Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Успенский собор


Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево…

Праздник Успения Божией Матери чтится с древности нашей Церковью. Уже при земной жизни Богородицы стали сбываться Ее пророческие слова о себе самой: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди».

Известно, что событие, в честь и память которого установлен Церковью праздник Успения Пресвятой Богородицы, не записано в Библии. Это говорит лишь о том, как кротка и смиренна была Та, которая стала избранным сосудом, через который воплотился Сын Божий. Нам не дано понять сей Великой Тайны, и люди, благоговея перед этой Тайной, почитали всегда Усердную Молитвенницу свою, Заступницу, родшую «ВСЕХ СВЯТЫХ СВЯТЕЙШЕЕ СЛОВО». Ей, Всепетой, посвящали люди храмы, соборы, песнопения…

Так и рязанцы, отдавая дань любви Той, которая родила Господа нашего Иисуса Христа, один из красивейших храмов Рязанского Кремля назвали Успенским.

Рязанский историк, архивист, видный общественный деятель С.Д.Яхонтов любивший Успенский собор кремля так описал в своих дневниках историю этого уникального собора: «Удивительно многострадальна судьба «красного собора». Недостроенный он рухнул, вновь построенный, он недостроенным был освящен Стефаном Яворским в 1702 году и оставался недостроенным вплоть до 1840- х годов. В 18 столетии стоял долго запущенным, служа приютом голубям и галкам. Симон Лагов его поправил, но... опять был заброшен и назначался к слому. Усердием Мальшина и Рюмина – исправлялся и удивил своею грандиозностью царя Николая 1; опять был заброшен, и только при Гаврииле стал местом летнего богослужения в 50 годах. И был расписан внутри… Но вот показалась на западной стене трещина. Все встревожилось: собор разваливается». Эти слова историка относятся к 30-м годам ХХ столетия. Тогда настали сложные времена для Церкви, для храмов, православного священства…

Клировые ведомости Успенского кафедрального собора из года в год повторяли такую историю: «Церковь построена при Преосвященных Митрополитах Павле, Авраамии и Стефане с 1684-1702 гг., и последним освящена Митрополитом Стефаном Яворским. Построена на домовую Архиерейскую сумму. Когда была близка к разрушению в последних годах прошлого столетия и Указом Св. Синода в 1799 году велено было разобрать оную, то попечением Преосвященного Симона и Усердием граждан Гавриила Васильевича Рюмина и Петр Афанасьевича Мальшина возобновлена и освящена в 1804 году Архиепископом Амвросием. В 1854 году и в 1857 г. была возобновлена позолотою иконостаса с соблюдением прежнего вида, росписанием стен и устроением чугунных решеток на сумму доброхотных дателей до 30000 рублей и 15 августа 1857 года освящена Преосвященным Гавриилом. При Преосвященном Алексии, старанием его при помощи разных благотворителей в 1871-1872 годах окаймляющая оную каменная галерея переложена вновь, чрез что зданию дана большая прочность. В 1891 году оный собор был внутри реставрирован усердием ктитора Николая Кокина».

В этих скупых архивных строках не увидит читатель ни той любви, которую питали архипастыри и простые рязанцы к своему кафедральному собору, ни того усердия, которое прилагали они к его восстановлению. Всем им очень хотелось, чтобы дивный Успенский храм являлся не только украшением Рязани, но и был выразителем их неизменной и благоговейной любви к Богоматери.

А изначальная история этого храма такова.

Сначала Успенским собором назывался собор, где теперь под спудом почивают мощи святого Василия, первосвятителя Рязанского. Временем его построения является конец ХIV – нач. ХV вв., о чем свидетельствует кладка некоторых его частей, и в первую очередь, алтарная апсида из крупногабаритного белого камня, что характерно для данного периода.

С годами храм пришел в ветхость, да и стал мал для кафедрального собора, куда в праздники стекалось большое количество народа.

Дело о постройке нового Успенского кафедрального собора началось еще в 1677 году при митрополите Иосифе, который просил царя Федора Алексеевича дозволения построить новую соборную церковь на том месте, где была зелейная (пороховая) палата. Об этом факте сообщают многие исторические источники. Челобитная была уважена государем, который повелел строить новую соборную церковь во имя Успения Божией Матери на месте, указанном митрополитом, на высоком берегу реки Трубеж.

Так в Рязанском кремле, было положено начало одному из дивнейших творений рук человеческих - Успенскому собору, который рязанцы назвали многострадальным. И действительно, судьба этого храма удивительна и многотрудна…

Уже в 1679 году по указу государя пороховая палата эта была разобрана, и место для строительства собора было очищено. Но постройка не была начата из-за смерти митрополита.

В марте 1684 года подмастерье каменных дел, Федор Яковлев Шаритин с товарищами подрядился у преосвященного митрополита Павла (Моравского) строить в Рязани собор. Уже в апреле подрядчики начали копать рвы, а к 1687 году часть работ ими уже была сделана: готовы были подклеты и на них первые церковные и притворные окна.

Новый митрополит Авраамий, назначенный на Рязанскую кафедру после смерти митрополита Павла, собрав всех домовых каменщиков, строго приказал им «делать соборную церковь без замедления». Он же донес государю и патриарху, что «соборная церковь постройкою закончена», так как действительно вчерне собор был почти готов: уже сделаны были своды, и началось устройство глав.

Беда была в том, что подрядные работы производились разными рабочими, и за строительством не было должного присмотра. Поэтому в ночь на 18 апреля 1692 года соборная церковь обрушилась. Конечно, это было трагедией, как для архипастыря, так и для всех рязанцев, ведь рухнуло не просто здание – обрушился храм.

Тот же митрополит Авраамий в 1693 году положил начало строительству ныне существующего Успенского собора, который своей красотой радует глаз и коренного рязанца, и заезжего гостя. Благодаря усердию митрополита разрушенное здание было разобрано. Заложенный на прежнем месте собор строился еще пять лет при тщательном наблюдении прибывших из Москвы подрядчиков. Как птица феникс возрождался новый храм в необыкновенной красоте и величии.

18 мая после молебна на основание соборной церкви Яков Бухвостов со своими товарищами по цеху Никитой Устиновым, Герасимом Ивановым, Иваном Парфеновым приступили к строительству собора.

Яков Бухвостов был к тому времени уже известным русским зодчим, хотя и крепостным боярина М.Ю.Татищева. На рязанской земле уже возникли постройки по его планам и проектам: церковь Воскресения Звонного, надвратная церковь Иоанна Предтечи в Солотчинском монастыре, Никольская церковь в селе Желчино и др. Успенский собор, выстроенный им в нашем родном городе в стиле русского барокко, явился одним из прекраснейших в Росси. Кандидат искусствоведения Е.В.Михайловский отмечает, что Успенский собор «длиннее всех храмов, известных в России до него, по ширине уступает только Софийским соборам в Киеве и Новгороде, выше московского Успенского собора, построенного Аристотелем Фиораванти, почти на тридцать метров. Бухвостов задумал его еще выше на три сажени, но слабость грунта (край собора стоит на остатках засыпанного озера Быстрого) не позволила это сделать».

Успенский собор Рязанского кремля. Фото из Государственного архива Рязанской области (ГАРО).

Успенский собор Рязанского кремля. Фото из Государственного архива Рязанской области (ГАРО).

Маргарита Шустова, научный сотрудник РИАМЗ, как бы продолжая мысль Е.В..Михайловского об уникальности собора, обращает внимание на удивительную красоту Успенского храма. «Свойственную этому стилю живописность, праздничность создает пышный белокаменный декор на краснокирпичном фоне стен. Искусство резьбы по камню достигло здесь уровня, который никому не удалось превзойти», - пишет она.

Вчерне собор был окончен к 1699 году: к тому времени делали уже кровлю. Необходимо было только позаботиться об устройстве иконостаса.

Исполнять иконостас начали еще в 1689 году мастера артели Сергея Христофоров.

«Двадцатипятиметровый иконостас - яркое свидетельство их удивительного таланта, замечательный памятник русского резного искусства» - пишет Маргарита Шустова. Действительно, те люди, которые видели это творение рук человеческих, всегда благоговели не только перед величием иконостаса, количеством икон в нем, но и той незримой теплотой, которая исходила от ликов.

Полную же заботу об иконостасе принял на себя преемник удалившегося на покой митрополита Авраамия - митрополит Стефан Яворский.

Ко времени прибытия преосвященного митрополита Стефана в Рязань, Успенский собор не был отделан внутри. «Митрополит Стефан с присущею ему всегда ревностию о славе Божией постарался восполнить указанный недостаток. В 1700 году он подрядил конюшеннаго из оружейной палаты Якова Свидерскаго вызолотить четыре первые (нижние) пояса иконостаса за тысячу рублей, - а в следующем году сделал подряд на позолоту и остальных четырех поясов. В том же (1701) году иконописец Николай Соломонов начал писать иконы для нового собора. В июне 1702 года все иконы были отделаны и поставлены по местам, а 15 августа новый соборный храм был торжественно освящен митрополитом Стефаном в сослужении многочисленного градского духовенства. Это было ровно через 9 лет по его заложении митрополитом Авраамием. Освятив соборный храм, митрополит Стефан продолжал заботиться о его украшении и более прочном устройстве и отделке его частей…», - писали Рязанские епархиальные ведомости в 1897 году, отдавая дань своему прославленному пастырю.

Несмотря на то, что собор, казалось, был закончен, митрополит продолжал попечительство о нем даже тогда, когда уже не жил в Рязани.

В 1703-1704 годах преосвященный Стефан подрядил суздальского мастера Малофеева сделать на соборной церкви вновь 4 главы, а среднюю, сброшенную бурей, вновь переделать. Тогда же были поставлены высокохудожественные кресты на главки. Золотил и расписывал подзоры у глав иконник Иаков Иванов.

Монументальный, величественный собор требовал того, чтобы территория вокруг него была приведена в порядок. В связи с этим Стефан Яворский распорядился очистить соборную площадь от мусора и некоторых построек, которые мешали просмотру великолепного храма. Да и богомольцам было трудно пробираться к собору во время больших праздников. В 1711 году преосвященный Стефан купил у одного немца в Москве кровельного железа и заменил деревянную кровлю железной.

В 1712 году казначей иеромонах Ананий писал преосвященному о порухе (трещине) на сводах собора, и митрополит Стефан прислал из Москвы каменных дел мастера Андрея Антонова, который, тщательно осмотрев свод, сообщил митрополиту: «Своды все от стен отстали и разседины учинились, да две шеи также от стен отстали, и связи, коими к стенам укреплены, от стен оторвало». По указанию мастера домовые каменщики исправили все выявленные недостатки.

Прошло немного времени от построения собора, как в нем появились повреждения и очень значительные. Рязанский епископ Гавриил (Бужинский) сообщал в Святейший Синод, что с собора сорвало кровлю, от сырости появились огромные трещины в стенах, слюдяные окна третьего яруса порвались, а в иконостасе птицы вьют гнезда. Письмо дошло до государя Петра II, и в соборе стали проводиться кое-какие работы, которые не могли, однако, спасти его от разрушения.

Гробница митрополита Стефана Яворского, и архиепископа Алексея Титова также была почитаема рязанцами. Останки этих архипастырей были перенесены из Успенского собора после его возобновления в 1761 году.

С 1796 года богослужения в нем были прекращены. Губернский архитектор Иван Сулакадзе после подробного исследования собора констатировал, что «к поправлению и починке приступить невозможно», и Указом Св. Синода от 3 марта 1800 года повелевалось разобрать храм, а потом начать его постройку заново. Однако на этот раз дело не дошло до ломки величественного собора. Архиепископ Симон (Лагов) обратился за советом к горожанам как поступить с собором. Ветхости и повреждения в нем удалось исправить благодаря купцам Г. В. Рюмину и П.А.Мальшину. К этому руки приложили московские архитектор и мастер каменных дел Ф.К.Соколов и И.Ф.Русско.

С 1801 года с собором начала работать строительная комиссия, которая за 4 года выполнила колоссально большой объем работ. Были укреплены стены и фундамент, переделана галерея, восстановлены иконостас и иконы.

Собор был возобновлен и снова освящен преосвященным Амвросием 15 августа 1804 года. С 1837 по 1840 год несколько раз производились исправления кровли, глав и всего внешнего вида собора.

Архиепископ Гавриил (Городков) обратил внимание на Успенский собор, как только прибыл на рязанскую кафедру.

Как пишут биографы преосвященного Гавриила, по прибытии в Рязань, он с прискорбием посмотрел на обветшавший собор, его невзрачные стены, отлепившуюся штукатурку. Архипастырь сделал воззвание в 1839 году ко всему рязанскому духовенству о добровольном приношении средств на восстановление кафедрального летнего собора и строительство колокольни. До этого момента почти 50 лет колокольня стояла неоконченной. Доброхотов было много, так как рязанцы очень любили и свой собор, и своего архипастыря, который во всем был им примером. От населения было собрано 11 тыс. рублей серебром. На эти деньги было сделано очень много: переделана и исправлена кровля и главы, были окрашены внешние стены собора... Через много лет в кафедральном соборе, на благоукрашение которого архипастырь посвятил много своих трудов, собралась большая масса народа, чинная и благообразная, чтобы проститься с Преосвященным архиепископом Гавриилом (Городковым). «Одинокие звуки… уныло дрожали в воздухе и разносились с тоской над Рязанью. Жители всякого звания, возраста и пола… двинулись густою, пестрою вереницей в соборную церковь во имя Успения Божией Матери… В несколько минут под сводом колоссального храма собралось такое множество народа, что даже на помосте его не оставалось пяди порожней ». Не только рязанцы прощались со своим молитвенником, прощался с ним и собор…

С 1851 по 1857 год в соборе был вызолочен иконостас, московским художником Николаем Степановым расписан храм внутри. Около галерей, окружающих собор с наружной стороны, была устроена железная решетка, в 1872 году замененная чугунной…

И вот 15 августа 1857 года на праздник Успения Божией Матери в Рязани случилось событие, которое для многих запечатлелось в памяти на всю жизнь: вновь был освящен многострадальный возобновленный Успенский собор, где преосвященный Гавриил совершил свою первую после освящения службу. После торжества именитые граждане города Рязани – купцы и мещане - преподнесли преосвященному Гавриилу икону св. Архангела Гавриила в знак своей благодарности. На иконе внизу по финифти была сделана надпись: «Для поставления в Рязанском кафедральном соборе, благодарное общество города Рязани купцов и мещан попечительному Архипастырю своему, Архиепископу Гавриилу, в вечную Память признательности своей к трудам о возобновлении и благолепном украшении того собора. Лета от Р.Х.1857, августа в 15 день».

Как уже сказано выше, по своей громадности, по своему величию и красоте архитектуры, а так же по богатству внутренней отделки Успенский собор принадлежит к замечательным храмам не только Рязанской епархии, но и России.

С построением нового кафедрального собора старый храм стал сначала называться старо-Успенским, и был превращен в теплый кафедральный собор. В 1753 году он был переименован в Христорождественский.

К числу древностей и святынь Успенского собора исследователь и историк православных церквей священник Иоанн Добролюбов в первую очередь отнес Феодотьевскую икону Божией Матери, которая явилась близ села Федотьева в 1487 году и Муромскую икону Божией Матери, с которой Василий Рязанский приплыл на мантии из Мурома. Эти иконы попеременно переносились из зимнего Христорождественского собора в летний Успенский.

Была в соборе еще древняя хоругвь с изображением Божией Матери, Плащаница, устроенная митрополитом Иосифом в 1681 году, золотой напрестольный крест, устроенный в 1611 году архиепископом Феодоритом, крест серебряно - позлащенный, устроенный в 1665 году архиепископом Мисаилом, водосвятная серебряно - вызолоченная чаша, сделанная из золотой Батыевой печати, приложенной некогда к иконе Евангелиста Иоанна Богослова. Был в храме и синодик, восходящий к 1631 году.

Видел этот собор и принимал у себя ежегодно с 1884 года чудотворную Боголюбскую Зимаровскую икону Божией Матери, приносимую из села Зимарова Раненбургского уезда. О каждой святыни можно рассказать много интересного: что-то из них сохранилось до наших дней, что-то – утрачено.

История послереволюционного периода этого удивительного собора также уникальна.

После революции 1917 года в собор были собраны многие ценности из церквей и монастырей Рязанской епархии. Часть из них была предназначена для хранения в рязанском музее, который возглавлял тогда С.Д.Яхонтов.

Степан Дмитриевич вспоминает такой эпизод: «…Двери в Успенском соборе открыты, и там идет какая-работа. Я сразу встрепенулся, понял, что туда забрались «враги». Прибегаю, захватив одну из монахинь. Там, действительно, идет работа во всю… По собору разгуливает с папиросой в зубах в кепке молодой человек и распоряжается. У иконостаса идет стук и треск. Рабочии - столяры ли, плотники ли снимают, вернее, сдирают с местных икон громадные рамы и таскают их и бросают среди собора. От "броса" раздается страшный гром и эхом отдается в углах его…. Паникадила все уже сняты и валяются на полу…. Из южных дверей дьяконовских… тащат знаменитую Мисаилову водосвятную чашу в 32 фунтов серебр. позолоченную Батыевым золотом, дивно гравированную с летописью. Я ее на время выдавал в собор для богослужения, а до того она хранилась в Древлехранилище… Тут уж я не вытерпел…»

Сколько страдания в строках из дневника С.Д.Яхонтова, где он описывает передачу собора в руки светской власти. «…Собор, захватили красные, от РЦУ – обновленцы».

Позже собор возвратили тихоновцам, но ненадолго. В 1929 году Христорождественский собор был передан окружному архиву для его нужд. Это была еще одна трагедия для многих рязанцев. Вот что писал в своих воспоминаниях С.Д.Яхонтов – первый директор музея и архива: «Эта напряженная работа шла параллельно с борьбой верующих за собор (Христорождественский и Успенский). Чтобы сохранить за собой зимний собор – совет соборный взялся сохранить летний Успенский собор. Мне пришлось принять самое деятельное участие в этом крупном деле. У меня в доме собирались ревнители, я и условия ремонта и икон вырабатывал. Средства на спасение треснувшего собора - 48 тысяч должны быть собраны советом по епархии из добровольных жертв по церквам и в кафедральном соборе. Воодушевление было большое… Когда ОНИ (так у Яхонтова) увидели, что дело пошло на ладу верующих... ГИК нарушил условие: запрещен был сбор по епархии. Помирились и с этим верующие. Но вскоре запрещено было собирать на ремонт и в самом соборе. Представитель комитета запрятан был в тюрьму. С горя Алексеев умер (подрядчик, строитель храма) и пошло! Вскоре и зимний собор был отнят у верующих и закрыт и отдан под архив!!…Это уже настал период гонения на храмы и первое на духовенство! 1929…» И далее: «Так тому стало неугодно это место, и храм исчез, и святая могила святителя Василия занавожена. Нынешние люди Рязани, как, стало быть, непохожи на наших предков, к которым прибыл Первосвятитель!… О, если бы мы ходили «к своей стене (могиле Святителя) с тем чувством, как евреи - к Иерусалимской стене!»

В дневнике С.Д.Яхонтова два собора Успенский и Христорождественский, слиты в единую церковь, они неразрывны друг с другом, как мать и дитя.

Так и стоят эти два храма рядом: Успенский и Христорождественский, бывшие когда-то оба Кафедральными: оба дивные, оба - страдальцы.

Татьяна Синельникова

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте