Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Почему справедливо мнение, что война родит героев? Сочинение Добреянова.

Предлагаю Вашему вниманию интереснейший материал:

От Ольги Григорьевны Вобликовой, вдовы трагически погибшего рязанского краеведа, достались мне тетради ученика Рязанской I-й мужской гимназии, которые представляют собой драгоценное свидетельство эпохи серебряного века. В тетради письменных работ по истории – сочинение четвероклассника на тему «Геродот и его история».

тетрадь Добреянова - ученика первой мужской гимназии Рязани

Тетрадь сочинений за 6-й класс содержит сочинения на темы: «Хорошие и дурные стороны школьного товарищества», «Значение железных дорог в мирное и военное время», «Взгляд Карамзина на необходимость человеку знакомиться с историей вообще и в особенности с историей родного государства».

Самое длинное сочинение – в тетради для сочинений по русскому языку за 7-й класс: «Почему справедливо мнение, что война родит героев?» Она выглядит вот так:

тетрадь Добреянова - ученика первой мужской гимназии Рязани

А само сочинение восхитило своим слогом и глубиной. Привожу его полностью сохраняя транскрипцию автора.

В одной из тетрадей лежал сложенный вчетверо двойной лист бумаги с письмом-завещанием семнадцатилетнего Бориса Добреянова. – Это потрясающий документ прошлого века! Он опубликован ниже, после текста сочинения.

ПОЧЕМУ СПРАВЕДЛИВО МНЕНИЕ,
ЧТО ВОЙНА РОДИТ ГЕРОЕВ?

«Пусть славных нет, но подвиги их живы»!..

«Герои древности с торжественной их славой
Отзывных струн души во мне не шевелят».
(Надсон)

На протяжении веков история не знает ни одного народа, ни одного времени, когда бы среди людей не было раздоров и войны, порождаемой теми или другими причинами, из которых наиболее общей и частой можно назвать споры за обладание чем-либо... Во времена глубокой древности всякие споры, возникавшие между людьми, решались исключительно при помощи оружия. С течением времени такой частной войне был положен конец изданием закона, после чего недоразумения между отдельными частными лицами стали разрешаться определенными пунктами закона. Прежнее право вооруженной борьбы, или собственно войны, оставалось, да и теперь остается, только за целыми народами и государствами. Такая война государств и народов является неизбежной вследствие отсутствия судилища с достаточно сильной исполнительной властью для разрешения международных споров, причиной которых являются столкновения обоюдных интересов, прав и притязаний нескольких государств.

Война как явление, вырывающее людей из их обыденной жизни и ставящее их в крайнюю опасность, вызывает напряжение всех до того времени дремавших чувств и душевных сил, порождая благородный порыв, имя которого – геройство. Что же это такое? Героизм – это способность к самопожертвованию и самоотвержению ради благой цели, как, например, защита отечества, защита отдельного человека и проч... Теперь посмотрим: какого человека называют героем? Человек в минуты как личной, так и общественной опасности, не теряющий полного самообладания, чуждый страха, отважный, понимающий важность момента и смело идущий под бурей несчастия – вот герой. Такой человек знает, чего от него требует его человеческое достоинство, – что ему следует делать по отношению к себе, к другим людям и к родине. Но не нужно забывать в герое – просто человека. Нужно понимать героев в их настоящем смысле, а не представлять их в виде полубогов, как то было в древности. Древние герои – только герои, но не люди. Истинный герой – тот же обыкновенный человек, лишь обладающий способностью становиться выше всего человеческого в минуты напряженной деятельности.

Быть героем может человек, вовсе не отличающийся добродетелями, а подчас наделенный и отрицательными качествами по отношению к обыденной своей личной жизни. Часто человек, доблестный в момент действия, через минуту становится мелочным в обыкновенной жизни. Нередко искра героизма таится в самых малых и извращенных душах. Эта благородная искра при подходящих условиях вспыхнет и сделает человека героем. Героем может быть не только отдельный человек, но и целый народ или население отдельной местности, как то было в смутное время и при французском нашествии.

Само собой разумеется, что не всякий человек непременно должен быть героем, да и не каждый день требуются геройские подвиги. Геройство проявляется только в случаях исключительных, например, во время войны, пожара, наводнения и других бедствий.

Поэтому и самое выражение «война родит героев» можно понимать в переносном смысле, как объяснение возникновения геройства в исключительные моменты человеческой жизни. Всякое явление редкое, с которым человеку не приходится встречаться ежедневно, какое-либо критическое положение может породить героя.

Но говорится, что «родит героев» именно «война» только потому, что война является величайшим бедствием и по своей необычайности выделяется из ряда других, менее важных, но всё же исключительных событий. Впрочем, под словом «война» можно разуметь только войну как вооруженную борьбу народов; но тогда неминуемо должен возникать вопрос: есть или нет героев в мирное время?

Конечно, они есть всегда. Подвиги человеколюбия и самоотвержения совершаются и в мирной повседневной жизни. Следовательно, и в обыденной жизни можно проявить геройство. Часто человек жертвует своим спокойствием, желая оказать другому какую-либо услугу. Итак, герои есть всегда, но их добродетельные поступки, совершенные в мирной обстановке, остаются зачастую незамеченными.

В военное время – время особенно сильного напряжения всех сил – героизм выступает рельефнее и потому чаще обращает на себя внимание. Отсюда и понятно, что сложившееся мнение – «война родит героев» – вполне справедливо.

Герои военные бывают двух видов. Одни, насквозь проникнутые сознанием долга, чести и ясно понимающие всю важность момента, – это те герои, которые остаются в бою ровными и спокойными; они не понимают современной войны, когда сидят неделями в окопах, их война – отчаянные схватки с врагом лицом к лицу, с шашками и кинжалами в руках, «как звери, молча, с грудью грудь», – по выражению Лермонтова.

Сказать о таких героях, что они сохраняют в опасности обыкновенную степень присутствия духа, будет ошибочно, гораздо вернее сказать, что опасность выводит их из этой обыкновенной степени и приводит в другую, высшую, на которую они не способны подняться без сильного возбуждения. Таковы все лихие удальцы, от подвигов которых нередко зависит успех отдельной части в бою.

Примером героев первой группы могут служить: Кутузов, которого Жуковский в своем стихотворении «Певец в стане русских воинов» называет «бодрым вождем, героем под сединами» и Багратион. Они обладают способностью в бою становиться выше всего человеческого, они прямо глядят в лицо судьбы, и для них невозможна самая мысль о страхе. В особенности Кутузов, слабый от старости, забывчивый, ленивый, – он совершенно преображается в моменты действия, тогда ничто личное для него не существует.

Вспомним, как холодно и спокойно перенес он известие о гибели своего молодого зятя в день Аустерлицкой битвы, и как неутешно рыдал над дорогим трупом на другой день, когда битва кончилась. Недаром он сам сказал своим приближенным: «Вчера я был начальник, а сегодня я отец».

Теперь обратимся ко второй группе. В качестве примеров героев этой группы назовем воинственных, не задумывающихся перед лицом беды казаков, как вообще, так и отдельных лиц из их среды, вроде героя современной войны Крючкова. Таков «вихорь-атаман» Платов, герой 1812 года.

Нередко бывают герои нечаянные, геройство которых почти бессознательное. Пылкость юношей, жажда похвал большею частью бывают причиной этого вида геройства. Такие герои бессознательно ищут проявления своей храбрости и смело бросаются в объятия смерти.

Героем может быть не только отдельный человек, но и целый народ или население отдельной местности, как то было в смутное время и при французском нашествии.

Вспомним по этому случаю тот общий геройский патриотизм, каким были охвачены мирные земледельцы в тяжелое смутное время, когда нижегородский купец, сильный духом Козьма Минин, воспламенил сердца сограждан любовью к Отечеству и подвиг народа «стать за веру».

Русские люди еще в IX веке стяжали себе почетное имя героев – героев великодушных. Последнее вполне понятно, если заметить ту простоту и добродушие, какими всегда отличались наши соотечественники.

Геройство русских совершенно особенное – это тип самоотверженный, бестрепетный, смирный и простой. Русские считают войну оборонительную святой, народной, а войну наступательную – насильственной, несправедливой.

Если мы недостаточно сильны в нападении, то в обороне нам нет равных в мире. Хорошо, когда единый и непоколебимый дух проникает всю массу солдат, в особенности, если полководец стоит духом выше всего своего войска.

История – это хранилище дел минувшего – содержит в себе славные имена доблестных защитников отечества. Нам известны славные подвиги победителя татар, великого князя Димитрия, получившего впоследствии наименование Донского.

Возьмем великий подвиг Ивана Сусанина, сохранившего жизнь царя Михаила Федоровича от злого умысла поляков.

История сохраняет имя Михаила Скопина-Шуйского, юного героя, отличавшегося умом, мужеством и добродетелью. Он знаменит своими победами над врагами отечества. Народ горько оплакивал его безвременную гибель от руки завистливых царедворцев.

Далее назовем Петра Великого, победителя шведов при Полтаве, героя Измаила Суворова, доблестных защитников Севастополя: Корнилова и Нахимова, храбреца Радецкого, прославившегося геройской защитой Шипки.

Укажем на верных сынов отечества Энгельгарда и Шубина, смоленских помещиков, – они успешно истребляли разорителей отечества, ведя партизанскую войну во главе своих крестьян. Оба погибли смертью героев, предпочитая быть расстрелянными французами, чем перейти на службу к последним.

Посмотрим, как поднялся дух народа с наступлением современной нам войны, по справедливости называемой второю отечественной. В это тяжелое историческое время воскресли патриотизм и народная гордость. Русские люди поняли, что мощь наша заключается в единстве. Какую удивительную доблесть проявляют наши герои на полях битвы! Как неустанно трудятся на благо отечеству различные тыловые организации! Сколько доблестных сестер милосердия!

К сожалению, теперь не представляется никакой возможности назвать по именам всех этих верных детей своего отечества. Будем ждать, когда беспристрастная история, оценив по достоинству их великие заслуги, огласит на своих страницах славные имена наших собратий–героев, положивших жизнь свою, спасая отечество от позора.

Заключение. Мы видим, что в последнее время большое внимание обращено на воспитание и образование молодого поколения. Это очень важно! Современная школа всеми силами старается воспитать и развить в учащемся поколении, этих будущих государственных работниках, с детских лет чувство сознания долга, чувство патриотизма и народной гордости.

На основании этого, конечно, можно надеяться на появление в новой жизни великих духом и с сильной верой людей, которые стяжают себе своими заслугами на общественной ниве почетное имя героев в истории будущего.

Эти герои будут не случайные, а сознательные, с ранней юности наделенные всеми высокими качествами, характеризующими истинного героя.

ПИСЬМО-ЗАВЕЩАНИЕ РЯЗАНСКОГО ГИМНАЗИСТА

Письмо рязанского гимназиста Добреянова

Папе и маме!

БД.

Я, ваш сын, уже принесший вам более горя, чем радостей, прошу еще раз вашей милости и доброты ко мне. Моя просьба заключается в следующем: вот уже более двух лет длится война, столь губительная и ожесточенная, а конца ей еще не видно. Страна много потеряла за два года и вынуждена страдать и впредь на неопределенном промежутке времени. Во время объявления и в первый год войны я чувствовал, что мне идет еще только пятнадцатый год, что я ребенок, и что наше отечество не нуждается в помощи малых; и потому я сосредоточивал все душевные и телесные свои силы на учении, которое и шло успешно, как в пятом, так и в шестом классе, о чем свидетельствуют мои переходы с наградой первой степени. Ныне же картина столь резко изменилась, что даже трудно что-либо понять. За два года войны все лучшие и большая часгь средних сил страны были собраны под знамена нашей доблестной армии, теперь даже собирают людей «малогодных» для службы головою царю и отечеству. Видимо, государство хватается за каждый «куст спасения», напрягая все силы на одоление врага. От каждого человека требуется помощь, дорога каждая сила!!!... К сознанию всей опасности для отечества теперешнего положения присоединяется сознание, что я уже не ребёнок, что я обладаю некоторой полезной силой, отличаюсь достаточно хорошим телосложением и крепостью. Мы с вами знаем, что, раз человек вполне пригоден для жизни, вполне существует – то он пригоден также и для войны. Мне семнадцать лет, но это одно еще ничего не значит! Самым важным является совсем другое: за последние 8-9 месяцев во мне, помимо моей воли, развился особый воинский пыл, который постепенно усиливаясь, затмил мою прямую обязанность – учение. Я пробовал бороться со своею страстью, но все усилия были тщетны. Слишком глубоко эта страсть пустила корни. Я убедился, что все равно не могу ничему учиться теперь, когда Отечество в опасности... Свое новое состояние я охарактеризую следующими словами: «Враг Россию разоряет... Нет уж сил владеть собой: бранный жар в крови пылает, сердце просится на бой!» Русская учащаяся молодежь неудержимо рвется итти на войну, сражаться за Родину, и многие уходят; вместо напускного безверия из души их вырывается наружу религиозное чувство. Да как и быть иначе, когда льется русская кровь рекою, когда поставлена на карту судьба Отечества. Я не говорю о тех тысячах мальчиков, которые ушли в армию и во многих случаях принесли пользу общему делу. Они, эти маленькие герои, беззаветно послужили родине. Но я не хочу уподобляться им. Они по преимуществу тайно, без согласия старших, убежали из дому. Их разыскивали, находили, нередко при содействии властей возвращали домой.

Мое желание, это итти в добровольцы, совершенно явно, с согласия родителей. Конечно, вам трудно дать такое согласие, даже подумать о нём, вам должны представляться в связи с полем брани различные ужасы. Это так и должно быть... Я сам сперва боялся, но ныне не испытываю ни малейшего чувства страха. Не даром же пословица говорит: «Двум смертям не бывать, а одной не миновать». Я вспоминаю латинское изречение: «Приятна и славна смерть за отечество». Теперь постараюсь поставить вас на мою точку зрения. Для этого дам несколько последовательных ответов на вопросы, которые вы могли бы мне задать.

Вопрос I. Разве я не боюсь погибнуть на поле брани?

Нет, так как я уже сказал, что «Двум смертям не бывать, а одной не миновать». Прекрасна даже сама погибель героя, защищавшего отечество. Кроме того, нужно надеяться, что Господь не допустит быть сражённым на поле брани и не даст погибнуть от болезни, например, от тифа, от которого (кстати сказать) нельзя быть гарантированным и в тылу.

Вопрос II. Вред для будущего?

Если твердо желать учиться, то окончить образование всегда можно и после войны. Тем больше, что «Одна голова не бедна, а и бедна, так одна». Молитвы лиц, которым я дорог, будут моим оплотом в опасности. Сверх того я верю в удачливую судьбу свою. Может быть и тут природное счастье не обманет меня.

Итак, еще раз повторяю свою просьбу! Я желаю получить ваше согласие и благословение задуманному делу. Кроме того мне нужен ваш совет в выборе места для службы, т.е. рода войск и его части, так как на этот счёт у меня ещё нет определенных намерений. Также на первое обзаведение мне нужно около 100 (сто) рублей денег. Если же вы воспротивитесь, то знайте, что из этого не выйдет ничего хорошего, ибо я все равно не могу более учиться и, оставшись таким образом без определенных занятий, вовсе погибну ни за полушку!

____________

На обороте этого листа я оставлю подробное наставление, как распорядиться с теми или другими предметами из моей собственности, в случае моей безвременной кончины, дабы все было согласно воле павшего.

Указание, как распорядиться с моей собственностью
в случае моей смерти на поле брани при защите отечества.

I
Платье:

А. Чтобы избавить вас от лишних хлопот по поводу возвращения в Общество предметов обмундирования, выданных мне на руки, я сам до отъезда выхожу из состава команды Пожарного общества и возвращаю все взятые предметы, а именно: каску, куртку, топор, рубашку, пояс с кольцами и проездные чеки. Сверх того жертвую в Общество: новую блузу, голицы, чехол для топора и нарукавные знаки двух цветов.

В. С собою будут взяты белье и сапоги с прочим специальным обмундированием, состоящим из шинели, папахи, брюк, гимнастерки и пояс с наушниками и перчатками.

С. Всё гимназическое платье делится на две группы: на старое и новое. Первое раздать кому покажется удобным, а второе продать.

II
Комнатная утварь:

Письменный прибор и все, носящее следы моего пребывания в детстве, поступит в полную собственность мамы. Ей же мои наградные книги и классики. Книги по предмету истории Оле. Ненужные книги: а) учебные частью продать, частью отдать в лавку «Дома юношества»; б) неучебные – распределить по лазаретам, в особенности в лазарет при лечебнице Правдолюбова. На жертвуемых книгах сделать надписи (от кого книга и описание моей последней боевой деятельности), дабы товарищи-гимназисты и товарищи-воины могли помянуть меня добрым словом. Альбом с открытками – Тусе. Альбомы с фотографическ. карточками и наиболее ценными открытками сберечь папе и маме. Отдельные вещи из письменного прибора раздать на память родственникам. Балалайку подарить Дуняшиному Ванюшке, ему же штиблеты, Гусеву – зимнюю шинель. Часть учебников Тусе и Кире.

III
Кого известить:

Кроме родственников, известить учеников двух старших классов Рязанской Первой гимназии. Из девиц известить следующих:

Список: Катя Спасская, Люба и Надя Кондрашовы, Часоводова Тоня, Армашевская Леля, Ананьины, Куркина Тоня, Тихомирова Зоя, Петерсон Нина, Клубничкина Маруся, Крыштановская Надя, Минаева Катя, Качалова Зина.

Также известить Ковчеговых, Цветковых и о. Сергия Соколова, ещё жителей Лялина, старых друзей и знакомых, в числе их Григория и Ульяну. Последним, как и Грачевым, по 10 рублей денег, на Лялинскую церковь 25 рублей.

IV Поминовения:

Тело перевезти (если, конечно, возможно) в Рязань. В день годовщины смерти, 18-го марта, 18-го мая, 24-го июля, 5-го октября и 24-го ноября совершать поминовение.

Эпитафия на памятник, составленная мною самим.

____________

На сем покуда остановлюсь, впредь до новых дополнений и изменений.

1-го октября 1916 года. Рязань.

Подписал Б. Добреянов.

Письмо рязанского гимназиста Добреянова

Дальнейшая судьба рязанского гимназиста Бориса Добреянова пока неизвестна. Удалось выяснить, что отец его был врачом в амбулатории на углу улиц Вознесенской и Абрамовской (ныне Салтыкова-Щедрина), где бесплатно принимал неимущих.

Да послужит документ сей, потрясающий своей глубиной, высокой гражданственностью и патриотизмом, примером и назиданием современникам.

Может статься, что кто-то знаком с потомками родственников или друзей Бориса Добреянова. Сведения о нем прошу сообщить по адресу: 390000, Рязань ул. Свободы, дом 46. Директору музеев краеведения и истории РГУ им. С.А. Есенина Нине Борисовне Чельцовой.

Публикацию подготовила Н.Б. Чельцова

4.5
Рейтинг: 4.5 (6 голосов)
 
Разместил: Нина Борисовна    все публикации автора
Состояние:  Утверждено


Комментарии

Само собой разумеется, что не всякий человек непременно должен быть героем, да и не каждый день требуются геройские подвиги. Геройство проявляется только в случаях исключительных, например, во время войны, пожара, наводнения и других бедствий.

Читая эти и другие высказывания Бориса Добреянова, убеждаешься в истинности народной мудрости: "Героизм одних, как правило, - последствия разгильдяйства других".

Может статься, что кто-то знаком с потомками родственников или друзей Бориса Добреянова. Сведения о нем прошу сообщить по адресу: 390000, Рязань ул. Свободы, дом 46. Директору музеев краеведения и истории РГУ им. С.А. Есенина Нине Борисовне Чельцовой.

Интернет полон носителями фамилии Добриянов, а Добреяновых встретить не удалось.

Изображение пользователя Хайрат.
Честно говоря, мальчика надо было бы показать психиатру. Как-то не стыкуется его юношеское геройство с недетским прагматизмом (штиблеты - тому, шинель - этому, поминать - тогда-то). Что-то в этом неестественно-показушное, театральное. Плюс суицидальные наклонности - он не воевать едет, а заведомо погибать. Может, обделён был родительской любовью и решил таким способом привлечь к себе внимание?

Не знаю... у меня неприятный осадок какой-то остался((((((((((

Вот бы и взять темой для курсовой или диплома студентов пединститута.

Неужели так история и закончится?

Что скажете о 84 героях-десантниках 6-й псковской роты, погибшей 29 февраля 2000 года?

Изображение пользователя Книголюб.
Про этих скажу только, что честь им, хвала и вечная память!

А Вы, сердобольная, что скажете мне навстречу про 12000 "уклонистов" от военной службы, 1,5 миллиона наркоманов и 7 миллионов алкоголиков? И это только те цифры, которые официально озвучены МО и минздравом, а посему прибавьте к ним два раза по столько же неучтенных и на учете не состоящих...

Изображение пользователя Книголюб.
Не по годам зрелый и обстоятельный ум для 17-летнего юноши!

И что у нынешних его ровестников между ушами...

О проекте