Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Село Ласково, Рязанский район

К северо-востоку от Рязани лежит заповедный край - Мещера. Там бродит зверь и есть всякая птица. Озера и реки до краев наполнены мягкой коричнево-прозрачной водой. Там можно встретить дуб о семи стволах, березу несказанной красоты и село с примечательным названием - Ласково. И озеро того же имени близ него!
Жила в том селе лекарка-знахарка, ведунья - дочь крестьянина, древолазца-бортника, промышлявшего в лесу сбором меда диких пчел. Звали ее Феврония. По местным преданиям, была она вековухой-незамужницей, слыла деревенской дурочкой, юродивой, блаженной. В непроглядные темные ночи собирала она лекарственные травы, варила из них целебные снадобья и врачевала всех, кто ни прибегал к ее помощи. Недужные и увечные шли к ней со всей округи, несли и горе свое, и смертные недуги: трясею, мокрею, черную немочь. На иных-то и смотреть было гребостно и страшно, а блаженная Феврония всякого привечала, всякого выхаживала. Врачевала не столько лекарственными зельями, сколько приветом своим да ласкою, беря на свои плечи тяжкие людские хвори и скорби.
Так не по деяниям ли этой крестьянки село ее так названо - Ласково? Феврония вошла в историю как героиня поэтичнейшей древнерусской «Повести о Петре и Февронии», созданной на основе народных преданий и повестей вьщающимся русским писателем и публицистом Ермолаем Прегрешным (в монашестве Еразмом) в связи с канонизацией на соборе 1547 года муромского князя Петра и рязанской крестьянки Февронии, супруги его.
Перелистаем страницы «Повести».
Муромский князь Петр поразил заветным мечом-кладенцем злокозненного змея, который летал по наушению дьявола к жене его брата Павла на блуд и силой овладел княгиней. Обрызганный змеиной кровью, Петр весь острупел, «появились на теле его язвы, и охватила его тяжкая болезнь. И пытался он у многих докторов во владениях своих найти исцеление, но ни один не вылечил его».
Прослышав, что рязанская земля славна врачевателями, он приказал отвезти себя туда.
Один из княжеских отроков забрел в поисках лекаря в Февроньину избу на околице села Ласкова. Вошел - и с удивлением увидел: сидит девица за ткацким станом, а перед ней скачет заяц. Смущенная, что нечаянный гость застал ее «сидящую в простоте», Феврония молвила, оправдываясь:
- Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей!
- Не понимаю тебя, - сказал юноша
- А где хозяин дома?
- Родители ушли взаем плакать, а брат через ноги могилу свою зреть.
Юноша сначала ничего не понял. Феврония объяснила:
- Уши дому - собака, очи - ребенок. Если бы они были в моем доме, предупредили бы о приближающемся госте. Отеи и мать пошли по упокойнику плакать, чтобы и их достойно оплакали, когда и за ними смерть прейдет. Брат же, древолазец, мед в лесу собирает и, лезучи на дерево, вниз через ноги смотрит, боясь, как бы не сорвагься и могилу свою здесь не найти. На вопрос юноши о лекаре для князя, она ответила еще загадочнее:
- Если бы кто-нибудь потребовал твоего князя к себе, тот мог бы вылечить его.
Когда юноша рассказал об этой встрече князю, тот велел отвезти его к Февронии. Увидев Петра, она с первого взгляда угадала в нем своего суженого, полюбила его. И сказала без обиняков:
-Я сама уврачую князя, но имения от него не потребую. Вот к нему слово мое - если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его.
Недуг Петра был настолько тяжек, что вылечить Феврония смогла бы, лишь став с ним «плотью единой», то есть взяв на себя его скорбь и хворь, как это по-настоящему бывает только в истинном супружестве. И в короткой ее фразе было все: любовь, готовность к самопожертвованию и великая надежда, что вдвоем они одолеют черную беду, с которой в одиночку Петру не справиться.
«Князю жениться на крестьянке, на дурочке?!» Петру такое и в голову не могло прийти. Но он согласился, намереваясь пренебречь обещанием. Феврония разгадала его лукавый умысел, но виду не подала. Зачерпнув в ковш хлебной закваски, полной жизненных соков земли и ее, Февроньиного, нестерпимого желания излечить Петрову хворь, она велела Петру отпить из ковша, а тем, что останется, помазать все тело, предварительно попарившись в бане. Но один струп оставить непомазанным.
Петр сделал, как она велела. «И удивился своему быстрому исцелению, но жениться на Февронии все же не захотел из-за происхождения ее». Он послал Февронии богатые дары, но она их не приняла. Уехал Петр в Муром, но от непомазанного струпа пошли новые. С великим стыдом Петр вернулся к мудрой лекарке, просил прощения и исцеления. Феврония зла не помнила и помогла Петру. После выздоровления он женился на Февронии, вместе приехали они в Муром.
Став княгиней, Феврония по-прежнему помогала людям исцелительством и милостыней, рукодельничала, собирала в ладонь со стола хлебные крошки.«Аки голодныя», - злобно роптали бояре. Как-то они устроили пир и, охмелев, бесстыдно заявили Февронии: -не хотят, дескать, наши жены, чтобы у князя была такая жена. Предложили взять ей богатства, сколько захочет, и уйти. А Феврония им в ответ:
- Ничего не прошу у вас, только супруга своего, князя Петра.
Петр же предпочел княжескому престолу изгнание, лишь бы не разлучаться с супругой. «И поплыли они по реке в судах».
В Муроме же в междоусобной борьбе за власть погибли многие бояре. Оставшиеся в живых пришли к Петру и Февронии, просили их снова вернуться в Муром.
Князь Петр и Феврония услышали их просьбы. «И правили они в городе том, чадолюбивые отец и мать». Они жили долго и умерли в один час, вымолив эту милость у Бога. Случилось это в двадцать пятый день месяца июня.
- Да славится Петр, - возглашает в конце повести ее автор, - убивший злокозненного змея. Да славится Феврония, в женской голове которой мудрость великих мужей заключена.

Киселева Э. Да славится Феврония. //Ва-банкъ. (Рязань). - 1995. - 11 августа

В топонимике «Ласково» бесполезно искать «ласковый» смысл. Речь идет не о «ласке», а о «воде»! Ласково - древний городок или сельцо, созвучное своим именем с городом Псковом. И в том, и в другом случае речь идет об озере (Пльскы - Пльскъвь), но с разными упрощениями имени: псковичи упростили Пльск - в Пск-, а ласковцы - в Льск-. Имя стало созвучно слову «ласка», «ласковый»; озерный смысл был забыт.

Руделев В. «Село, значит, наше - Радово». // Рязанский следопыт. - 1997. -№ 7. - С. 26, 27

Происхождение данного топонима до сих пор не установлено. Возможно, он связан с древнерусским неканоническим именем Ласка. Ср.: ласка - «небольшое хищное животное из семейства куньих». У восточных славян ряд имен был образован от наименований животных: Баран, Барсук, Волк, Заяц, Горностай, Лиса и др.

Никольский А. А. Ласково. // Топонимич. словарь Ряз. обл. - 2-е изд., перераб. и доп. - Рязань, 2004.
Селищев А. М. Избранные труды. - М., 1968. - С. 113
На земле Рязанской. - М., 1968. - С. 70- 72
История русской литературы X - ХVII вв. - М., 1980. - С. 296 - 300
Денисьев С. Н. Рязанский район. //Города и районы Рязанской области: Ист. -краевед. очерки. - Рязань. 1990. - С. 331 - 332.

Гидронимы, расположенные у с. Ласково, смотри в статьях: болото Студенник, оз. Сегдено.

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте