Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Литературные премии как хобби

Люди коллекционируют разное. Кто-то – марки, кто-то – значки, кто-то свиней или ещё каких-нибудь занятных животных. А вот мой коллега, рязанский журналист Елена Сафронова, коллекционирует литературные премии и прочие литературные награды – преимущественно, выступая в качестве литературного критика. Публикуя на страницах ведущих литературных журналов и конкурирующих с ними интернет-порталов весьма пространные и не менее острые критико-публицистические статьи, Елена известна не столько в родном городе, сколько за его пределами.

- Лена, в сентябре ты получила очередную свою литературную награду – на этот раз премию Волошинского конкурса. Что это за конкурс?

- Это была не премия, а диплом лауреата 6-го Волошинского конкурса в критической номинации «Статьи о современной русской литературе (неопубликованные)». Премией называется награда, к которой прилагается денежное вознаграждение. Честно говоря, не уверена, что у Волошинского конкурса есть денежные призы – согласно положению о конкурсе, даже лауреатов награждают сувенирами, порой достаточно ценными (например, серебряные рюмки авторской работы традиционно символизируют приз зрительских симпатий), но не купюрами и не чеками. В какой-то мере вознаграждением служит и возможность опубликоваться в изданиях, сотрудничающих с Волошинским конкурсом и сопутствующим фестивалем – это, как правило, «толстые» журналы. Дипломы и призы победителям конкурса вручаются в рамках Международного литературного фестиваля им. М.А.Волошина, который проводится в Коктебеле в сентябре каждого года уже шесть лет. В остальном этот конкурс не отличается от прочих литературных конкурсов. Та же «механика», те же высокие требования. Конкурс традиционно проводится Домом-музеем М.А.Волошина (Коктебель), Союзом российских писателей (Москва), литературным салоном «Булгаковский Дом» (Москва), литературным клубом «Классики XXI века» и журналом «Современная поэзия» (Москва). Благодаря высокой планке требований, конкурс довольно престижен, а победа – законный повод для гордости. Я, например, три года подряд подавала свою критику на этот конкурс, и лишь сейчас удостоилась диплома. То есть, заметь, я не лауреат, а дипломант 6-го Волошинского конкурса. Правда, за время, прошедшее между подачей текстов на конкурс и подведением его итогов, мои статьи успели стать опубликованными или встать в очередь на «бумажную» публикацию.

- Такое ощущение, что премии ты действительно коллекционируешь. Сколько их уже у тебя и какими из них особенно гордишься?

- В моей автобиографии, составленной для творческих союзов и участия в различных литературных мероприятиях, указано следующее: «Лауреат национальной литературной премии «Золотое перо Руси» в номинации «Проза» 2005 года, Астафьевской премии в номинации «Критика и другие жанры» 2006 года, премии журнала «Урал» в номинации «Критика» 2006 года, премии журнала СП Москвы «Кольцо А» в номинации «Критика. Обзор журнала» 2007 года. Дипломант 6-го Волошинского литературного конкурса 2008 года в критической номинации «Статьи о современной русской литературе (неопубликованные)». Все пока. Не так уж и много у меня наград.

Горжусь я ими одинаково. Особый «цимес» в том, что все они не рязанские. На земле, где прописана, я удостоилась всего двух литературных наград. Однажды стала дипломантом Есенинского конкурса, который проводился под эгидой журнала «Молодая гвардия», еще как поэт – этот факт имел место, кажется, в 1999 году. О другой стоит сказать подробнее. В Рязани уже год функционирует портал «История, культура и традиции Рязанского края» (его хостинг поддерживается московским обществом Рязанского землячества), где я – один из активных пользователей и авторов. Это очень хороший (особенно для провинции) сайт, объединяющий интересных авторов из многих регионов, пишущих об истории, краеведении, социологии, политологии, культуре и многом другом из «гуманитарной» сферы (http://history-ryazan.ru/). На мой взгляд, портал намного активнее, чем официальные структуры и городские образовательные и культурные учреждения просвещает своих читателей. Публицистика на этом портале тоже ценится, и у меня появилась еще одна площадка для публикаций. Так вот, в мае 2008 года на портале объявлен был «Открытый российский конкурс на лучшее художественное литературное произведение о любви в сети интернет 2008 г.». В этом конкурсе мой рассказ (я и от прозы не отрекаюсь!) занял четвертое место, и за победу была присуждена небольшая, но очень приятная премия.

- В чём секрет успеха? Что мешает другим рязанским литераторам так же победно промаршировать по номинационным спискам различных премий, описывая свои впечатления от прочитанных книг или пытаясь анализировать современные литературные тенденции? И вообще, водится ли, на твой взгляд, в Рязани такой зверь, как «литературная критика»?

- Секрет, может быть, в том, что я правильно пользуюсь интернетом. Все награды – следствие того, что я вижу в Сети ссылку на очередной конкурс, принимаю в нем участие и… ну, дальше бывает разное. Например, в прошлом году я приняла участие сразу в двух конкурсах фантастики. Во всероссийском конкурсе «Белое пятно» (с эпицентром в Сибири) я заняла твердое «среднее» место – кажется, пятое. Публиковались в журнале «Новосибирск» и получали путевку в дальнейшую самостоятельную жизнь работы авторов, занявших три призовых места. Не получилось – ну и что, я пепельницу на голову не высыпала от обиды. А по итогам конкурса «Аэлита» мой рассказ попал в сборник фантастики «Аэлита-2008». Лауреатских лавров я и там не сорвала, но участием в проекте и в самом фестивале «Аэлита» в мае прошлого года безмерно довольна. Собираюсь по следам эскапады критическую статью написать о состоянии современного русского «фэндома».
А литературной критики в Рязани мне встречать не приходилось. Но я не настаиваю на том, что ее не существует. Скорее всего, она существует «камерно», в узких направлениях (каким, по мне, является сакральное для Рязани есениноведение) или небольших творческих общностях, не выходя на уровень хотя бы локальной известности. Вот ты говоришь: «…описывать свои впечатления от прочитанных книг». Но это же не критика! Это рецензирование. Но и оно в Рязани почти не востребовано, так как я не знаю издания, способного посвящать рецензиям на книги сколько-нибудь значимую площадь. А чтобы судачить о тенденциях современной литературы, надо ее знать, периодически читать актуальные для нашего времени книги. Могут ли этим похвалиться рязанские литераторы – лучше у них спросить. Говорят ли им что-то имена Глуховского, Быкова, Славниковой, Слаповского, Палей (из прозаиков), Кенжеева, Кабанова, Жумагулова, Степановой, Ватутиной, Ермаковой (из поэтов)? Знают ли, кто к какому направлению принадлежит, кто в «мейнстриме», кто в «оппозиции»?.. До сих пор не могу опомниться от ужаса, испытанного, когда один член Рязанского регионального отделения Союза Писателей России горделиво заявил, что книг нерусских авторов принципиально не читает – вся эта «иностранщина» ему, мол, без надобности. Или – совсем простой вопрос – знают ли члены здешних творческих союзов имена писателей-рязанцев (или бывших рязанцев, как Наталья Рубанова), публикуемых в крупных издательствах?.. Критика подразумевает обширный кругозор и умение смотреть на вещи с разных точек зрения.

Даже на опыте чтения в транспорте детективов или фэнтези можно написать критико-публицистический материал про развлекательную литературу. Так родились мои статьи «Война полов» (о феномене женского детектива) и «Час радости» (о месте беллетристике в литературе). Они опубликованы в журналах «Родомысл» и «Литературная учеба». А ведь можно критически подойти и к изученной-переизученной классике… То есть, на мой взгляд, недостаток в Рязани современных книг не означает невозможности заниматься литературной критикой…

- Говорят, что литературные критики – это неудавшиеся писатели. Но я читал твою повесть «Жители ноосферы». И у меня сложилось впечатление, что это одно из лучших произведений, написанных местными писателями за последние годы. Какова её судьба? Она уже где-то напечатана? А если нет, то что этому мешает?

- Ты прямо вгоняешь меня в краску. Спасибо за комплимент, но я должна тебя поправить. Повесть «Жители ноосферы» – о литературном мире, о «двойных стандартах», которые исповедуют «жители ноосферы», крупные поэтические таланты, и о том, к чему их приводит их кредо, явно не была изначально вершиной литературного мастерства. Она существует в двух вариантах. Первый – по объему почти роман. Этот роман нигде не опубликован, и, судя по отзывам издательств, требует существенной доработки – либо в сторону «возгонки» модной интеллектуальной прозы, либо в сторону коммерческого, также популярного жанра городской мелодрамы. Пожалуй, я остановлюсь на втором векторе переработки. Второй же вариант «Жителей ноосферы», сокращенный, готовился специально для формата «толстого» журнала. Он опубликован в журнале «Урал» (http://magazines.russ.ru/ural/2007/10/sa2.html; 2007 год, № 10) и в сетевом журнале Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ С. Филатова «Пролог» (http://www.ijp.ru/razd/pr.php?failp=06200800640; 2007 год, №№ 6-8). Из краткой версии повести-романа «ушла» почти вся мистика, ушли фантазии и проекции на будущее нашей страны и ее многострадального народа, особенно злосчастной «прослойки» творческой интеллигенции, ушли и многие действующие лица. Осталась чистая сатира. В таком виде она стала злее – но и более завершенной, что ли.

Вообще, мне кажется, один из показателей профессионализма литератора и, если угодно, один из путей его профессионального становления – это умение перерабатывать собственные опусы, бесконечно их шлифуя, экспериментируя с ними, как с неким «конструктором».

Анатолий Обыденкин.

Наша Рязань

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено


Комментарии

Елена Сафронова
Возможно, вы будете смеяться...
Но через два дня после публикации этого интервью я узнала, что стала лауреатом очередной литературной премии.
Подробности здесь:
http://www.zinziver.ru/laureaty.html
"Зинзивер" - один из литературных журналов, возникших относительно недавно, при том стабильно (дай Бог!) существующих и развивающихся. Главный редактор и издатель - Евгений Степанов, литератор, культуртрегер, меценат. "Зинзивер" выходит в Санкт-Петербурге. В Москве известен журнал Е. Степанова, посвященный современной русской поэзии "Дети Ра".

Диплома пока на руках не имею. Получу в следующий приезд в Москву.

О проекте