Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Феофан Затворник

"Помоги вам Господи вместо рукотворного храма в себе самом устроить храм духовный.
Стены у сего храма вашего - терпение,
престол - благодарное Богу сердце,
песни - все религиозные чувства к Богу,
вера - упование, вера в святую волю Его и всякая ваша молитва.
Вот и станете вы храмом."

Феофан Затворник

Разве не знаете, что вы - храм...

Успенский мужской монастырь, о котором упоминается в грамоте 1625 года, находился в вотчине, принадлежавшей великой старице Марфе Иоанновне, матери царя Михаила Федоровича Романова. Обитель первоначально расположенная на крутом берегу, имела по всей видимости неудобное расположение. Это и побудило монахов обратиться с челобитной к царице-инокине. По преданию, получив грамоту о перенесении монастыря, настоятель монастыря иеромонах Тихон с братиею пустили по течению реки икону, там, где она по велению Божию остановилась, и решено было строить новую обитель. К сожалению никаких описаний монастыря вплоть до середины 18-ого века не имеется. Видимо по своей простоте и малограмотности иноки не оставили сведений о том как начиналось строительство обители, какие имелись к тому средства и сколь велико было число первой братии.

Исходя из скудных архивных документов, появившихся 1727 года можно предположить, что до самого конца того столетия пустынь была невелика и весьма бедна во всех отношениях, хотя, что считать бедностью для монаха.

Шацкая Земля на которой начал свое исчисление монастырь как никакое другое место подходит для уединения и покоя: смолистый воздух, целебные источники, красота окружающего мира приводит в гармонию душу и тело. Отгороженное от внешнего мира двумя полноводными реками - Цной и Вышей, затерявшаяся среди сосновых лесов, обитель еще только ждала своего часа, пребывая во внешней простоте и сосредоточенной молитве.

В 1800 году Шацкий уезд переходит к Тамбову, тогда же преосвященный епископ тамбовский Феофел обращает внимание на тихую Вышенскую пустынь, в которой в то время подвязалось всего 7 человек, а настоятеля уже год вовсе как не было. Мудрый архипастырь посылает для благоустройства обители иеромонаха Тихона из процветавшего тогда Саровского монастыря. С той поры хоть и не быстро Свято-Успенская пустынь начала преображаться. В первые годы своего настоятельства игумен Тихон приступает к строительству каменных братских корпусов, ограды с башнями вокруг обители, четырехярусной колокольни.

Наступало тревожное для всей России время. В монастырских архивах не сохранилось документов, свидетельствующих, как отразилось на жизни Вышенской пустыни война с Наполеоном, но вот одно явное свидетельство промысла Божия, связавшим историю монастыря с этим трагическим событием, все-таки осталось. Французские войска были уже у стен Первопрестольной. Одна из сестер Московского Зачатьевского монастыря, покидая охваченный пожарами город, взяла с собой самое дорогое - родовую Казанскую икону Божией Матери. Подходя к глухим тамбовским лесам, женщина смогла наконец-то

облегченно вздохнуть, казалось все беды уже позади, но ее ожидало еще большее испытание. Жизнь беззащитной путницы вновь подверглась опасности, тогда взмолилась несчастная к усердной заступнице Матери Божьей: помоги! И явила ей Царица Небесная помощь через свой благодатный образ.

Почему некоторые иконы бывают чудотворными. Потому что Богу так угодно, чудотворение ни от кого кроме Бога не бывает. Сила тут не в иконах и не в людях к ним прибегающих, а в Божьей милости. Как владыка всего, Бог всякую вещь может обратить в орудие своей милости.

Уже позже, будучи монахиней одного из тамбовских монастырей, матушка Миропия в сонном видении услышала повеление Божьей Матери передать чудотворную икону в дар Вышенской обители. В 1827 году с великим трепетом монахиня выполнила волю Пресвятой Богородицы.

Икона Казанской Божией Матери

Много чудес через этот образ являла Царица Небесная. В середине 19-ого века по всей России свирепствовала холера. В 18, 41 и 48-х годах многотысячный крестный ход с Казанской иконой Божьей Матери прошел по городам Шацку и Тамбову, после чего эпидемия отступила. А спустя несколько лет заступлением Богородицы от страшной болезни были спасены жители Моршанска. Каждую весну Вышенский чудотворный образ отправлялся в путь по городам и весям Тамбовского края и его благоговейно встречали сотни тысяч людей.

С появлением в монастыре прославленной чудесами казанской иконы число паломников год от года увеличивалось, росло и количество братии. Маленькая Успенская церковь уже не вмещала всех желающих поклониться главной святыне обители. В 1832 году стараниями настоятеля пустыни иеромонаха Тихона было начато строительство просторного летнего собора о пяти главах во имя казанской иконы Божьей Матери.

Игумен Тихон скончался, не дожив нескольких дней до освящения величественного собора, ставшего памятником этому доброму труженику и неутомимому строителю монастыря.

Летний собор Вышенской обители, во имя казанской иконы Божией Матери

Продолжателем его дел можно по праву считать и другого настоятеля Вышенской пустыни, архимандрита Аркадия. В быту он был не прихотлив и скромен, делил трапезу с братией, одевался как простой монах. Отличался Аркадий нестяжательством. "Если после смерти вы найдете у меня хоть одну копейку" - говорил настоятель своей братии, "то лишите меня христианского погребения". И действительно все средства от кого

либо получаемые, архимандрит Аркадий тратил на внешнее благоустройство обители. Среди вкладов на вечное повиновение самым весомым был вклад, завещанный монастырю, крупным землевладельцем и благотворителем Сергеем Кирилловичем Нарышкиным. На эти немалые вложения и началось в 1874 году строительство теперь уже теплого зимнего собора в честь Рождества Христова.

Зимний собор Вышенской обители, в честь Рождества Христова

Этот храм представлял собой уникальное для столь отдаленного монастыря сооружение. Уменьшенная копия Исаакиевского собора, он поражал не только своей архитектурой, но и великолепием внутреннего убранства.

Деятельный и энергичный архимандрит Аркадий занимался не только обустройством пустыни. Он также проявил себя как просветитель, построив в округе несколько начальных школ и новое здание Шацкого духовного училища. Его настоятельство длилось 46 лет и за это время обитель превратилась в крупный процветающий монастырь. С одной стороны он стал духовно-просветительским центром, куда ежедневно стекалось до несколько сот паломников, с другой, по-прежнему, тихой пустынью, где царили покой и порядок в духе древнего иночества.

Вышенский монастырь

Вот в это самое время в стенах обители и появился тот человек, с чьим именем в будущем неразрывно будет связана История Свято-Успенского Вышенского монастыря.

Вышенский монастырь

Вышенский монастырь

Епископу Феофану, правящему архиерею в обширной Владимирской епархии исполнилось всего 52 года, когда он подал в Святейший Синод прошение об уходе на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни. За его плечами уже была блестящая преподавательская деятельность, служение в русской духовной миссии в Иерусалиме, ректорство в Санкт-Петербургской академии и управление тамбовской епархией. К тому времени он был уже известен как ученейший богослов и крупный церковный деятель, но только одному Богу, да самому человеку, делающему шаг навстречу неведению, известна причина на то его побуждающая. В одном из писем преосвященный так объяснял свое решение: "Желание мое в прошении я выразил словом понуждение, так это и есть, как ноша какая за плечами всегда чувствуется сие понуждение. Иди, брось, иди. С начала поста отяжелела ноша сия и все тяжелее и тяжелее становится. Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым. Имею мысли служить церкви Божией, тольк иным образом служить".

Вышенская пустынь стала воплощением мечты святителя Феофана Затворника о покое, источником новых духовных сил, местом великих трудов отшельника.

В течение 28 лет, как пишет один из очевидцев, он горел здесь как свеча и неугасимая лампада, пред ликами Христа, Богоматери-заступницы и святых Божиих. Около 6 лет горение было явное - святитель Феофан ходил на службу наравне с иноками. После Пасхи 1872 года епископ Феофан затворился в своей келье, чтоб навсегда уйти из суетного мира. И как никогда попробовать приблизиться к нему, познав суть человеческого бытия и предназначение на этом свете. 22 года затвора стали вершиной его духовной деятельности. Десятки переводов, богословских трудов и сотни писем, составившее бесценное наследие - энциклопедию нравственности христианской жизни.

Молитва святителю Феофану

Скончался Феофан Затворник в день Богоявления, 6 января по старому стилю 1894 года. Феофан Затворник был похоронен при огромном стечении народа в правом приделе Казанского собора.

В свое время святитель Феофан Затворник много писал о разных человеческих пороках и страстях, об охлаждении людей к духовной жизни, тем самым, как и многие другие отцы православной церкви, он предвидел тот мученический венец, который был уготован России, ее народу. И час этот настал...

В 1923 году распоряжением одного из советских наркоматов монастырь был признан, как написана в циркуляре, памятником высокохудожественного значения, но, несмотря на это, через год его закрывают. Здание и имущество описывают и национализируют. Из всех церквей служение продолжается только в Христорождественском соборе, да и то недолго. В начале 30-х арестовывают около 10 вышенских монахов во главе с "зачинщиком" контрреволюционной группировки иеромонахом Дорофеем. Это был последний духовный наставник обители. После его мученической кончины монастырская жизнь стала потихоньку угасать. На смену ей пришла новая... жизнь.

В первые годы после закрытия пустыни на ее территории находился детский городок имени 3-его интернационала. В Успенской церкви устроили клуб, старое монастырское кладбище распахали, превратив в картофельное поле.

По мере обветшания зданий обители и непригодности их под жилье на Выше размещали: лесхоз, потом свиносовхоз, а уж после этого психиатрическую больницу. Со временем постройки пустыни утрачивали свое былое великолепие.

Запустение Вышенского монастыря

Страдали в неприспособленных зданиях душевнобольные, став заложниками физической немощи, они являли собой пример кротости и терпения. Лишившись христианского к себе сострадания, они были немым укором внешне благополучной жизни.

"Идиоты - да они только для нас идиоты, а не для себя и не для Бога. Дух их своим путем растет, может статься, что мы мудрые окажемся хуже идиотов".

Несколько десятилетий останки святителя Феофана Затворника оставались в приспособленном под склад Казанском соборе под кучами мусора и битого кирпича покоилось тело человека, душа которого была при жизни открыта всем и каждому. Но имя великого духовного просветителя помнили. Его труды издавались и переиздавались за рубежом. не забывали о епископе Феофане и у нас. В 70-х годах прошлого века в единственную уцелевшую поблизости от монастыря церковь села Эммануиловки приехали монахи Троице-Сергиевой лавры.

Протоиерей Георгий Глазунов, настоятель Сергиевского храма с. Эммануиловка: "Приехали к нам в гости отец Марк Лозинский. Приехал он с двумя иеромонахами. Мы собрались и пошли по их просьбе в монастырь. Прийдя в монастырь попросили открыть нам храм, а завскладом еще пошутила: говорит, что найдете - поделитесь". Я думаю, что она рассчитывала на другое, но мы знаем, что в могилку золото не кладут и она ошиблась. Мы искали другое. В первую очередь мы увидели в храме мерзость и запустение, слишком много было там всякого хлама, все это было в беспорядке наброшено и гробничка, т.е. надгробная плита над могилкой святителя Феофана затворника, была вся засыпана мусором, хламом. Нам было горестно на это смотреть. Привели ее в порядок, и отец Марк решил отслужить панихиду. Отслужили панихиду и мы задумали взять мощи тайно, потому что разрешить нам никто бы не разрешил. Опустились мы с отцом Елиферием в могилку разобрали весь этот хлам, очистили от мусора и буквально сантиметр за сантиметром стали перебирать то, что находилось в этой могилке."

В советские времена

Мощи преосвященного Феофана тайком были перевезены в Троице-Сергиеву Лавру, где находились вплоть до 1988 года. После прославления святейшим синодом епископа Феофана в лики святых было принято решение о возвращении мощей святителя в небольшой сельский храм, поближе к месту их прежнего упокоения. В скором времени в это отдаленное от крупных городов место, несмотря на бездорожье, стали приезжать сотни паломников, и стоило только удивляться, откуда в нашем народе после стольких запретов и гонений на церковь такая всепобеждающая любовь к Богу, преданность православной вере.

В начале 90-х все стало возвращаться на круги своя. Пришло время и Вышенской обители. В лоно церкви монастырь был передан в таком печальном состоянии, что только безграничное женское терпение могло вернуть его к жизни. Первой приехала сюда игуменья Нонна. Первое время пришлось матушке жить в полуразрушенном доме, где текла крыша и проваливались полы. Через несколько месяцев приехала ее сестра, монахиня Варвара. Хотела помочь сестре-игуменье и уехать, но Выша не отпустила. Так было со многими. Приезжали знакомые, сначала на выходные, на праздники, а потом так и оставались – навсегда. Как улей начинается с одной пчелки, так и монастырь, начавшись с игуменьи, стал заполняться сестрами как трудолюбивыми пчелами. Из монастырских зданий в пользование монахинь были отданы только два пустующих собора. Поэтому поселиться сестрам пришлось в заброшенной усадьбе князей Нарышкиных, которая находится в четырех километрах от монастыря. Здесь еще сохранился барский дом, где жил Эммануил Дмитриевич и Александра Николаевна Нарышкины, известные благотворители и попечители Вышенской пустыни. Быкова Гора, так называется это местечко, расположена на живописном берегу реки Цны. Все здесь говорит об умиротворении и покое. Лишь изредка тишину нарушает заблудившийся в вершинах сосен ветер. Красота окружающей природы навевает мысли о вечном.

Усадьба Нарышкиных. Быкова Гора

Усадьба Нарышкиных. Быкова Гора

Усадьба Нарышкиных. Быкова Гора

Потихоньку сестры обживались. Росло их небогатое хозяйство. Сложился устав монастыря. И даже в бывшей столовой на Быковой Горе была устроена церковь во имя святителя Феофана Затворника. Но лишь одно не давало покоя - сама обитель продолжала оставаться в запустении. Не было сил и средств, для того, чтобы начать реставрацию церковных зданий. Оставалось только ездить туда по праздникам и молиться в необустроенных храмах.

В те годы, недалеко от монастыря, в селе Ялтуново, жили три сестры, прозорливые старицы. Они сказали матушкам: "С какого храма обитель закрывали, с такого она восстанавливаться будет". Шло время. В стране один за другим начинали реставрацию соборов, а дело в обители с места не двигалось, пока не вспомнили завет стариц. Тут и случай помог, в Успенской церкви, которую закрыли в 20-ые годы, обрушилась кровля. Денег на ремонт у больницы не было, поэтому за ненадобностью храм отдали монахиням. С Божьей помощью церковь была приведена в порядок. Начались богослужения. Может именно тогда сестры почувствовали особую молитвенную помощью, ведь когда то здесь у престола Божия предстоял сам Феофан Затворник.

Чему суждено свершиться по замыслу Божию, того человеческая воля остановить не может. Летом 2002 года, один из дней своего визита в Рязанскую епархию,святейший патриарх Алексий Второй посвящает древней Вышенской обители. Тогда же и совершилось перенесение мощей Феофана Затворника Вышенского из села Эммануиловка в Свято-Успенский монастырь. Около десятка тысяч человек стали участниками этого грандиозного события, о котором, по словам святейшего, можно говорить как о втором по значимости, после перенесения мощей Серафима Саровского. Теперь уже пророчески звучат слова, сказанные предстоятелем русской церкви в стенах Успенского монастыря: "Великий подвижник Вышенский сегодня вернулся своими святыми мощами в ту обитель, которую он возлюбил, где он нес свое служение, где он находился в затворе, где закончил он свой жизненный путь. Его молитвы помогут и укрепят делателей по возрождению Свято-Успенской Вышенской обители".

Перенесение мощей Феофана Затворника

Уже через несколько месяцев после визита святейшего патриарха Вышенская обитель стала переживать свое второе рождение. Отданный ранее монастырю флигель, где ранее 22 года провел в затворе епископ Феофан, сейчас преображается на глазах. Совсем скоро здесь разместится музей, рассказывающий об истории пустыни, об ее прошлом и настоящем, и, конечно же, о самом святителе.

Пройдут годы, приобретет свое былое величие Казанский собор, а затем и Христорождественский, по-прежнему, будет удивлять своей архитектурой. Больница переедет в новые просторные корпуса, а монастырю останутся намоленные веками кельи. Откроет свои двери музей, куда вернутся книги, письма, фотографии святителя и сам он, незримо стоящий у монастырских стен, будет благословлять нас, как раньше благословлял каждого входящего в святую обитель.

Материал подготовлен на основе телепередачи телеканала "Эхо-фильм" (2004 г).

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте