Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Обзор темы

    Музыка и опера Рязанского края: исторический обзор
Трудно назвать дату возникновения Музыки на Земле, как, впрочем, и время возникновения Жизни. Музыка – это сама жизнь.
Русский народ издревле имел свою музыку, истоки которой надо искать у древних восточных славян.

Намного раньше, чем появилась письменность, звучали мифологические сказания, песни, которые отразили всю жизнь и историю народа: его обычаи и обряды, труд и быт. Фольклор и музыка тесно вплелись в будни и праздники крестьян. Сколько прекрасных песен звучало в Рязанской губернии!

Так, на празднике сева гречихи – «гречишнице» – перед посевом обращались с молитвой к святой Акилине, прося о добром урожае гречихи, варили кашу из гречки, пели песни, тогда же звучали гудок, свирель, дудка, гусли, представляя инструментальную музыку.
Вот эти народные празднества, в которых сочетались пение, танец, пантомима, действие, музыка, и явились истоками музыкального театра.
Классический музыкальный театр оформился еще в ХII веке в Китае.
Профессиональное музыкальное искусство развивается и обогащается в эпоху Московской Руси (ХV–ХVI вв.). Музыка в то время широко обслуживала великокняжеский быт.
На рубеже ХVI–ХVII веков возникает опера. Н.Г. Чернышевский назвал оперу «полнейшей формой музыки как искусства», так как она соединяет в едином театральном действии вокальную и инструментальную музыку, драматургию, изобразительное искусство и хореографию.
Оперные спектакли в начале ХVII века предназначались преимущественно придворной знати. Но, начиная с 1637 года, в разных странах Европы открываются публичные музыкальные театры, доступные широким слоям городского населения. Так опера заняла важное место в жизни общества как часть мировой культуры.
Корни рязанской театральности можно найти в «игрищах» и «позорах» древних русских актеров – скоморохов, которые разыгрывались на площадях Старой Рязани вплоть до нашествия хана Батыя в 1237 году, в дальнейшем – на площадях и улицах Переяславля Рязанского – нынешней Рязани.
Самобытность и талантливость рязанцев проявились в первой труппе актеров Рязанского театра, так называемого «Оперного дома», основанного в 1787 году.

Граф Салтыков, посетивший «Оперный дом» в 1797 году, упоминал о Матрене Воробьевой, о Петре Колпакове как о ярких, талантливых актерах. Они впоследствии, так же, как и другие актеры Рязанского театра, составили труппу Московского Большого Петровского театра.

В течение всей первой половины ХIХ века Рязанский театр играл заметную роль в жизни губернии. В статье « Московские ведомости» 1829 года говорилось, что « в Рязани… играют трижды в неделю оперы и комедии». Репертуар в нем не отличался от столичных театров: шли оперы А.Н. Верстовского «Аскольдова могила», «Вадим», 10 февраля 1829 года была поставлена опера К. Вебера «Волшебный стрелок».
С 30-х годов ХIХ века музыкальные представления идут в частных театрах Н.Г. Голощапова, П.С. Аксакова, Турчанинова, Соловьева и других.
К середине ХIХ века театр в Рязани на некоторое время перестает действовать из-за отсутствия помещения. Пережив несколько кризисов театр возобновил свою деятельность в декабре 1893 года. В связи с этим в московском журнале появилось сообщение из Рязани:
«Много лет здание нашего городского, когда-то очень хорошего, театра находилось в заброшенном виде… но вдруг появился г. Хржановский (артист Варшавских театров балетмейстер) с благотворной мыслью возобновить рязанский театр».

В сообщении говорилось, что Хржановский «предполагает давать драму, оперу, оперетку и балет». Неизвестно, насколько осуществились его планы, но в труппе театра наряду с драматическими артистами были» хор из 24 человек, оркестр из 18 музыкантов и балет из 6 пар».

В начале ХХ века рязанцы с восторгом встречают гастроли Малого театра, в местном театре иногда выступают даже оперные труппы. В залах Дворянского и Всесословного собраний проходили концерты великих певцов Шаляпина, Собинова, Неждановой.

Со второй половины ХIХ столетия в России начинается профессиональное музыкальное образование. В 1859 году было основано Русское музыкальное общество в Петербурге, в 1860 году – в Москве, а затем и в других городах России.

В развитии музыкальной жизни Рязани огромное значение имела деятельность Рязанского музыкального общества, организованного в начале ХХ века. Оно возникло из литературно-художественного кружка, который объединял профессионалов, и музыкантов-любителей и людей самых разных профессий: врачей, учителей, чиновников, военных, учащуюся молодежь, – горячо любящих искусство и родную Рязань. Они давали домашние концерты. Первый открытый концерт литературно-художественного кружка состоялся 15 ноября 1908 года в зале Благородного собрания.
В 1909 году председателем Рязанского музыкального общества становится «товарищ прокурора» Владимир Иванович Мордвинов, человек необычайно деятельный, талантливый певец-тенор, уроженец хутора Утес Данковского уезда Рязанской губернии. Он учился в Московском филармоническом училище (у матери Книппер-Чеховой – А.И. Книппер) и в Училище Правоведения. Но сердце его было отдано музыке, а потому он завершил образование в Италии, совершенствуясь в пении.
В годы первой мировой войны Мордвинов находился на фронте, был начальником санитарного поезда. Однако изыскивал возможность участвовать в концертах и спектаклях в прифронтовой полосе.

С 1918 года он преподаёт пение (в Рязань он не вернулся). Среди его учеников солисты ГАБТ, артисты ансамбля песни и пляски им. А. Александрова, оперные артисты многих театров. Но это всё будет позднее. В Рязани же, ставши председателем Рязанского музыкального общества, он оживил его деятельность.

А какие замечательные люди входили в это общество! Один из них Александр Климентьевич Энгельмейер – незаурядная личность, энергичный владелец села Срезнева, занимавшийся благотворительной деятельностью. Талантливый виолончелист, литератор. Он часто собирал друзей. Его гостями были: знаменитый виолончелист, профессор Петербургской консерватории Александр Валерианович Вержбилович, земский врач, тоже виолончелист, член РМО Михаил Георгиевич Первенцев.
Это ядро рязанской интеллигенции стремилось поставить дело музыкального просвещения на уровень общественной значимости, ощущало глубокую связь со всем миром. Об этом говорит письмо рязанских любителей музыки выдающемуся норвежскому композитору Эдварду Григу в связи с его 60-летием:
«Эдварду Григу
Рязанский музыкальный кружок.
Сотни миль, отделяющие Берген и виллу Трольдхаузген от Рязани, бессильны закрыть наш слух от мощных звуков Вашего гения, глубокоуважаемый маэстро. Мы слышим, мы знаем и любим Вас… <…> Наши частные семейные музыкальные вечера, по обилию в них Ваших фортепианных сочинений, часто могут быть названы «Григовскими вечерами»… а наша музыкальная молодежь хватается за все, что подписано Вашим именем, и усердно Вас изучает.
От всей души сердечно поздравляем Вас с 60-ю годами Вашей славной жизни. Дай бог Вам долго-долго жить, пользуясь бодрым, как Ваши мелодии, здоровьем…
С нетерпением ждем Вас в Москву будущей весною.
Рязань. Мая 21 дня 1903 года.
Пианист В. Тихомиров, М. Свенцицкий, А.Б. Морбер, Левшина, учитель хорового пения М. Сперанский, Л. Худзинская, Правдолюбова, учительница музыки Л. Наумова, учительница пения К. Ганорина, В. Морберг, В. Рейнер, учительница музыки А. Любимова, И. Мейер, виолончелист В.И. Радзевич, земский врач М. Первенцев, Ю. Насилова, Александр Эльгельмейер, дирижер оркестра Л. овоспасский, Е. Сливкова, А. Боголюбова, А. Морозова, Елизавета Глыбина».

Этот текст получил из Бергена и впервые опубликовал в книге «Музыкальная жизнь Рязани» Б.И. Алексеев. В нем чистые, искренние чувства рязанских интеллигентов.

Первое выступление РМО – концерт 3 ноября 1912 года в зале Благородного собрания.
Программа концерта:
«1) П. Чайковский. «Ария Елецкого». Исп. господин Радеев.
2) П. Чайковский. «Ария Наташи» из оперы «Опричник». Исп. госпожа Орлова.
3) М. Глинка. Интродукция из оперы «Жизнь за царя». Исп. хор и оркестр.
4) Н.Римский-Корсаков. «Песня про Голову» из оперы «Майская ночь». Левко и мужской хор. Партия Левко исп.В.И. Мордвинов».
Большая программа была подготовлена к 300-летию дома Романовых.
Концерт состоялся 21 февраля 1913 года.
Программа:
«1. Гимн (Боже, царя храни) Ипполитов – Кантата. Исп. хор и оркестр.
2. Глинка. «Ария Вани» из оперы «Жизнь за царя» Исп. госпожа Орлова.
3. Глинка. Квартет из оперы «Жизнь за царя». Исп. Г-жи Попова, Шевлягина, С.Г. Лавров и Плешивцев.
4. Глинка. «Не о том скорблю подруженьки» из оперы «Жизнь за царя». Исп. г-жа Попова и женский хор.
5. Глинка «В бурю во грозу» – итродукция из оперы «Жизнь за царя». Исп. соло Тихомиров, хор и оркестр.
6. Глинка. Финал из оперы «Жизнь за царя», «Славься». Исп. хор и оркестр Музыкального общества и оркестр 137-го пехотного Нежинского полка».
Сборы от концертов направляли в пользу пострадавших от землетрясения в Сицилии, в пользу нуждающихся учеников и на другие благородные цели.

В 1913 году Музыкальным обществом были поставлены опера Ц.Кюи «Сын мандарина» и оперетты Валентинова «Тайны гарема» и Ф. Легара «Граф Люксембург».

К 1919 году в Рязани, Скопине, Михайлове были открыты музыкальные школы, где работали талантливые педагоги: Е.Д.Аглинцева (фортепиано), С.В. Гилев – первый исполнитель партии Онегина в опере Чайковского «Евгений Онегин» (впервые опера была поставлена в Московской консерватории).
В музыкальной школе г. Михайлова директором был Семен Александрович Заливухин, получивший музыкальное образование в Петербургской певческой капелле и Петербургской консерватории, будущий директор Рязанского музыкального училища, а затем Саратовской консерватории.
Талантами славится земля Рязанская! И как не сказать, что его земляком Заливухина был Александр Васильевич Александров – будущий создатель ансамбля песни и пляски Советской Армии.

Директором музыкальной школы в г. Скопине стал уроженец этого города, будущий автор бессмертных песен «Дороги», «Смуглянка», многих оперетт Анатолий Григорьевич Новиков, активно участвовавший в 1916 году в постановке оперы Глинки «Иван Сусанин» силами любителей Рязанской учительской семинарии.

В конце ХIХ – начале ХХ века щедрая Рязанская земля подарила русской культуре плеяду выдающихся оперных певцов – актеров, создавших незабываемые оперные образы – шедевры.
В 1898 году в Большом театре дебютировал в партии Игоря в «Князе Игоре» уроженец села Истомино Касимовского уезда Петр Сергеевич Оленин (1870–1922), а в «Русских сезонах» С.П. Дягилева 1913–1914 годов покорял сцены Парижа и Лондона лирико-драматический тенор рязанца Ивана Поликарповича Варфоломеева (1886–1940).
Лирико-драматическое сопрано рязанки Елены Николаевны Николаевой (1878–1959) в блестяще исполненных партиях Лизы «Пиковая дама», Ярославны «Князь Игорь», надолго запомнились парижанам и лондонцам.
На сцене товарищества частной оперы и театра С.И.Зимина выступали замечательные певцы – баритоны, уроженцы Рязани Николай Дмитриевич Веков и Иван Семенович Петров.
В истории Большого театра ярко звучит имя талантливого тенора рязанца А.И. Орфенова (1908–1987).

В одном ряду с великими С. Лемешевым и И. Козловским идут имена рязанцев Никандра Сергеевича Ханаева (1890–1974) и Николая Николаевича Озерова (1887–1953).

Николай Озеров из села Спас-Утешенья близ Рязани прошел путь от семинариста до солиста ГАБТа, народного артиста республики, выдающегося исполнителя партий Ленского в «Евгений Онегин» и Германа в опере «Пиковая дама».
Необычайное явление в истории нашей культуры – это басовая династия братьев Пироговых. Григорий Степанович (1885–1931), самородок, достигший заслуженной славы, исполняя партии Руслана, «Руслан и Людмила» Глинки, Мельника, «Русалка» А. Даргомыжского, Галицкого, «Князь Игорь» А. Бородина и другие.
Александр Степанович Пирогов (1899–1964) – корифей оперного искусства. Его исполнение партий в операх Чайковского «Иоланта» – король Рене, Россини «Севильский цирюльник» –дон Базилио, Мусоргского «Хованщина» – Досифей вошло в сокровищницу русского и мирового исполнительского искусства.

Алексей Степанович Пирогов-Окский (1895–1978) – певец, солист ГАБТа с 1931 года.

Откуда такие таланты? Наверное, секрет в нашей природе. Все они – выходцы из старинного русского села Новоселки, что в центре России, где плавно несет свои воды красавица Ока. «Пироговцы потому такие голосистые, что их много по реке водили», – шутили окские речники.
Вместе с Александром Пироговым в Большой театр приняли по конкурсу и еще одного рязанца – будущего солиста Большого театра, исполнителя партий Ленского, «Евгений Онегин», Левко, «Майская ночь», Берендей, «Снегурочка», и других – Вячеслава Дмитриевича Наумова. Он выступал вместе с Обуховой, Неждановой, Пироговыми. А однажды… пел в гостях у Константина Эдуардовича Циолковского. С 1948 г. Наумов преподавал в Рязанском музыкальном училище, которое было основано в 1936 году.
История музыкального училища – это отдельная страница музыкальной культуры Рязани.
Из его стен вышло огромное количество знаменитостей. Одна из них – наша землячка Полина Ульянова – солистка Театра оперы и балета г. Новосибирска, вся творческая деятельность которой прошла там. Обладательница прекрасного меццо-сопрано, она была основной исполнительницей партий Ольги в «Евгении Онегине», Полины в «Пиковой даме», княгини в «Чародейке» П.И. Чайковского.

Рязанское музыкальное училище активно расширяло свою просветительскую деятельность. Силами музыкального училища совместно с оркестром Рязанского музыкального общества были поставлены оперы Чайковского «Евгений Онегин» и Римского-Корсакова «Вера Шелога», руководителем постановки был педагог училища Николай Иванович Ананьин. Дирижер – Груздский.

Особенно ярко развернулась концертная жизнь в Рязани с 1957 года, когда образовалась Рязанская областная филармония в прекрасном помещении, получившем название Театр имени С.Есенина. Несколько лет там по воскресениям работал Университет музыкальной культуры, в работе которого принимали участие известные московские исполнители. На гастроли в Рязань приезжали солисты Большого театра И. Архипова, Е. Нестеренко, В. Пьявко, З. Соткилава и другие. Прекрасную память о себе оставила певица З. Долуханова.
Концертов было много, но собственная опера в городе отсутствовала. Хотя Рязань была уже давно готова стать оперным городом. Сама природа дарила Рязанской земле талантливых певцов.
И вот, наконец, выходит Постановление Правительства Рязанской области от 27 октября 2004 года № 125 «О создании государственного учреждения культуры «Рязанский областной музыкальный театр»».
Презентация театра состоялась в Москве в центральном Доме актёра имени народной артистки СССР А. Яблочкиной.

Музыкальный театр нужен городу: есть зритель, спешащий на водевили, мюзиклы, концерты и оперы. С успехом прошли в новом театре премьеры оперы В. Моцарта «Свадьба Фигаро», оперетты И. Штрауса «Летучая мышь», вечер балета «Осенний вальс».

Татьяна Атавина – это имя хорошо известно в Рязани. Она лауреат международных конкурсов, лауреат премии ЦФО в области литературы и искусства за вокальный цмкл «Песни безумной тоски» (2004). Теперь Атавина – директор и художественный руководитель музыкального театра. Обладательница сильного меццо-сопрано, она и постоянно на сцене.
В планах театра – оперная классика, оперетта, работа с творческой молодежью Рязани. В программах музыкального театра встречаются яркие новые имена молодых исполнителей: Оксана Лесничая (ее голос сравнивают с хрустальным колокольчиком), Наталья Нелюбина – лауреат молодежных Дельфийских игр, Алексей Свиридов. Стажер Рязанского музыкального театра Альбина Белова стала лауреатом 14-го Международного студенческого конкурса вокалистов «Bella Voce» (красивый голос), прошедшего в музыкальной гостиной княгини Волконской музея им. Островского в Москве.

В общем, желание, силы, возможности для оперы в Рязани есть.

Сорокина Лариса Дмитриевна.
Преподаватель Рязанской детской школы искусств №1

Почетный работник общего образования РФ

От редакции: обзор любезно подготовлен Сорокиной Л.Д. по заказу редакции.

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте