Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Путешествие из Шацка в Кулики

Путешествие из Шацка в Кулики

Дорога, дорога… У каждого она своя, как и свой жизненный путь. Но есть и общие, по которым мы идем вместе с другими, хотя знаем, что вот-вот и за поворотом она разведет каждого из нас в свою сторону.
Так рассуждал я, вступив на дорогу, ведущую из города Шацк в село Кулики. Я решил пройти по ней пешком, рассуждая при этом о событиях и людях, которые по ней ходили в старину.
Дорогой читатель! Путешествие из Шацка в Кулики - это мой своеобразный путь в историю родных мест. Хотелось бы донести до тех у кого малая родина - Кулики, то, что удалось почерпнуть, узнать из разных источников. Надеюсь, что мое повествование заинтересует вас.
Никто раньше подобными историческими изысканиями именно наших родных мест не занимался. Много написано о Шацке, других населенных пунктах, но не о Куликах. Пришлось покопаться в Государственных архивах Тамбовской и Рязанской областей, и в связи с этим огромное спасибо руководителям этих учреждений - Бородину Николаю Михайловичу и Синельниковой Татьяне Петровне, без которых невозможно было бы разобраться в хитросплетениях содержания исторических материалов.
Итак, идем вперед, а на самом деле - в историю. Сзади нас остается Казачья слобода города Шацка с ее постом ГАИ и местом, где раньше была столовая, известная на весь Советский Союз, под названием «Казачек». По известности с ней мог соревноваться только инспектор ДПС ГАИ Колупаев, которого боялись все водители, в том числе и его родственники, которых он умудрился наказать. Там же, за постом течет река Шача, в честь которой и был назван основанный в 1553 году по указу царя Ивана Грозного пограничный город-крепость Шацк. Вообще-то в те далекие времена река делилась на два участка, и одна называлась Польная, другая - Лесная Шача. Если уж упомянули пост ГАИ, то добавлю, что за ним раньше находилась лодочная станция и шатчане катались на лодках по реке. В прошлом веке писали о Шаче: «ширина не более 5 квадратных сажень, а глубина не более аршина, поларшина ( 1 аршин=71,12 см) не судоходна и в полую воду судам плыть не можно. Вода хорошего качества».
Уважаемый читатель, я не буду углубляться в описание города, об этом написано в других книгах. Упомяну лишь то, что в Шацке проживало 7 тысяч человек из 29 тысяч по уезду, имелось 6 трактиров, а ярмарка проходила один раз в год и называли ее «десятая», так как проходила на десятой неделе после Пасхи, и ее продолжительность составляла 3 дня. А вот что писали о здешнем климате: «Климат несколько холодный. В воздухе перемены бывают: бури, ветры, громы и морозы временно, а большей частью в июне и июле, а морозы в январе и феврале месяцах».
О Шацке можно еще многое рассказать, но наша цель другая - Кулики. Движемся дальше.
Дорога, которая ведет от Казачьей Слободы в села Тарадеи, Ольхи и далее, а также в с. Кулики ранее обозначалась как дорога Шацк - Козлов (ныне Мичуринск Тамбовской области) и называлась «Козловским трактом». Еще в 1775 году однодворцы Шацкой Казачьей Слободы подавали челобитную с жалобой на полковых однодворцев, которые, в отличие от них, работали только на «Чернеевской» дороге, а на «Тарадеевской вовсе не исправляют». Работа в то время заключалась в «посадке деревьев, мощении гатей и мостов».
Об этой дороге-каменке помнят как хорошее, так и плохое все старожилы. Спросите их, и они вам расскажут многое. Пешком, на телегах, а затем и на грузовых автомашинах добирались в город Шацк мои земляки. 18 километров ада для кого-то пролетали в кузове вместе с бидонами и баками из-под молока, а кому-то томительно длились, когда они несколько часов шли пешком в грязь и слякоть, в мороз и жару. Если бы она, эта дорога, умела говорить, чего бы только не поведала.
К примеру, как куликовские мужики в ноябре 1918 года шли с вилами, косами и топорами свергать Советскую власть, да вовремя, по совету какого-то старика остановились. Это спасло им жизни, когда их выставили у куликовской церкви и не расстреляли красноармейцы.
А вот как описывает это событие начальник Шацкой уездной милиции в своем докладе от 21 ноября 1918 года в губернское управление. С его слов все началось 2 ноября 1918 года (не прошло и года с момента захвата власти большевиками), когда жители села Конобеево организовали поход в г. Шацк для свержения Советской власти. В докладе он пишет: «В последующие дни мятеж принял огромные размеры. Утром 6 ноября мятежники получили подкрепление из сел Кулики, Белоречье, Тарадеи, которые производили ожесточенные атаки на город, но отражались его защитниками. В 6 часов этого дня настал критический момент, когда мятежники захватили у нас подбитый автомобиль, повели обход. Ночью утомленные защитники не в силах были сдерживать напор нескольких тысяч человек, но в этот момент прибыл Тамбовский отряд с артиллерией, пробившийся в Шацк с севера через восставшие волости. Первый орудийный выстрел навел угрозы на мятежные банды и они, дрогнув, начали отступать и разбегаться в стороны. Утром 7 ноября в окрестностях города мятежников уже не было, а днем в разные стороны отправились карательные отряды.»
Ну что, идем дальше? Миновали Казачью Слободу, слева - овраг под названием Крутой. Почему я упомянул о нем? Да потому, что на всех старинных картах обозначаются овраги да пустоши со своими именами. У села Казачий Дюк овраг Великий, как и ранее протекавшая там речка. Был я там и поверьте, о величии уже ничего не говорит.
Подбираясь ближе к Студеновке, остановлюсь и полюбуюсь здешними видами. Внизу протекает речка, справа поворот в село.
Речка сейчас имеет название Кошеляй. Так как далее вверх по течению - два населенных пункта, которые ранее назывались Кошелево и Кошеляевка. Ныне это Тюрино и Казачий Дюк (она же Красавка).
Вообще-то, чтобы окончательно не запутаться, сразу скажу- раньше эта речка называлась Польная Шача, затем Дюк. Сейчас Кошеляй. Почему? Зачем переименовывали? Не знаю.
Вид сверху, по мне, так красивейший. Впереди - с. Тарадеи и конечно с. Кулики, до которых нам еще идти и идти около 12 км.
Справа - Студеновка (ранее называлась Студенка), и о ней я знаю только то, что еще в 1853 году по предписанию Палаты Государственного имущества Российской Империи для удовлетворения нужд крестьян в земле, сюда переехало много семей из Казачьей Слободы.
А о заселении этого края можно сделать следующие выводы. В основном проживали здесь мордва (эрзя), а затем, когда эта пограничная земля отошла Московскому княжеству, землевладельцы стали заселять ее своими крепостными крестьянами-русскими. Еще в 1550 году Иван Грозный повелел «раздать поместья от Москвы за 60-70 верст и далее детям боярским и лучшим слугам».
Мелкие поместные владения в Шацком уезде существовали еще в XVII веке. Однако этот процесс шел медленно, так как в районе укрепленных линий вплоть до 70-х годов существовал запрет на приобретение в поместную собственность свободных земель. Лишь к исходу XVII века в Шацком уезде возникла крупная вотчина. Значительная часть отошла в собственность крупного землевладельца, родного дяди Петра I Льва Кирилловича Нарышкина (1668 - 1705), а после его смерти земли поделили наследники.
Вот и Кулики с крестьянами принадлежали Александру и Ивану Львовичу Нарышкиным. По переписи 1720 года (ранее эти переписи назывались ревизскими сказками) в Куликах уже имелась церковь Богоявления Господня и насчитывалось 65 дворов.
В период проведения Генерального межевания часть земель Шацкого уезда перешла к братьям графам Петру и Кириллу Григорьевичам Разумовским. Их родной брат Алексей Григорьевич Разумовский (1709 - 1771), фаворит императрицы Елизаветы Петровны, был одним из богатейших людей России.
Кирилл Григорьевич сделал умопомрачительную карьеру, превратился из простого «малороссиянина» в одного из самых богатых и влиятельных людей в империи, занимая посты последнего гетмана Украины, президента Академии наук, став к концу жизни генерал-фельдмаршалом.
Наследниками его многочисленных владений были шесть сыновей: Иван, Алексей, Петр, Андрей, Лев и Григорий.
Наши же предки стали крепостными графа Григория Кирилловича Разумовского, а с 1806 года достались после покупки княгине Наталье Сергеевне Трубецкой и, в последующем вплоть до освобождения крестьян от крепостного права, (с 1859 до 1861 года) ее сыну Николаю Ивановичу.
Григорий Кириллович Разумовский (1759-1837) в тот (1806) год, когда продал куликовских крестьян Н.С.Трубецкой, обвенчался с 16-летней баронессой Шенк де Кастель, но не оформил развод с первой женой - французской баронессой Генриеттой Мальсон, на которой женился по католическому обряду. Эта Генриетта приехала в Санкт-Петербург и добилась-таки признания второго брака недействительным, а детей, рожденных от него - незаконнорожденными. Вот такая поучительная история произошла с нашим барином. Г.К. Разумовский был известен как геолог и минеролог, председатель общества любителей физический наук, являлся членом Российской Академии, но в 1818 году уехал в Австрию, где перешел, как ни странно, в протестантство.
Княгиня наша Наталья Сергеевна Трубецкая (в девичестве Мещерская) проживала на этом белом свете с 1775 по 1852 год. Ее сын Петр Иванович в родовом подмосковном имении Ахтырка поставил матери памятник -колонну с выбитыми на ней стихами:
«Тебе, мать нежная, драгая,
Я памятник воздвигнул сей,
Чтоб ум твой, доблесть вспоминая,
Излить здесь глас души моей.
Ты местность эту сотворила,
Храм Божий, воды, дом и сад,
Саму природу победила,
Всему дав стройный, дивный лад.
……………………………….
Да будет ввек воспоминанье
Сей памятник делам твоим,
А мне то сладостно сознанье,
Что сын воздал достойно им.»
Это не памятник на могиле - княгиня похоронена в Троице-Сергиевой Лавре. Это единственный на Руси памятник матери.
Здесь уместно будет упомянуть, что в том числе и на деньги Натальи Сергеевны построена в 1822 году великолепная каменная церковь Богоявления в селе Кулики.
Дорога, дорога. Все, что угодно может на ней произойти. Вот еще один пример из далекого, далекого прошлого.
В 1736 году дорога связала куликовских и ольховских мужиков. Вот как это описал в челобитной в Шацкую провинциальную канцелярию приказчик помещика Любовникова из села Ольхов Марк Шейдяков. Он пишет жалобу на 40 человек Нарышкинских крестьян из села Куликов, о бое и ограблении 15 крестьян.
«Куликовские крестьяне ехали из Москвы порожняком, повстречались с крестьянами Альховскими, ехавшими из леса с липовыми бревнами, и начали сбивать их с дороги в сторону. Против чего они им говорили: надлежит де вам их объехать стороной, им де с возами воротить не возможно, а вы де едете порожни без возов. Нарышкинские крестьяне за то учали их бить дубьем смертным боем, которых за таким тяжким боем для осмотру в Шацк привезти не можно, и того села Ольхов Покровский поп Тимофей за таким же боем многих исповедовал и причищал, и при том бою отняли 7 лошадей с санями и хомуты, а лес, который на них положен был, 28 пластин, пометали и всех крестьян ограбили, а грабежом взяли у них все, что при них и на них было. Приказчик Нарышкина возвратил их «обидимое» не все, а только 6 лошадей да двое саней, а прочего отнятого не отдал».
Такие вот встречи на дороге. Знаю еще об одной встрече, правда только со слов, и за достоверность этой истории не ручаюсь. Это было зимой 1940 года. Представитель Советской власти и «истребитель куликовских медных самоваров» (власть насильно забирала цветной металл у населения) по фамилии Ручкин ехал на санях по этой дороге Шацк-Кулики.
Кто он такой, и как ненавидели его мои земляки? Говорят, зная в каком доме он должен находиться, мужики подожгли жилище, но по какой-то причине Ручкина там не оказалось. Хозяину дома коллективно построили новую избу. Кроме того, в то время часто повторяли «Иван Яков Ручкин друг хоронил живых старух». Что это такое, спросите вы? На самом деле, как утверждают земляки, Ручкин и его помощник взяли поповну и усадив ее в сундук, заживо похоронили. С кладбища долго раздавался ее крик.
Так вот, привязал Ручкин к оглоблям саней старика, шедшего в Студеновку, и погнал в галоп лошадь. Но до смерти деда не загнал, так как ему помешали шедшие по дороге люди. Ручкина осудили, и таким образом он избежал участия в ВОВ 1941-1945гг.
А вот достоверно знаю, что его брат Ручкин Алексей Федорович 1903 года рождения был сотрудником НКВД. Дослужился он до генерал-майора и занимал высокие должности в этой структуре - зам.министра НКВД Белорусской ССР, министр ГБ Чувашской АССР. Однако 3 января 1955 года постановлением Совета Министров СССР №9-4сс лишен звания генерал-майора «как дискредитировавший себя за время работы в органах… и недостойный в связи с этим высокого звания генерала».
Заметая следы, по известным соображениям, его жизненная дорога увела от нас в лесную глушь, подальше от Шацка и людей - в подсобное хозяйство Кубовского леспромхоза Карельской АССР, где он и умер в 1975 году. К сожалению, родственники попытались реабилитировать его в глазах односельчан, запустив для прочтения дневник Алексея Федоровича, в том числе с его воспоминаниями детства. Указанные там фамилии Берии, Абакумова и других «хороших» людей, под началом которых он служил, были тщательно затерты. О них хватит. Противно.
Идем дальше и подходим к селу Тарадеи, через которое протекает речка Тарадейка, берущее начало из Куликов (за Зайцевом). Село Тарадеи ранее имело и другие названия - по именованию сельской церкви: Вознесенское и Козьмодемьянское. Церковь Вознесения Господня построена Разумовским в 1789 году.
Первое упоминание о селе Тарадеи имеется в окладных книгах 1676 года, «учиненных при преосвященном Иосифе, митрополите Рязанском и Муромском». Там указывается о наличии в селе церкви Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Но почему- то в этих окладных книгах села Кулики нет.
Среди уроженцев села Тарадеи есть известные на всю страну люди, наши современники, которыми можно гордиться. Это Чулкова Анна Фёдоровна 1934 года рождения, Герой Социалистического Труда.
В 1940 году 50 семей, в том числе и семья Анны, переселились во Владивосток.
В 1967 году специалисты кондитерской фабрики во главе с мастером розничного цеха Анной Чулковой после изобретения оригинальных конфет в Чехословакии разработали их самую удачную в СССР рецептуру и первыми в стране внедрили механизированную технологию производства конфет «Птичье молоко».
Другой не менее известный уроженец села Тарадеи - прозаик и поэт Стрижев Александр Николаевич, 1934 года рождения. Он познакомился с Солженицыным в 1967 году, и последний одобрил его роман «Хроника одной души», в котором писатель пытается ответить на вопрос, куда завели нас потрясения 1917 года, и каковы пути возрождения страны.
Его стихи мне очень нравятся, но не потому, что они талантливы, а потому, что написаны практически моим земляком. Читая их, чувствуешь что-то свое близкое и родное.
«До свидания, родное селенье,-
Колыбель моих детских лет,
И отроческих дней волненье
И мечты моей розовый цвет.
До свидания, уснувшая нива,
Молчаливый скошенный луг,
И белесая, гибкая ива
И сентябрьский дымчатый пух.
Не видать мне весеннюю младость
Не дышать так свободно в апрель,
И испытывать гордую радость,
Когда звонко стучится капель.»
1951
От лирики и поэзии давайте вернемся на нашу дорогу опять к прозе.
Всеми известный географ Семенов Тянь-Шанский указывал, что в селе Тарадеи имеется 3500 жителей. Не обошел он вниманием и село Кулики, записав: «в 16 верстах от города находится село Кулики Тарадеевской волости, и оно имеет до 3 тысяч жителей. В эпоху освобождения крестьян (1861) принадлежало князю Николаю Ивановичу Трубецкому, владевшему здесь 8.500 десятин».
До конечной точки нашего маршрута остается идти около 6 км. Не знаю, но может быть уже от с.Тарадеи раньше можно было бы увидеть сверкающие купола Куликовской церкви. Как и многие церкви Шацкого уезда, она была безжалостно разрушена при Советской власти. В дореволюционном справочнике о ней указывалось: «церковь каменная, холодная, построена княгиней Трубецкой в 1822 году. Престол- во имя Богоявления Господня (6 января по старому стилю). Кроме того, изстари празднуется Духов день. Дворов 245, 1263 мужчин и 1257 женщин. В приходе две деревни: 1) Троицкая (Касауровка), 19 дворов, 116 мужчин и 118 женщин, в 4 верстах и 2) Богословка, 20 дворов 93 мужчин и 96 женщин в 5 верстах. Школа одна, церковно-приходская, смешанная, одноклассная. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1814 года. Штат: священник, дьякон и 2 псаломщика.»
О церкви и о жителях села Кулики имеется еще одно упоминание, относящееся уже к 1930 году. Вот что в своем донесении № 6545 указывает начальник Рязокротдела ОГПУ Извеков:
«24 февраля с.г. по инициативе председателя коммуны Жидкова (член ВКП(б), местные комсомольцы приступили к вывозу из церкви (временно занятой под ссыпку семян) икон и церковной утвари. При вывозе комсомольцы часть икон покололи, часть пожгли или разбросали по селу и растащили, при чем при изъятии икон позволяли себе в присутствии женщин одевать ризы и всячески высмеивать религию. Часть церковного имущества (подсвечники и др.) комсомольцы решили сдать как утильсырье и когда подводы, нагруженные этим «утиль-сырьем», двинулись от церкви, возмущенные женщины, подобрав осколки икон по дороге, собрались всем селом и направились к зданию с/совета, а оттуда к квартире т. Жидкова, требуя от него ключи от церкви: «давай ключи, церковь обдирать не позволим».
Когда Жидков подходил к толпе, в него был брошен кусок льда, попавший в бровь, после чего Жидков выхватил револьвер и стал угрожать им толпе. Вскоре после этого женщины все разошлись.
На следующий день, 25 февраля, по инициативе группы женщин было созвано собрание и вынесено решение об открытии церкви и наказании виновных в расхищении церковного имущества. Особую активность проявляли исключительно беднячки Спирина, Гришина и др. …».
Об этом же прокурору Рязанского округа докладывал и помощник прокурора Гришин, выезжавший в село Кулики в марте 1930 года. «Прибыв в село Кулики, мы установили, что массовые волнения продолжают оставаться, женщины толпами демонстрируют по улицам, держа в руках разбитые деревянные иконы и другие предметы религиозного культа, требуя открытия церкви. Мужчины тем временем группами растаскивали с объединенных дворов обобществленный с.х. инвентарь, сбрую. На собрании, ввиду незаконного закрытия церкви, дано согласие на удовлетворение требования.
За преступления по должности в с. Куликах привлечены к ответственности член Президиума РИКа Екаимов, уполномоченные РИКа Кутейкин, Жидков, Дырочкин и друг. Все обвиняемые содержатся под стражей.
До 6 февраля в селе Куликах, добровольно вступивших в коммуну насчитывалось 80 хозяйств, в настоящее время осталось 25 домохозяйств, а остальные вышли.».
Отстояли церковь, да ненадолго. Разрушили. Сейчас два больших куска от ее стены все еще лежат в кустах на бывшем току в центре села. А колхоз, образованный в 1930 году со смешным названием «13 непобедимый» еще долгие, долгие годы, сменяя лишь название, давал стране зерно, молоко и мясо.
В 1948 году, из-за отсутствия в округе действующих церквей, а также по многочисленным просьбам прихожан, в с. Казачий Дюк (Красавка) открыли имеющуюся там деревянную церковь Михаила Архангела, 1864 года постройки.
Она была закрыта с 1939 года и использовалась как склад под зерно, клуб, а во время ВОВ 1941-1945 г.г. как наблюдательный пункт. Сюда по праздникам, пешком, с ночевкой, куликовские верующие ходили на службу к своему пастырю - протоиерею Петру Семеновичу Успенскому (1909-1979), удивительной судьбы человеку. Родился он в с. Пеньки Пителинского района Рязанской области в семье священника, а в 1929 году окончил Ленинградский богословский институт. Дважды судим за организацию волнений против Советской власти, приговаривался к расстрелу. Как он сам говорил своей дочери, Бог неоднократно спасал его от смерти. Опять же, слава Богу, прокуратурой Рязанской области в 1989 году Петр Семенович реабилитирован. Могила его находится в центре кладбища села Казачий Дюк. Советую свернуть на эту благодарственную дорогу, заехать и поклониться ему, ведь многих куликовских отец Петр лично крестил и напутствовал по жизни.
Ну а наша дорога в историю идет дальше через поиски родословной, и уже совсем близко до Куликов.
Изучая Метрические книги - это церковные учетные записи, состоящие из трех разделов - о рождении, смерти, бракосочетании, я искал сведения о своих предках. И нашел. Оказывается, в Куликах у некого Марка был сын по имени Панфил, который умер в 1809 году в возрасте 85 лет. От него-то и пошла наша фамилия Панфилов. Затем был Никифор (1763-1813), Михей 1793 г. р., Василий 1825 г.р., Николай 1863 г.р., Иван 1887 г.р., Михаил 1909 г.р., Александр 1936 г.р., а за ним и я. Одно время, по какой-то причине, мой предок- прапрадед Николай Васильевич Панфилов значился в документах как Суворов. У всех его детей, так называемой крестной, или как писали в метрических книгах воспреемницей была одна и та же женщина - Екатерина Гордеевна Суворова (в дальнейшем Афонина). Может поэтому уличная фамилия у нас Гордевы. Кто знает!?
Интересны некоторые, хотя и незначительные, но изменения фамилий у местных жителей. Раньше записывали Дирочкин - в последствии Дырочкин, Кудосов - Кудасов, Инюшин - Енюшин, Феклистов - Феоктистов и тому подобное.
100 лет назад ежегодно рождалось от 149 до 183 человек (71-95 мужского пола), умирало от 78 до 130 человек, а свадеб было от 22 до 42.
Больше всего по «плодовитости» упоминаются Горины и Богомоловы. А 7 января 1913 года (чаще всего свадьбы проходили именно в январе) зарегистрированы в один день такие вот браки: первый - Богомолова Степана Никифоровича (18 лет) и Татьяны Ильиничны Богомоловой (17 лет), а второй - Михаила Тимофеевича Богомолова (19 лет) и Натальи Яковлевны Богомоловой (17 лет). Кругом одни Богомоловы.
Незаконнорожденных в с. Кулики регистрировали примерно по 2-3 младенца в год. Вообще, рожденным давали традиционные имена - Иван, Степан, Николай, Василий, Федор, Параскева, Евдокия, Фекла и т.п. Редко Вера, Любовь. Встречались мне Калистрат, Симеон (вот откуда Симон, Симкины), а также Гликерия, Зот, Гордей (Гордевы) и однажды даже Сюзанна.
А вот откуда, в отличие от людей, название села? Кулики. Сложно сказать. То ли это от названия протекающей через Петроград речки Куликовка, то ли от названия птицы. Населенные пункты с таким названием встречаются во многих местах России. Один из примеров - Большие и Малые Кулики (с 1678 г) в Моршанском районе Тамбовской области. Даже птица кулик и та имеет около 75 видов: названия их - кроншнеп, гаршнеп, чибис, кулик- сорока, кулик-воробей, кулик болотный, он же веретенник.
В Тамбовской губернии ранее значилось 16 Березовок, 9 Калиновок, 11 Знаменских, 21 Никольское. 157 сел и деревень начинались со слов Новое, Малое.
Если внимательно посмотреть на топографическую карту 1790 года, то Вы обнаружите 3 речки, протекающие через село, которые обозначены как: Тарадейка, Исавка и Куликовка. В итоге с запрудами получается хорошее место для расселения и проживания. Назовем улицы села, а как без них? Некоторым будет интересно. Сельский, Петроград, Зайцево, Жиды, Охремщина, Поляны, Баламутка (официально улица Садовая), Плант.

Так называемый «Сеснев мост» разделяет село пополам, и на нем в праздники, на Великую масленицу, всегда проходили кулачные бои. Самое интересное - это то, что неважно, кто ты противнику по родственным связям, главное - где ты живешь, на какой стороне. Мой отец - Александр Михайлович Панфилов (Гордев), будучи участником этих «боев», написал стихотворение. Сразу оговорюсь, что это не высокохудожественное произведение, а то, что называется мое и, если хотите - наше, родное, Куликовское.

«Кулики село большое
Кругом овраги и поля,
А в Петровские времена

Лес стоял у самого села.

В те далекие времена
Молодежь служила у царя.
Разгромили они шведов

И вернулися с победой.

И как деды говорят,
По возвращению домой
Им приписано судьбой

Организовать кулачный бой.

Место выбрали лихое
У Сесневого двора.
Речка их разделяла

На два боевых полка.

Левый- Сельский,

Правым был Полянский.

По приказу старшины
Начинали пацаны.
И с Крещенья до Поста

Драки были у моста.

Ох, как было просто,
Ох, как было весело.
На хорошие кулачки

Собиралось все село.

Посмотри Кузяха, слушай Фом
Вот идет Тимоха, а за ним и Яшка Гром

А для мощного удара привели Силкина Базара.

А с Полянской стороны
Шагает дед Иван и кузнец Степан.
И на помощь им Кудинов Трофим.
Вот-те сила и подмога, чья возьмет?

Ждать осталося немного.

А на мосту как повелось
Человек под двести собралось.
И с Полянской стороны
Выходит Тихон удалой.
Стиснув зубы он сказал

Где Немой? Давай его на бой.

А Немой не из трусливых
Зататакал, завизжал
И на Тишку побежал.
Тишка много не болтал
Прямо с правой в ухо дал.
А Немой нанес удар прямой,
Затравку сделали лихую,

Две стены сошлись вплотную.

Не прошло и двух минут,
Сопли красные текут.
Не жалея живота

Драка мощная была.

Из под сильных кулаков
Пар стоял до облаков.
А на бугре гармонь играла,
Бабы пели и плясали,

Широкую Масленицу провожали.

После драки боевой, шли домой.

Чай не пили, пили крепкий самогон.»

Вот такая местная этнография. В 1900 году в заметках о Шацком говоре Н.Н. Дурново перечислил следующую специфику употребляемых слов, в том числе и в Куликах: «Чаво (что), сяло (село), миня (меня), тябе (тебе), сабе (себе), бижал (бежал), ни хорошья, фхартук (фартук), чосанки (валенки), свякры (свекровь), коч (петух), чунок (поросенок), тятя (отец)».
Как известно, «каждый кулик свое болото хвалит», и поэтому перейдем к известным людям села Кулики. А они, я Вам скажу, есть. Вот некоторые имена, о которых я узнал:
- участники 1 мировой войны 1914 года: унтер-офицеры Иван Абалакин, Павел Трофимович Кабанов, Дмитрий Федорович Митрохин, Богомолов Семен Тимофеевич, Сверчков Степан Никитович, Кабичкин Сергей Васильевич и другие;
- участники 2 мировой войны, в т.ч.: Филькин Григорий Михайлович, Храпков Николай Яковлевич, Абалакин Степан Дмитриевич. Последний дослужился до полковника и являлся начальником разведотдела штаба 5 воздушной армии, чьи разведчики обнаружили заводы по производству фашистами снарядов ФАУ.
Были и репрессированные из уроженцев села Кулики: Сенин Олег (г. Рязань- знаменитое дело РРТИ под названием «Вудки», 1969 г.), Сычков А.Н. (г. Хабаровск 1939 г.), Пышкин С.П. (Кировская обл. 1938 г.), Сычков Т.С. (г. Иркутск- 1938г.), расстрелянные по ст. 58 УК за шпионскую деятельность. Помолимся за них, вечная им память.
Помолиться за них и за нас есть кому. В Куликах 15 октября 1948 года родился известный на всю Россию архимандрит отец Никон (Матюшков Николай Сергеевич). Дай Бог ему здоровья! А нам помолиться можно в часовне, построенной совсем недавно. Каждый, въезжающий в центр проезжает мимо нее, в т.ч. и жители д. Федосово, подавшие жалобу представителю партии «Единая Россия» Митрохину Н.Н. в 2015 году. Вот выдержка из нее: «В Куликах стоит часовня, душа радуется. Идут летом дожди, а мы Богом обижены, дожди обходят». В таких случаях хочется сказать: «и смех, и грех».
Мой исторический экскурс заканчивается, и я уже подхожу к конечному пункту моего путешествия. Давно было все, о чем вы прочитали, но незримые нити дорог времени по-прежнему связывают наше далекое прошлое с настоящим и будущим.
Как тут не вспомнить С. Есенина:
«Только я забыл, что я крестьянин,
И теперь рассказываю сам,
Соглядатай праздный, я ль не странен

Дорогим мне пашням и лесам.

Словно жаль кому-то и кого-то,
Словно кто-то к родине отвык,
И с того, поднявшись над болотом,

В душу плачут чибис и кулик.».

Вот впереди виднеется дорожный знак с надписью «КУЛИКИ». Ну, здравствуй, Родина!

В. Панфилов (Гордев)

0
 
Разместил: Виктор Панфилов    все публикации автора
Состояние:  Утверждено


Комментарии

"Указанные там фамилии Берии, Абакумова и других «хороших» людей" (конец цитаты). В какое место эти люди вам соли насыпали, что вы изволите о них так отзываться?

О проекте