Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Река Мильчус, правый приток реки Средник, являющейся левым притоком реки Оки, Шиловский район

Легенда времен изначальной жизни деревень Дубровка и Акулово, рассказанная Володихиной Натальей Ивановной (1875-1960 гг.), знавшей старинные легенды, поверья, предания.

Давно это было. Во времена давние, времена жестокие, во времена нашествия на славянские земли врагов лютых, обров поганых. Славян погибло много, славян храбрых, мирных, но и врагов мало сколько осталось. Славяне уходили от Поля Дикого в леса глухие, леса дремучие.

В те времена у оз. Великого в изобильной пойме р. Оки жил эрзянский род в селении Акулово. Поселенцы Акулово водили овец и коз, коров и кабанов, кони быстрые табунами паслись на лугах приозерных, на травах сочных, в лесу густом, в лесу зеленом. Все охотники, охотники умелые. Сколько зайцев, сколько лис добывалось, кабанов и туров попадалось! А птиц - не счесть! Рыбу ловили и стар, и млад. Леши и караси, сомы и щуки. Мед диких пчел умели собирать, только сноровку имей, да будь осторожнее. Спокойно и тихо жизнь текла. По соседству поселились славяне-вятичи, люди добрые, люди мирные. Навечно вятичи селились, обживались накрепко. Роду эрзянскому, роду Вукола, опасаться их не пришлось. Несколько встреч случайных, встреч с целью тайной убедили их, что соседи не имеют злого умысла до разбойных дел.

В первую очередь вятичи землю под пашни расчищали, жгли лес, кустарники. Вятичи осенью хлеба много собирали, корм для скота. Пашни стало много вокруг Дубровки - за день не обойти. Эрзянский род, род Вукола, земледелие знал мотыжное, много земли не требовалось, на вятичей смотрели спокойно, пусть пашут, земли-то много. Когда же вятичи сенокосные угодия стали расчищать, выравнивать, роду Вукола стало тревожно. Вятичи кустарник выжигали, из низин воду прогоняли, коряги да кочки убирали, сенокосные угодья расширяли. Роду Вукола стало не по себе. Постоянные ссоры начались, разгорелись драки. Драки кончались смертью людей с той и другой стороны. Обычаи были грубыми, варварскими - «зуб за зуб, око за око». Старейшины и старцы стали часто встречаться, вести серьезный разговор о жизни, о жизни мирной, дружной. Старейшины Вукол и Любомир предложили границу провести. Границу провели для мирной работы, мирной охоты и рыбной ловли. Отношения выправились, и снова жизнь потекла ровно.

Случились как-то сильные неурожаи на сенокосных угодьях. Два лета подряд были частые проливные дожди, корм на зиму запасти не могли. Чуть было эрзянский род не лишился своего скота. Выручили вятичи овсяной и житной соломой, хотя и мало, но скот спасли. Под влиянием вятичей эрзянцы тоже стали заниматься пашенным земледелием. Земли требовалось больше, но пригодной для пашни осталось мало, а граница прошла совсем рядом с селением Акулово. Снова начались ссоры и драки, снова смерть с той и с другой стороны по обычаю грубому, варварскому - «зуб за зуб, око за око».

Старейшины и старцы встречались и думали, что такое сделать, чтобы жить мирно и в доверии меж собой. Старейшины Вукол и Любомир решили породниться. У Вукола была дочь Миля, девица-краса, невысокого роста, статная, стройная, белолицая, ясноглазая, с черной косой.

У Любомира был сын Мирослав, добрый молодец, сильный, смелый, крепкий, умелый. Старейшины и старцы скоро и сосватали их. Но уход Мили к вятичам решили отложить до конца сенокоса. У Мили нашлись поклонники, которые были против ее ухода к вятичам. Узнали они о сватовстве и задумались. Задумали сделать так, чтобы Миля никому не досталась, и если с ними не пойдет, то убить ее.

Миля и Мирослав стали встречаться день ото дня все чаще. Поначалу разговаривать учились. Получилось так, что на языке Мирослава скорее наловчились. Миля от души смеялась над некоторыми словами вятичей, а Мирослав - над эрзянскими. Полюбили друг друга. Благодарность молвили своим старейшинам за то, что их познакомили-подружили. Стали ждать встреч, ждали с нетерпением, когда же солнце свой путь дневной пройдет и место уступит ясной луне. А при луне Миля еще краше и милей, Мирослав еще пригожей. Сенокос к концу уже был, скоро вместе навсегда. Они ждали друг друга, высматривали вдали: не он ли, не она ли идет.

Однажды договорились встретиться днем у речки лесной. Миля пришла первой. Мирослав чуть запоздал. Поклонники же выслеживали Милю, чтобы застать одну, чтобы зло содеять страшное. Удалось выследить и схватить Милю у речки тихой, речки лесной. Они требовали, чтобы Миля не уходила к вятичам, а ушла бы с ними. - Миля ответила, что волю отца не нарушит. Тогда они предложили уйти на соседнюю речку и положить начало новому роду. Но Миля была непреклонна. Рассвирепел поклонник и содеял ужасное. Ударил наотмашь, Миля покачнулась и упала замертво. Пришел Мирослав и увидел у реки мертвое тело. Взял он ее бережно на руки и отнес ее домой в Акулово, в Вуколов дом. Страшен был Мирослав, решил отомстить за Милю по обычаю грубому, варварскому - «зуб за зуб, око за око». Договорился с Ратибором о наказании поклонников. Встретили Мирослав и Ратибор поклонников на крутом озерном яру. Брань разгорелась жестокая. Виновник в смерти Мили был сражен, был сражен и друг его. Но и Мирослав погиб. Брань остановили люди, набежавшие от эрзи и вятичей.

Проводить Милю и Мирослава собрался весь род вятичей и род эрзянский. Явились многие из селений ближних и селений дальних. Костры развели в тихий солнечный день. Один костер Мили и Мирослава, другой - двух поклонников, как решили старцы селений. Горе великое соединило всех в этот день. Костры горели пламенем ярким, горячий дым прямо к небу шел. Прокладывалась дорожка для душ Мили и Мирослава. Порешили в час печальный в память о Миле и Мирославе жить в дружбе. В память Мили речку лесную нарекли Милею. И поныне речка Милею называется. Только в годы тяжелые, когда татары хозяйничали на земле рязанской, добавилось наречие чуждое и зовется теперь речка Мильчусом.

Володихин В. Миля и Мирослав. // За коммунистический труд. (Шилово). -1987. - 30 июня

Ус - вода, река (монг., бур.).

Мурзаев Э. М. Словарь народ, географ, терминов. - М., 1984. - С. 582.

Приток р. Мильчус смотри в статье: руч. Уша, прав, приток р. Мильчус.

Смотри с. Ибердус, Касимовский район.

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте