О чем рассказала коллекция "бронзы певучей"
Ольга КУРАНОВА
Россия прожила оглушительно тихий век - в ней более полстолетия практически не звучали колокола… Не звучали повсеместно, дружно, как всегда было принято на Руси, где колокола с древности размеряли течение дней городов и сел. Церковные звоны сопровождали будничную жизнь, радовали благовестом в праздники... XIX век слыл веком колокололитейного искусства России. Но нам, не таким уж и далеким потомкам, трудно это представить: в советские годы тысячи российских культовых колоколов были варварски уничтожены, а литье их прекращено.Новый уклад жизни прервал существование не только церковных колоколов. 20-е годы XX столетия стали последними в истории создания их младших звонких "собратьев" - колокольчиков: и поддужных (под дугой), и сигнальных - пожарных, станционных - при железнодорожных станциях.
Звенит - утешает?
Колокольцы, колокольчики - очень красивая страница в истории русских колоколов. Что интересно: открыта и написана она в основном не историками-профессионалами, а любителями, собирателями старины - точнее, теми, кого уважительно именуют коллекционерами-исследователями. Ими собраны и изучены колокольчики ямские, коридорные, настольные (для вызова прислуги), свадебные, рыбацкие, а также бубенцы-бубенчики, коровьи ботала, кутасы, ропотни и гремки (прообразы колокольцев - побрякушки на шее скота для наслышки на выпасе, а в старину еще и для оберега). Вот сколько "родни" набралось у колоколов!Колокололитейное производство в России (уже советской) продержалось до 1927 года*. Это был последний год существования завода братьев Усачевых в Валдае. Прежде в маленьком магазинчике Усачевых, прямо на станции, проезжающие могли купить любые колокольчики. И в 20-е годы была еще такая редкая возможность. Кто же мог знать, что это был "последний шанс"!
* В других источниках приводится 1928 год. - Ред.
Сегодня, в начале XXI века, единственный в России Музей колокольчиков открыт и действует в Екатерининской церкви города Валдая. Общеизвестно, что Валдай в прошлом - крупный центр литья ямщицких колокольчиков. Ныне же коллекционеры съезжаются туда на колоколоведческие конференции.До сих пор в частных собраниях колокольчиков больше, чем в российских музеях. Крупнейшая частная коллекция - в Ростове Великом (собрал В. А. Ким): 2100 экземпляров. 1150 - у коллекционера-исследователя В. И. Хрунова из г. Чехова Московской области. В Нижнем Новгороде около 1000 колокольчиков периода 1800 - 1917 годов в собрании Л. Л. Крайнова-Рытова.
Свыше 20 лет Леонид Леонидович Крайнов-Рытов увлечен историей колоколов. Главный предмет его исследований - именно колокольчики, особенно ямские - наиболее редкие экземпляры певучей бронзы.
Сожалеть о том, что все "в руках частников", здесь не стоит. Не тот случай. Благодаря энтузиастам сбережены порой единственные на всю страну образцы колокольного литья. Коллекционеры-подвижники делают открытия, "раскапывая" никому не известные сведения о промысле, мастерах и предметах своего собирательства. Особенно нежная привязанность отдана ямщицкому (поддужному) колокольчику, который давно стал поэтическим символом России.
"Звону много - веселей дорога!"
Нет, не случайно колокольчик (а не рожок) прижился на русских почтовых и курьерских тройках. Как средство сигнала - "уступи дорогу!" - оба были хороши. Но колоколец, миниатюрная копия колокола, естественно, стал неотъемлемой частью русского быта. Более того - легендой, поэзией, фольклорным явлением. Кто ж не помнит: "Вот мчится тройка удалая… и колокольчик, дар Валдая…" - ну и так далее.В конце XVII века в России учредили "образцовую почту", то есть ввели первые регулярные почтовые линии: кибитки с почтой двигались по дорожному расписанию, с ямщиками, от стана к стану. Дороги для этого расширили, лошадей стали запрягать не "гусем", а в ряд, "тройкой". Чтобы издалека заявлять о своем приоритете на тракте, ямщики-гонщики поначалу… лихо свистели. Введение сигнального рожка - "немецкой моды" - они упорно саботировали. За свист и наказаны бывали не раз - батогами биты, но все без пользы.
Когда и кому пришла идея повесить на дугу коренника литой крикливый колокольчик - доподлинно неизвестно. Произошло это приблизительно в 70-е годы XVIII века. И полюбился звон и ямщикам, и ездокам… А дальше, на почве этой всенародной любви пришло время назреть новому конфликту. Колокольчики распространились очень широко, и звук из-под дуги частных повозок начал сбивать с толку ямщиков почтовых троек. И вправду не поймешь: курьер ли мчится по дороге или веселый барин решил покататься со звоном? Выход, конечно, нашелся: запретить колокольчики для частного пользования. А запреты на Руси - дело известное. Звона колокольчиков не убавилось, но вошли в моду еще и бубенцы - известные с древности шарообразные колокольчики, внутри которых катается, встряхивается дробина или две. За тихий воркующий звук (не то звон, не то рокот) их и называли воркунами: "Поехали с воркунами!" А сколько любования в народных прозваньях бубенцов: воркунцы, позвонцы, ширкуны, болхари, глухари, балабончики, гормотунчики…
"Кто меня купит, тот щаслив будет"
И бубенцы - предмет собирательства, но с колокольчиками - по значению и ценности - не сравнимый. Бубенчики, как правило, безымянны (надписей на них нет), да и большим разнообразием не отличаются.Иное дело - колокольчики! Мастерство в литье их действительно достигло вершины в XIX веке. Долгое время это был кустарный промысел: мастера-самоучки проживали вдоль почтовых трактов. В конце столетия в России наряду с мелкими фабричками-мастерскими действовали солидные литейные заводы. Сложились центры литья: Валдай, Касимов, Слободской, Тюмень, Вологда, Павлово, Рязань, Чебоксары. Позднее - Пурех Балахнинского уезда Нижегородской губернии. В Пурехе и "блись Пуреха" известны целые династии литейщиков. Нижегородец Л. Л. Крайнов-Рытов насчитывает в этих краях 13 "колокольных" сел и деревень и 60 мастеров! Самые знаменитые - Клюйков, Веденеев, братья Трошины.
Соответственно и колокольчиков было превеликое разнообразие. На Нижегородской ярмарке, к примеру, в конце XIX века большим спросом пользовались: "дар Валдая", сибирские, граненые, гладкие, гречушные… более 70 видов по прейскурсанту, да каждый сорт еще различных размеров! Надо сказать, что к тому времени запреты на "частные звоны" уже давно отпали, конная почта и "ямская гоньба" ушли в прошлое - ведь появились железные дороги.
А колокольчик под дугой все не смолкал: пел, звенел, басил, дребезжал, гомонил, заливался… Под дугой "плясал" уже не один, а два или три и даже до пяти колокольчиков, подбираемые в созвучия. Без них не обходился ни свадебный "поезд", ни катания на тройках на Рождество, Новый год, Пасху.
Мысль, оставленная в бронзе
Не только звучанием и красотой формы привлекает колокольчик. На настоящих старинных колокольчиках (ценных для коллекции) обязательно имеется надпись - на так называемой "юбочке". Они и называются поэтому - подписные. Что подписано? Имя мастера, время изготовления, а главное, фраза, представляющая собой то известную песенную строку (или ее часть), то поговорку, напутствие, потешку, загадку и даже (редко) ненормативную лексику.Самая распространенная колокольная надпись - "ДАРЪ ВАЛДАЯ" и ее варианты. Любимая - на свадебных колокольчиках - "КОГО ЛЮБЛЮ ТОГО ДАРЮ". На самом деле подписей - сотни и сотни: что ни мастер - своя. А мастер-то был кустарный, провинциальный, малограмотный. Отсюда и жанр подписи - разговорный, что так удивительно смотрится в долговечном материале - бронзе. И все же эти строчки, отлитые в бронзе, необычайно милы, добродушны, бесхитростны: "МЕНЯ СОБОИ ВОЗМИ ОТЬ МАСТЕРА БАСКОВА", "ЗВЕНЮ ПОТЕШАЮ ЕДУ ПОСПЕШАЮ", "КУПИ МЕНЯ Я УВЕСЕЛЮ ТЕБЯ", "ДЕШЕВО ЛЮБО ДАРЮ ДРУГУ". Были "мысли" и более пространные: "ПРОЩАЙ МИЛЫЯ МОЯ ЕДУ В ДАЛЬНЫЯ КРАЯ". И целые поучения: "ВОТЪ СТАРЫ ДРУХ ЛУТЧИ НОВЫХ ДВУХ"…
Тема надписей и декора поддужных колокольцев бесконечна. Тут интересно то, что по подписям все еще обнаруживаются новые, неизвестные прежде имена мастеров колокольного литья. Имена-открытия есть и в нижегородском собрании Л. Л. Крайнова-Рытова: Лев Рязанов, г. Чебоксары (1810), Федор Гагин, г. Слободской (1817), Никифор Баранов, г. Касимов (1835).
А есть ли будущее у российских колокольчиков? Как у объектов коллекционирования - да. Совершенство форм, чудесный радостный звон изделий прежних мастеров восхищали и будут восхищать многих. И стимулировать на творческий поиск и открытия в истории.
Эпоха колокольчика избрала его своим звуковым символом. Ну а наш век, возможно, останется в памяти мелодичными трелями мобильных телефончиков и пейджеров?!
Звон колокольчика в русской литературе
"- Колокол кульерский, - сказал мой ямщик, - один такой на всей станции есть.И действительно, колокольчик передовой тройки, звук которого уже ясно доносился по ветру, был чрезвычайно хорош: чистый, звучный, басистый и дребезжащий немного. Как я потом узнал, это было охотницкое заведение: три колокольчика - один большой в середине, с малиновым звоном, как называется, и два маленькие, подобранные в терцию. Звук этой терции и дребезжащей квинты, отзывавшейся в воздухе, был необыкновенно поразителен и странно хорош в этой пустынной, глухой степи".
Л. Н. Толстой. Метель.
"Тройка, рванувшись и стуча по доскам, вылетела из каретника, сверкая лаком и медью коляски, кидая свежими комьями с копыт пристяжных, заливаясь подобранными бубенцами".А. Н. Толстой. Детство Никиты.
Кто долго жил в глуши печальной,Друзья, тот верно знает сам,
Как сильно колокольчик дальний
Порой волнует сердце нам…
А. С. Пушкин
Колокольчик однозвучный,Крик протяжный ямщика,
Зимней степи сумрак скучный,
Саван неба - облака!
П. А. Вяземский
По дороге столбовойКолокольчик заливается,
Что не парень молодой
Мягким снегом опушается…
А. И. Одоевский
Порой проезжий лишь играет,И колокольчик почтовой,
Звеня над тройкой удалой,
На миг молчанье прерывает.
А. В. Кольцов
Улеглася метелица… путь озарен…Ночь глядит миллионами тусклых очей…
Погружай меня в сон, колокольчика звон!
Выноси меня, тройка усталых коней!
Я. П. Полонский
…Боже, как люблю я,Как тройкою ямщик кибитку удалую
Промчит - и скроется… И долго, мнится мне,
Звук колокольчика трепещет в тишине.
А. А. Фет
Вот за горкой крутойКолокольчик запел,
На горе призатих,
Под горой прозвенел.
Прозвенел по селу,
В чистом поле поет,
На широкий простор
Душу-сердце зовет.
И.С. Никитин
Звенит под дугой колокольчик,Полозья кибитки скрипят,
И ноет, болит мое сердце,
И слезы туманят мой взгляд…
А. Н. Плещеев
Звени, звени, звонок, громчее,Лихая тройка, вихрем мчись,
Ямщик, пой песни веселее!
Вот отчий дом!.. Остановись!
Г. Малышев
Однозвучно гремит колокольчик,И поземка дымится слегка,
И уныло по снежному полю
Разливается песнь ямщика.
И. И. Макаров
Слышишь - мчатся сани, слышишь - сани мчатся.Хорошо с любимой в поле затеряться.
Ветерок веселый робок и застенчив,
По равнине голой катится бубенчик.
С. Есенин
В глухую темень искры мечет,От искр всю ночь, всю ночь светло…
Бубенчик под дугой лепечет
О том, что счастие прошло…
А. А. Блок
Саней нет как нет; бубенчики их - лишь раковинный звон крови у меня в ушах.В. В. Набоков
Я лежу в кибитке. Звон почтового колокольчика, наскучив моим ушам, призвал наконец благодетельного Морфея.А. Н. Радищев
Мчится тройка, из упряжи рвется,Не смолкает бубенчиков звон,
Облачко за телегою вьется,
Ходит кругом земля с двух сторон…
И. С. Никитин
И тройка поплелась неторопливой рысью, отрывисто позвякивая бубенчиками.И. С. Тургенев. Рудин.
…Снег на солнышке блестит,Пар алеет тонкий…
Чу!.. в дали пустой гремит
Колокольчик звонкий…
А. Жуковский
Такой нарядной сбруи я в других местах нигде и не видывал. На узде, например, навязано по крайней мере с десяток бубенцов, на шлее медный набор сплошь - весом в полпуда, а дуга по золотому фону расписана розанами.А. Ф. Писемский
Лошади заложены и выражают свое нетерпение, изредка побрякивая бубенчиками… Однообразный шум колес и бубенчиков не заглушает песен жаворонков, которые вьются около самой дороги.Л. Н. Толстой