Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Спрятанный лес

Помогите растолковать смысл песни
«Песня про зайцев». Только, пожалуйста,
не пишите, что это просто шуточная песня.
Смысл должен быть везде.
Не будет же поэт выдумывать всякую…
Что-то ведь у него было на душе.

Vlad Pyatkov

https://otvet.mail.ru/question/30167113

Здесь лапы у елей дрожат на весу,
Здесь птицы щебечут тревожно.
Живёшь в заколдованном диком лесу,
Откуда уйти невозможно…

В. Высоцкий

Всем известная мудрость, авторство которой приписывается самым разным взаимоисключающим персонажам от Лао-цзы до Шерлока Холмса, предписывает прятать дерево в лесу. Рекомендация эта носит характер аксиомы, не обсуждается и под сомнение не ставится. Даже теми, кто в конспирологию не верит.

Однако, спрятать дерево в лесу – это далеко не высший пилотаж. Профессионалы умудряются спрятать у всех на виду целый лес. Ага – тот самый, тёмно-синий, где трепещут осины…

Вот интересно, остался ли кто-то, кто по прочтении последнего предложения ещё не понял, о каком лесе идёт речь?

А если кто-то и не понял – значит, человек этот не нашей культурной матрицы, не смотревший ни разу в жизни гайдаевского киношедевра «Бриллиантовая рука», ну, и, соответственно, не владеющий нашими самоидентификационными кодами. С таковыми прощаемся – дальше им будет непонятно и неинтересно.

1_BR_kadr.jpg
«Песня про зайцев» - это шедевр внутри шедевра; поэтому она так легко зажила самостоятельной жизнью отдельно от фильма, для которого была написана.

Обсуждать будем не сам фильм. В нём ничего сакрального нет. Им сказано лишь то, что сказано… Поговорим о песне из него. «Песне про зайцев». Или, как её ещё называют по рефрену, «А нам всё равно!».

Раздербаним сей вечнозелёный хит, как я люблю, на элементарные частицы идадим каждой из них построчный комментарий.

Любимую песню Семёна Семёновича Горбункова написали поэт-песенник Леонид Дербенёв и композитор Александр Замятин. Эту информацию я даю просто так, для общего развития и в знак великого к ним уважения! А записали всё музыкальное сопровождение к «Бриллиантовой руке» 16 мая 1968 года (а совсем точно: с 17-00 16 мая до 05-00 17 мая – нумерологичненько так!).

Оговорюсь: вполне допускаю, что Дербенёв и не помышлял вкладывать в своё легкомысленное на первый взгляд творение скрытых смыслов; может, он и не подозревал, к какому ноосферному каналу подключился в момент его написания. Произвольно или непроизвольно, но получилось у него в результате вот что:

В тёмно-синем лесу…

Лес в славянских представлениях носит символику тайны. Славяне исторически тяготели к расселению вдоль по руслам рек и лес для них, в отличие от, например, симбиотных финно-угров, не стал родным домом, а так и остался полезной, но потенциально-опасной и до конца не разгаданной средой. Отсюда и сопровождающий его флёр.

Идиомой «тёмный лес» мы обозначаем сегодня какую-то в высшей степени непонятную для нас область знания. У наших же предков она носила куда более конкретный характер: под тёмным лесом они подразумевали будущее. И, действительно, что может быть более непознаваемо, загадочно и непредсказуемо, чем то, что ждёт нас впереди (во временном плане)?

Но при этом, это понятие имело не только абстрактно-поэтический, но и сакрально-географический смысл. В русских народных сказках тёмный лес – вернее, наверно, будет так: Тёмный лес, поскольку это имя собственное – присутствует в качестве фонового персонажа и его не может не миновать ни один путешественник в Тридевятое царство. Это именно он фигурирует в заговорной формуле: «Избушка, избушка, встань ко мне передом, к лесу задом!».

2_Bilibin.jpg
Вот Тёмный лес кисти Билибина…

3_Vasnetsov.jpg
…вот он же в представлении Васнецова.

В упомянутой избушке проживает славяно-языческая богиня Макошь, неутомимая пряха, прядущая нити наших судеб. Вам она более известна под псевдонимом Баба-Яга.

4_Bilibin.jpg
Домик ничего, а райончик так себе…

Она единственная знает путь через Тёмный лес. А поскольку Яга пряха, то забредшему к ней Ивану– дураку или царевичу не важно – она даёт не компас, а клубок. Оцените глубину символики: Яга вручает герою клубок и пункта назначения он достигает тогда, когда клубок размотается полностью и нить кончится. Смысл этой аллегории: клубок Яги, как богини судьбы, свит не из простой нитки, а из нити судьбы героя. Нить-судьба ведёт его через Тёмный лес – будущее. Соответственно, когда заканчивается нить жизни, он и попадает в Тридевятое царство, то есть в Мир Мёртвых. Всё логично и безумно красиво!

Осталось лишь понять, почему лес синий.

Синий – цвет мёртвых. Причём, не важно это «чистые» мертвецы, ушедшие на небо, в обитель славянского бога-творца Сварога светлую Сваргу или «нечистые», провалившиеся на самое дно Нижнего Мира, в Пекельное царство (славянский языческий эквивалент христианского ада).

Согласно сказочной географии, Тёмный лес является как раз пограничьем нашего Мира и Мира Мёртвых – отсюда и синюшный его оттенок.

5_Makosh.jpg
Макошь (традиционная вышивка): на переднике у неё – Мировое древо, в руках – птицы (эпические гуси-лебеди), справа и слева – разновращающиеся свастики обозначающие Солнце живых и Солнце мёртвых (то есть сама богиня стоит на межевой черте между Миром живых и Миром мёртвых).

Дальней своей стороной Тёмный лес примыкает к небезызвестной реке Смородине и путь, указанный сказочному герою Бабой-Ягой, обрывается, как правило, у единственной переправы через неё – у Калинова моста. Но нам туда не надо. Сегодня нас интересует опушка, на которойстоит изба на курьих ногах. Именно здесь собираются зайцы косить волшебную траву. Впрочем, растут тут и другие растения:

…где трепещут осины…

Про магические свойства осины распространяться надо? Назначение и способ применения осиновых кольев знаете? Какие-то ещё комментарии нужны?

6_Kol.jpg
На этой картинке, в общем-то, изображено всё, что нужно знать про использование осины в магических целях.

В контексте разбираемой песенки отмечу лишь то, что по поверьям осиновый лес способен поглотить и «обесточить» любую энергию – и позитивную, и негативную. С одной стороны, это безусловно хорошо – в старину из осиновых досок делали ступеньки крылечек и пороги, чтобы из всякого входящего в дом они «высасывали» негатив. Но с другой – пребывать в осиновой роще более четверти часа не рекомендовалось, чтобы не растерять энергетику.

Одним словом, тем, кто хочет избавиться от какой-то тяжести на душе, например, от страха и неуверенности в себе, самое милое дело прогуляться по осиновым зарослям. Песенные зайцы выбрали очень грамотное место для излечения от своих тревожно-мнительных расстройств!

…Где с дубов-колдунов опадает листва…

Сакральнее дуба растения нету! Практически во всех культах дуб посвящён либо верховному божеству пантеона, либо богу-громовнику. У нас, на Руси, в языческие времена, таковым небесным «хозяином» дуба был Перун.

Нодуб можетбыть священени сам по себе. Причём, как отдельное растение, так и целая роща – детально это всё расписал Фрезер и, чтобы его не пересказывать, адресую заинтересовавшихся к «Золотой ветви». Дербенёв напрямую назвал дубы колдунами, подчеркнув тем самым и их особый статус, и святость места их произрастания.

Кроме того, дуб – излюбленный аватар Мирового древа. Пушкинское «У Лукоморья дуб зелёный» – это про него; в смысле, про Мировое дерево. Мы не раз и не два обращались к этой теме, исходили её вдоль и поперёк, поэтому снова останавливаться на ней не будем, чтобы повествование наше не ушло в ненужном направлении.

7_Lukomore.jpg
С Пушкиным мы ещё встретимся чуть ниже по ходу повествования…

Поговорим лучше про биологию. Зададимся вопросом: а дуб, вообще, с вышеупомянутой осиной уживается ли в одних ареалах?

Оказывается – да. Более того, фактически, это разные стадии одного и того же леса. Сначала территорию обживают светолюбивые виды, в числе которых осина далеко не последняя; под сенью их крон вызревают виды тенелюбивые – кедры и ели, например – которые со временем гостеприимных светолюбивых предшественников вытесняют; а в финале, через N-ное количество стадий, любой лес становится дубравой. Когда дубрава вырубается или вырождается естественным путём – цикл повторяется (если, конечно, на этом месте не успевают возвести очередной никому не нужный торговый центр).

Другими словами, пока мы не встретили в песенке про зайцев ни ноты фальши – всё строго укладывается в рамки биологических процессов и естественных законов!

Опираясь на них, сделаем и следующее умозаключение: дело происходит в сентябре.

Указывает на это такая деталь, как опадающие с дубов листья – народная традиция считает, что листопад у дубов начинается 20 сентября. Замечательнейшая дата! И вот почему…

Разумеется, опадение листвы, буде то у дуба или у другого какого растения, не может начаться по расписанию, строго в какой-то день календаря – ежегодно это случается по-разному и зависит от многих факторов, таких как температура, влажность, уровень инсоляции, возраст растения и тому подобное…Люди начало листопада у дубов на 20 сентября назначили. Причём, назначили вторично, только из-за того, что эта дата является кануном осеннего равноденствия.

Небесный календарь он хотя и самый точный, но и довольно капризный. Достаточно установиться облачности (которая на широте Москвы достигает иногда 280 дней в году) и наблюдения за небом становятся невозможны. Поэтому жрецы стали разрабатывать дублирующую календарную систему. То есть, увязывать положение звёзд с некими процессами, более доступными для непрерывных наблюдений. Самым простым и надёжным таким процессом оказались фазы годовой жизни растений (тем более, что языческие жрецы жили и богослужили в священных рощах и, например, кельтское их название «друиды» вообще происходит от санскритского слова «друдх» - дерево, лес).

Таким образом, параллельно звёздному зодиаку был разработан зодиак растительный. И растительному зодиаку в редуцированной форме удастся пережить язычество и даже зацепиться в христианстве. Мы до сих пор Пасху встречаем вербой; на Троицу украшаем церкви берёзовыми ветками; на три Спаса в конце лета последовательно освящаем мёд и плоды нового урожая;елью и сосной помечаем дни вблизи зимнего солнцестояния… ну, а дубу по этой схеме досталось фиксировать началом опадения листвы осеннее равноденствие.

Как любой узловой момент солнечного года, осеннее равноденствие автоматически является мистическим временем. Кельты к нему приурочивают Мабон – праздник, символизирующий освобождение от всего отжившего (держим в уме, что конечная цель наших зайцев – освободиться от мучающего их страха!).

8_Krug.jpg
Годичный круг кельтских праздников, привязанный к основным астрономическим событиям года.

На Руси в это время справляли Осенины. По сути своей это был праздник урожая, символизирующий окончание сельскохозяйственного сезона. Но как на любом рубеже, обозначающем окончание какого-либо цикла, элементы расставания с прошлым просматривались и в нём. Заменялся даже огонь. Для этого до наступления темноты в избе гасили весь «старый огонь» - от печки до лампадки, а в полночь зажигали огонь «новый». Причём, даже уже после распространения спичек его надлежало получить либо трением, либо высеканием. Процедуру получения священного огня великолепно описал Лесков в повести «На ножах»; настолько детально, что у меня при чтении закрались сомнения, не был ли он сам участником подобного ритуала.

Ну, и, наконец, когда же ещё заниматься сбором трав, как не осенью? Тут мне вспоминается другая советская кинонетленка – «Табор уходит в небо». Помните, старая цыганка-ведунья говорит там Зобару: «Травы перед смертью, мой милый,ядом наполняются!».

Резюмируя первые две строки песенки про зайцев скажем, что в выборе места, в определении времени покоса и во всём остальном зайцы действуют крайне грамотно. И с ботанической точки зрения, и с магической… Что же это за звери такие?

…На поляне траву зайцы в полночь косили…

Мистический смысл этой фразы ужасен!

Заяц – символ скоротечности времени. Коса – атрибут смерти. Заяц с косой – аллегория ангела смерти, срезающего без разбора зрелые и незрелые колосья, то есть и старыхлюдей, и молодых.

9_Zajtsi.jpg
Судя по этим картинкам из старинных манускриптов, в Средневековье зайцы обходились безо всякой трын-травы…

10_Dyurer.jpg
…Дюрер зайца изобразил монстром-людоедом (приглядитесь, он обгладывает человеческую руку)…

11_Bosh.jpg
…а Босх поместил его в свиту дьявола.

Встреча с зайцем гораздо хуже встречи с чёрной кошкой. Это суеверие спасло для нас Пушкина. Выехав из своего имения, чтобы принять участие в выступлении декабристов, поэт встретил зайца и после тяжких раздумий, расценив это как недобрый знак, приказал поворачивать назад. Ныне, на месте той встречи, зайцу установлен памятник.

12_Pushkinskij.jpg
Зайца, спасшего Пушкина, фанаты поэта регулярно подкармливают морковкой.

А в «Повести о Петре и Февронии» рассказывается, как соглядатаи, посланные искать врачевателя хворому муромскому князю Петру, поняли, что нашли искомое, когда увидели девицу, перед которой скакал заяц. То есть, Феврония не просто выдрессировала лесную зверушку, а приручила самого посланца смерти!

13_PiF.jpg
Памятник Петру и Февронии в Муроме; вид сзади – неожиданно, правда?

Как же у зайцев сложилась такая репутация?

Вообще-то, зайцы не так страшны, как их представляют суеверия. Изначально они – символы мужского сексуального начала и личные животные бога Ярилы.

Ярило, вопреки распространённому стараниями драматурга Островского заблуждению, был у славян богом не солнца, аяри – производительных сил природы; покровителем плодородия, плотской любви и агрессивной мужской сексуальности (однокоренные слова яркий, яростный, яровой). А любвеобильные, лавинообразно плодящиеся зайцы являли собой просто живое воплощение этого понятия. Но при чём тут смерть – явление прямо противоположное описанному?

Начать придётся издалека.

На детский вопрос «откуда дети берутся?»есть два правильных ответа. Первый: аист приносит. Второй: в капусте находят.

Про аистов и прочих их коллег мы говорили в «Птичьих дарах»; за деталями – туда. Конспективно перечислю лишь те моменты, без которых не будет возможным продолжение нынешней темы.

Мы уже упоминали выше Сваргу – этакий славянский, языческий рай. Расположена она на самом высшем, седьмом небе (отсюда и идиома «быть на седьмом небе от счастья»).

Светлая Сварга – резиденция славянских небожителей. Кроме богов, пребывают в ней человеческие души. Таковых в Сварге две категории. Первая – души умерших предков, которые заслужили блаженство пребывать в обители богов праведной жизнью в нашем Мире; вторая – это души детей, которым ещё только предстоит родиться.

Сюда же улетают на зиму перелётные птицы. Их-то Сварог и привлекает к транспортировке новорожденных на землю. Когда на земле рождается человек, на небе Сварог открывает окошко. Через него он выпускает птицу, несущую младенческую душку. Через него же он будет всю жизнь наблюдать за этим человеком, фиксируя его поступки, как хорошие, так и дурные. С земли окошки эти видны, как звёзды. Поэтому, звёзд на небе столько, сколько на земле живёт людей. Представление это без купюр перейдёт из язычества в христианство и зафиксируется в нём постулатом: «Небо – терем Божий, а звёзды – окошки, через которые ангелы за нами наблюдают» (В.И. Даль «Пословицы и поговорки русского народа»).

У этой пернатой логистической системы есть два серьёзных недостатка.

Первый –она неизбирательна. Ей по-птичьи безразлично в какую сторону тащить свой деликатный груз – с небес на землю или с земли обратно на небеса. Поэтому, залетевшая в дом птица считается крайне недоброй приметой – она явилась, чтобы унести чью-то душу.

Второй – зимой, когда перелётные птицы улетают (в Сваргу или в тёплые края – не столь важно), дети, теоретически, на свет появляться не должны.

Действительно, нонсенс! Но у наших предков всё имело объяснение. Было оно и в этом случае: когда птицы улетали, обязанность по доставке новорожденных возлагалась на ярилиных зайцев. А вы как думали, кто подкладывал малышей в капусту, когда приходил лакомиться ею???

Но и этот способ доставки избирательности не имел. Косоглазые курьеры с одинаковым успехом могли как принести душу, так и утащить её обратно. Именно поэтому встреча с зайцем предвещала смерть. И именно поэтому заяц сумел остановить Пушкина по пути на Сенатскую площадь…

Пока мне непонятно только одно: чего могут бояться ушастые монстры, которых самих все боятся?! Даже Пушкин!

Неразобранным в этой строчке осталось только время заячьего сенокоса – полночь. По-моему, тут тоже комментарии излишни. Когда же ещё проводить магические пассы, как не в момент наивысшей суточной активности тёмных сил?

…И при этом напевали странные слова…

Понятно, что биологические зайцы петь не могут. Но мы говорим сейчас о зайцах волшебных, которые умеют не только петь, но и косить.

Точно сказать, что распевали наши герои не могу. Но учитывая общее правило, согласно которого сбор любых магических трав должен в обязательном порядке сопровождаться чтением заговоров, «запирающих» в них «силу», рискну предположить, что зайцы пели не популярный какой-то шлягер, а декламировали нараспев некую заклинательную формулу. Крайне приблизительно Дербенёв передал её так:

…А нам всё равно, а нам всё равно
Пусть боимся мы волка и сову
Дело есть у нас – в самый жуткий час
Мы волшебную косим трын-траву…

Подозреваю, многие сейчас замерли в ожидании разгадки главной тайны – что же это за такая трава? Увы, сенсации не будет…

Есть такое явление в филологии – лексическая редупликация. Удвоение части слова или всего слова. Знаменитые «шашлык-машлык» или «культур-мультур» - это примеры её, редупликации.

Трын-трава – тоже являет собой пример лексической редупликации. Дело в том, что на санскрите «трьна» и есть трава. Санскритская «трава» редуплицировалась с русской «травой». В результате получилось масло масляное… вернее, трава трававая…

Сами понимаете, при таких исходных установить видовую принадлежность искомой травы не представляется возможным. А жаль! Очень бы было интересно её найти, изучить, выделить активное начало и создать на его основе универсальное лекарство против страха!

…А дубы-колдуны что-то шепчут в тумане

У поганых болот чьи-то тени встают…

Первая серьёзная неточность, к которой можно придраться! Дубы на болотах не растут!

Конечно, сейчас найдётся какой-нибудь наблюдательный зануда, который притянет ссылку на Википедию, что есть, мол, и такие дубы, которые и на болотах растут – представители данного вида так и называются: дуб болотный… знаю я про них, знаю! Но водятся они исключительно в Северной Америке, а я крайне сомневаюсь, что действие песни про зайцев происходит в США или в Канаде.

Но, будем считать, что болота находятся где-то далеко, у линии горизонта. Так, что даже зайцы, обладающие отличным зрением и круговым обзором, не могут рассмотреть тех, чьи тени там появились.

А вот с этого момента поподробнее!

Во-первых, бояться зайцам нечего. Потусторонние сущности, как общеизвестно, не отбрасывают теней и не отражаются в зеркалах. Наличие теней говорит, что появившиеся на горизонте у болот существа, однозначно, принадлежат к нашему Миру. А от этих всегда и удрать можно!

А, во-вторых… Во-вторых гораздо интереснее и важнее, чем во-первых! Ночь-то заячьего сенокоса, выходит, лунная. Если бы было новолуние и Луна не светила, то и теней бы никто и ничто не отбрасывало. Подозреваю даже… но для продолжения нам нужно закончить текст песни.

…Косят зайцы траву, трын-траву на поляне

И от страха всё быстрее песенку поют.

А нам всё равно, а нам всё равно
Твёрдо верим мы в древнюю молву
Храбрым станет тот, кто три раза в год
В самый жуткий час косит трын-траву…

Крайне ценная информация! Значит, косить волшебную траву надлежит трижды в год! Давайте, попытаемся определить, когда именно…

Начнём с банальной крестьянской логики: любой сенокос возможен с июля по сентябрь. До июля косить ещё нечего, после сентября – уже нечего (а тами Покров не за горой, а на него хозяйство окончательно переводится на зимний лад).

Нижнюю границу этого диапазона мы нащупали по указанию на начало дубового листопада – двадцатые числа сентября, район осеннего равноденствия. Но если нижняя граница имеет чёткую привязку к солнечному календарю, то и верхняя должна определяться по нему же. Тем более, что она сама бросается в глаза: период с июля по сентябрь «зажат» между летним солнцестоянием и осенним равноденствием – это, так называемое, астрономическое лето.

Дело за малым – из этих девяноста дней нам надо выбрать три даты для заячьего сенокоса.

Образно говоря, солнечный календарь показывает нам положение «часовой стрелки». «Минутную стрелку» в таком случае тоже требуется искать на небесах и логично предположить, что её роль будет играть наше ночное светило. То есть Луна.

Луна, как и Солнце, доступна для наблюдения из любой части планеты. Но, в отличие от последнего, свет она источает не равномерно, а в зависимости от своей фазы. Минимум света от Луны (вернее, полное его отсутствие) происходит в новолуние; максимум – в полнолуние.

И – о, чудо! – в установленном нами диапазоне между летним солнцестоянием и осенним равноденствием случается три полнолуния. Более явного указания на время волшебного сенокоса придумать невозможно! Зайцы определяют его по самому точному во Вселенной календарю – солнечно-лунному. А с мистической точки зрения, полночь полнолуния – сильнейшее магическое время. Зайцы оправляют свой ритуал выверено до ювелирной точности! Тем более…

14_Luna.jpg
Раз в 19 лет происходит совсем уже волшебное событие: сентябрьское полнолуние приходится на сам день осеннего равноденствия; в последний раз такое было в 2010-м году, в следующий раз будет в 2029-м.

Тем более, что заяц в ряде традиций – лунное животное. В лунных пятнах, которые мы воспринимаем как человеческую рожицу, наши предки видели силуэт зайца.

15_Pyatna.jpg
Одно из названий Луны на санскрите звучит как shāshānka – имеющая знак зайца.

Вид зайца имело «лунное» воплощение древнеегипетского бога Осириса. Зайцы составляли свиту скандинавской богини плодородия и Луны Фрейи. Заяц был животным тевтонской богини Луны Хольды. Заячью голову имела богиня Луны англов и саксов Оэстра. Кстати, последняя вместе со своим зайцем вполне благополучно внедрилась в западное христианство: Пасха в англоязычных странах называется Easter (праздник Оэстры), а непременным её персонажем является, как раз, пасхальный заяц.

16_Otkritka.jpg
Не знаю можно ли найти на этой пасхальной открытке хоть что-то христианское – тут сплошь неприкрытое, матёрое англо-саксонское язычество!

Ну, и совсем неожиданно содержание «Песни про зайцев» ложится в русло философии китайских даосов.Они-то точно знали, чем заяц занимается на Луне – он «толчёт в ступе снадобья для приготовления напитка бессмертия». Изображение лунного зайца, готовящего эликсир бессмертия, было настолько популярным, что нашивать его на одежду не гнушались даже императоры – это был мощнейший талисман, дарующий долголетие.

17_Si.jpg
Си-ван-му медитирует на вершине горы, а по бокам от него лунные зайцы толкут в ступах волшебные травы для приготовления напитка бессмертия.

Поразительная схожесть символики зайца у разных народов, разделённых веками и тысячами километров! Вот вам и трын-трава; вот и зайцы в полночь косили!

Повторюсь: возможно, что Леонид Дербенёв и не закладывал никакой сакральности в свои стихи, ставшие «Песней про зайцев», и его бесконечно бы удивило символическое значение созданных им образов, расшифрованное нами сегодня. Но, даже, если это и так, то тем чище наш эксперимент. Значит, при написании этих слов, пером водил не Дербенёв, а прорвавшееся через него коллективное бессознательное. Оттого и творение его сразу нашло отклик в миллионах умов, с первого раза намертво врезалось в память и, за прошедшие с момента премьеры фильма «Бриллиантовая рука» пятьдесят лет, ни на грамм не утратило актуальности!

Орлов Владимир.

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: Хайрат    все публикации автора
Изображение пользователя Хайрат.

Состояние:  Утверждено

О проекте