До Куликовской битвы в исторической действительности существовали две реки, две Непрядвы: верхняя и нижняя, которые впадают в Дон с правого берега на расстоянии семидесяти километров одна от другой. Верхняя река – это всем известная Непрядва, а нижнюю старую Непрядву в период заселения Лебедянского края растоптали в Перехвалку, чтобы не мешалась.
Начало 4-го раздела исторической монографии "Свет забытой Непрядвы - 2022" смотрите в 1-й главе «Перед Полем Куликовым» на данном портале http://62info.ru/history/node/15469
Откуда появляются такие двойники? Когда и почему это происходило? Переносить старые названия на новые места – это реальная практика, и не только в России. К примеру, существуют в этом же регионе две реки Семенёк, которые вливаются в Красивую Мечу с правого берега: нижняя – на расстоянии около 25 км от устья, а верхняя – в городе Ефремове. Сосны тоже две: Быстрая и Тихая. Воронежей целых три: Лесной, Польной и просто Воронеж. Одна из Мечей известна как Красивая, а другая, просто Меча – впадает в речку Проню южнее Рязани. В таком явлении «виноваты» переселенцы, которые приносили на новые места старые привычные названия рек, деревень и даже городов. Если учесть, что заселение Верхнего Подонья и Рязанского края в первом тысячелетии шло с берегов Днепра по Сейму с переходом на Быструю Сосну, то Меча Красивая появилась первой, как и нижняя Непрядва. В момент битвы она и у татар называлась вполне созвучно – Нимряд. Ещё один пример, по тому же маршруту на Рязанщину переехали другие двойники – Трубеж и Лыбедь.

Перехвалка - нижняя Непрядва
Обе Непрядвы появились в период заселения края, задолго до Куликовской битвы, а в какой момент потерялась первая, нижняя? Если невозможно отыскать прямые русские документы, то понять причины возможно, а для этого нужно разобрать комплекс косвенных свидетельств, карт разных эпох, проанализировать события.
Татары рассказывают свою версию: Дмитрий Донской переименовал старую Непрядву и назвал её «Славной рекой» (14), о чём объявил сразу же после победы, а булгарские летописцы немедленно перевели и зафиксировали новое имя – Субар. Скажу сразу: если не верить булгарским источникам, и допустим, не было никакого переименования нижней Непрядвы, то её естественным образом потеряли в двух первых веках после Куликовской битвы и почти забыли. Почему? Потому что результата не было. Чем было гордиться, если татаро-монгольское иго продолжалось ещё целых сто лет? Иван Грозный начитался книжек в своей знаменитой библиотеке, и Куликовскую битву заценил в период успешной борьбы с волжскими татарами. Тем временем народная память угасала – за двести лет сменилось много поколений.
Если и заменили Непрядву Славной рекой, то в самый неудачный момент – накануне тотального разорения края. В 1382 году по этим местам прошёл Тохтамыш, а в 1395-м – Тамерлан, которые по свидетельствам летописцев опустошили край на обе стороны от Дона. Митрополит Пимен отметил сильное запустение в 1389 году: там, где прежде стояли цветущие города, были одни развалины, а людей совсем не видно (подробное цитирование смотрите в главе «Донской водный путь и Столповая дорога»). Начиная с этого момента, набеги по древним сакмам проходили более двухсот лет. А куда подевалось местное население «прежде цветущих городов»? Думаете, уничтожили всех поголовно? Так не бывает. Крепостные города лежали в руинах. Люди покинули смертельно опасное междуречье с историческим полем Куликовской битвы и перешли в более спокойные места повыше разорённого Старого Данкова, под защиту других крепостей, и унесли за собой древние мелкие названия. А какие имеются основания, чтобы так утверждать? Карты на стол!

Ситуацию 1380 года, показанную на рисунке «Куликово Поле», удалось реконструировать в наше время, а вернее, строго следуя по маршруту ростовской дружины, пунктуально и последовательно нанести на современную карту топонимы и гидронимы, взятые из Ростовской летописи:
«Ростовцы стояли крылом своим у большого оврага, идущего к реке Непрядве и селу Рождественскому, потом перешли ручей Верходубье и Липовой, впадающий в Смолку, где и бились с татарами, имея позади себя реку Непрядву и лес. В самой сече бились с татарами у Рыбного оврага, дошли до устья Утиного, впадающего в реку Смолку, дошли, наконец, и до Красного холма» (15).

Село Перехваль на современной карте
Не мудрствуя лукаво, взял я современную карту устьевой зоны Перехвалки (Непрядвы), на которую чётко указали татары. Доложу вам сразу и честно: копать лопатой овраги, для подгонки под древнюю летопись, не пришлось – все они сохранились и даже подросли. Очень быстро подобрал подходящую площадку. Перехвальская орлиная лапа, нарисованная оврагами, показана на всех картах и сразу бросается в глаза. Достоверные сведения идеально легли на карту окрестностей села Перехваль, на современные овраги и речки: так получилась абсолютно точная реконструкция точно по раскладу, и строго в порядке поступления гидронимов в ростовский протокол. Иначе и не может быть. Ростовская дружина воскресла и второй раз шаг за шагом, следуя строго по тексту, отмечая пункт за пунктом, последовательно идёт по карте села Перехваль. Может забыться, измениться в названиях и потеряться в веках всё, что угодно, но не QR-код древности – сетка оврагов и речек! Проще говоря, словесный портрет потерянной и забытой местности идеально совпал с её вновь обретённой фактурой. Как это сделано, подробно раскрыто в главе «Куликово Поле».
Не пытайтесь положить маршрут Ростовской дружины на ложное поле у другой Непрядвы – не получится. Он подходит только перехвальскому полю, что говорит о приоритете всего пакета названий. Оппонентам советую потоптаться и подобрать любое другое место в России, на которое так чётко ляжет боевой маршрут. Уж потом не говорите, что это простой плод воображения Александра Артынова, которого фантазёр Скуратов водил на поводке. Полагаю, он вообще не знал о существовании Перехвалки.
Исследователь нечаевского поля Афремов нанёс на карту названия объектов у верхней Непрядвы на момент 19 века. Краевед Артынов, посетивший эту площадку, не стал подгонять летописные названия под показания Афремова. Бесспорно, текст писали сами ростовцы. У них было достаточно времени, чтобы изучить местность и всё зафиксировать в подробностях по горячим следам. Каждый занимался своим делом: кто-то восемь дней хоронил погибших, а кто-то писал протокол.
Подлинники летописей о Куликовской битве физически не могли сохраниться, поистрепались от просмотров, повторив судьбу других популярных древних документов. Представьте, сколько студентов и учёных листало их за столетия? Остались копии или списки, переданные в другие монастыри, однако им приходится верить. Особенно, в данном конкретном случае, когда точные ориентиры из Ростовской летописи идеально совпадают с топографией перехвальского поля.

Карта Епифанского уезда 1780 года
Теперь смотрим карту Епифанского уезда от 1780 года и сравниваем её с картой-реконструкцией «Куликово Поле». И что же видим? Читаем и видим пакет названий, близко родственных ростовскому списку, да к тому же, принцип их расположения по географическому раскладу на местности несколько похожий на перехвальскую картинку. Топография, разумеется, не совпадает, поэтому маршрут ростовцев не ложится на тульское поле. Однако в новом районе появились: Смолка (вместо Смолкочь), балка Рыбий верх (овраг Рыбный), серия из трёх оврагов и речек по имени «Дубик» (Верходубье) и Большой овраг, а самое интересное: на месте Монастырщино выскочило село Рождественское у Большого оврага – лихо блеснуло и ушло впопятную! Обознатушки! Появилась даже Зелёная Дубрава. Любопытно, что переехала сама Лебедянь и разместилась в месте, соответствующем старому географическому положению: южнее Непрядвы и этих Дубиков километров на восемь, возле поселения Первомайское, но на этот раз подальше от тревожного Дона. Она теперь значится всего лишь урочищем. А вот самые поздние отметки – Градский овраг и овраг Градской, вообще не переехали. На момент 1780 года, они казались народным вымыслом, вроде Славной реки, затоптанной ещё в 16 веке.

Урочище Лебедянь на современной карте
В глаза бросается трансформация названий. В изменённом виде перенесли самые героические: Верходубье, удачно прикрывавшее правый фланг, Рыбный, который перерезал поле битвы пополам и воспрепятствовал полному окружению русской армии, и речку Смолку, за которой прятался Засадный полк. Однако! Там овраги Рыбий верх и все Дубики впадают в Непрядву, а не в Смолку, вопреки указаниям Ростовской летописи. Почему перехвальское Верходубье выражено во множественном числе? А вы на карту посмотрите: ручей сливается из трёх потоков, и сами покажите, где здесь верхний, нижний или средний? Смолка там впадает в Непрядву, а не в Дон. Случайна ли ошибка картографов? В писцовых книгах 1670 года река многократно называется Смолкочью. До окончательного нанесения нынешней Смолки на карту прошло ещё 110 лет. Проще всего было подыскать новый Большой овраг – у верхней Непрядвы овраги водятся в изобилии. Гераклы-крестьяне, почему-то не исполнили лукавую версию нечаевцев, и эти буераки не запахали, не засыпали, не разровняли? Наверное, оставили по просьбе Артынова, который всегда работал на меня. Археолог Гоняный, проводивший раскопки этой зоны, неоднократно делал отметку в отчётах: объект распахивается. Разумеется, ежегодное рыхление почвы происходит на глубину плуга, а не на десять метров, как трактуют нечаевцы.
На современной карте Большой овраг – это, в самом деле, большой, и даже единственный Большой Лог находится к северо-западу от села Перехваль. Гигант пролегает на север и впадает в нижнюю Непрядву, поэтому служит точным указателем села Рождественского и места Ростовской дружины перед битвой. В Перехвали не заблудишься потому, что «было поле то тесным между Доном и Непрядвой».
Несмотря на то, что территория у верхней Непрядвы получилась гораздо обширней и вовсе не тесной, не все овеянные славой названия туда переселились. Эталонные имена собственные содержатся только в Ростовской летописи. Она писалась самой первой, поэтому названия из неё ложатся только на чистое поле в селе Перехваль. Засорение перехвальского поля современными гидронимами очевидно, поэтому их не следует учитывать.
Хотите провести следственный эксперимент? Нет ничего проще. Возьмите карту Верхнего Подонья, на которой есть оба региона. В зоне, прилегающей к Непрядве и к Перехвалке, вытрите все названия оврагов и речек и прочие знаковые имена собственные. Оставьте только Дон. Эту контурную карту и цитату из Ростовской летописи раздайте людям, плохо сведущим в Куликовом поле. Не сомневайтесь, такие «образованные» любители ребусов найдутся сразу. Спросите испытуемых: на какое место карты ложится текст? Уверен, результат будет стопроцентным!
Административная карта региона многократно перекраивалась, и Перехваль побывала в составе разных губерний, что привело к потере преданий и документов. Село входило в состав Ранненбургского уезда на период 1780 – 1805 годов вместе с Данковом, терявшим статус города (16). Под крышей Рязанской губернии на карту проскочили важные отметки: два Градских оврага и церковь Рождества Богородицы. Эта карта стала последним ответом патриотов – хранителей памяти, на инсинуацию у верхней Непрядвы, изображённую на карте Епифанского уезда десятью годами ранее. Зачем и почему они так старались? Славные исторические дела творились на родной Рязанской украине. Душа трепетала от несправедливости, как у наших рязанских современников: у Коробова Дмитрия Алесеевича, вступавшего в разговоры с нечаевцами, пытавшегося открыть им глаза и продуть уши, и у Сергея Алексеевича Филатова, снявшего фильм «Свет забытой Непрядвы».

Карта Данковского уезда 1790 года
На карте Данковского уезда 1790 года два противолежащих пальца лапы орла – два оврага с одинаковым названием Градский и Градской, держат Куликово Поле. Неизвестный рязанский автор, мой принципиальный предшественник, старался вовсю. Чтобы Славное Поле не потерялось, как будто прокричал: люди, здесь оно, историческое Поле Куликово!
Что произошло в реальной жизни? Понять не сложно. Сама Великая Непрядва осталась бесхозной, её имя обрекли на забвение после переименования в Славную реку. После разгрома исторического региона подвернулся случай положить привычные названия на новое поле у одноимённой реки. В Воловский район перетащили лебедянский Гусин Брод, да ещё из устья Мечи прихватили Красный холм. Названия с перехвальской площадки логично и удобно уплыли вверх по Дону. Уверен, не обошлось здесь без прямого участия ветеранов Куликовской битвы, тех, которые сразу после сражения были нетранспортабельны, оправлялись от ран в местных селениях, остались калеками. За короткий период сражения названия мелких речек запомнить нереально, а вот в период выздоровления, года за два до нашествия Тохтамыша – в самый раз. Было время почтить память погибших товарищей, выучить местные названия объектов, политых собственной кровью, ставших теперь историческими метками. Вскоре пришлось покинуть славный край. Простые люди расселялись по новым местам и называли их по привычке. Не думаю, что они были настолько усердны в увековечивании истории. Исследователи официального поля утверждают, что заселение местности у верхней Непрядвы начиналось с 14 века.
Ситуация с переселением прямо аналогичная со случаем в Бруслановском стане, где беженцы перетащили топонимы с Красивой Мечи в Измалковский район, а всю историю Каменного Коня – в Зеленковский стан. Царские указы пишутся для важных объектов, а в таких случаях предписания не нужны. Народ называл объекты произвольно, очень часто давал им привычные имена, принесённые со старого места – так возникали двойники. Во все века тульские историки не были добросовестными, а липецкие до сей поры не родились.
В Дон впадают обе одноименные реки, а Меча протекает в 50-ти км к западу от известного памятника битве, поэтому на новом месте перестала служить ориентиром, и, как параметр, подходит только к нижней реке, поэтому её к нашему времени выбросили на свалку истории. Как аргумент, у нечаевцев осталась только верхняя Непрядва. Впрочем, самые мудрёные спорщики трактуют простой термин «устье Непрядвы» шиворот навыворот, переделывая в него исток. Это они, в поисках истины, ушли с берегов Дона на Волово озеро, а самые шустрые удрали аж в саму Москву, к чёрту на Кулишки, бросив и Дон, и Непрядву.

Перехваль, Глинка, Славная на карте Менде 1821 года
Посмотрим, что происходило у победной Славной реки? Первые двести лет история нижней Непрядвы угасала. В 1483-м году здесь известно «Романцево с уездом», следы которого потерялись. Возрождённая Лебедянь и село Перехваль появились в документах с 1613 года, а новый Данков с 1619-го. С момента организации Сторожевой службы, служилые люди получили земельные наделы и образовали новые поселения несколько раньше переписи. К примеру, сельцо Лебедянское Городище известно с 1605 года. К началу 17 века место Куликова Поля помнили немногие жители, всегда остававшиеся в родных местах, казаки и дети боярские, вернувшиеся на земли предков, да священнослужители. Они хранили предания и речку называли, как повелел Дмитрий Донской. Мои фантазии? Отнюдь. Из татарских летописей имеем Субар – Славная река, плюс факт из местной топонимики. Современная деревня Плехотино, стоящая по-соседству, в другие времена носила разные наименования, как показано в списке поселений 1882 года и на атласе 1821-го, была она Старое Спешнево, а в самом начале – Славная! Своё необычное говорящее имя деревня получила от имени реки, однако в наше время речка называется «Вислая». Если разобрать гидрологию Перехвалки с её притоком Вислая, то они больше подходят под старую Непрядву по длине и по водности.
Народная память и легенды гаснут постепенно, им трудно противиться официальной версии. Печатное слово, даже неверное, закрепляется твёрдо. В «Книге Большому Чертежу» от 1627 года значится одна Непрядва – верхняя, и река Перехвал (подробно историческая ситуация того периода раскрыта в главе «Междоусобица»).
А как вам понравится Победная под Скопиным, в точке летописного Березуя, наречённая в честь славной победы? На неё никто не посягнул, потому что под ногами не мешается, запросто игнорируется. Оказалась далеко и от Перехвала, и от Куликовки. Об усечённом в исторических правах Березуе расскажу подробно в отдельной главе «Легендарный, летописный Березуй» – знаковая точка того стоит.
Приближался 200-летний юбилей, а великая победа служила знаменем в борьбе с татарами. Икону Донской Богоматери, подаренную казаками Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой, его потомок – Иван Грозный, брал в поход на Казань в 1552 году. После победы на Волге русская экспансия пошла на юг – Подонье стали заселять, для контроля путей набегов на Русь ставить сторожи. В это время нижняя Непрядва не значилась ни в одном документе. Без труда нашли верхнюю Непрядву в соседнем регионе. Она попала в документы о сторожах в 1571-м и неоднократно приведена в источнике:
«Из Епифани: Сторожа вверх Сукромны и Непрядвы, а сторожам на ней стояти из Епифани трём человекам» (17).
В этот момент прокралась в русскую историю глобальная ошибка. Путаница стала набирать обороты, а истина пошла встречным курсом вниз. Но сильна ещё была церковная память и народная память о яркой победе, и имелись исторические первоисточники. Период времени до Раскола Церкви в середине 17 века был гибридным. В нём всё смешалось. С одной стороны фигурировала верхняя Непрядва с названиями пунктов землевладения, похожими на летописные, а с другой – Красный холм за Красивой Мечой, Гусин брод в Лебедяни, точка Березуя возле Скопина, Кузьмина Гать на Цне. Память о битве увековечили наименованием пунктов в местах её прохождения. Появились: Димитриевское, Сергиевское и Тютчево на Мече, Славная у речки Перехвалки. Были восстановлены: Дмитриевское с монастырём на Вёрде, Рождественский престол в церкви села Перехваль и другие. Русская Православная Церковь начала грандиозную работу по установке храмов-памятников, о которой подробно рассказано в главе «Древнейшие памятники Куликовской битвы». С противной стороны историки вынуждены были начать «исправление» фактов и навязывать свои варианты развития событий, что нашло отражение во вторичных документах (в публикациях) от середины 17 века, и продолжается бесконечно. Постепенно стали исчезать памятные наименования, а вместо них появились придуманные: Кузьмина Гать-на-Мече, Красный холм у верхней Непрядвы, Зелёная Дубрава, Рождественское.
Вслед за сторожами появились новые поселенцы Данковского уезда (Ишутины, Оболешины – современные лебедянские фамилии), которые метко поймали ситуацию, сложившуюся к 1571 году: если героическая Непрядва находится там, то здесь – непонятно за что перехвалённая Славная река?! Среди них были люди с верхней Непрядвы вернувшиеся через 200 лет на землю предков, «разъяснившие» местным ситуацию с Куликовым полем, поэтому в документах появилась «Перехвалка», имеющая в названии сильно язвительный оттенок иронии насчёт славы этой реки: «Сельцо Перехваль (Хрущёво, Большое Селище) на реке Перехвали под Романцовским лесом» (18). В документах начала века встречается самый прямой и жёсткий вариант – «Перехвал». Как видим, село за короткое время успело сменить несколько имён, а речка именуется то так, то этак.
О Перехвали говорится:
«Село Перехваль на речки на Перехвалки. А в селе церковь древена клецки во имя Рождества Христово. А в церкви Божие милосердье оброзы и книги и ризы, и колокола и всякое строенье мирское. Да на церковной земли поп Мартин, пономарь Кондрашко Ондреев» (19).
Самая ранняя дата основания села известна из владельческого документа Василия Соседова:
«А владеет он тем поместьем по выписи Осипа Секерина да Добрыни Русанова 122-го году (1613/14)» (20).
Спросите, что это за Большое Селище, в чью честь? Однозначно, памятное место летописного села Рождественского. И Селище, и Городище – это имена, говорящие о том, что привязаны они к местам старых поселений, имевших до разрушения статус села или города. К примеру, имя Лебедяни воскресло в сельце Лебедянское Городище.
Сорока лет хватило, чтобы ко времени первой переписи «разобраться» со Славной рекой.
Село Перехваль в 1613-м году вошло во вновь образованный Лебедянский уезд, и в 1628-м ещё значилось в нём. Перекройка границ уездов с расчленением территории Куликовской битвы, произошла в 1638-м, во время очередной крупной реорганизации сторожевой службы (см. «Сторожевая служба Лебедяно-Данковского края»). Данковский уезд в тот момент был небольшим по площади, с малым количеством поселений, по-сравнению с Лебедянским, распростёртым далеко на юг, поэтому его пополнили несколькими сёлами. После всех неурядиц село передали Данковскому уезду, а место Славного Поля показательно вырезали ломаной линией из состава лебедянских земель. Нижняя Меча с Красным холмом, на котором добивали войско Мамая, оказалась в Бруслановском стане Елецкого уезда. Вот вам и весь расклад.
Сравните, что весомей: не успевшая созреть, растерзанная и предавшая государя Лебедянь, служившая разменной монетой в период Смуты, или крепкий древний Данков, давший отпор всем супостатам? Судьбу нижней Непрядвы – Славной реки, вручили данковским помещикам, а у них во владении уже была своя собственная Непрядва. Это сыграло роковую роль. Отстаивать наименования и историю рек соседних уездов стало делом абсурдным. Юридически упустив Куликово Поле с Перехвалью, лебедянцы потеряли практический смысл за него бороться. Названия, связанные с полем битвы, в трансформированном виде постепенно перешли в межевые документы Епифанского уезда. К 1670 году Куликово поле заняло всё пространство у верхней Непрядвы, и многократно отмечено в Писцовой книге дьяка Андрея Щепотева. К моменту издания карты в 1780 году, через четыре столетия, все названия воспринимались, как исконно местные. Степану Нечаеву оставалось всё подхватить и в 1820 году написать письмо тульскому губернатору. В 1833-м Степан Дмитриевич занял пост обер-прокурора Священного Синода и, в явном виде, «продавил» вопрос перед царём. В 1836-м году Николай I своим указом назначил Куликово поле на ложном месте и разрешил установку памятника. Мнимое поле у Телятинки, очутилось на собственных землях помещика, государственного деятеля и яростного патриота. (Подробнее о роли Нечаева смотрите в главе «Перед Полем Куликовым»).
Русская Непрядва происходит от угорского «Нимряд» – «невкусная, непитьевая вода» (21). По мнению Сергея Паршина, первые русские переселенцы приставили к татарскому гидрониму обычную «ва» – образовалась Нимряд-ва, которая со временем трансформировалась и получилась легко произносимая русская Непрядва – река, которая совсем не прядётся. В устной речи на местном диалекте звучит ещё проще – «Нипрядва».
Летописцы всегда писали скупо. Непрядва значится в комплексе с другими объектами региона: с Доном, Мечой, селом Рождественским – этого было вполне достаточно. Село Рождественское уничтожили, а реку Непрядву переименовали, а факт переименования не зафиксировали в русских документах и забыли. А почему? Сработал фактор неприятия – просто язык не повернулся! В народной памяти навечно закрепилось название речки, на которой была одержана блистательная победа. Встаньте на место предков и попробуйте написать: «Победу в Куликовской битве одержали на реке Славная». Что, не получается? Со славным Сталинградом такая же ситуация! Сама история приготовила этот казус. Лет через двести в новых документах новые события стали фиксировать в привязке к реке Непрядве и к Перехвалке. Такова обычная историческая практика.

Нимряд – Субар, с точным указанием, где она находится, сохранилась в булгарских документах. Для татар ситуация была другая, подумайте сами... С лёгкостью отразили они новое название Непрядвы. Разгромили войско Мамая, а Булгарское государство существовало ещё лет двести и хранило документы.
Тем не менее, в русских летописях привязка достаточно точная и содержится в цитате:
«Уже Мамай-царь на Гусин брод пришёл, и одна только ночь между нами, ибо к утру, он дойдёт до Непрядвы» (22).
Гусин брод – в Лебедяни, а нижняя Непрядва (Перехвалка) – в 15 км выше по Дону. Только в этих местах они чётко и однозначно взаимосвязаны. В ту эпоху расстояния отмеряли днями пути или суточными интервалами. В документе речь идёт о второй части армии Мамая, ведомой Багуном от Кузьминой гати, которая прискакала на Гусин брод 7 сентября. В этот момент другая Непрядва не светилась. Покажите другой Гусин брод, который находится на дистанции утренней пробежки до усадьбы Нечаева? Не подберёте. Поэтому его отбросили на свалку истории и совсем не вспоминают. Эти факты подробно раскрыты далее, в главе «Дорожная карта Куликова поля».
Сразу же после Стояния на Угре в 1480 году и падения татаро-монгольского ига, русские князья взялись строить новую Русь и наводить порядок в окраинных землях юга. Принадлежность разорённых земель междуречья определили договором между Московским княжеством и Рязанским в 1483 году. В документе взаимосвязаны уезд «Романцов весь» и Меча. Со времени Куликовской битвы прошло всего сто лет. Почему нижняя Непрядва не попала в документы? Не стали напоминать о деликатных обстоятельствах Куликовской военной кампании, в период которой эти княжества формально враждовали, да и не её была тема. Уезд Романцов своим наименованием увязан с обширным Романцовским лесом, покрывавшим зону междуречья от устья Мечи до нижней Непрядвы. Историки до сей поры спорят: кому принадлежали эти земли? Нижняя Непрядва всё ставит на свои места: и Куликово Поле, и русские земли.
На карте Епифанского уезда 1780 года у новой речки Смолки появилась деревня Смолка (Оболешино). К моменту издания карты поселение переименовали, а речку Смолкочь назначили Смолкой, то есть подогнали под Ростовскую летопись.
Могу заявить, что древняя речка Смолка впадает в Дон в современной деревне Селище, а её название тоже потерялось. Место Смолки с абсолютной точностью и достоверностью выводится из Ростовской летописи. Эта речка называется Глинкой в межевых документах начала 17 века, и с 18 века на картах Данковского уезда. Своё новое имя речка получила от глиняного карьера, открытого на левом берегу, в самом центре села. Речка несла жёлтую глину, как бы подчёркивая уничижительное отношение к местным преданиям.
В наименованиях «Перехвалка» и «Глинка» просматривается намеренная процедура уничтожения конфликтных прославленных гидронимов. Было вызывающе подчёркнуто, что здесь никакая не Славная река, а незаслуженная Перехвалка, не легендарная Смолка, а всего лишь – гадкая Глинка. Это служит прямой уликой.
В 2005-м ошибочное место Куликова поля утвердили на конференции. Какая была им разница, где поминать, а уж праздновать – тем более. Есть такое понятие: устоявшаяся общепринятая версия, чаще всего, базирующаяся на неистребимых и живучих мифах, которая всегда утверждается голосованием.
В наши дни самым большим аргументом в пользу официальной версии служит новый музей, открытый на ложном поле в 2014 году. Вера не требует доказательств. Истину всегда понимает меньшинство, она пробивает дорогу только при поддержке прозорливого правителя, что бывает весьма редко. Сразу же вспоминается судьба Галилея…
Ключевой момент в определении места Куликовской битвы – это вскрытие тайны двух речек по имени Непрядва: нижней и верхней. Отсюда вытекает историческая ошибка с назначением Куликова поля у верхней Непрядвы. К нижней Непрядве вяжутся все указания из летописей и прочие документы, сходится топография и хронометраж.
Историки и исследователи, спуститесь вниз по Дону на 70 км к нижней Непрядве – Перехвалке и к Глинке – Смолке, к братской могиле на перехвальском поле, соберите остатки оружия на Лебедянских полях, которые теперь сильно выбиты чёрными копателями – у вас сойдутся все вешки, и восторжествует истина. Но, тогда придётся переписать самую яркую часть Российской истории.
На это надо иметь мужество!
Список примечаний и источников информации смотрите в конце 1-й главы «Перед Полем Куликовым» http://62info.ru/history/node/15469 или на сайте «Каменный Конь»
http://kamenny-con.narod.ru/index/primechanija_istochniki_informacii/0-6...
4-й раздел в полном объёме открывается по ссылке «Свет забытой Непрядвы» http://kamenny-con.narod.ru/index/nepryadva_kulikovo_pole/0-15
Все материалы и разделы 5-го издания исторической монографии «Свет забытой Непрядвы - 2022» в полном объёме опубликованы на сайте автора «Каменный Конь» http://kamenny-con.narod.ru
Продолжение смотрите на данном портале в 3 и 4 главе «Красный холм и Кузьмина Гать» http://62info.ru/history/node/15468
Последняя правка в апреле 2022 года.
Николай СКУРАТОВ.
Комментарии
Документы по землевладению Епифанского уезда автор НЕ ЧИТАЛ, а потому НЕ ЗНАЕТ и ЗНАТЬ НЕ ХОЧЕТ, что речка в Епифанском уезде называлась Смолкой до появления там помещиков ОБОЛЕШЕВЫХ — представителей древнего русского дворянского рода.
Смолкочь - это вторичное название, производное от перехвальской Смолки, перенесённое переселенцами вверх по Дону, по мере заселения края. Там, на епифанском поле все названия прошли такую трансформацию, кроме Дона и Непрядвы.