Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Могила Куликовской битвы

Могилы Куликовской битвы. Глава 8.
В летописи говорится прямо:
«Стоял князь великий за Доном на костях восемь дней, пока не отделили христиан от нечестивых. Тела христиан в землю погребли, а нечестивые тела брошены зверям и птицам на растерзание» (70).
В древнем варианте сказано:
«Стоял князь великий за Доном на костех осмь дней, дондеже разобраша христиан с нечестивыми. Христианскаа телеса в землю покопаша, а нечестивых телеса повръжена зверем и птицам на расхыщение» (71).
Погибших было много тысяч, но с той поры не найдено никаких захоронений у верхней Непрядвы, а перемещать их на большое расстояние не имело никакого смысла. Посыл неверный, искали не в том месте. Выдумать можно, что угодно, но нельзя предъявить кости из виртуальной могилы – всё лопнет при первой же проверке. Куликово Поле находится у нижней Непрядвы (Перехвалки), значит, братская могила тоже здесь.
Начало 4-го раздела смотрите в 1-й главе «Перед Полем Куликовым» на данном портале http://62info.ru/history/node/15469
Ris__18__Vid_na_Perehval_iz_kosmosa.jpg
Вид на Перехваль из космоса.
Вот и булгарские летописи твердят о том же:
«Саурбек Барынджар похоронил павших в ней булгар у чиршийского аула Кызыл (ныне – Красное, на дороге Елец-Лебедянь). Это булгарский бек Булат, сын Бигеша (Бегича), на левом берегу Кызыл Мича, в ямах и траншеях балынцев, а Иджим-Тюряй (Дмитрий Иванович) похоронил павших балынцев (москвичей) севернее Кызыл Мичи, на реке Нимряд… (современная Перехваль)» (72).
Хочу предупредить «чёрных копателей», что кроме священных костей в этих могилах, ничего не может быть. Оружие во все времена ценилось, его тщательно собрали за восемь похоронных дней, включая стрелы.
Известны захоронения наиболее выдающихся воинов на территории Симонова и Спасо-Андроникова монастырей в Москве, для отдания особых почестей, среди которых Александр Пересвет и Родион Ослябя, а также дружинников, умерших от ран на подъезде к городу.
Придорожные могилы
Краевед И.К. Лактионов пишет о могилах рядом с селом Полибино Данковского района:
«Рядом со старинной дорогой на Бегичево – большаком, расположены братские могилы времён Дмитрия Донского. По преданию, здесь погребены русские воины. Ю.С. Нечаев-Мальцов в 1896 году в Дмитриев день на братских могилах поставил мраморную плиту с надписью: «Здесь погребены русские воины, павшие в битве с Мамаем» (73).
Князь Дмитрий Московский разгромил армию Мамая дважды: в Куликовской битве 1380 года и на реке Воже в 1378-м. В Вожской битве топили войско Бегича, а в Куликовской – самого Мамая, поэтому принадлежность братской могилы в 19 веке не вызывала сомнений даже у Нечаевых, несмотря на обратное направление. Могу заявить, что здесь похоронены воины, умершие при перевозке с Куликова Поля, которое находится в селе Перехваль. Тяжёлые раны открылись во время тряски на грунтовой дороге. Это захоронение не вяжется к верхней Непрядве, поэтому в 20 веке вызвало большие сомнения в достоверности, как и первый музей Куликовской битвы, устроенный Нечаевыми в Полибинской усадьбе, поэтому ни старый обелиск, ни музей до наших дней не сохранились. Нетрудно понять, что подобными безвестными могилами уставлена вся дорога на Москву, а последние из них устроены в Спасо-Андрониковом монастыре на Яузе.
Сведения из старого текста противоречат официальной версии. На момент установки памятного креста, современные лукавые краеведы-нечаевцы из Липецка знали о моей разработке, поэтому новый текст на табличке намеренно подогнали под нечаевскую версию, сделали универсальным, который можно трактовать, как угодно, соотнося с любым эпизодом долгого периода борьбы с Мамаем:
«Здесь покоятся русские воины, павшие от орд Мамая».

Могила устроена у современной асфальтированной дороги, к западу от неё, в четырёх километрах к северу от Полибино на координатах 53 градуса 32.005 минут с.ш. и 38 градусов 58.046 минут в.д. Оканавлен участок размером сто на сто метров. В памятные дни около креста проходят церковные службы. Рядом раскинулись ровные поля, и нет ни одного ориентира, за который можно зацепиться. Почему для захоронения выбрано именно это, и ныне пустынное место? В древности здесь рос лес. Разумно воспользовались уже готовой лесной поляной.

Foto_83__Urochische_Kresti.jpg
Урочище Кресты на дороге Долгое - Чернава
Ещё на две могилы указали Олег Никонов, родившийся в селе Долгое, и Амеличкин Юрий Иванович. Первая в урочище №137 с символическим названием «Кресты» на берегу оврага Верх Крестовой у дороги Долгое – Чернава, а вторая – в урочище Осинова Гора к северу от брода, что в сельце Бибиково у дороги на Старый Данков. В этих, ныне затерянных местах, на карте от 1821 года показаны участки церковной земли, а вокруг нет ни одного культового объекта. Могилы берегли священнослужители, поэтому участки принадлежали церкви. Кресты над потерянными могилами давно истлели, и только местные патриоты помнят предание о захоронениях воинов, погибших в Куликовской битве.
ovrag__Osinova_gora_na_karte_Mende_1821_goda_0.jpg
Карта Менде 1821 года
Полибино, Кресты и Осинова Гора находятся, на разных берегах Дона на параллельных дорогах, ведущих на север, в 40 км от Перехвали – на расстоянии одного перехода. Обоз с тяжело ранеными передвигался не быстро. От момента битвы могло пройти до десяти дней, потому что 8 дней хоронили погибших на самом поле битвы – на Куликовом Поле. И уж никак эти павшие не могли попасть сюда с верхней Непрядвы – не только не попутно, а совсем в противоположную сторону.
В точке Березуя живут предания, что село Победная основали инвалиды, которые возвращались с Куликова Поля. Здесь тоже следует поискать могилы воинов, умерших от ран. Село стоит в двух переходах от Перехвали. Маршрут похода на битву с точки Березуя, первоначально по Дысинской дороге, был вынужденным, в связи с развитием оперативной обстановки. В итоге пришли к Романцовскому броду, у которого Дон становится полноводным. Пришлось наводить мост, который сразу же уничтожили, как только переправились. Возвращаться обратно в Коломну этим же извилистым маршрутом через Лопасню не имело никакого смысла. Надо ли напоминать, что Дмитрий Донской вернулся в Москву через Коломну в конце октября. Где он бродил так долго? Полагаю, что обратно до Березуя шли через Долгое на Чернаву. На это указывает легендарная могила в урочище Кресты, к северу от Дона. Самое главное, что Дон у села Долгое маловодный, по сравнению с селом Романово. В него ещё не влились довольно крупные реки Рожня, Паника, Вязовка, старая Непрядва (Перехвалка). Мост не надо было строить. Реку легко перешли вброд по колено, несмотря на холодную сентябрьскую воду, и переехали на телегах, не замочив поклажу.
Легко понять, что в Коломну тоже не спешили. Некоторое время стояли в Победной, отдыхали, залечивали раны у святой Купели, принимали рязанских бояр с подарками, хоронили умерших и ставили храм Дмитрия Солунского в точке монастыря. Резаные раны заживают долго, при тряске на телегах раскрываются и кровоточат, то есть раненые были нетранспортабельны.
Не следует отбрасывать летописную информацию о нападении литовцев на русский обоз, возвращавшийся в Москву. По следам Ольгердовичей в район Полибино мог прийти Ягайло и разгромить малый обоз. Возможно, с места этой схватки комплектовался старинным оружием Полибинский музей. Можно полагать, что основная масса русского войска проследовала по дороге через брод у села Долгое, а потом через урочище Кресты на Чернаву. До него литовцы не достигли, поэтому добычу и трофеи благополучно привезли в Москву. Тогда, кто же прошёл через Полибино и Осинову Гору? Дружины западных городов Руси, которым уходить домой через Коломну было слишком не попутно.
Перехвальская могила
Место главного захоронения Куликовской битвы вскрыли ещё в 20 веке. В семидесятые годы роторный экскаватор рыл траншею под водопровод глубиной до двух метров и прошёл через братскую могилу – перемолотые кости сыпались с транспортёра, как щебёнка. Особого значения этому не придали, уложили трубу, и закопали всё. В 1991 году на этой же площадке строили новый микрорайон села Перехваль. При рытье траншеи под фундаменты домов, экскаватор доставал человеческие кости в массовом количестве. Не поняли тогда, какие и чьи останки потревожили. Подумали, что зацепили старое сельское кладбище. О Куликовской битве и братской могиле уже никто ничего не знал и не догадывался – всё прочно забыли за 600 лет. Здесь вам не Полибино, где хранителями придорожной могилы были Нечаевы-Мальцовы. Священное место братской могилы народная память хранила столько времени, сколько смогла, полагаю, до конца 19 века. Поэтому люди предыдущих поколений берегли, не застраивали и не распахивали эту весьма удобную площадку. По рассказу Чаплыгина Виктора, место считалось дурным, поэтому старались его обходить стороной. К северу от могилы, за луговой дорожкой, ведущей на восток к Глинке, росла дубовая роща, которую срубили несколько десятилетий тому назад.
Foto_58__Mesto_bratskoj_mogili_za_Smolkoj.jpg
Место братской могилы за Смолкой (Глинкой)
Данковский краевед И.Ф. Малюков, после прочтения моей книги «Каменный Конь на Поле Куликовом» (74), рассказал о странном скоплении человеческих костей в этом месте. Он держал эти кости в своих руках. Потом Иван Фёдорович опросил очевидцев и выяснил исторические подробности. Самыми ценными сведениями поделился коренной житель села Чаплыгин Виктор (1950 г. р.), усадьба которого расположена рядом с восстановленной часовней Рождества Христова. Жена Виктора – Надежда, служит её хранительницей. До тридцатых годов 20 века на месте древнего храма стояла старая часовня, которую снесли во время коммунистической зачистки. К востоку от церкви во все памятные времена выворачивали человеческие кости при попытке вспахать землю. В советское время выход нашли, и на этой просторной площадке, включающей территорию сведённой рощи, высадили колхозный яблоневый сад. Сад спилили в 70-е годы 20-го века, когда состарился. Потом снова пытались пахать, и опять пошли кости. Нет сомнения, мы открыли место братской могилы, в которой похоронены воины, погибшие в Куликовской битве.
Сам собой встаёт вопрос: что же это за могила, в которой плуг цепляет покойников, почему такая неглубокая? Всё объясняет структура почвенных пластов на перехвальских холмах. Сверху лежит слой относительно рыхлого грунта толщиной до 40 см, а ниже идёт материковая очень твёрдая глина, которую ломом надо долбить. Этот рыхлый пласт наполовину чернозёмный, перемешанный с лесным подзолом, а ниже лежит серый, образованный почвой древнего леса. Можно потрудиться, поработать ломом и уложить на глубину до двух метров нескольких покойников на кладбище, но когда их тысячи... Поэтому похоронили мелко, как смогли, можно сказать, присыпали слоем земли: «… христианскаа телеса в землю покопаша…».
Могила вплотную прилегает к полю битвы, по её площадке скакал в атаку Засадный полк. С юга пролегает глубокий безымянный овраг, который вливается в Глинку. Ландшафт, открытый и ровный к западу, позволял не ограничивать захоронение в размерах. Человеческие кости находили на площади размерами с запада на восток метров двухсот, а с юга на север около ста. Здесь может быть захоронено более двадцати тысяч. Такое количество погибших можно уложить «ковровым способом», который рационален по трудоёмкости и плотности укладки тел. Рациональность в том, что роется первая траншея, и в неё укладываются тела, по-христиански ногами на восток. Потом рядом готовится ложе для второго ряда, а земля, вынутая здесь, перебрасывается на первый, и сразу же служит для засыпки. Покойников укладывают во второй ряд ногами близко к головам первого. Можно хоронить в два или в три слоя, тогда площадь могилы и трудоёмкость уменьшится в два-три раза. И так до бесконечности, пока не будут погребены все погибшие, ряд за рядом. Безусловно, начинали рыть могилу со стороны Смолки (Глинки), а закончили, не доходя до церкви, когда похоронили всех. Постоянно работали на некопаной, ещё твёрдой поверхности, имеющей благоприятный уклон в сторону речки, а рыхлая – постепенно удалялась и оставалась в тупике. Западная граница захоронения не доходит до старых домов села – на их подворьях кости не попадались. Поминальный храм срубили во время похорон, по повелению Дмитрия Донского, с отступом к западу от братской могилы, в соответствии с православной традицией. Хорошим указателем служит трасса водопровода, проложенная с южной стороны новой часовни вдоль дороги, на которой стоят старые дома. Труба уходит на восток на речку Глинку через могилу и луговину, на которой в 20-м веке рос тот самый колхозный сад, пересекает усадьбу нового дома, второго с юго-восточной стороны, стоящего на костях. В настоящее время над могилой обрабатываются всего лишь один огород. Этим автор воспользовался. Всё очень просто: ходил и смотрел. Стаявший снег и весенние ливни промыли всё, что лежало на вспаханной поверхности. Мне повезло. На площади радиусом метров в пять, в точке с координатами 53 градуса 07.794 минуты северной широты и 039 градуса 06.227 минут восточной долготы лежали несколько костных человеческих останков: фрагмент тазовой кости, фрагмент черепа с глазницей и верхней челюстью с зубами, пара более мелких осколков, непонятного мне отношения. Я перенёс их в одну точку на меже и оставил. Что делать дальше? Возьмётся ли кто объективно обследовать это захоронение? Нужна ли кому-то объективность? Это же крамола! Откопать Перехваль – закопать Нечаева!
Братскую могилу устроили на чистой территории, примыкающей к полю битвы. Её земля не была залита кровью и не завалена телами коней и врагов. Подчеркну, место выбрано идеально, обособленно, укромно, если подходит такое определение. И здесь просматриваются грамотные, умелые, логичные действия руководителей той военной кампании.
Если пересчитать всех усопших, захороненных в 17-18 веках, сопоставляя его с количеством жителей, то вывод напрашивается сам собой: не было такого количества покойников в Перехвали, соразмерного даже со случайно найденным количеством останков. Обычные сельские захоронения не образуют сгустков костей. Все усопшие перехвальцы лежат на погосте в хорошо известном месте, в центре села. Не может простое кладбище, забытое с глубокой древности, занимать такую большую площадь, а обычное захоронение не бывает таким мелким. Село было маленьким вплоть до начала 19 века (75).
В одной из публикаций промелькнула информация, что похоронены павшие на склоне реки Непрядвы, а могила смотрит в родную сторону. Из какого источника родилась такая версия, осталось неизвестным, а могилу по этой подсказке у той Непрядвы не нашли. Но если отнести её на перехвальское поле, то всё будет правильно: площадка могилы слабо наклонена в сторону Непрядвы, и в сторону Смолки, и в сторону дороги, по которой пришли на поле Куликово русские войска. В Перехвали сходятся абсолютно все исторические вешки. Имеются все ориентиры: братская могила, Рождественская часовня возле неё, Прощёный колодец – памятники скромные, зато подлинные, без натяжки. Священные кости предков взывают к исторической справедливости!
Foto_16__Kurgan_Volotova_Mogila.jpg
Курган Волотова Могила над Красивой Мечой
Предания Красивой Мечи
Из булгарских летописей следует, что захоронение русских воинов, погибших у переправ через Красивую Мечу, надо искать на левом берегу «в ямах и траншеях» на протяжении километров тридцати от устья. Могил может быть несколько. В прошедшие века загадочные курганы привязали к себе все местные легенды. Два стояли рядом с бродом в Троекурово, как раз на левом берегу. Их срыли археологи, с тех пор легенды умирают. Ландшафт вокруг брода сильно изменился с древности. На нём устроена плотина Троекуровской ГЭС, берега застроены жилыми домами и исковерканы заброшенными каменоломнями с отвалами породы. Кости находили в оврагах к югу от села Курапова. Главный курган называется «Волотова Могила», отмечен в «Книге Большому Чертежу», располагался на правом берегу Мечи у северной околицы Тютчево. Он может указывать на захоронение татарских воинов, которое устроил Саурбек Барынджар. А иначе, какой имелся смысл его отмечать в народной памяти? Легенда, опубликованная в 19 веке, рассказывает, что рядом с курганом похоронен Руса, брат разбойника Тяпки, погибший в поединке с татарином. Хотя, курган мог получить своё наименование задолго до Куликовской битвы, а одно из казачьих поселений в межевых книгах именуется, как «слобода Волотовская (Волотова Могила) на реке Дон».
Foto_65__Bratskaya_mogila_na_Krasivoj_Meche.jpg
Вероятное место могилы у старого Дрысинского брода в Сергиевском
Очень велика вероятность, что имеется русская могила перед Сергиевским. Характерный могильный холмик заметен за рекой напротив взорванного храма Сергия Радонежского. В этом месте один из рыболовов рыл червей, а раскопал кости.
Деревня Буравцева стоит на холме, на котором стоял шатёр Сабана Кашани. Чурилов Василий поведал: на буравцевом поле напротив Кузьминского брода при пахоте выворачивали человеческие кости. Здесь могут лежать булгарские воины, погибшие на бродах в результате давки в воде. А ещё, кости находили на поле в самом устье Птани, на левом берегу Красивой Мечи – русские кости, если следовать логике. Предположительно, множество дружинников погибло на лугах у Большого Верха и у Хрущёвки. Их рубили татары из отряда Сабана Кашани, прикрывавшие удиравших с поля битвы.
Я не пытался разобраться в преданиях, не имея опыта по древним захоронениям.
По некоторым источникам, русская сторона потеряла до 20 тысяч (76), а татарская – около 25-ти (обоих крыльев мамаевского войска, без потерь Багуна). Булгарские летописи называют и другую цифру потерь Мамая – около восьми частей от девяти, а это более 60 тысяч, а русских пехотинцев – до 55-ти. Цифры в разных источниках сильно разнятся. Границы могилы и количество покойников легко выяснить с помощью раскопок, но поисковикам-археологам всегда будет мешать ошибочная государственная версия. Никто не станет вступать с ней в конфликт. Не ждите! Они не придут к братской могиле в селе Перехваль – не станут рисковать дипломами и кафедрами.
Несмотря на многолетние энергичные усилия, не обнаружено захоронение у верхней Непрядвы – его там нет!
Долго тешится в небе России неправда.
На забытых могилах кресты не стоят.
Белым лебедям светит седая Непрядва,

А они, салютуя, над Полем трубят.

Список примечаний и источников информации смотрите в конце 1-й главы «Перед Полем Куликовым» http://www.history-ryazan.ru/node/15469 или на сайте «Каменный Конь»
http://kamenny-con.narod.ru/index/primechanija_istochniki_informacii/0-6...
4-й раздел в полном объёме открывается по ссылке «Свет забытой Непрядвы» http://kamenny-con.narod.ru/index/nepryadva_kulikovo_pole/0-15
Все материалы и разделы исторической монографии «Свет забытой Непрядвы» - 2020 в полном объёме опубликованы на сайте автора «Каменный Конь» http://kamenny-con.narod.ru/index/svet_zabytoj_neprjadvy/0-178
Продолжение смотрите на данном портале в 9-й главе «Оружие Куликовской битвы» http://62info.ru/history/node/15462
Январь 2021 года.

Николай СКУРАТОВ.

0
 
Разместил: Николай Скуратов    все публикации автора
Изображение пользователя Николай Скуратов.

Состояние:  Утверждено

О проекте