Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Поселок Поповка, Рязанский район

Поповка - слободка близ церкви, где живет сельское духовенство. Если при церкви нет крестьянских домов, а одни только поповские, поселок зовется погостом.

Мельников П. И. На горах. - Иваново, 1993. - Т. 2. - С. 43 (сноска)

Поп-священник, иерей, пресвитер; человек поставленный, посвященный, помазанный, рукоположенный в духовный чин или сан пастыря душ. Поповник - растенье пастернак, борщ, козелки.

Даль В. Толковый словарь. - М., 1989. -Т.3.- С. 308, 309

- На одинаковом расстоянии от Урожи (Картаносово - Бабурин А.) и Деулина, -продолжал свои пояснения Борис, - церковь стоит и напротив два домика, где живут домочадцы священника. Местечко это называют Поповкой...
... Во Владимире, в одной из княжеских семей, жили две сестры на выданье... Младшая, красавица Анюта, не чаяла души в богатыре Судогодце, которого любила безрассудно всей своей душой и сердцем. И когда стало известно, что отдают ее замуж за князя Мурома, она бросилась к ногам родителей своих, объявив им, что любит Судогодца и просит их не губить ее! Но родители, особенно отец, упрямый и жестокий, и слушать не хотели дочку...
Тогда влюбленные решились на отчаянный шаг: они тайно обвенчались в одной из сельских церквей. Но и это не изменило решения отца. Священника арестовали и будто бы на дыбу вздернули. Церковную запись уничтожили. А дочку отец все-таки решил отдать замуж за князя Мурома.
В тот день, когда должны были быть венчанье и свадьба, рано утром Судогодец собрал своих воинов и обратился к ним с речью, в которой призвал их защитить честь и достоинство женщины.
«Кто желает защитить честь женщины или погибнуть? -спросил он. Любили воины Судогодца и без колебания все были согласны выступить на защиту. Но предводитель отобрал только двадцать человек, стремясь как можно меньшим количеством рисковать...
Точно вихрь закружился над свадебным поездом, направлявшимся в церковь. И не успел опомниться муромский князь и сообразить, что к чему, как рядом с ним не оказалось владимирской красавицы.
Княжеская дружина бросилась вдогонку Судогодцу, а его и след простыл. Долго стояла дружина на опушке леса, перекрыв все дороги, но так и вернулась ни с чем.
А тем временем верстах в двадцати на большой лесной поляне, пустив лошадей пастись, храбрецы у костра свою судьбу решали. Судогодец понимал, что ему во Владимир возврата нет: дыбы ему не миновать. Он еще раньше решил сам для себя, что, вызволив из неволи любимую, отправит ее в Москву, к тетушке, а сам подастся в мещерский лес, и, если нужда заставит, то погуляет на славу, если друзья согласятся, а если нет, неволить не будет. Уедет тогда в Рязанское княжество к родичу Сливкову, сын которого был его лучшим другом, и уж потом решит свою судьбу и судьбу любимой...
Но с первых же минут своей беседы с любимой он понял, что она от него никуда не поедет. Согласие любимой поделить с ним судьбу, обрадовало его. Но он сознавал, что любимой придется жить в землянке, в глухом лесу, среди комаров и зверей, питаться не в гостиной родителей, а в дыму у костра. Об этом он без утайки рассказал любимой женщине. На все это она ответила ему: «С милым в шалаше рай, а с нелюбимым во дворце тюрьма!» - «Но ты же такая нежная, хрупкая, привыкла ты к слугам и роскоши! Выдержишь ли?» - «Ради верности и любви на все готова и любые невзгоды перенесу! Ты сще плохо знаешь меня, милый! Не гони меня, любовь моя! А что питаться у костра, видно, судьба моя такая!»
Тогда Судогодец обратился к своим воинам: «Братья мои дорогие! Вы помогли восторжествовать Божьей правде! Вы спасли честь моей любимой! За это мы вам благодарны до гроба. Теперь вы вольны! И я не имею права распоряжаться вашей судьбой. Возвращайтесь в свои родные места, к родным своим и любимым. На прощание прошу вас: будьте всегда готовы защищать человеческое достоинство! А теперь прощайте, други мои!» - И Судогодец, упав на колени, приложился к земле. Но ни один из воинов не покинул своего предводителя.
И вскоре, сначала по Владимирскому краю, а потом по Рязанскому пополз слух, что в мещерском лесу появились разбойники во главе со старшим Черным атаманом, который не обижает бедных, но не дает спуску богатым.
Эти слухи, обрастая былью и небылицами, поползли точно туман, по полям, лесам, лугам, деревням, селам и в конце концов достигли первопрестольной.
В шайку Черного атамана потянулся вольнолюбивый народец. Из Москвы от Владимира требовали принять меры. Владимир посылал в леса Мещеры дружину за дружиной. Владимирская часть стала для Черного атамана опасной, и он со своими людьми подался в глубь Мещеры, облюбовав глухое место в Рязанском крае, где охраняло его бездорожье, непроходимые болота, а сообщению с миром помогала Пра.
Воины, посланные на поимку разбойников и, главное, атамана, за голову которого богатые люди выделили огромную сумму ценных монет современности, прочесав ближайшие леса, возвращались ни с чем, не увидев не только атамана, но и разбойников. Да и с неохотой шли воины на это дело, ведь некоторые когда-то служили под предводительством Судогодца, любили его, многие сочувствовали ему. А некоторые просто боялись встречи с разбойниками. Страшные легенды о действиях шайки ходили в народе. Не поймали Судогодца еще и потому, что найти несколько десяткой людей в огромной Мещере просто немыслимо.
Несколько лет помещики боялись ездить в свои лесные владения. Имения многих богачей были брошены. Некоторые владельцы по «доброму» совету Судогодца дали вольность своим деревням и селам. Правда, несколько имений было разграблено, но не уничтожено, чего Судогодец не допустил...
-... что же стало с Черным атаманом? С его красавицей?
- Беда пришла на святую Русь. Иноземные захватчики проникли даже в земли рязанские. Много русской крови приняла родная земля. Не вытерпело сердце Черного атамана. Собрал он в Мещере огромное
войско людей. Не допустил ворогов в леса родные... Вместе с ним на войну ушла его любимая, оставив единственного сына на попечении... В Уроже тогда остались только пять мужчин-калек да бабы с детьми...
- Не томи, Егор, погибли они?
- Вместе с ними погибли их верные друзья. Только брат атамана остался жив. Он и привез их тела в урочище Урож. Когда брат вез их тела, люди, узнав, кого везут, плакали от горя, особенно женщины. Давали свежих лошадей. В дороге делали гробы. А для Судогодца и его любимой простые русские плотники сделали большой гроб из дубового теса: вместе, в одном гробу они и похоронены! Видишь кладбище около церкви? Эту церковь Черный атаман со своими людьми строил. Когда стали искать священника, Сливков договорился со святым отцом и из Мурминского прихода прислали многодетного отца Якова. Теперь он стар служить. И службу ведет его сын Яков Яковлевич...
... в местечке Поповка стояло всего два дома и проживало большое семейство священника.
Напротив домов, по другую сторону проселочной дороги, возвышалась маленькая церковь, а сзади нее кладбище, огороженное со всех сторон. При входе на кладбище стояла маленькая часовня с крестом на передней части строения.
Кладбище было чистое, ухоженное. Чувствовались заботливые руки крестьян. У каждой могилы росли белоствольные березы, а у средней шумели кронами две березки, а на могиле лежала плита и стояли два креста. Рядом, по правую сторону от большой могилы, другая могила, но с одним крестом, железным и росла березка. По левую сторону от средней могилы тоже возвышались холмики с березками, но без плит, имелись только кресты дубовые.
-Тут прах воинов Черного атамана, - тихо сказал Егор и снял шапку. - А это они, - кивнул он в сторону большой могилы и осторожно взял за руку княгиню, подводя ее к плите.
«Тут покоится русская любовь. /Воин Судогодец Черный атаман и княгиня Анна»,- прочла княгиня...

Тишков Л. Царская кровь. - Рязань, 1996. - С. 33, 44-51

Не исключено, что в основе названия поселка лежит фамилия или прозвище первопоселенца либо владельца. Косвенным аргументом в пользу данной версии могут служить названия близлежащих населенных пунктов: с. Картаносово, с. Борисково, с. Дорофеево, с. Бельское.

Бабурин А.; Атлас Рязанской области. - М., 2002. - П. 32

Фамилия Попов, наряду с Ивановыми, Смирновыми, Кузнецовыми входит в четверку самых распространенных русских фамилий. В южных районах Рязанской области живет много Поповых. Эта фамилия, распространенная на русском Севере и особенно в Архангельской области, в XVII века «заселяет» степные просторы «дикого поля», лежавшие южней Тулы и Рязани, разлились по Дону и Нижнему Поволжью. Отсутствуя в западных областях и у западных славян, фамилия Поповы очень часто встречается у болгар.

Никонов В. Рассказывают рязанские фамилии. //Наука и жизнь. -1986. -№ 6. - С. 140

В атласе Рязанской области за 2002 год деревня записана как Половка. Видимо, это опечатка.

Атлас Рязанской области. - М., 2002. - Л. 32

Название достаточно широко распространено и неоднократно встречается практически во всех областях: Вологодской, Воронежской, Курской, Московской, Омской и так далее.

Атлас автомобильных дорог России. - М., 1998. - С. 16, 34, 35, 86, 92, 124

В Гомельской области подобное название посчитали неблагозвучным, то есть не отвечающим духу нового (Советского) времени, так как напоминало о служителях культа, и было переименовано в Ленино. В Витебской области подобный случай произошел с населенным пунктом Иконки, который переименовали в Ульяновку.

Поспелов Е. М. Имена городов: вчера и сегодня (1911-1992). - М., 1993. - С. 176, 181.

Смотри с. Картаносово, Рязанский район.

Смотри болото Могилищеу с. Ардабьево, Касимовский район.

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте