Наша память слаба и век наш, людской – деревянный.
Мир не помнит былое на тысячу лет.
Время – хваткий могильщик, надёжный, туманный –
Беспощадно к Героям, не пишет их славных побед.
Не ходи, не зови, не пугай всех пронзительным ликом,
Слушай стон тишины и пытливо назад посмотри,
Подбери слабый, тлеющий в Поле забытом –
Уголёчек последний, угасшей Зари.
Начало 4-го раздела смотрите в 1-й главе «Перед Полем Куликовым» на данном портале http://62info.ru/history/node/15469
В Куликовской битве погибли тысячи воинов, но с той поры не найдено никаких захоронений у верхней Непрядвы, а перемещать убитых на большое расстояние не имело никакого смысла. В чём проблема? Посыл неверный, искали не в том месте. Что угодно можно выдумать, но нельзя предъявить кости из виртуальной могилы – всё лопнет при первой же проверке. Куликово Поле находится у нижней Непрядвы (Перехвалки), и братская могила тоже здесь.

Вид на Перехваль из космоса.
В летописи говорится прямо:
«Стоял князь великий за Доном на костях восемь дней, пока не отделили христиан от нечестивых. Тела христиан в землю погребли, а нечестивые тела брошены зверям и птицам на растерзание» (71).
В древнем варианте сказано:
«Стоял князь великий за Доном на костех осмь дней, дондеже разобраша христиан с нечестивыми. Христианскаа телеса в землю покопаша, а нечестивых телеса повръжена зверем и птицам на расхыщение» (72).
Вот и булгарские летописи твердят о том же:
«Саурбек Барынджар похоронил павших в ней булгар у чиршийского аула Кызыл (ныне – Красное, на дороге Елец-Лебедянь). Это булгарский бек Булат, сын Бигеша (Бегича), на левом берегу Кызыл Мича, в ямах и траншеях балынцев, а Иджим-Тюряй (Дмитрий Иванович) похоронил павших балынцев (москвичей) севернее Кызыл Мичи, на реке Нимряд… (современная Перехваль)» (73).
Для отдания особых почестей, на территории Симонова и Спасо-Андроникова монастырей в Москве захоронили наиболее выдающихся воинов, среди которых Александр Пересвет и Родион Ослябя. Там же есть могилы дружинников, умерших от ран на последнем этапе похода.

Поклонный крест в Полибино http://kamenny-con.narod.ru/_ph/4/993149638.jpg
Придорожные могилы Куликовской битвы
Краевед И.К. Лактионов пишет о могиле рядом с селом Полибино Данковского района:
«Рядом со старинной дорогой на Бегичево – большаком, расположены братские могилы времён Дмитрия Донского. По преданию, здесь погребены русские воины. Ю.С. Нечаев-Мальцов в 1896 году в Дмитриев день на братских могилах поставил мраморную плиту с надписью: «Здесь погребены русские воины, павшие в битве с Мамаем» (74).
Как Нечаевы объясняли такое явление? Неизвестно. Эта массовое захоронение не вяжется к верхней Непрядве, поэтому в 20 веке вызывало много безответных вопросов и большие сомнения в достоверности, несмотря на первый музей Куликовской битвы, устроенный в Полибинской усадьбе. Что делали русские дружинники в южном направлении, в 30 км от официального поля битвы? Поэтому место особенно не берегли: ни старый обелиск, ни могильная часовня, ни музей до наших дней не сохранились, а площадка постепенно зарастает. В 70-е годы 20 века приходили археологи, едва приступили к раскопкам, пошли затяжные дожди – место превратилось в болото. Эвакуировались и больше не появлялись.
Князь Дмитрий Московский разбил армию Мамая дважды: на реке Воже и на Дону. В Вожской битве (1378) топили войско Бегича, далеко, в двухстах км от Полибино. На Поле Куликовом (1380) разгромили самого Мамая, как казалось, близко рядом, поэтому принадлежность братской могилы не вызывала сомнений у дворян Нечаевых.

Надпись на табличке http://kamenny-con.narod.ru/_ph/4/613698651.jpg
Сведения из текста таблички вносили противоречие в официальную версию, прямо сказать, ставили её под сомнение. На момент установки нового памятного креста, современные лукавые краеведы-нечаевцы из Липецка о моей разработке знали. Метод нечаевцев всех поколений: подгонка и подтасовка документов, выдумывание фантастических версий, игнорирование летописных указаний. Чтобы исключить малейшую двусмысленность в этом вопросе, текст на новой табличке намеренно исказили, сделали универсальным. Теперь его можно трактовать, как угодно, соотнося с любым эпизодом долгого периода борьбы с Мамаем:
«Здесь покоятся русские воины, павшие от орд Мамая».
Могила устроена у современной асфальтированной дороги, к западу от неё, в четырёх километрах к северу от Полибино на координатах 53 градуса 32.005 минут N и 38 градусов 58.046 минут E. Оканавлен участок размером сто на сто метров. В памятные дни около поклонного креста проходят церковные службы. Рядом раскинулись ровные поля, и нет ни одного ориентира, за который можно зацепиться. Почему, для захоронения выбрано именно это, ныне пустынное место? Разумно воспользовались уже готовой лесной поляной у большака.
На эту удочку попались некоторые разработчики новых версий. Одна из них привязывает само поле битвы к этой могиле, а овраг Рыбий Верх, пролегающий к югу от Полибино, служит им дополнительным основанием. Конечно, братская могила – это аргумент серьёзный, но сюда не ложатся прочие летописные указания, то есть не складывается совокупность доказательств.

Урочище Кресты на дороге Долгое - Чернава
Ещё на две могилы указали Никонов Олег, из села Долгое, и Амеличкин Юрий. Первая – в урочище № 137 с символическим названием «Кресты», на берегу оврага Верх Крестовой у дороги Долгое – Чернава. Вторая – в урочище Осинова Гора, по дороге на Старый Данков, к северу от брода, который в селении Бибиково. В этих, ныне затерянных местах, на карте от 1821 года показаны участки церковной земли, а вокруг нет ни одного культового объекта. Могилы берегли священнослужители, поэтому участки принадлежали церкви. Кресты давно истлели, и только местные патриоты помнят предание о захоронениях воинов.

Крестовой овраг, Осинова гора, Долгое на карте Менде 1821 года
Полибино, Кресты и Осинова Гора находятся, на разных берегах Дона на параллельных дорогах, ведущих на север, в 40 км от Перехвали – на расстоянии одного перехода. Раненых увозили в родные княжества. Обоз передвигался не быстро. С момента битвы могло пройти до десяти дней, потому что 8 дней хоронили погибших на Куликовом Поле. И уж никак эти павшие не могли попасть сюда с верхней Непрядвы – не только не попутно, а совсем в противоположную сторону. Могу заявить, что здесь похоронены воины, умершие на первом этапе. Рубленые и резаные раны открылись во время тележной тряски на грунтовой дороге. А что было делать? Ждать их заживления в чистом перехвальском поле? Продолжительные остановки делали на реке Победной и в Коломне, и вернулись в Москву в конце октября. Нетрудно понять, что подобными безвестными могилами уставлена вся дорога домой. Кто прошёл через Полибино и Осинову Гору? Дружины западных городов Руси, которым уходить домой крюком через Коломну было не выгодно.
Маршрут похода на битву был вынужденным, связанным с развитием оперативной обстановки, поэтому зигзагообразным. Возвращаться прежним извилистым путём не имело никакого смысла, тем более через Лопасню. Дмитрий Донской вернулся в Москву через Скопин и Коломну. Полагаю, что самая большая дружина ушла в Березуй через Долгое и Чернаву. На этот маршрут указывает легендарная могила в урочище Кресты. Дон в селе Долгом маловодный, по сравнению с Романово. В него ещё не влились довольно крупные реки Рожня, Кочуровка, Паника, Вязовка, Непрядва-Перехвалка. Мост не был нужен. Реку легко перешли вброд по колено, несмотря на холодную сентябрьскую воду, и переехали на телегах, не замочив поклажу.
Почему в Коломну не спешили? Чем занимались больше месяца? Стояли в Победной, отдыхали, залечивали раны, принимали рязанских бояр с подарками, хоронили умерших и ставили храм Дмитрия Солунского в точке нынешнего монастыря. Сила воды белого источника Купели, освящённого именем целителя Пантелеймона, известна с древнейших времён. В точке Березуя живут предания, что село Победная основали инвалиды, которые возвращались с Куликова Поля. В алтаре церкви Воскресения Христова парят святые души воинов Куликовской битвы и ждут часа воскрешения. Их забытые могилы следует поискать рядом с алтарём.
Перехвальская могила Куликова Поля
Место главного захоронения Куликовской битвы вскрыли ещё в 20 веке. В 1972 году роторный экскаватор рыл траншею под водопровод глубиной до двух метров и случайно прошёл через братскую могилу – перемолотые кости сыпались с транспортёра, как щебёнка. Особого значения этому не придали, поступили по-русски тихо и спокойно – постарались не сломать программу водоснабжения. Уложили трубу, и закопали всё. В 1991 году на этой же площадке строили новый микрорайон села Перехваль. При рытье траншей под фундаменты домов, экскаватор доставал человеческие кости в массовом количестве. В этот раз не сломали жилищную программу. Водопроводчики и строители не поняли, чьи останки потревожили? О Куликовской битве и братской могиле уже никто ничего не знал – всё прочно забыли за 600 лет. Священное место народная память хранила столько времени, сколько смогла, полагаю, до конца 19 века. Здесь вам не Полибино, где хранителями придорожной могилы были Нечаевы-Мальцовы. В тот период подняли верхнюю Непрядву, а нижнюю окончательно затоптали.

Место братской могилы за Смолкой (Глинкой) в селе Перехваль
Данковский краевед И.Ф. Малюков, после прочтения моей книги «Каменный Конь на Поле Куликовом», 2012 года издания, рассказал о странном скоплении человеческих костей в этом месте. Ученики приносили их со своих усадеб в школу, после каждой перепашки огородов. Учитель истории держал эти кости в своих руках, недоумевал, не понимая их принадлежности, и отправлял посылки назад. Только не подумайте, что опытный человек не отличил кости животных от человеческих, как хочется предвзятым нечаевцам. Судьба этих находок неизвестна, школа закрылась в том же году, не приходя в сознание, а историк вышел на пенсию. Мне не повезло – костей Малюкову больше не принесли.
По моей просьбе Иван Фёдорович опросил очевидцев и выяснил некоторые подробности. Самыми ценными сведениями поделился коренной житель села Чаплыгин Виктор (р. 1950), усадьба которого расположена рядом с восстановленной часовней Рождества Христова, хранительницей которой служит его жена Надежда. До тридцатых годов 20 века на месте древнего храма стояла старая часовня. По рассказу Виктора, место на восточном лугу за часовней считалось дурным: во все времена здесь выворачивали человеческие кости, при попытке его распахать. Дурной луг старались обходить стороной. Подобные внушения он получал от своей бабушки с детства. К северу от луговины, за дорожкой, ведущей на восток к Глинке (Смолке), росла дубовая роща, которую срубили в 20 веке. В советское время выход нашли, и на этой просторной площадке, включающей территорию сведённой рощи, высадили колхозный яблоневый сад, а пахать перестали. Сад спилили в 70-е годы 20-го века, когда состарился. Потом снова пытались пахать, и опять пошли кости. Странное поведение жителей оправдано острой нехваткой земельных угодий. Уже теперь, после определения главного сражения Куликовской битвы в село Перехваль, не осталось сомнений: мы открыли место братской могилы, в которой похоронены воины.
Сам собой встаёт вопрос: что же это за могила, в которой плуг цепляет покойников, почему такая мелкая? Всё объясняет структура почвенных пластов на перехвальских холмах. Сверху лежит слой относительно рыхлого грунта толщиной до 40 см, а ниже идёт материковая, очень твёрдая глина, которую ломом надо долбить. Этот рыхлый слой наполовину пласта чернозёмный, перепаханный, а под ним лежит серый подзол, образованный почвой древнего леса. Можно потрудиться, поработать ломом и глубоко похоронить родного покойника на обычном кладбище, но когда их тысячи... Поэтому зарыли мелко, как смогли, можно сказать, присыпали слоем земли: «… христианскаа телеса в землю покопаша…».
Могила вплотную примыкает к полю битвы. С её южной стороны пролегает глубокий безымянный овраг, который вливается в Глинку (Смолку). Ландшафт, открытый и ровный к западу, позволял не ограничивать захоронение в размерах. Человеческие кости находили на площадке размерами с запада на восток до двухсот метров, а с юга на север около ста. Здесь за восемь суток могли захоронить до двадцати тысяч. Такое количество погибших хоронят «ковровым способом». Роется первая траншея, и в неё укладываются тела, по-христиански ногами на восток. Потом рядом готовится ложе для второго ряда, а земля, вынутая из второй траншеи, сразу же перебрасывается на первый ряд, и служит для его засыпки. Покойников укладывают во второй ряд ногами близко к головам первого. Можно уложить в два или в три слоя, тогда площадь могилы уменьшится в два-три раза. И так до бесконечности, пока не будут погребены все погибшие, ряд за рядом. Безусловно, начинали рыть могилу со стороны Смолки (Глинки), а закончили, не доходя до церкви, когда похоронили всех. Постоянно работали на некопаной, на ещё твёрдой поверхности, имеющей благоприятный уклон в сторону речки, а рыхлая, заполненная покойниками площадка, постепенно удалялась. Западная граница захоронения не доходит до старых домов села – на их подворьях кости не попадались.
Хорошим указателем служит трасса водопровода, проложенная с южной стороны новой часовни и вдоль дороги, на которой стоят старые дома. Рядом с трубопроводом нужно вести поиск захоронения: копать шурфы, постепенно приближаясь к постройкам 1991 года. Второй от юго-восточной окраины дом стоит точно на костях. Его место вскрывали дважды: при рытье траншей под водопровод и под фундамент. Трубопровод пересекает огород этого дома и уходит на восток к застройке на речке Глинке.
Замечу. С каждым годом плуг цепляет костных останков всё меньше. Верхний слой могилы перелопатили в первые двадцать лет распашки и собрали все ужасающие, поначалу обильные находки. Постепенно все привыкли, удивляться перестали, а прочие кости лежат глубже распаханного слоя. Нынешняя Перехваль вошла в стадию умирания. В настоящее время над могилой обрабатывается всего лишь один огород. Стаявший снег и весенние ливни промыли всё, что лежало на вспаханной поверхности. Ходил и смотрел. На площади радиусом метров в пять, в точке с координатами 53 градуса 07.794 минуты N и 039 градуса 06.227 минут E лежали несколько костных человеческих останков: фрагмент тазовой кости, фрагмент черепа с глазницей и верхней челюстью с зубами, пара более мелких осколков, непонятного мне отношения. Я перенёс их в одну точку на меже и оставил.
Место, для братской могилы, выбрано идеально, если подходит такое определение. Захоронение устроили обособленно, укромно. Площадка не была залита кровью и не завалена телами коней и врагов. Поминальный Рождественский храм срубили во время похорон, по повелению Дмитрия Донского, в соответствии с православной традицией, к западу от братской могилы. И здесь просматриваются грамотные, умелые, логичные действия руководителей той военной кампании.
Все усопшие перехвальцы лежат на погосте в центре села, в хорошо известном месте. На кладбищах покойников плугом не цепляют. Село было маленьким вплоть до начала 19 века (75).
В одной из публикаций промелькнула информация, что похоронены павшие на склоне реки Непрядвы, а могила смотрит в родную сторону. Из какого источника родилась такая версия, осталось неизвестным, а могилу по этой подсказке у той Непрядвы не нашли. Но если отнести её на перехвальское поле, то всё будет правильно: площадка могилы слабо наклонена в сторону Непрядвы, и в сторону Смолки, и в сторону дороги, по которой пришли на Поле Куликово русские войска. В Перехвали сходятся абсолютно все исторические вешки. Имеются все ориентиры: братская могила, Рождественская часовня возле неё, Прощёный колодец – памятники скромные, зато подлинные, без натяжки. Священные кости предков взывают к исторической справедливости!
Предания Красивой Мечи
Красивую Мечу выбросили из исторического оборота. Сведения из русских летописей, противоречащие официальной версии, однажды надоели, а с преданиями и легендами перестали считаться. Никто не пытался искать братские могилы Куликовской битвы на её берегах. Из булгарских источников следует, что захоронения русских воинов, погибших у переправ Красивой Мечи, устроены на левом берегу «в ямах и траншеях». Могил может быть несколько. В прошедшие века загадочные курганы привязали к себе все местные легенды. Два стояли рядом с бродами в Троекурово, как раз на левом берегу. Их срыли археологи. Ландшафт здесь сильно изменился с древности: стоит Троекуровская ГЭС с плотиной, берега застроены жилыми домами и исковерканы заброшенными каменоломнями с отвалами породы. Курган Волотова Могила, отмеченный в «Книге Большому Чертежу», располагался на правом берегу Мечи у северной околицы Тютчево. Легенда, опубликованная в 19 веке, рассказывает, что рядом с курганом похоронен Руса, брат разбойника Тяпки, погибший в поединке с татарином. Хотя, курган получил своё наименование до Куликовской битвы, и стоял он в летописном Чурове.

Вероятное место могилы у старого Дрысинского брода в Сергиевском
Очень велика вероятность русской могилы перед Сергиевским. Небольшой могильный холмик заметен за рекой напротив взорванного храма Сергия Радонежского. В этом месте один из рыболовов рыл червей, а раскопал кости.
Деревня Буравцева расположена на холме, на котором стоял шатёр Сабана Кашани. Чурилов Василий поведал: на буравцевом поле напротив Кузьминского брода при пахоте попадались человеческие останки. Здесь могут лежать ордынские воины, погибшие в давке на реке. А ещё, кости находили на поле в самом устье Птани, на левом берегу Красивой Мечи – русские кости, если следовать логике. Множество дружинников погибло на лугах у Большого Верха и у Хрущёвки. Их рубили татары из отряда Сабана, прикрывавшие удиравших с поля битвы. Кости обнажились в раскопе карьера у Пятого отделения на правом берегу Мечи, напротив села Курапово. Кроме последних боёв Куликовской битвы, на берегах Красивой Мечи происходили и другие стычки, поэтому невозможно судить, к каким событиям, какого исторического периода относятся подобные сведения? Автор не пытался привязать рассказы местных жителей к реальной местности, не имея опыта по древним захоронениям.
По некоторым источникам, русская сторона потеряла до 20000 (76), а татарская – около 25000 (обоих крыльев мамаевского войска, без потерь Багуна). Булгарские летописи называют и другую цифру потерь Мамая – около восьми частей от девяти, а это более 60 тысяч, а русских пехотинцев – до 55-ти. Цифры в источниках сильно разнятся. Границы могилы и количество покойников легко выяснить с помощью раскопок, но поисковикам-археологам всегда будет мешать ошибочная государственная версия. Никто не станет вступать с ней в конфликт.
Несмотря на многолетние энергичные усилия, не обнаружено захоронение у верхней Непрядвы – его там нет! И чего только не выдумывают нечаевцы в своё оправдание: местные крестьяне растащили убитых по погостам, трупы растворились в кислой почве. Летом 2014 года Михаил Гоняный исследовал кладбище в селе Монастырщино, пересчитал всех покойников, а нужных так и не нашёл. Археолог честно доложил: захоронение началось с 17 века, а количество усопших соответствует числу местных. Михаил Иванович исследовал все могильники того региона, и неоднократно указал в отчётах: памятник археологии распахивается. Речь идёт о распашке верхнего почвенного слоя, а не о глобальном перепахивании и сглаживании глубоких оврагов, как хотелось бы ретивым нечаевцам, а все древние косточки, против их воли, лежат целёхонькими сквозь тысячелетия.
Попытки Льва Ольхового призвать на раскопки археологов, закончились лукавыми отписками. Вся переписка показана в разделе пятом - «Галилей на Куликовом поле», который будет опубликован по ходу разбирательства. Нужна ли кому-то объективность? Не ждите! Они не придут к братской могиле в селе Перехваль. Тянуть через века пустышку – блаженное состояние синекура.
Откопать Перехваль – закопать Нечаева!

Курган Волотова Могила над Красивой Мечой
Расцвела в чистом поле пустая неправда.На забытых могилах кресты не стоят.
Белым лебедям светит седая Непрядва,
А они, салютуя, над Полем трубят.
Список примечаний и источников информации смотрите в конце 1-й главы «Перед Полем Куликовым» http://www.history-ryazan.ru/node/15469 или на сайте «Каменный Конь»
http://kamenny-con.narod.ru/index/primechanija_istochniki_informacii/0-6...
4-й раздел в полном объёме открывается по ссылке «Свет забытой Непрядвы» http://kamenny-con.narod.ru/index/nepryadva_kulikovo_pole/0-15
Все материалы и разделы исторической монографии «Свет забытой Непрядвы» - 2022 в полном объёме опубликованы на сайте автора «Каменный Конь» http://kamenny-con.narod.ru/index/svet-zabytoj-neprjadvy-2022/0-218
Продолжение смотрите на данном портале в 10-й главе «Оружие Куликовской битвы» http://62info.ru/history/node/15462
Последняя правка в апреле 2022 года.
Николай СКУРАТОВ.