываясь предварительно в установленную для сего книгу, с точным обозначением куда и на какое время отправляются, получив на то разрешение от инспектора или его помощника.

Воспитанники, имеющие известных семинарскому начальству родственников или знакомых в городе, по усмотрению инспектора могут быть, с ведома ректора, увольняемы в воскресенье и праздничные дни до 10 часов вечера, а в исключительных случаях – на ночь, до 8-го часа утра следующего учебного дня. Но не иначе как по представлении ими письменного заявления от означенных лиц о желании посещения их известными воспитанниками; заявление должно быть возобновляемо каждый раз.

Среди учебной трети, как в простые, так и в праздничные дни, кратковременные отпуска в места, отдаленные от города, вообще не дозволяются, за исключением особенных случаев (например, смерть отца или матери). Но и в этих случаях увольнение может быть разрешено инспектором не иначе, как по получении письменного уведомления о смерти.

Воспитанники, увольняемые в продолжительный отпуск на каникулярное время, обязаны предварительно доставить инспектору письменные удостоверения от библиотекаря в сдаче казенных книг, и от эконома – в сдаче казенных вещей, находившихся в их пользовании.

Имеющие намерение получить как кратковременный, так и продолжительный отпуск в места, отдаленные от города, снабжаются предварительно отпускными билетами, за подписью инспектора и с семинарской печатью, которые обязаны представить непременно в срок инспектору, для сдачи в канцелярию, с пометкой времени их явки.
В случае болезни, не дозволяющей явиться к назначенному сроку из отпуска, необходимо предоставить об этом форменное уведомление с подписью благочинного.

Кроме билетов, выданных на проезд, ученики представляют еще учиненные на обратной стороне тех билетов свидетельства церковных причтов, с обозначением времени отправления их из родительского дома в семинарию.

12. Исправно приготовляя уроки к каждому классу, ученики вместе с тем обязываются упражняться в сочинениях и читать полезные книги. Вредные и запрещенные книги не только читать, но и иметь у себя семинаристам не дозволяется. Поэтому самовольное взятие книг из библиотек сторонних строго воспрещено.

При написании сочинения на данную тему, ученики должны отвечать на вопрос сколь возможно кратко, заботясь не только о том, чтобы сочинение было содержательным по сути, но имело еще стройное изложение и литературный слог.

Сочинение каждый раз должно быть своевременно представлено инспектору. Отсрочка дозволяется только тем воспитанникам, которые не могли сделать работу по болезни или другим уважительным причинам.

14. Отношения учеников между собой должны иметь характер братской любви.
В частности ученики обязываются:
1) оказывать друг другу полное уважение, которое исключало бы:
– всякое, каким бы то ни было образом выражаемое, презрение к другому;
– порицание, унижение и посрамление других, всякое злословие, от грубой брани до тонких пересудов, от оскорбления словом до нанесения обиды делом,
– а особенно – клевету, ябедничество и наушничество;
– всякие неуместные шутки и язвительные насмешки, ничем не отличающиеся от порицания и злословия.
2) беречь собственность друг друга, равно и находящиеся во временном употреблении у других казенные вещи, – каковая обязанность исключает а) воровство, б) ложь и различные обманы – с целью воспользоваться собственностью других;
3) иметь друг к другу искреннюю дружбу и братскую любовь, которая во взаимные отношения привносила бы доверчивость, ласковость, кротость, терпение, снисходительность, услужливость и полную готовность к оказанию помощи, как в деле образования, так и в деле нравственного самовоспитания;

но исключала бы эгоистическую самозаботливость, раздражительность, гнев, мстительность, стремление жаловаться начальству на товарищей, особенно в случаях маловажных.

13. Ученики должны заботиться о сознательном приложении к своей жизни правил приличия и общепринятых условий вежливости, а также пещись о соблюдении чистоты и опрятности в своей наружности. Их одежда, обувь, белье должны быть в чистоте и порядке. Им запрещается носить длинные волосы, усы, бороду и бакенбарды.

Во дни воскресные и праздничные в церковь и в столовую, а также в классы и на экзамены ученики являются в сюртуках. Во дни же учебные, в столовой, в комнатах для занятий и спальнях они должны быть в одежде домашней. В помещениях семинарии воспитанники не должны быть в верхнем платье, в калошах и с шарфами на шеях поверх галстуха, равно не дозволяется в жилых комнатах и коридорах иметь на голове фуражку.

14. Как внутри семинарии, так и вне оной, при встрече с епархиальным архипастырем и его викарием, с начальниками и наставниками семинарии и с г. начальником губернии, ученики должны останавливаться и делать поклон. Они также обязаны оказывать знак почтительности при встрече с почетными лицами духовного сана, равно как и другими, имеющими начальственное отношение к семинарии.

15. Вежливость и приличие должно соблюдать даже в отношении к служителям. Грубое и оскорбительное отношение и всякие взыскания с них непозволительны; о беспорядках же со стороны служителей семинаристы доводят, через очередного дежурного, до сведения помощника инспектора, а в более важных случаях – до инспектора.

16. Все заявления от воспитанников сообщаются инспектору очередными дежурными. Заявлять свои различные нужды и приносить необходимые жалобы инспектору или его помощнику предпочтительно во время, свободное от учебных занятий.

Из жизни Рязанской семинарии – год 1901-й

В мае 1901 года, газета «Искра» опубликовала статью под названием «Как рязанский помпадур взял штурмом семинарию».

В статье говорилось: «В Рязани, разыгрался семинарский бунт, конечно, на почве специфических условий семинарской бурсы: не хватало хлеба и хорошего обращения. Бунт продолжался три дня, финал завершен воздействием полиции во главе с вице-губернатором.

12 марта в час ночи вице-губернатор, сопровождаемый нарядом полиции и пожарной команды с зажженными факелами, пытался войти внутрь семинарии, но сначала ему это не удалось: в него чем-то запустили, и он отступил. Но после короткого совещания с семинарским начальством и служителями насчет задних ходов, была отряжена команда для вступления в семинарию с заднего хода.

Семинаристы старались сломать лестницу, ведущую к ним на второй этаж,
и тем не допустить к ним полицию, но безуспешно. После того как команда пробралась к парадному крыльцу и отворила его, вошел вице-губернатор
с остальной свитой. По удалении их напутствовали шиканьем и криком:

«Да здравствует свобода семинарии! Долой ректора!» Теперь семинария прикрыта, и часть бунтовщиков выслана на родину».

Рязанские семинаристы вместе с учащимися двадцати двух семинарий России выступали за реформу учебного дела, за уравнение своих прав с правами воспитанников других учебных заведений.

Эпидемия возмутительных безобразий уже не первый год будоражила Рязанскую семинарию. Бунтовщики склоняли учащихся к выступлению против существующих в семинарии порядков. Этому в значительной мере способствовала работа рязанских социал-демократов, а также установление связи с Центральным организационным советом семинаристов, представитель которого – студент Московской духовной академии – побывал в Рязани.

К сентябрю 1901 года в семинарии был создан организационный комитет, председателем которого был 18-летний семинарист из Пронского уезда Дмитрий Чернобаев. Он был делегатом от рязанских семинаристов на съезде представителей всех семинарий России в селе Мареваши Симбирской губернии.

Чернобаев был связан с Рязанской группой РСДРП. При обыске у него нашли гектограф, переписку с Центральным советом и организационными комитетами других городов, а также значительное количество нелегальной литературы, среди которой были издания петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», воззвания Центрального совета, газета «Искра» …

Оргкомитет семинарии, во главе с Чернобаевым, и связанный с ним активист социал-демократического кружка рязанской молодежи Виноградов были арестованы и посажены в тюрьму.

ИЗ ЖИЗНИ РЯЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
(хроника событий за 1907/8 учебный год –
(по материалам журнала «Рязанские Епархиальные ведомости» за 1909 год)

Давно желанное и почти повсеместное отрезвление общества от безумного революционного угара прекраснейшим и благотворным образом подействовало на настроение учащейся молодежи в светских и духовных учебных заведениях, преимущественно же в духовных семинариях, еще так недавно подвергавшихся настоящей заразительной эпидемии забастовок и прочих возмутительных безобразий...

Ныне, слава Богу, все вошло в свою обычную колею, так что минувший 1907/8 учебный год начался, продолжился и закончился для Рязанской семинарии самым правильным, можно сказать, отличнейшим образом. Она приняла теперь вполне упорядоченный вид образцово-благоустроенного учебного заведения, каковым она и была признана по отчету ревизора Учебного комитета при Св. Синоде, его превосходительства Михаила Харлампиевича Григоревского, в 1899 году.

В настоящей краткой заметке позволим себе отметить некоторые факты из жизни нашей семинарии за истекший 1907/8 учебный год.

Учебный год начался только лишь 15 сентября, потому что ранее сего числа приходилось заниматься переэкзаменовками, то есть вновь экзаменовать по всем предметам раскаявшихся юных забастовщиков и окончательно решать их судьбу.

Начало регулярных занятий предварено было торжественным молебствием, на котором отец Ректор семинарии, Архимандрит Григорий, сказал прекрасную речь к питомцам, призывая их отрезвиться от забастовочного психоза и усердно приняться за дело.

К началу учебного года оказалось в семинарии 702 воспитанника, так что Рязанская семинария по количеству питомцев должна занимать если не первое, то, несомненно, – одно из первых мест во всей Российской Империи.

Программа музыкального-литературного вечера

9 декабря 1907 года в актовой зале семинарии состоялся литературно-музыкально- вокальный вечер, привлекший огромное (более 1000 человек) количество слушателей и прошедший с необыкновенным успехом для питомцев, выступавших здесь в качестве исполнителей. Поведение воспитанников на этом вечере не оставляло желать ничего лучшего.

Программа музыкального-литературного вечера

Программа музыкального-литературного вечера

Е. Арбеков,  прочитавший во втором отделении вечера стих. «Вход воспрещается» Бенедиктова
Е. Арбеков,
прочитавший во втором отделении вечера
стих. «Вход воспрещается» Бенедиктова

Программа вечера подобрана была весьма умело и с большим вкусом. Вокальная часть вечера была подготовлена к исполнению бывшим помощником инспектора семинарии Н.Г. Шафрановым, а литературная – преподавателем словесности Александром Николаевичем Собчаковым.

Александ Николаевич СОБЧАКОВ,  преподаватель словесности
Александ Николаевич СОБЧАКОВ,
преподаватель словесности

30 января 1908 года семинария торжественно справляла свой храмовый праздник (собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого – Н.Ч.). И в этот же день, по примеру прежних лет, после литургии, совершенной в семинарском храме архиерейским служением, состоялось годичное собрание членов Попечительства о бедных воспитанниках Рязанской семинарии.

В настоящее время Попечительство переживает уже 32-й год своего существования и обладает капиталом в 41910 рублей. В составе его есть неприкосновенные суммы, проценты с которых идут беднейшим и наилучшим ученикам в качестве стипендий и пособий.

Заговорив о средствах попечительства, сделаем попутно несколько весьма интересных сообщений о материальном положении питомцев нашей семинарии. В истекшем учебном году 210 из них состояло на казенном содержании, то есть содержалось на средства Священного Синода.

Получали пособие:
а) из средств Попечительства – 9 учеников по 60 рублей, 4 ученика – по 45 рублей;
б) из сумм синодских – 38 учеников по 60 рублей;
в) из средств епархиальных – 31 ученик по 88 р., 30 учеников – по 60 р., 15 учеников – по 45 р. и 16 учеников – по 30 рублей.
Получали стипендии: а) правления – 16 учеников (в размере от 40 до 114 рублей в год)

б) попечительства – 12 учеников (в размере от 31 до 105 рублей в год).

Следовательно, из 702 воспитанников семинарии только 321, то есть гораздо менее половины, живут на полном содержании своих родителей. От вышеозначенных цифр невольно воскликнешь: да где же ещё, в каком ведомстве, в каких учебных заведениях можно найти такие благоприятные условия для продолжения своего образования?

И как можно слепо доверяться негодяям и подстрекателям и позволять себе, в припадке какого-то умоисступления, делать забастовки, то есть намеренно отказываться от дарового обучения и почти готового содержания?

По воскресным дням четыредесятницы в семинарии проводились религиозно-нравственные чтения, где поддерживался образцовый порядок и пел превосходный семинарский хор.

1907-1908 учебный год закончился экзаменами для всех воспитанников семинарии, которые начались 10 мая и окончились к 15 июня. Шли они совершенно спокойно, без всяких протестов и каких-либо прискорбных инцидентов. 26 мая в семинарию прибыл высокий посетитель – Председатель Духовно-Учебного комитета при Св.Синоде, доктор церковной истории, протоиерей Димитрий Никанорович Беликов. Ознакомившись с постановкой учебного дела, он побывал на некоторых экзаменах, лично сам испытывал учеников 3 класса на экзамене по психологии и остался доволен разумными, основательными и твердыми ответами воспитанников. Еще более благоприятные впечатления получил он от прочтения письменных работ выпускников по богословским предметам – сочинения С.Купрессова, В. Муратова и В. Суханова удостоились похвальных рецензий о. Председателя, усмотревшего в этих юношеских опытах здравую, логически обоснованную мысль, обширное знакомство с литературой трактуемого предмета, стройное изложение и легкий, изящный, вполне литературный слог.

Вечером 27-го, по желанию Председателя Учебного Комитета, в комнате Правления состоялось заседание педагогической корпорации, где все её члены были представлены высокому гостю. Широкому, всестороннему и вполне свободному обсуждению подвергались всевозможные учебные и педагогические вопросы. Высокий посетитель закончил свою беседу просьбою, чтобы преподаватели, не ограничиваясь исполнением учебного дела, старались «воспитательно» влиять на питомцев духовной школы.

Своим участливым, гуманным обращением о. Председатель произвел прекраснейшее впечатление как на педагогов, так и на семинаристов. Судя по всему, и семинария своим внешним благоустройством, добрым поведением и хорошими успехами учеников – произвела весьма благоприятное впечатление на высокого посетителя.

28-е мая Д.Н. Беликов употребил на обозрение мужского Духовного училища и Женского Епархиального училища. Последнее приятным образом изумило его своей необыкновенной, совершенно голландской чистотой и опрятностью.

29 мая о Председатель отбыл из Рязани, а экзамены в семинарии продолжались и столь же успешно закончились к 15 июня, когда отцом Ректором, соборно с прочими духовными лицами, служащими в семинарии, было совершено благодарственное Господу Богу молебствие. Семинария счастливо и благополучно закончила свой трудовой учебный год.

Ректор, Архимандрит Григорий
Ректор, Архимандрит Григорий

Из 702-х воспитанников испытаниям подвергались 682 ученика (20 по разным причинам выбыло из семинарии). Окончили полный семинарский курс в двух отделениях VI класса 90 человек: из них получили звание студента 23 человека, остальные 67 – окончили по второму разряду. Перешли в следующие классы после экзаменов и августовских переэкзаменовок – 472 человека. Оставлено на повторительный курс в разных классах – 78 семинаристов; уволено 42 человека.

Из окончивших курс питомцев семинарии четверо рекомендованных студентов весьма удачно поступили в духовные академии: В. Суханов – в Казанскую Академию, 2-м по списку студентом; С. Купрессов – в С.-Петербургскую, 5-м; В. Муратов – в Московскую, 8-м, Д. Яхонтов – в Московскую, 19-м.

Новый учебный 1908-1909 год начался в составе 709 человек. Вновь поступили из семи духовных училищ Епархии 158 человек. Вместе с оставшимися в 1-м классе 40 учениками-второгодниками, вновь прибывшие распределены в четырех отделениях Первого класса семинарии.

Нина Чельцова

5
Рейтинг: 5 (2 голоса)
 
Разместил: Нина Борисовна    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте