Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Храм Николы-Долгошея

Татьяна Синельникова

Одна из древнейших улиц города Рязани еще носит остатки старины, хотя и ее название, и отсутствие большинства старинных зданий и храмов больше говорят о нашем недавнем разрушительном прошлом… Улица Каляева - некогда - Семинарская улица… Здесь на этой улице уже нет домика художника Н.В. Шумова, писательниц Хвощинских и других милых русских усадеб. Нет Семинарского храма, да и в бывшей семинарии размещено военное училище. Нет и храма Николы-Высокого (или Старо- Вознесенского), одного из очень древних храмов рязанской земли.

В своих воспоминаниях С.Д.Яхонтов - известный историк, который оставил много своих свидетельств о закрытии храмов города Рязани писал: «Храм Николы Высокого (Долгошея), огромный, при нем сохранена часть древнего храма, построенного при Грозном, - понадобилась столовая для рабочих (?) - закрыть! Ломать! Из колокольни огромной сделали бак, и он теперь как воронье гнездо царит над городом, а в самом храме?»

Запись Яхонтовым сделана в 1930 году, после того, как было принято решение о закрытии одного из древнейших храмов нашего города. Его сейчас нет… Территория завода скрывает от глаз прохожих «воронье гнездо». А ведь за сохранение этого храма некогда билось не одно поколение граждан нашего города, влюбленных в его древности.

Храм был действительно старинным. Это видно из названия храма: Николы-Высокого или Старо Вознесенский. Дело в том, что на этом месте некогда была церковь Вознесения Господня. «На митропольем посаде, в подгородной слободе» каменный храм упоминался в сотной грамоте Рязанских писцов, данной Рязанскому епископу Филофею в 1568 году. Митрополий посад (или слобода) назывался иногда Архиепископля слобода, Богородицкая, Борисоглебская, Владычня. Слобода располагалась на берегу реки Трубеж от Никольской до Борисоглебской церкви. Когда черкасы напали на Рязань, церковь Вознесения была разрушена, но в 1681 году вновь восстановлена. В храме было два придела: Никольский и Димитриевский. Первый был построен вместе с колокольней в 1761 году боярским сыном Алексеем Филимоновым Берескиным; а второй - в 1821 году.

В 1851 году приделы подверглись значительной перестройке, в а 1877 году была перестроена колокольня. К ХХ веку в храме было 3 престола. В настоящей - в честь Вознесения Господня, а в трапезной: во имя Николая Мирликийского чудотворца и св. Димитрия Ростовского. Но это только внешняя чисто формальная история храма, потому что его история удивительна.

Когда в 1884 году в Рязанской губернии была образована Рязанская губернская ученая архивная комиссия (в дальнейшем РУАК), ее члены сразу обратили свое пристальное внимание на сохранение древностей Рязанской земли. На одном из заседаний они рассматривали вопрос о древней церкви, которая сохранилась при главном алтаре Николовысоковского храма, «известного в народе под именем Николы долгошеи».

«С южной стороны Вознесенского алтаря действительно сохранился старинной архитектуры придел с небольшими овальным окнами и особым, заложенным теперь, наружным входом» - докладывали члены РУАК после обследования храма. «Этот придел занят в настоящее время церковной кладовой и ризницею. Форма окон и наружные украшения двери совершенно иные, гораздо изящнее и, по-видимому, более древняго происхождения, чем таковые же окна главного алтаря».

Правитель дел РУАК А.В.Селиванов сделал предположение, что на этом месте был придел во имя св. Николая, который сохранился в то время, когда весь основной храм был разрушен. С переведением его в новопостроенную трапезу в 1761 году, его обратили в домовую (крестовую) архиерейскую церковь во имя Знамения Божией Матери. Загородный архиерейский дом называвшейся Богородицким, в 1787 году от поджога сгорел и был упразднен. В это же время, как предполагали члены РУАК, была упразднена и крестовая (Знаменская) церковь.

Член РУАК А.В. Антонов, выступая на заседании, представил даже сделанный архитектором по его заказу план Николовысоковской церкви. Он то и предложил отреставрировать древний упраздненный предел, для чего был создан особый комитет.

Средства на реставрацию как придела, так и всей церкви, он предполагал собрать из добровольных пожертвований. На этом же заседании было решено поставить вопрос о более строгом надзоре за тем «чтобы под видом исправлений и переделок ветхих церковных строений не могли бесследно уничтожаться памятники древности.

Комитет был создан, и по его просьбе архитектор Я.В.Кривцов сделал осмотр храма.

Оказалось, что малая древняя церковь «не есть пристройка к стене Вознесенского алтаря, а остаток от какого-то древнего храма, скорее всего прежней Вознесенской церкви, … и немалою своею частью находится под южною стеною Никольской церкви, которая (то есть стена) наложена на ее стены и своды в косвенном направлении от запада к северо-востоку».

После обследования уже ни у кого не было сомнения, в том, что эта малая церковь когда-то в старину составляла одно целое с церковью Вознесения Господня на посаде и была построена одним из епископов Рязанских и Муромских в своей Владычной слободе. Ученые мужи сделали предположение, что церковь была устроена как усыпальница своего строителя, служила владыке крестовой для крещения разных язычников, населявших тогда рязанские земли.

И еще один бесспорный факт, на который было обращено внимание ученых: к этой церкви в старину было благоговейное отношение. Это «видно из того, что когда в 16 же столетии царь Иван Васильевич Грозный приказал построить на месте Вознесенской Никольскую церковь, именно теперешнюю настоящую, с башенным, высоким, пирамидальным сводом, который и теперь еще существует, возвышаясь над Николо-Вознесенским храмом, получившим от него название Николо-Долгошеинской церкви; то при постройке купола или башни этой Никольской церкви малая церковь, которую мы считаем за крестовую, не была уничтожена, как мешающая исполнению плана церковного, а была прикрыта почти на половину ея массивною стеною»- заключили исследователи.

Члены ученой архивной комиссии еще надеялись на то, что «благочестивые сограждане примут теплое участие в восстановлении этого святого древнего, хотя и малого Божьего храма»…

Вот такая история. То, что пытались сберечь наши предки, мы разрушили своими руками…

Храм Николы-Долгошея
0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте