Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Село Казачий Дюк, Шацкого района

Татьяна Синельникова

Наша рязанская земля обширна и разнообразна. Мещера, с богатством ее растительности и животного мира… широкие просторы полей и лугов, где за километры не встретишь ни одного населенного пункта… А если встретишь, то подивишься их названиям, несколько таинственным и загадочным. В одних слышатся звуки ратных побед и поражений: Рубцево, Половское, Казарь; в других - магия исчезнувших языков: Свинчус, Салаур… Но все это - наша история. Происхождение названий многих населенных пунктов еще неясно, требует некоторых уточнений. Так о происхождении названия с. Казачий дюк имеется несколько версий. Почему дюк – пожалуй, точно никто не ответит. Казачий, потому, что, якобы, когда-то казаки захватили это место, да так и обжились на нем, так как красоты оно было необычайной. Потому-то и назвал народ это место еще и Красавкой.

Javascript is required to view this map.

Сохранилось еще одно предание, что здесь некогда жил административный глава г.Шацка, а так как словом «дюк» обозначалась на французском языке должность высокого начальства, то и называться оно стало - Казачий дюк. Мы не хотим опровергать какую-либо из версий, но нам кажется, что название это произошло от эвенского «Дю», что значит юрта, чум, дом, жилище, становище. Эта версия тоже существует, когда говорят о происхождении названия Казачий дюк. После исследования документов Государственного архива Рязанской области, мы утвердились в этом мнении.

Скорее всего, «Дюк», действительно произошло от «Дю», что значит становище. «Казачий Дюк» сначала так не именовался. Первоначально в 1842 г. в метрических книгах с. Кошеляева, Шацкого уезда, в приход церкви которого входило это поселение, появляется название «Казачьи выселки»; в 1844 г., как бы уточнение, - «Казачьей слободы выселки». Это означает, что в этой местности появились переселенцы из Казачьей слободы г.Шацка. В документах за 1837-1840 г. эти названия в метрических книгах с. Кошеляева еще не встречается. Возможно, это поселение уже существовало, но в нем еще никто не рождался, не сочетался браком, не умирал, поэтому записей в метрических книгах еще не было.

Видимо, однодворцы Казачьей слободы г.Шацка (или, как их позже стали называть, государственные крестьяне) обосновались на этом месте недалеко от д. Дюк и села Кошеляево. Справедливо будет отметить, что уже в 1841 г. в записях метрической книги с. Кошеляево встречаются сведения о казенных крестьянах «Пригородной Казачьей слободы».

В книге «Крестьянское движение в России в 1826-1849 гг.», вышедшей в 1961 г., говорится о том, что в 1836 году 2387 однодворцев Казачьей слободы, Шацкого уезда отказались платить недоимки, для чего была введена военная команда. Возможно, после этих событий часть однодворцев была переселена в эти места. Кроме того, известно, что из густонаселенных селений в 30-е годы XIX столетия крестьян переселяли на новые земли. Выселки (то есть выселенные или переселенные) - это слово присутствует в названиях многих селений. Таким образом, мы видим, что история села Казачий дюк тесно связана с Казачьей слободой г.Шацка. Казачья слобода г.Шацка была действительно населена густо. Это мы видим из сохранившихся в архиве документов.

Г. Шацк был заложен в лето 1553 (7061) на месте военно-опорного пункта - Шацких ворот на Засечной черте, сооруженной для охраны южных рубежей Русского государства от крымских татар и «ногайских людей». Сначала сам Шацк представлял деревянный острог, который был окружен рвом и палисадом. Под его защитой осуществлялось освоение этого края. Шацк со всех сторон был окружен слободами, возникшими в XVI–XVIII столетиях. За Ямским оврагом - Инвалидная и Ямская, за Никольским - Черная, за рекой - Казачья слобода.

Казачья слобода возникла как казачий посад, т.е. место, где жили казаки. Казаками в то время называли поселенных воинов, принадлежащих к особому сословию казаков - легкого конного войска, обязанного служить по вызову на своих конях, в своей одежде и вооружении. В метрических книгах трех церквей г.Шацка встречаются сведения о жителях Казачьей слободы - так велико было их количество: собственно по Архангельской церкви Казачьей слободы, по соборному Воскресенскому храму и по церкви Живоначальной Троицы как однодворцы. Однодворцами называлась особая группа государственных крестьян в России, образовавшаяся из потомственных мелких служилых людей. Эти люди были поселены правительством на южной границе для защиты отечества от набегов крымских и астраханских татар. В XVI–XVII в. они занимали промежуточное положение между дворянами и крестьянами, владея землями и участками на правах служилого поместья, а иногда и крепостными крестьянами. В тоже время они были обложены податями, как крестьяне. Большинство из них все же не имело крестьян, и жили они одним двором - отсюда и – однодворцы. С созданием регулярной армии, которая приняла на себя охрану границ, была ликвидирована окраинная военно-поместная служба, а мелкие служилые люди (дети боярские, казаки, стрельцы, драгуны, солдаты, пушкари) при Петре I стали платить подать и превратились в особую группу крестьян - государственных крестьян. Тогда же и закрепился за государственными крестьянами термин - однодворцы, что одно и тоже.

Земли однодворцев не являлись частновладельческими, а были государственными.

Интересны сведения о церквях, которые находились в Казачьей слободе. В окладной книге 1676 г. о церкви Святой и Живоначальной Троицы « да в пределе Архангела Михаила да преподобного отца Макария Желтоводцкого, другая церковь святыя мученицы Параскевы, зовомыя Пятницы, в Шацком на посаде» сказано, что у тех церквей был расположен двор попа Георгия, двор попа Тарасия. Там же было два пустых дворовых места: одно просфорническое, «другое нищева». В приходе к той церкви в «Козачей слободе» было драгунов 41 двор. Да к той же церкви в приходе в той же слободе стрельцов девять дворов, двор пушкарской. Да к той же церкви в приходе слободка Россыльщикова». Всего церкви было приписано 606 дворов. К этой церкви в праздник Параскевы Пятницы притекало много богомольцев из разных сел и городов, так там были почитаемые народом иконы. В тех же окладных книгах мы читаем, что у церкви Михаила Архангела и «другой церкви святаго пророка Илии в Шатском в Казачьей слободе… у тое церкви двор попа Никиты, двор попа Феодора, двор просвирницы, двор пономарский…Да в приходе к тем церквам в той же Казачьей слободе казачьих сто двадцать четыре двора. Да стрелетских сорок шесть дворов, бобыльских дватцеть один двор, вдовьих семь дворов».

Многие жители Казачьей слободы были приписаны к соборной церкви г.Шацка. В документах о Соборной Воскресенской церкви, построенной в 1752 г., указано, что в пригородной Казачьей слободе было 107 дворов, где проживало 253 мужч. и 281 женщ.

Когда часть жителей была переселена из слободы, крестьяне стали прихожанами церкви с. Кошеляева, однако по мере возрастания поселения, они стали ставить вопрос о построении в их деревне собственной церкви.

Так в 1864 г. в Казачьих выселках была построена деревянная, холодная церковь с престолом в ней во имя Михаила Архангела. Некоторые жители этого села в свое время вспоминали, что этот храм был перенесен из Казачьей слободы г.Шацка, что было в то время в порядке вещей, если на место деревянного храма возводился каменный. Из метрических книг Архангельской церкви исчезает название «Казачьи выселки», но появляется название села Дюк с храмом во имя Архангела Михаила. Деревня же Дюк существовала одновременно с селом, но входила по-прежнему в состав прихода с. Кошеляево. Затем в названии села Дюк появляется добавление «Казачий». В документах этот населенный пункт записывали, то Дюк, то Казачий Дюк. Вот такая история…

3.5
Рейтинг: 3.5 (2 голоса)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте