Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Сказка

Что такое Русь и кто такие Русы

История восточного славянства и русского этноса началась задолго до даты основания Руси, 862 года, согласно начальной летописи – «Повести временных лет».

Существуют разные теории возникновения восточных славян. Мы остановимся на разделяемых большинством ученого сообщества и сказках.

Исследования историков, лингвистов и археологов устанавливают первую славянскую прародину в ареале бассейна реки Западной Двины. Начало славянского расселения – это эпоха зарубинецкой культуры. Праславяне расселялись из области между Днестром, Припятью и Верхней Вислой. Основные позднезарубинецкие археологические памятники расположены по берегам рек Южый Буг, Днепр, Десна, Сейм, Припять, Рось, Ворксла и др.

Праславяне – это народ земледельцев, занимавшихся так же скотоводством, охотой и рыболовством и развивающий торговлю с городами Северного Причерноморья.

Этнос, населявший эти районы – праславяне, бастарны и/или балты.

Вторая прародина славян – Повисленье, которое в III-II веках до нашей эры покинули бастарны и куда во II веке нашей эры пришли готы. Тогда же славяне были втянуты в Великое переселение народов, что заставило славян расколоться на западных – венедов – и южных – склавинов. Тогда же выделились анты (будущие поляне), которые двинулись на юго-восток.

Славяне двигались от верховьев Вислы на юг - в Поднепровье, и на север - к верховьям Днепра, Десны и Оки. В III-V веках, в период «готских войн» - дальше на юг, до Дуная и степи Причерноморья, и на северо-восток – на левый берег Днепра.

Причина миграции по одной из теорий - демографический взрыв и исчерпание фонда свободных земель. (Брайчевский М.Ю. «Славяне в Подунавье и на Балканах в VI-VIII веках.» /Славяне на Днестре и Дунае/ Киев, 1983г. )

В VI веке славяне продолжали расселяться на запад, через проходы в Карпатах до Тисы, вверх по Дунаю и в междуречье Вислы и Одера. (Баран В.Д. «Сложение славянской раннесредневековой культуры и проблемы расселения славян»/ Славяне на Днестре и Дунае/ Киев, 1983г.) В это же время, они продолжали двигаться на юг, в 550-551 годах они форсировали Дунай и к IX веку заняли всю «Элладу», т.е. Грецию, а часть их перебралась в Малую Азию. (Брайчевский М.Ю. «Славяне в Подунавье и на Балканах в VI-VIII веках.» /Славяне на Днестре и Дунае/ Киев, 1983г.)

От Черноморского побережья славян оттеснили авары и болгары, из-за чего славяне заняли полосу между Днепром и Днестром, где образовали Волынь – первое общеславянское государство, разгромленное аварами. В VII веке болгаров разогнали хазары, а Волынь распалась на Болгарию, Чехию, Польшу и Поморье.

Из Южной Прибалтики на восток двинулись две волны славян: кривичи, основавшие Смоленск, Полоцк, Витебск, Псков, и словене, основавшие Новгород и расселившиеся в Верхнем Поволжье. В верховья Оки пришли вятичи.

На этом фоне очевидно, что рассказ Нестора о «призвании варягов» в Новгород является эпизодом в тысячелетней истории восточного славянства, по какой-то причине выпяченные летописцем, тогда как события более крупные им опущены или затушеваны.

Славяне не были аборигенами Восточной Европы, они пришли сюда в VIII веке, заселив Поднепровье и бассейн озера Ильмень. До славянского вторжения эту территорию, как предполагается, населяли русы, (руги, россы) – этнос не славянский.

Русы (летописные русь или рось) – предположительно одно из северных племен, наиболее вероятно скандинавского происхождения, владевшие на рубеже VIII и IX веков несколькими опорными пунктами на пути из «варяг в греки» и, опять же, предположительно, обширной территорией в северной и северо-западной части Причерноморья. Основным их занятием в это время были морские набеги на берега Черного и Каспийского морей.

В X веке Лиутпранд Кремонский, лангобардский историк и хронист, канцлер итальянского короля Беренгара II, а затем епископ г. Кремона, назначенный на эту должность в 962г. по протекции германского короля Оттона I, писал: «греки зовут Russos тот народ, который мы зовем Nordmannos, - по месту жительства» - и помещал этот народ рядом с печенегами и хазарами на юге Руси ( Назаренко А.В. «Немецкие латиноязычные источники IX-XI веков»/ М, 1993г.)

Скудные остатки языка россов – имена и топонимы – указывают на их германоязычие.

Названия днепровских порогов у Константина Багрянородного, византийского императора и крестника княгини Ольги, приведены по-русски: Есссупы, Ульворен, Геланда, Ейфар, Варуфорос, Леанты, Струвун – и по-славянски: Оостровунипрах, Неясыть, Вулнипрах, Веруци, Напрези.

Бытовые навыки славян и русов очень различны: русы умывались перед обедом в общем тазу, а славяне – под струей; славяне стригли волосы «в кружок», а русы брили голову, оставляя клок волос на темени; русы жили в военных поселках и кормились военной добычей, часть которой продавали хазарам, а славяне занимались земледелием и скотоводством. (Артамонов М.И. «История хазар»/ Изд. Гос. Эрмитажа, Л., 1962г.)

Но можно ли считать русов скандинавскими варягами? Большинство ученых считают, что нельзя. Скандинавские варяги начали свои походы в IX веке, а русы известны как самостоятельный народ уже с VI века еще Иордану и Захарии Ритору.

Существует теория, считающаяся непротиворечивой в том плане, что связывает между собой русов и славян, т.е. так называемую «северную» теория (о призвании варягов на Русь) и «южную».

Согласно «южной» теории, происхождение этнонима Русы связывается с Полянской землей. По сторонникам этой теории, имя Русы восходит к названию реки Рось, впадающей в Днепр южнее Киева и находящейся практически в центре ареала позднезарубинецких археологических памятников. Первое надежное упоминание Русь как этнонима относится к событиям IV века (Иордан «О происхождении гетов») в форме «росомоны» - народ Рос или «люди с реки Рось».

Предполагатся что россомоны – скандинавское племя, покинувшее родину в I-II веках и появившееся затем в Причерноморье. Иордан упоминает о россомонах, как о противниках готов и союзников гуннов. В VIII веке византийские и арабские источники называют их россами или руссами. По мнению Б.Н. Рыбакова, древнейшая письменная форма слова «русский» была «росьский». Предполагается, что народ и держава назывались не Русью, а Росью. Согласно этой теории, имя Русь (Рось) – славянское и зафиксировано памятниками на юге державы еще за полтысячелетия до Рюрика, поэтому ничего общего с ним не имеет.

Связывающая эти две теории третья, основана на том, что согласно запискам архиепископа Адальберта Магдебургского об отношениях германской империи со славянским государством, княгиня Ольга (с 903 г. жена киевского князя Игоря Рюриковича, убитого древлянами в 945г.) является царицей ругов – народа, западная часть которого погибла в Норике и Италии в V веке, а восточная часть этого народа удержалась в Восточной Европе до X века, оставив в наследство славянам династию Рюриковичей и название державы.

Его сведения считаются если не стопроцентно достоверными, то, как минимум заслуживающими размышления, постольку, поскольку Адальберт, монах Бенедиктинского ордена, стал в 961г. воспреемником некого Либуция из монастыря св. Альбана в Майнце (Германия), бывшего епископом русов. В 962г., по просьбе княгини Ольги, он был послан в Киев германским императором Оттоном I во главе церковной миссии, чтобы проповедовать христианство, но миссия была безуспешной, Адальберт был изгнан и едва не убит. (Назаренко А.В. «Русь и Германия в IX-X веке Материалы и исследования»/ М., 1994г.) Прим.: Посольство Ольги к Оттону I было в 959г.

Немецкие хронисты X века считали народ русов – сохранившимся восточным ответвлением этноса ругов, которые объединились с древним восточно-славянским племенем поляне VI-IX веков – остатками древнего восточнославянского племени антов, в 602 году павших под натиском авар (обры, хиониты), двигавшихся с Каспия.

Слияние полян и русов в единый этнос поляне – русь осуществилось в описываемое немецкими хронистами время – IX-X веке, что проявилось в образование государства, называемого в наше время «Русь в узком смысле», поскольку оно не включало в себя большинство славянских племен Восточной Европы, в т.ч. вятичей.

Согласно общепринятой версии, этноним «поляне» «Повесть временных лет» объясняет как «зане в поли седяху» - противопоставляя полян соседним древлянам – обитателям Полесья. Согласно этому же летописцу (Нестору), Русь – это новое историческое явление, сменившее распавшийся союз полян: «…Поляне, яже ныне зовомая Русь». ( Повесть временных лет, ч. 1, стр.21, М.1950г.) Именно с ними связана эта летописная легенда о начале Руси, о первых русских князьях, об основании Киева и других исторических событиях VI-VII веков. В последний раз поляне упоминаются в летописи под 944 годом, после чего его сменил этноним Русь, со временем распространившийся и на другие земли.

Современные исследования лингвистов и историков доказывают, что «поляне» - собственно говоря, не этническое название племени, потому, что славяноязычные народы, у которых господствовали анты, назывались дулебы или волыняне. А поляне встречаются и на берегу Днепра, и в Моравии, и в славянской Болгарии и в верховьях Вислы. Согласно их исследованиям, это слово произошло от сохранившихся в самых древних былинах слова «поляница», и в слово «поляне» летописец Нестор вкладывали особый смысл – это слово означало «исполин», «гигант», а в последствии – тюркский эквивалент «богатырь».

Следовательно, поляне – не племя и не этнос, не социальный слой, а психологический тип славянского пассионария эпохи неописанных побед. (Рыбаков Б.А. «Древние русы»/ Совесткая археология, XVII, 1953г.; Балашов Д.М. «Историческая жизнь народной поэзии»/Русский фольклор, Вып. XVI, Л. 1976г.)

Зато «Рос» - этноним, зафиксированный для IV века готским историком Иорданом в VI веке в его главном труде: «О происхождении и деяниях готов», который осуждал «вероломный народ россомонов», помогавший гуннам в борьбе с готами. Союзниками россомонов и гуннов были и анты, будущие поляне, которые в этот период еще отличались от россомонов, но к X веку слились в единый этнос – Русь, отличавшийся от кривичей, вятичей, радимичей и других восточнославянских племен.

Многие исследователи считают россомонов скандинавским племенем, покинувшим родину в I-II веках нашей эры и появившихся затем в Причерноморье. Византийские и арабские историки в VIII веке уже называют россомонов россами, или русами. (Бартольд В.В. «Арабские известия о руссах»/М, 1963г.)

Откуда же идут такие выводы?

Около 790г. (по другой версии, около 755 года) Русы Новгорода прошли огнем и мечом от Херсонеса до Керчи и напали на укрепленный город Сурож (так по древнерусски называли ныне поселок, а тогда город Судак в Крыму). В это время Сурож – богатая греческая колония Сугдея, крупный центр международной торговли, просуществовавшая до XIII века и разрушенная татаро-монголами.

После 10 дней осады и штурма новгородская рать ворвалась в город и разграбила его.

Это первый общепринятый известный поход русов, описываемый в Житие св. Стефана, епископа Сурожского: «Воинственный и сильный князь Новгорода русского…Бравлин…с многочисленным войском опустошил места от Корсуня до Керчи, с большой силой пришел к Сурожу…сломал железные ворота, вошел в город с мечом в руке, вступил в св. Софию..и ограбил все, что было на гробе…»

Дальше идет рассказ описания случившегося чуда, после чего Бравлин вернул все награбленное в городе, отпустил пленных, крестился и русы ушли из Сурожа.

Это произведение поставило перед исследователями массу интересных вопросов, учитывая даже то, что перед ними была не летопись, а житие святого Стефана, в котором главное – не событие, а чудеса. И эти исследования привели ученых к следующим теориям.

По Г.В. Вернадскому, (Vernadsky G. «The Origins of Russia»/ Oxford, 1959) в житие Новгород – это скифский Неаполь (Симферополь), поскольку известного нам Новгорода в начале VIII века еще не существовало. Русы пришли в Крым из Доно-Донецкого ареала. Прежде, чем достичь Сурожа, русы ограбили все побережье Крыма, от Херсонеса до Керчи, причем особенно пострадали церкви. А в Суроже их вождь принял крещение и вернул военную добычу церквам. Мотивы похода не выяснены, но предположительно, русы были наняты Византией против Хазар с целью возврата Готии (которую Хазары захватили в 787г.) к Византии, что в 790г. и произошло.

Независимо от Вернадского, к таким же выводам о родине русов пришел М.И. Артамонов (Артамонов М.И. «История Хазар».)

Это позволяет делать исследователям вывод, утверждающий, что упомянутые русы – потомки россомонов Иордана, самостоятельный народ, хорошо известный хронистам Германии X века, который они называют ругами (княгиня Ольга – царица ругов: Regina rugorum). Позднейшее сравнение русов с ругами зафиксировано английский королем Эдуард I Плантагенетом (989-1017), который сообщает про Ярослава Мудрого, что он «король земли ругов, которую мы зовем Руссией».

Е.Ч. Скржинская полагает, что руги во II веке жили у Балтийского моря, где оставили след в названии острова Руги (Рюген), и что они вышли из Скандзы (Южной Швеции) раньше готов. (Иордан. «О происхождении и деяниях гетов» – Getica/ М., вст. Статья, перевод, комментарии Е.Ч. Скржинской, 1960г.)

На этом острове археологами и историками открыты языческие святилища ругов, которые поклонялись богу Святовиту – западному аналогу балтийского (литовского) бога Перкунаса, ставшего в славянских землях Перуном. И первый и последний требовали жертвоприношений. И если Святовиту руги приносили в жертву пленных датчан и немцев, то Перуну приносились в жертву и свои соплеменники.

Другой исследователь, А.Г. Кузьмин, доказывает тождественность этнонимов руги и русы. В частности, он собрал много отрывочных сведений, сливающихся в стройную концепцию о широком распространении ругов, уже в 307 году обозначенных в числе федератов Римской империи.

Родиной ругов была южная Прибалтика, откуда они были вытеснены готами, после чего распространились по Восточной Европе от Адриатического моря до Днепра и озера Ильмень. Столь широкое расселение ругов привело к неустойчивости написания их этнонима, они в разных источниках обозначались, как руги (роги), русы, розы, руци, руяны, рутены, - причем за прошедшие с IV до VIII столетия этническое родство могло быть забыто самими потомками древних ругов.

По А.Г. Кузьмину руги – не германское племя, и не славяне, а «северные иллирийцы», противники готов, жившие, по Иордану, между западным побережьем Дуная и восточной Адриатикой. (Кузьмин А.Г. «Падение Перуна»/ М., 1988г.; Кузьмин А.Г. ««Варяги» и «Русь» на Балтийском море»/ Вопросы истории, № 10, 1970г. )

Современные историки считают, что византийская интрига о найме руссов имела локальный результат для империи – присоединить к империи крымскую Готию – и имела огромный стратегический провал для империи.

Русы получили доступ к Черному морю и их набеги опустошали побережье Малой Азии 200 лет. От грабежей русов страдали христианские церкви и было ослаблено православное влияние в Хазарии. Вдобавок к арабам и болгарам, Византия получила двух сильных и жестоких врагов – русов и хазар.

По свидетельству арабских историков, русы переняли промысел венгров – работорговлю, - когда последние ушли в Паннонию. Еще в начале IX века Гардизи писал, что «Венгры – огнепоклонники и ходят к гузам, славянам и русам и берут оттуда пленников, везут их в Рум и продают».

А в X веке, согласно сочинениям Ибн-Руста, уже русы захватывали славян и продавали их хазарам и болгарам. Ибн Даста (Абу Али Ахмед Ибн Русте), арабский географ, живший в начале X века, автор «Книги драгоценных сокровищ», писал : «…Они совершают набеги на славян: подходят к ним на ладьях, высаживаются, забирают их в плен, отвозят в Хазарию и Болгарию и продают там. Пашен у них нет, и питаются они тем, что привозят из земли славян… единственный промысел их – торговля мехами. Одеваются они не опрятно, мужчины и них носят золотые браслеты. С рабами обращаются хорошо. Городов у них много и живут на просторе. Они люди рослые, видные и смелые, но смелость эту они проявляют не на коне – все свои набеги и походы они совершают на кораблях» (Новосельцев А.П. «Восточные источники и восточных славянах и Руси VI-IX веков» /М, 1965г.)

В 840г. Русы занялись южным берегом Черного моря, взяли и разграбили Амастриду, византийский город. Византийский хронист и историк Иоанн Скилица, автор «Обозрения истории» ( до 1079г.) писал по этому поводу: «все лежащее на берегах Эвксина и его побережье разорял и опустошал в набегах флот россов (народ же «рос» - скифский, живущий у Северного Тавра (Крым), грубый и дикий)». В своей книге, кстати, он достаточно подробно описал визит княгини Ольги в Константинополь и крещение её там. Через два года русы заключили договор с Византией, по которому освободили всех захваченных в Амастриде пленных и вернули часть добычи. Очевидно, это был очень выгодный договор.

В этот период в исторической науке появляется таинственный Русский каганат.

Появляется он благодаря Людовику Немецкому, который в письме к Василию Македонянину в 871г. пишет о Восточной Европе, как о территории сосуществования четырех каганатов: Аварского, Норманнского (т.е. Русского, поскольку немецкие хронисты отождествляли русов с норманнами), Хазарского и Болгарского на Дунае. ( Г. Вебер.«Всеобщая история в 7 т.»/М., 1893г.)

Собственных следов Русского каганата нет, историки судят по нему по сведениям авторов и географов соседних народов.

Латинские источники, и, прежде всего, Бертинские анналы, под 839 годом сообщают, что франки считают русов шведским родом. Летопись Бертинского монастыря (Франция) 741-882 годов, сообщает нам, что в 839году к франкскому королю Людовику Благочестивому в Ингельгейме прибыло посольство византийского императора Феофила, в составе которого было опознано несколько русов (Rhos), утверждавших, что посланы “руским хаканом (каганом)”. Поскольку в этот время франкский император вел войну со шведами, то дальнейшая судьба послов неизвестна.

Здесь следует учитывать, что Русский каганат был изолирован от стран, имевших письменную географию: Хазарский каганат отделял его от мусульманского Востока, Болгарский – от Византии, Аварский – от Германии. Вот почему сведения о русах IX века неполны и отрывочны, и вот почему немецкие авторы IX века могли путать забытых россомонов со шведами: те и другие были скандинавы, хотя предки россомонов еще в I-II веках покинули родину.

Если Русский каганат действительно существовал (собственно говоря, это и есть государство сторонников «южной» теории) то отношения между руссами и славянами в IX веке были откровенно враждебными, о чем нам сообщают арабо – персидские географы. Систематизацию таких источников осуществил А.П. Новосельцев («Восточные источники и восточных славянах и Руси VI-IX веков»/, М., 1965г.)

Ибн Даста (Абу Али Ахмед Ибн Русте), арабский географ, живший в начале X века, автор «Книги драгоценных сокровищ», пишет о городе «Куя» (Киев) у границы страны славян: «Путь в их страну идет по степям, по землям бездорожным, через ручьи и дремучие леса. Страна славян ровная и лесистая: в лесах они и живут… Русы же живут на острове, среди озер. Остров этот занимает пространство трех дней пути. Покрыт он лесами и болотами. Они совершают набеги на славян: подходят к ним на ладьях, высаживаются, забирают их в плен, отвозят в Хазарию и Болгарию и продают там. Пашен у них нет и питаются они тем, и питаются они тем, что привозят из земли славян… единственный промысел их – торговля мехами. Одеваются они не опрятно, мужчины и них носят золотые браслеты. С рабами обращаются хорошо. Городов у них много и живут на просторе. Они люди рослые, видные и смелые, но смелость эту они проявляют не на коне – все свои набеги и походы они совершают на кораблях.»

Арабский писатель и историк X века Ибн Мискавейх в своих сочинениях писал о русах следующее: «Народ этот могущественный, телосложение у них крупное, мужество большое, не знают они бегства. До тех пор они не могли быть убиты, пока не убивали в несколько раз большее число своих противников».

О боеспособности русов Персидский аноним IX века (так в исторической науке называют неизвестного средневекового писателя, который оставил на персидском языке описание своих путешествий «Худуд ал-Алам», когда он кочевал в составе орды печенегов хазарской ветви в конце IX века на востоке Черноморского и Азовского побережья), написал следующее: «Народ страны русов …. воинственный. Они воюют со всеми неверными, окружающими их, и выходят победителями. Царя их зовут хакан русов. Среди них есть группа мороват». Под последними понимались войны – профессионалы, составлявшие с ополчением одно целое.

Абу-ль-касим Ибн Хаукаль, другой арабский географии и путешественник Х века, один из создателей «Атласа Ислама», начиная с 943 года путешествовал по всем мусульманским странам от Индии до Атлантики. В 977г. он закончил их описание книгой «Пути и царства», написанной под влиянием ал-Истахри. В книге он описывает Киев и Уральские горы, отмечает пушные богатства Руси и Славонии. Согласно его сведениям, в 968 году русы покорили буртасов, хазар и булгар волжско-камских, после чего морем пошли на Сицилию, Андалус в Испании и Северную Африку, где находились многочисленные славянские поселения, которые он отмечает в своем труде. Из «Книги путей государства» (950гг.) арабского писателя Абу-Исхака ал-Истархи перенесены сведения о торговле русов льном в Дербенте (современный Узбекистан).

Согласно характеристике, им данным русам, это был «варварский народ».

Ахмед Ибн Фадлан – арабский путешественник и писатель 1-й половины X века, составил в Багдаде «Записки» о своем путешествии в 921-923 годах в Волжско-Камскую Булгарию в качестве секретаря посольства багдадского халифа Мухтадира, где дал описание погребального обряда русов. Он своими глазами наблюдал племя русов, которое жило отдельной колонией в булгарской столице – г. Болгар на левом берегу Волги, около впадающей в неё Камы (ныне село Болгары Куйбышевского района Татарии). Вот как он описывает погребальную традицию русов: «Женщина или девушка, согласившаяся сойти в могилу вслед за умершим вельможей, обычно из числа его жен или наложниц, совершала в течении 10 дней сложный ритуал с песнопениями, плясками, оргиями, после чего её умерщвляли и сжигали в ладье вместе с покойным и некоторым количеством жертвенных вещей. Для бедняка последний обряд немного упрощался: его клали в маленькую лодку и сжигали уже одного, вместе с лодкой».

О племенах славян и русов пишет в своем труде «Книга путей и государств» (844-848гг.) Абу-ль-касим Убайд Алла Ибн Хордадбех, арабский географии и писатель IX века, управляющий почт и полиции в провинции Джабаль (Персия) и приближенный халифа ал-Мутамида.

Славяне отвечали русам «взаимностью». Анонимный автор «Сборника историй» (Муджмаль ат – Таварих, 1126г.) пишет: «… и Славянин пришел к Руссу, чтобы там обосноваться. Рус ему ответил, что это место тесное… Такой же ответ дали Кимари и Хазар. Между ними началась ссора и сражение. Затем он сказал: Здесь обоснуюсь и легко отомщу».

В IX веке русы и славяне имели мало общего. Славяне были хорошо известны всем европейским и византийским географам, а кто такие русы – нужно было объяснять.

А кто были руги, кроме того, что во II-V веках они воевали против готов, неясно, так же, как неясны их взаимоотношения с россомонами IV века – союзниками гуннов и антов.

Во второй половине IX века, в 852 году русы взяли славянский город Киев, в котором «был голод и плач великий», через 8 лет они на 360 кораблях осадили Константинополь, но через неделю сняли осаду и ушли восвояси, заключив, очевидно, с греками очень выгодный для себя мирный договор.

Существует две версии (летописных традиции) этого периода. По одной из них, на Киев напали русы под предводительством двух бояр новгородского князя Рюрика – Дира и Аскольда – спустившихся вниз по Днепру.

Согласно «южной» теории, поляне – русь, потомки антов, разгромивших в IV веке вместе с россоманами и гуннами остготов, к началу IX века создали суверенное государство с центром в Киеве и имели государя (хакана или князя) под именем Дир (Дмитр). В 852 году Киев был захвачен русами под командой варяга Аскольда, и с этого времени, по Повести временных лет, «начала прозывати Руска земля».

В 860 году под предводительством Дира и Аскольда Русь совершила тот самый первый поход на Константинополь. Княжили Дир и Аскольд в Киеве до 882 года, года новгородский князь Олег Вещий убил их обоих и сел княжить в Киеве.
В 864 году русы воевали с болгарами, а в следующем году – с полочанами.
В 867 году русы вели ожесточенную войну с печенегами, посланными против них хазарами, и со славянским племенем кривичей.
В 909 году флот русов появился на Каспии и они разгромили о. Абискун. В 910 году русы напали на Мазандеран, но потерпели поражение и ушли.

В 913 году огромный флот русов в 500 кораблей по просьбе хазарского царя Вениамина, вошел в Каспийское море, сразился с горцами – противниками Хазарии, но успеха не добился. Тогда русы обрушились на Ширван и Баку – союзников хазар – и опустошили всё западное побережье Каспийского моря. (Примечание: все датировки – условные).

Взяв огромную добычу, русы вернулись в Итиль, послали хазарскому царю его долю и расположились на отдых. В это время Итиль – столица Хазарского каганата, располагавшаяся в 15 км выше Астрахани по берегам Волги и небольшом острове, в котором находились дворец кагана хазар, храмы, училища, бани, базары и др. Но сам город представлял собой смесь деревянных шатров, войлочных юрт и землянок. Мусульманская гвардия Вениамина, с его разрешения, решила отомстить русам за кровь магометан и за плененных детей и женщин. В 3-х дневной битве русы были разгромлены, число погибших достигло 30 тысяч и хазары в плен никого не брали. Остатки русов бежали по Волге на север, где были убиты волжско-камскими булгарами и буртасами.

Через 50 лет Итиль был стерт с лица земли дружиной киевского князя Святослава Игоревича, как и сам Хазарский каганат.

Это лишь несколько эпизодов, известных древним авторам о Русах, которые, вероятнее всего, имели в своих рядах как скандинавов, балтов или финнов, так и славян, объединяемых летописями общим названием – варяги или варяго-русь.

Спустя почти 200 лет после разгрома аварами и хазарами славянского союза племен во главе с антами, на Днепровском пути стала складываться новая общность, которой суждено было объединить в единое государственное и национальное целое весь славянский восток и дать ему свое имя. Толчок к этому дали Русы.

Арабские источники свидетельствуют, что уже к VIII веку русы были известны на востоке как народ, обитавший на севере, вблизи Ильменского и Ладожского озер и у истоков Днепра и Волги. О них упоминали как об известных купцах, которые еще до 846 года выступали посредниками в торговле Византии с Востоком. Арабские хронисты говорят о русах, как об известном племени, некоторые пишут, что Русы обитали на Севере на большом острове, окруженном болотами, что может указывать на первоначальные места обитания межу Ильменем и Ладогой.

Между Ильменем и Ладогой и помещался 1-й центр Русов, как считает чешский историк Л. Нидерле, пришедших из Скандинавии еще до IX века. Это были Gardar, Gardariki или Austr, Austrriki скандинавских саг и рунических надписей, и здесь, на Ладоге были их первые города Aldagen, Aldeigjuborg (Старая Ладога), и Holmgard, Ostragard (Новгород); отсюда распространилось господство русов сначала на восток, на Белоозеро и на Волгу, в позднее вверх по Волхову и Ловати на Днепр.

Этническая принадлежность Русов – наиболее сложный и противоречивый вопрос их происхождения.

Нестор явно отличает русов от славян и связывает их с заморскими племенами Скандинавии, с норманнами (норвежцами) и шведами. Именно скандинавские германцы и были теми, кто пришли к славянам, покорили их, и, объединив, дали им свое имя, создав таким обрахом предпосылки для образования русской народности и Русского государства.

Как мы видели, арабские источники четко различают русов и славян.

Латинские источники, и прежде всего, Бертинские анналы, сообщают, что сами русы считают себя шведским родом.

Византийские источники чаще всего называют Русов скифским народом, но все же несколько раз они рассказывают о них как о народе франкского, т.е. германского, происхождения. Константин Багранородный, византийский император 912-959 годов, всегда последовательно и четко различал славян и русов. При нем, в 941 году, под командой Игоря Рюриковича, Византии пришлось отражать нападение угров и русов.

Венецианский летописец Иоанн Диакон (под 860годом) и лангобардский историк и хронист, епископ г. Кремона (Италия) Лиутпранд (2-я половина X века) считали Русов норманнами.

В пользу скандинавского происхождения Русов говорят и многочисленные имена северо-германского происхождения русских князей, бояр и их дружинников, которые приводятся в летописях и исторически зафиксированы в тексте договора киевского князя Олега с византийским императором Львом в 912 году и договором киевского князя Игоря Рюриковича с византийским императором Романом в 944 году); с ними согласуются и имена, приводимые в шведских рунических записях, относящихся к пребыванию на Руси.

При продвижении русов с севера на юг и восток, образовывались новые опорные пункты как на востоке – в Белоозере, Ростове, Муроме, Суздале, так и на юге – близ Смоленска (Гнездовские курганы), в Любече, Чернигове, Вышгороде, Киеве, на западе – в Изборске, Турове, Полоцке на Западное Двине. Но основное ядро русов оставалось на севере, между Ладогой, озером Ильмень и Валдайской возвышенностью.

Поскольку как такового государства у русов не было, то этот центр их племени, в результате их продвижения, подвергался децентрализации, ослабевал и постепенно распался, пока около 882 года не образовалась взявшая вверх военная группировка, которая во главе с двумя боярами Рюрика, умершего в Новгороде в 879 году – Аскольдом и Диром, обосновалась в Киеве и тем самым положила начало образованию Русского государства, которое постепенно создало не только политическое, но и национальное единство всех восточных славян с центром в Киеве – загадочным Самбатасом византийского императора Константина VIII Богрянородного.

Поселения Русов первоначально представляли собой сеть гарнизонов , размещенных в важнейших пунктах двух основных торговых путей – Волжского и Днепровского. Русы были объединены в хорошо вооруженные и с военной точки зрения хорошо обученные дружины которые благодаря взаимной поддержке смогли подчинить население даже далеко отстоящих районов.

Только так можно объяснить, как им удалось овладеть такой большой территорией, подчинить себе стольких славянских и финно-угоских племен, чтобы сплотить их затем в единое целое.

Рассказ Повести временных лет о добровольном призвании на Русь варяго-руси является лишь литературной легендой, отчасти основанной на действительной новгородской традиции, когда верхушка словен новгородских в своих междуусобицах часто использовала отряды сканинавских наемников для победы над соперником, отчасти дополненной позднейшими домыслами, появившимися в Киеве.

Несмотря на большое значение русов в развитии восточно-славянского государства, с этнической точки зрения их влияние было ничтожно. Их было слишком мало, и поэтому они вскоре растворились в море славян. Род русских князей уже в 3-м поколении отказался от языка и традиций своих отцов. Внук Рюрика получил уже имя Святослава.

Заключение:

История варяжского проникновения в славянские земли темна, потому, что детали этих событий затушеваны летописцами XII века. Общепризнано, что около 862г. варяжский конунг Рюрик появился в Новгороде, и? сломив сопротивление антиваряжской партии, возглавленной неким Вадимом Храбрым, обложил данью северных славян. Но от вторжения в русскую землю, т.е. в Киев, Рюрик воздержался.

В IX веке Русской землей именовалось Южное Поднепровье, где два этноса – россомонны и славяне – еще в IV веке воевали с готами на стороне гуннов. Их история до IX века неизвестна. Признано только то, что Киевский каганат был сильным и независимым каганатом, наряду с Венгерским, Болгарским и Хазарским.

В 860г. русы совершили победоносный поход на Константинополь (датированный Нестором 866г.) и принудили Византию заключить выгодный для них мир и частично приняли православие.

В 864г. русы воевали с болгарами, в 865- с половчанами, в 867 – с печенегами, в 869 – с кривичами, однако столкновений в 860-880 гг. с хазарами не было. Это говорит о могуществе Киева, о союзе русов и мадьяр. Киевское правительство Аскольда и Дира было настолько крепким, что не страшилось хазарской агрессии. Более того, киевляне расширяли зону своего влияния на север, не опасаясь конфликта со шведами.

Рюрик – варяжский князь

Легенда о Рюрике, вожде «варягов-руси», призванном в Новгород Гостомыслом, в последние десятилетия получила кое-какие подтверждения.

В 850гг. летописные варяги пытались взимать дань с северных племен словен, кривичей, чуди и мери. Успешные действия последних против свеев на рубеже 850-860гг. привело к изгнанию варягов, но затем развернулось в межплеменную распрю : «всташа град на град» (по 1-й Новгородской летописи).

Княжеская власть северо-русских земель в 850х- годах контролировала Ладогу, Изборск, Полоцк, Белоозеро и Ростов. Между этими городами началась война. Предполагается, что под выражением летописи: «Вста град на град» - надо понимать изгнание варягов из Ладоги около 850г., а сам Рюрик ныне отождествляется с Рериком Ютландским, владевшим княжеством в Ютландии, граничившим с землями фризов, скандинавов, немцев и славян.

По этой версии Рюрик – один из мелких датских конунгов, до 850г. владевший г. Дорестад во Фрисландии, разграбленном затем викингами. В 850-е гг. он обосновался в области р. Эйдер, в Южной Ютландии, контролируя выход к Северному морю для Хедебю – крупнейшего к тому времени центра скандинавско – славянской торговли на Балтике. Возможно, в 852г. он участвовал в организованной датчанами блокаде шведской Бирки, основного торгового конкурента Хедебю.

В германских анналах рассказывается, что в 852г. норманнские конунги Готфрид и Рюрик ограбили северо-запад будущей Франции. Западный император Лотарь II откупился от Рюрика, дав ему земли в Ютландии, однако тот продолжал совершать опустошительные набеги на соседей.

Около 860г. произошел тотальный пожар Ладоги. Поток серебра (арабских дирхемов) шедших волжским путем через Ладогу и Новгород на Готланд и далее в Европу, прервался, торговля в регионе стала хиреть.

Чтобы выйти из политического межплеменного и международного кризиса, славянская знать Ладоги решила актом призвания Рюрика урегулировать отношения в масштабах всей Балтики, предвидя, что характер отношений в то время между датчанами и шведами в первую очередь, военно-политический союз ладожских славян с датскими варягами прочно закрывал дорогу к Ладоге «свейским находникам».

Обращение к Рюрику – датскому конунгу, враждовавшему и с немцами и со шведами, и в силу этого поддерживающего лояльные отношения с балтийскими славянами, говорит о том, что славяне были хорошо осведомлены в ситуации на Балтике.

Рюрик был варяг (по профессии) из этноса «Руси» (россомосонны). Не ужившись дома, он принял предложение Гостомысла и укрепился в Новгороде. В 862 г. согласно Ипатьевской летописи, Рюрик и его дружина пришли в Ладогу, затем к озеру Ильменю и срубили город над Волховом - Новгород; он стал ставить во главе городов Изборск, Полоцк, Ростов, Белоозеро представителей своей дружины и племенных вождей славянских племен.

По археологическим данным, древнейшее поселение Ладога возникло в середине VIII века, когда Ладога была родиной ранних славно-скандинавских контактов, а в скорее стала крупнейшим транзитным пунктом (с 750 по 850-ее годы) в северной части великого торгового пути с Балтики на Волгу). Население Ладоги – полиэтническое. (славяне, норманны, местные финноугосркие племена) В скандинавских источниках она фигурирует под названием Альдейгьюборг – крепость на Ладоге (с 862 -864г., когда по летописи, Рюрик строит здесь деревянную крепость, она могла получить это название «Альдейгюборг» (от чюдского, ижорско-карельского названия речки Ладожска – Alodejogi). В Ладоге найдены ранние клады арабского серебра (дрихмены) (786, 808, 847гг.), фрисландская резная кость, средизерноморские стеклянные бусы, она поддерживала активные контакты с Хедебю и Булгарией Волжско-Камской.

И, как мы видим, торговые связи указывают нам на ниточки к Рюрику: владения во Фрисландии и центру скандинавско – славянской торговли в Хедебю….

По этой же версии, Рюрик в 870-873гг. вернулся из Новгорода на Запад, где вел переговоры с Карлом Лысым (франкский король) и Людовиком Немецким (немецкий король), чтобы урегулировать вопрос о своих западных владениях.

В Ксантенских анналах под 873 годом о Людвиге сказано: «Пришел к нему Рюрик, желчь христианства, притом на корабль были доставлены множество заложников. И он стал подданным короля и поклялся верно служить ему». За эту клятву король вернул Рюрику его прежние владения – богатую Фрисландию (приморские земли от Западной Фландрии в современной Бельгии до германской реки Везер) – части бывшего королевства Лотарингии короля Лотаря II, скончавшегося в 869 году, которую и поделили его дяди – Карл Лысый и Людвиг Немецкий.

Но со временем, видимо, клятва Рюрика была нарушена и переговоры не увенчались успехом, потому, что в 875-879 гг. Рюрик опять княжил в Новгороде до самой смерти (Прим.: Несомненно из всего вышеуказанного только последнее).

По ещё одной теории, Рюрик (Хрерик) – внук Хальвдана, сын Ануло, правнук Харальда, рода, восходящего к Сигрлами – королю Руси (I век н.э.) (По Пчёлову Е.В. «Легендарная и начальная генеалогия Рюриковичей) //ЛИРО (Летопись историко – родословного общества), М., 1994г, Вып.2

Если эти исследования и гипотезы правильны, то подтверждаются определения средневековых авторов, считавших Рюрика и его династию не шведами и не немцами, а потомками древнего народа ругов, противников готов, и, видимо, представителя того витка этногенеза, который предшествовал Великому переселению народов.

0
 
Разместил: Eduard    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте