Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Крестьянская школа из дворянского имения

В начале прошлого века в Рязанской губернии стали закладываться основы профессионального образования. Так, для изучения сельского хозяйства в Сапожковском уезде была образована Песочинская сельскохозяйственная школа.

ИЗ ПРОШЛОГО ОДНОГО ИМЕНИЯ

История этой школы необычна, так как её фундамент был заложен задолго до идеи о её учреждении. При селе Песоч-ня Сапожковского уезда в первой половине XIX века находилось крупное имение помещика А. Кошелева. Он был известным общественным земским деятелем 1860-х годов, президентом Московского общества сельского хозяйства. Серьёзно развивать экономику имения и заниматься сельским хозяйством Ко-шелев начал в первой трети XIX века.

Песочинское имение создавалось им постепенно. Расцвета оно достигло к концу 1880-х годов — при площади более 35 га. В нём были развиты винокурение, полеводство с луговодством, молочное скотоводство с маслоделием и лесоводство. После смерти помещика созданное им хозяйство постепенно приходило в упадок. В 1893 году конкурсное управление имением продало его Крестьянскому поземельному банку за 1,5 млн рублей. Банк, в свою очередь, намеревался распродать землю частями местным крестьянам.

Кошелевское имение было одним из немногих исключений, когда дворянские сельскохозяйственные экономии достигали заметного успеха. Большинство дворян-землевладельцев не имели ни желания, ни навыков для занятия производством. Крестьянское хозяйство не отличалось производительностью и использованием новых технологических приёмов. В конце XIX — начале XX в. соха была обычным земледельческим орудием, а большинство крестьян не только не обладали элементарными агротехническими знаниями, но и читать-то не умели. Перед Россией стояла проблема обучить молодое поколение и привить ему практические навыки. Эту проблему пыталось решить земское самоуправление.

ЗЕМСКАЯ ИНИЦИАТИВА

Рязанское губернское земство, опасаясь, что при распродаже ценная усадьба со многими постройками не будет использоваться по назначению, обратилось в министерство земледелия, чтобы оно купило часть имения для учреждения в нём среднего сельскохозяйственного училища, и пообещало взять часть расходов на себя. В 1899 году центральная часть имения с усадьбой, винокуренным заводом и лесами стала государственной собственностью. Угодья и недвижимость передали в особое хозяйственное управление департаменту земледелия, образовав Песочинское казённое имение. Доходы от него предназначались на открытие и содержание сельскохозяйственного учебного заведения. Сразу открыть его не удалось, так как имение далеко отстояло от железной дороги, а земство не нашло нужной суммы на среднее училище. Так что условия соответствовали только учреждению более низкого типа. Песо-чинская низшая сельскохозяйственная школа I разряда открылась в 1907 году и была рассчитана на 60 учащихся при 30 казённых стипендиатах. Она содержалась от доходов Песочинской лесной дачи (делянка, угодье).

УЧЕНИК ДОЛЖЕН УЧИТЬСЯ...

Для практического изучения сельского хозяйства ученикам были отведены поля и дана возможность проходить практику в хозяйстве по всем отраслям. В земледелии применялся прогрессивный четырёхпольный севооборот. В хозяйстве содержался крупный рогатый скот, а также свиньи и немного птицы. Производители стада крупного рогатого скота симментальской породы были завезены из Швейцарии. Из молока, которое давало стадо в 60 голов, производили масло. Приплод рогатого скота продавался как племенной материал. Две лесные дачи имения главным образом поставляли дрова для винокуренного завода. В дополнение к садам был разбит большой плодовый питомник. В имении был и небольшой кирпичный завод для собственных нужд, мельница.

Задачи новой школы состояли в том, чтобы у учащихся была возможность приобрести навыки в хозяйственных работах, наглядно освещался и дополнялся теоретический курс. В 1908 году педсовет школы разработал план ученической практики. В его основе было такое положение: ученик на работах должен учиться, а не выполнять обязанности подёнщика. Поэтому чем он моложе, тем практика должна быть интереснее. Для более старших классов этого уже не требовалось, зато создавались условия для проявления инициативы и знаний. Так, для учебно-демонстрационного поля был отведён свободный участок земли почти в 5 гектаров, установлен семипольный оборот высокой интенсивности. Для практических занятий выделили пахотные земли с ещё более сложным севооборотом. Проходя основную практику по этому плану, ученики 1-го и 2-го классов попутно работали на скотном дворе и в саду, 3-й класс знакомился со всеми остальными отраслями имения, а также с соседними хозяйствами.

Михаил Седов

Газета «Панорама города», №11 (668), 2009 г.

Усадьба А.Кошелева в с. Песочня  Сапожковского уезда (фото концы 19-ого века из фондов РИАМЗ)
0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте