Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

"С первейшими обителями в России равняться может..."

Вплотную к селу Радовицы, что стоит среди некогда глухих лесов подмосковной Мещеры, километрах в пятидесяти от Егорьевска, подступает величественный даже в его нынешнем полуруинированном состоянии Николо-Радовицкий монастырь. В начале XIX века историк Рязанского края Т. Я. Воздвиженский писал о Радовицком монастыре: "Это - знаменитейшая обитель в России и теперь так процветает, ради благочестивого множества богомольцев, приезжающих и приходящих из дальних стран в нее для моления, что с первейшими обителями в России равняться может".

Николо-Радовицкий монастырь был основан еще в первой половине XV века иноком Пахомием, пришедшим в Россию из Фессалии с Московским митрополитом Фотием. После кончины митрополита в 1431 году инок Пахомий, желая уединения, отправился странствовать по России в поисках тихого места. Однажды в лесной глуши, среди болот и топей, он обнаружил прекрасное озеро с прозрачной зеркальной водой. Посреди озера, названного впоследствии Святым, высился небольшой островок. Душа монаха возрадовалась, и он решил остаться здесь. Островок назвал Акакиевой пустынью, а местность вокруг озера - Радовицами - в память о своей родине в Фессалии. Вскоре возле Пахомия начали селиться люди, также ищущие молитвенного уединения. Так зародилась на Святом озере эта обитель.

В середине XVI столетия монах Иона, по прозванию Рогожа, обрел здесь образ святителя Николая чудотворца, в полный рост вырезанный из цельного куска яблоневого дерева. Видимо, тогда же в память об этом событии на острове посреди Святого озера была построена деревянная Никольская церковь (не сохранилась). А от образа сразу же стали происходить многочисленные чудеса, весть о которых быстро распространилась по городам и весям. Сюда потянулись многочисленные паломники и те, кто жаждал иноческой жизни. Маленький островок уже не мог вмещать столько людей, появилась необходимость воздвигнуть новый монастырь "на суше". В 1584 году царь Иван Грозный пожаловал игумену Рогоже окрестную землю. Строго говоря, этот год и следует считать датой основания Николо-Радовицкого монастыря.

Много печальных и радостных событий пережила обитель на протяжении веков. В период междуцарствия, в 1916 году, ее грабили поляки и свои оборотни-изменники, в 1634-м - местные крестьяне, в 1678, 1728 и 1775 годах она сильно горела. Но вновь и вновь восставала из пепла, потому что святитель Николай не оставлял без благодатной помощи место пребывания своего чудотворного образа - главного сокровища монастыря.

Внешне Радовицкий образ весьма сходен с более известным, о котором "Московский журнал" писал неоднократно, - Можайским. На обоих святитель изображен с мечом в одной руке и храмом - в другой, однако на Радовицком он - в митре. Обстоятельства обретения монахом Ионой этого образа остались неизвестными. Из сохранившихся письменных источников мы знаем только, что при игумене Рогоже образ уже был в монастыре и почитался явленным. Как говорилось выше, обретение случилось не позднее середины XVI века, и с того времени святыня находилась здесь в великой славе, источая благодатные исцеления, коих только в начале XVIII столетия было засвидетельствовано более 250. Молва о ней в народе разошлась столь широко, что в 1772 году тогдашние власти даже обвинили монастырь в неумеренной "пропаганде". По указу Петра I икону изъяли и поставили среди прочих резных икон в Святейшем Синоде, где она и находилась пять лет. Иноки Радовицкой обители неоднократно обращались к государю с просьбой вернуть им святыню, ссылаясь на происходившие у иконы чудеса, но Петр I, скептически относившийся к необъяснимым явлениям и считавший их небылицами и суевериями, каждый раз отказывал. После смерти императора его бывшая супруга Евдокия Федоровна Лопухина (в иночестве Елена) выпросила икону себе в московский Новодевичий монастырь, а затем вернула ее в Радовицы. В 1728 году образ на руках - с зажженными свечами и при пении псалмов - перенесли из Москвы в Николо-Радовицкую обитель. С тех пор он неизменно пребывал здесь до известных трагических событий начала XX века. В Радовицкий монастырь на поклонение чудотворному образу приходили крестьяне и государственные деятели, чиновники и купцы, царская семья и воеводы, мастеровые и князья. Они же были жертвователями на украшение и строительство обители. Самые известные вкладчики - мать Петра I княгиня Наталья Кирилловна, царевна Софья Алексеевна, царь Иоанн Алексеевич, императрица Анна Иоанновна, князья Владимир Волконский и Андрей Черкасский, княгиня Долгорукова, бояре Федор Бутурлин и Петр Шереметьев. В том числе и их стараниями в монастыре в разное время были сооружены пять храмов.

Центральный - в честь Рождества Богородицы имеет, помимо прочего, и серьезное архитектурно-историческое значение. Его начали возводить в царствование Михаила Федоровича, когда ни в самом Егорьевске, ни в Егорьевском уезде еще не было ни одного каменного строения. Пятиглавый собор в первоначальном виде просуществовал до 1868 года, а затем в течение двух лет с северной стороны к нему пристроили второй придел во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Здесь и хранилась затем главная святыня монастыря - чудотворный образ святителя Николая. Отметим одну неповторимую особенность этого собора: и в его иконостасе, и в настенных росписях изображались исключительно только русские святые.

Сооружение Никольского собора по проекту архитектора Ивана Русско началось в 1816 году в память победы русского оружия над французскими интервентами и продолжалось 23 года.

Храм во имя святых праведных Богоотец Иоакима и Анны в северо-восточной башне - единственное здание на территории монастыря, не претерпевшее никаких изменений со времени возведения (1677).

В 1750-1780 годах во втором ярусе надвратной колокольни была построена церковь в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В нижних ярусах колокольни преобладают мотивы московского барокко, в верхних - строгие классические формы, трактованные, однако, тоже в барочных традициях. Вес самого большого колокола здесь составлял пять тонн; каждую четверть часа отбивали часы с квадратным циферблатом.

И наконец, церковь святителя Николая, как мы уже упоминали, находилась вне стен монастыря, на острове посреди Святого озера.

В разные годы Николо-Радовицкий монастырь имел на содержании еще две обители, в Егорьевском уезде им были построены два приходских храма, в старом игуменском корпусе располагался приют для сирот из семей лиц духовного звания; к середине XVII века он владел обширными земельными наделами, где, кроме иноков, трудились жители близлежащих сел. В 1792 году егорьевские городские власти подарили монастырю водяную мельницу на реке Гуслице.

Местные старожилы хранят несколько преданий, связанных с обителью: как везли из Сибири на подводах цельный камень, уложенный в основание одного из храмов; как люди по цепочке, растянувшейся на несколько километров от села Алферова до монастыря, из рук в руки передавали кирпичи для строительства собора; как юного Сергея Есенина водила сюда бабушка на богомолье и поклонение чудотворному образу. И стихи цитируют, которыми открывается поэма "Анна Снегина":

Село, значит, наше Радово,
Дворов, пожалуй, два ста.
Тому, кто его оглядывал,
Приятственны наши места.

В 1919 году монастырь закрыли, спустя еще четыре года разогнали монахов. Лишь последний настоятель игумен Мелетий не оставил вверенную ему обитель, продолжая жить возле родных стен до самой смерти. Умер он в середине 1950-х годов и похоронен на сельском кладбище. Между тем в игуменском корпусе новая власть устроила школу, в храме Иоакима и Анны - пункт по приему молочной продукции, в братском корпусе - хлебопекарню и прядильный цех, в монастырской гостинице - медпункт. В конце 1930-х годов Никольский собор взорвали. После Великой Отечественной войны на нужды местного торфодобывающего предприятия по добыче торфа ушел кирпич южной и западной стен. Лишь храм Рождества Богородицы, в который перенесли сохранившуюся утварь, оставался нетронутым. Но больше всего монастырские постройки пострадали после того, как из них в новый поселок перевели все находившееся здесь предприятия и организации. Не стало людей - и к концу столетия монастырь превратился в груду развалин. Частично сохранились стены братского и настоятельского корпусов, угловые башни, остов колокольни. В храме Рождества Богородицы сквозь полуразрушенные своды просматривается небо, стены - в трещинах и следах периодически возникавших здесь пожаров...

+ + +

В начале третьего тысячелетия от Рождества Христова на эти руины пришли иеромонахи Августин (Французов) и Флавиан (Богайчук), которые сегодня служат в храме Рождества Богородицы села Радовицы, - пришли, чтобы вдохнуть в обитель новую жизнь. Их неотступные подвижнические труды не остались бесплодными: обихожен колодец, убрана территория, колокольню вновь увенчал крест. Все чаще появляются здесь паломники: берут воду из колодца, молятся перед уцелевшими настенными росписями, спешат на Святой остров. И теперь, глядя на эти величественные руины, веришь, что возродится в Николо-Радовицкой обители монашеская жизнь, призывно зазвонят колокола. Тогда, быть может, вернется в свой дом и чудотворный образ святителя Николая, который в годы разорения спасли добрые люди, передав в никогда не зыкрывавшийся Пятницкий храм села Туголес Шатурского района...

________________________________________________

Источники и литература

Владимир, архим. Описание Николо-Радовицкого монастыря. Изд. 2-е. Зарайск, 1882.
Воздвиженский Т. Я. Историческое обозрение Рязанской иерархии и всех церковных дел этой епархии. М., 1820.
Добролюбов И. В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. М., 1981.
Святитель Николай чудотворец. М., 2005.
Архив храма Рождества Богородицы в с. Радовицы Егорьевского р-на Московской обл. Машинописная рукопись

А. Грубе

Московский журнал

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте