Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Город-страж, освященный на добрые дела.

В.А.Коростелев

Гипотеза происхождения названия города Скопин от греческого слова «скопео», появившегося в русских письменных источниках много веков назад, как «скопос» - наблюдатель, страж, заинтересовала не только историков, но и филологов.

Предположение получило дальнейшее обоснование. На месте возникшего городка и в ближайших окрестностях действительно выставлялись дозоры – стражи, наблюдатели. Кроме того, исторические документы указывают , что с большой вероятностью, греческий корень в название города мог придти посредством священнослужителей, при закладке и освящении городка Скопин.

SAM_6282.jpg
Скопин до перепланировки в конце ХVIII в.(фрагмент плана: Красная и Хлебные площади)
1. Остатки острожного рва и вала на Красной площади.2.Каменный собор.3.Каменный архив.4.Строения мещан.5.Каменные церкви.6.Деревянные церкви.7.Деревянный магистрат.8.Казенные деревянные и каменный соляной амбары.9.Купеческие и мещанские лавки.10.Казенный питейный дом.11. Каменные купеческие строения.12.Деревянные строения разночинцев.13. Купеческие и мещанские кузнецы.
Фрагмент плана из книги Города Российской империи в материалах генерального межевания. Д.А.Черненко, А.А.Голубинский, Д.А.Хитров. Тула, 2016.

В эпоху Ивана Грозного существовал чин закладки города. Этот ритуал согласно указам Великого князя неукоснительно соблюдался. Такие указы сохранились по Свияжску (1552 г.), Ельцу (1592 г), Смоленску (1594 г.), Цареву-Борисову (1600 г.), Козлову (1636 г.) и другим вновь построенным и старым городам. Например, в указе воеводам, строителям Козлова указывалось: «А на том месте, где по их рассмотрению городу быть, изготовляя лес, прося у Бога милости, и у Пречистой Богородицы помощи и всех святых и пев молебен город обложить». В сохранившейся богослужебной книге 16-го века, иначе требнике и книгах позднего времени прописан чин закладки города. Освящение начиналось с главной площади и мест для крепостных стен с именованием города и храма. Возносилась молитва о счастливой жизни и будущих горожан: «…в единстве и о целомудрии настави… домы их умножи всякого блага…»

Архив бояр Романовых не сохранился. Однако известно, что руководил строительством всех инженерных сооружений и городов Разрядный приказ. Не без основания можно утверждать об освящении Скопина, как и других городов, находившимися на службе в Разряде ружными попами. Видимо ими , по согласованию с владельцами городка, было выбрано его имя, в полной мере отражавшее его предназначение - стоять на страже.

Пример названия города на греческий манер - Епифань. «Епифания» в переводе с греческого богоявление. Традиция в именовании городов от греческих слов сохранилась и в 18-м веке: Севастополь – «священный город», Симферополь – «город пользы», Ставрополь – «город креста» .

Место для острожка была выбрано на возвышенном месте у Вёрды, между речками Шершовкой и Песоченкой, на нынешней Красной площади. Возводился он, как и во всех пограничных городах, одновременно с располагавшимся внутри деревянным храмом.
Перед екатерининской перепланировкой города квадратная конфигурация крепости была отчетлива видна по земляному валу острожка , о котором веком раньше было написано: «вал земляной, по валу острог дубовой, по острогу оламы рубленые, крыто тесом. Две башни проезжие, на одной вестовой колокол. Шесть башен глухих. Двоих городовых ворот да дву колитков ключи».

Северная стена острожка проходила вдоль оврага. Его рельеф сохранился до наших дней. Это спуск по ул. Красной площади в сторону ул.Горького. Раньше по дну оврага протекал ручей, получивший название Острожного. В начале 18-го века, у северной стены, за оврагом построят казенные соляные магазины и позже вместо сгоревшего в 1755 году, новый магистрат. Вдоль восточной стены, ближе к началу нынещней ул.Ленина, разместят купеческие и мещанские лавки в три ряда, а около Пятницы самый большой в городе казенный питейный двор.

Не единожды город разорялся, в 1618 году «запорожскими черкасами» гетмана Сагайдачного. После упорной обороны город пал, но этим выиграли время для подготовки к обороне Михайлова, который отстояли. В рукописном отчете того времени о кровавом походе написано: «В шестнадцати милях от Данкова город Скопин на Сосне реке (Вёрде, прим.авт.) отрядом взяли, сожгли». Довершили разорения скопинской земли кочевники. Ряжск и Скопин были снова разорены, ряжские села превратились в пустоши, а о соборной церкви Скопина в писцовой книге сказано: « И та церковь войны крымских и ногайских людей стоит без пения». После пожаров и разоренья священные город и храмы каждый раз возрождались .

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: skala    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте