Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Рязанская губерния в 1812 году. Глава "Отправление 5 000 обывательских подвод к Калуге".

Отправление 5 000 обывательских подвод к Калуге

(Спасибо пользователю dpopov за перевод главы в текстовый формат!)

В ноябре месяце 1812 года от Рязанской губернии, по приказанию главнокомандующего кн. Кутузова, было спешно выслано в Калугу в распоряжение тамошнего губернатора сенатора Кавелина 5 000 подвод. Получив предписание об этом, Рязанский губернатор немедленно созвал к себе на совещание наличных предводителей дворянства для разрешения как успешнее осуществить это повеление.

В журнале этого совещания записано: "1812 года ноября 7 дня. Рязанский гражданский губернатор с прибывшими к нему по приглашениям его гг. вице-губернатором и наличными дворянскими предводителями по поводу полученного повеления от его светлости г. главнокомандующего армиями князя Михаила Ларионовича Голенищева-Кутузова, коим предписано ему, губернатору, выслать поспешнее из Рязанской губернии в Калугу в распоряжение тамошнего гражданского губернатора 5 000 подвод, из которых, по крайней мере, третья часть была бы пароконных, и так как с Рязанской губернии по сему повелению следует собрать подвод пароконных 1 666, одноконных 3 334, погонщиков 3 333 человека, а при том необходимо нужно, чтобы подводчики имели для себя и лошадей по крайней мере на две недели продовольствие, то и положили:
1-ое.

Наряд подвод произвести с состоящих в Рязанской губернии мещан, казенных и помещичьих крестьян 505 462 душ, полагая взять с уезда Рязанского - одноконных 333, пароконных 166 и погонщиков 302, Зарайского - одноконных 302, пароконных 151 и погонщиков 302, Михайловского - одноконных 279, пароконных 139, погонщиков 279, Пронского - одноконных 229, пароконных 114, погонщиков 229, Скопинского - одноконных 269, пароконных 134, погонщиков 269, Ряжского - одноконных 247, пароконных 123, погонщиков 247, Сапожковского - одноконных 300, пароконных 150, погонщиков 300, Раненбургского - одноконных 281, пароконных 140, погонщиков 281, Касимовского - одноконных 319, пароконных 156, погонщиков 313, Спасского - одноконных 294, пароконных 147, погонщиков 294, Егорьевского - одноконных 244, пароконных 121, погонщиков 244, Данковского - одноконных 251, пароконных 125, погонщиков 251.
2-е.

В каждом уезде назначить сборные места в городе или селении, смотря по удобности и распоряжению г. уездного дворянского предводителя.
3-е.

Погонщиков прислать не моложе 17-ти лет и не старее 55-ти, непременно с полною крестьянскою одеждою и обувью: двумя рубахами и портами.
4-е.

Лошадей представлять непременно кованых и здоровых с крепкой упряжью.
5-е.

Фураж для каждой лошади положить по одной с половиною четверти овса и по восьми пуд. сена, для продовольствия погонщиков сухарей по одному пуду на каждого человека и круп по одному гарнцу.
6-е.

Мелкопоместные, кои не участвуют в отправлении настоящей повинности натурою, припишутся в складку. Как к погонщикам, так и к лошадям внесут по рублю с души.
7-е.

Чиновников для провожания транспортов избрать в каждом уезде г.г. предводителями. Но как в иных уездах может открыться в чиновниках недостаток, то и предоставляется г. губернатору истребовать оных из ополчения вместе с нужным числом для каждого транспорта конвойных.
8-е.

Сверх провианта, полагаемого для продовольствия погонщиков, на необходимые расходы в обратный их путь, помещики дадут каждому некоторое количество денег по собственному своему расположению, а казенные крестьяне непременно от селения по 15 руб. каждому человеку.
9-е.

Г.г. предводителям стараться, сколько возможно, прислать дворянских чиновников для препровождения подвод так, чтоб оные по мере разбора были разделяемы на части и отправляемы бы прямо в Калугу из сборных месть по ближайшему направлению.
10-е.

По получении сего положения, г.г. предводители, тотчас созвав наличных почтеннейших в уезде дворян, а в случае небытности оных пригласив уездного судью и земского исправника, должны заняться составлением уравнительной раскладки, как помещичьих крестьян, так и мещан, и поселян казенного ведомства—кто из них и чем именно должен участвовать в настоящей повинности и назначить по удобности место, куда подводы должны собраться, доставить раскладочный список немедленно земскому суду для скорейшего исполнения.
11-е.

Г. г. предводители потребуют из уездного суда дворянских заседателей, которые вместе с членами земского суда самым поспешнейшим образом должны объявить раскладку и высылать в сборное место, что с кого следовать будет.
12-е.

Также гг. предводители озаботятся всеми мерами, чтобы следующее в сих уездах в число подвод к 19 числу сего ноября месяца непременно были отправлены в Калугу.
13-е.

Г.г. предводители озаботятся наблюсти, чтобы каждый чиновник, с транспортом следующий, имел формулярный список о людях, опись лошадям и полное наставление от самого г. предводителя.
14-е.

На первый случай, чтобы не остановить отправление транспортов за неимением в округе дворян, каждый из г.г. уездных предводителей вытребует одного из членов уездного суда, который и должен будет с транспортом следовать.
15-е.

Предоставляется на волю помещиков отдавать в погонщики людей наемных, что дозволить как мещанским обществам, так и казенным поселянам[1].

На основании приведенного документа уезды Рязанской губернии в последовательном порядке должны были поставить следующее количество обывательских подвод и погонщиков:

Рязанская губерния в 1812 году. Глава 'Отправление 5 000 обывательских подвод к Калуге'.

Затем дальнейшая раскладка в уездах подвод и погонщиков предоставлена была всецело самим предводителям дворянства с содействием ему земских судов.
Предводителям о наряде подвод в Калугу предложение губернатора послано 8 ноября[2].
Земским судам[3] губернатор того же 8 ноября 1812 г. писал:
"Ряжскому земскому суду.

Возложив на Ряжского г. уездного предводителя дворянства мерами ему сообщенными нарядить и отправить к Калуге из Ряжского уезда обывательских подвод пароконных 123, одноконных 247 и 247 погонщиков строго предписываю суду сему все требования его тотчас приводить в исполнение и сообщенную от него раскладку кому и что следует выставить непременно сделать известною по уезду в продолжение двух дней, для чего и будут командированы из уездного суда дворянские заседатели непременною обязанностью которых и членов суда сего должно быть неослабное наблюдение, дабы по обвещании жителей тогда же поспешили выполнить обязанности свои. Медленность в деле сем и остановка в отправлении подвод подвергнет чиновников строжайшему по законам взысканию[4]".

Такое же содействие должны были оказывать предводителям и городничие по отношению городских сословий, о чем губернатором предписано им также 8 ноября 1812 г. за №№ 8202 - 8212.

Дело было спешное. Поэтому того же числа губернатор заодно просил начальника Рязанского ополчения о присылке офицеров и воинов для конвоирования подвод в Калугу посылаемых[5].

Ряжский предводитель г. Трубников, получив 10 ноября предложение губернатора о немедленной высылке к Калуге лошадей, 11 ноября со своей стороны писал в Ряжский земский суд:
"Его превосходительство господин Рязанский гражданский губернатор и кавалер, сего месяца от 8 числа под № 8200 предписывает мне волю его светлости главнокомандующего армиями господина генерал - фельдмаршала и кавалера князя Михаила Ларионовича Голенищева-Кутузова на счет отправления в Калугу из Рязанской губернии пяти тысяч обывательских подвод, на что его превосходительством обще с господином вице-губернатором и наличными дворянскими предводителями сделано положение, прилагаемое при сем в копии, по учинении же мною обще с приглашенными чиновниками раскладке со всех живущих в городе Ряжске и округе оного - мещан, казенных поселян, ямщиков и помещичьих крестьян пришлось с каждых ста пятидесяти душ двух погонщиков и две лошади, о чем раскладочный список при сем прилагаю.
Предписав оному суду, чтобы в получения сего ни мало не медля назначенные по оному списку подводы пароконные и одноконные, также и погонщики с кого следует высылаемы были на сборное место ко мне в город Ряжск со всем назначенным в положении провиантом, фуражом и деньгами в написанной в оном исправности, дабы все оные подводы могли быть отправлены в назначенное место в написанный в положении срок непременно. По поставке же вышеописанных подвод отдатчики помещичьи для приписки недостающих в полной их жеребей и с мелкопоместных душ должны явиться ко мне, для скорейшего выполнения всего вышеописанного об откомандировании в оный суд Ряжского уездного суда члена от меня в тож число тому суду писано[6].
(подписал предводитель Трубников)".

В делах Ряжского земского суда сохранилась самая раскладка подвод по обывательским душам Ряжского уезда. Вот она.

"Росписной список с показанием, кому именно с Ряжска и округи ставить пароконные и одноконные подводы и возчиков, назначенных в город Калугу".

Учинен ноября 10 дня 1812 года.

См. таблицу.

Для поставки лошадей и погонщиков был по Ряжскому уезду установлен крайний срок 19 ноября. К этому числу все владельцы обязаны были поставить в г. Ряжск назначенных с них по раскладке лошадей и погонщиков. Для объявления этого распоряжения по уездам в виду его спешности были назначены члены уездных земских судов, секретарь и даже канцеляристы. В делах Ряжского же земского суда сохранилось данное этому случаю из суда наставление канцеляристу Филиппу Панову.

Ряжский земский суд писал ему:

"С получения сего нимало медля отправиться тебе в селения Воронежские Верхи, Спасское и Высокое тож, Малое Коренное, Коноплино, Новоселение, Козьмодемьянское, Тресвятское, Новобокино, Петровское, Никольское, Бокино тож, поселок Батурина, Спасское, что была деревня Рождествина, Исповедники, Михалково, Пенки, Коренное, Прибытки, Толстыя Олхи, Мезинец, Богоявленское, Богородицкое, Спешневы Гаи и в оных приложенные у сего раскладочные списки объявить кому следует с подписками как наивозможно поспешнее и непременно в два дни, потом выслать обязанных поставкою лошадей погонщиков и прочаго при себе в город Ряжск кроме значащих по 2-му списку с лошадьми и со всеми принадлежностями, а значащих во 2-м списке лошадей и прочее велеть приготовить так, чтобы по 1-му требованию были оные представлены на сборные места в селения Безнаново и Петрово и притом 1-е объявить жителям предписание г-на губернатора о поставке для войска вновь провианта, а также о пожертвовании владельцами хлеба, 2-е понудить жителей ко взносу податей недоимочных, 3-е объяснить как владельцам, а по небытности их управляющим, так и казенным поселянам предписание о штрафе за неподачу взноса (?) о магазейне и хранящемся хлебе в селе и взять с них подписки; по исполнении всего оного суду, с приложением подписок, донести. Копии со списков положения и предписания прилагаются у сего; ноября 11 дня 1812 года"[7].

Канцелярист Панов отправлялся в назначенный для него район, всем владельцам или их управляющим предъявлял раскладку и предписание губернатора и обязывал подпискою доставить лошадей и погонщиков к 19 ноября в г. Ряжск.

Но в результате дело от этого спорилось также плохо, как и при исполнении других повинностей.

Из Ряжского и Пронского уездов удалось послать первую партию лошадей и погонщиков в Калугу только 27 ноября[8]. Это были, однако, по истине первые партии из всей губернии.

Из Касимова, Данкова и Скопина к этому времени уведомляли, что предводителями объявлена только раскладка о наряде подвод.

В Егорьевском уезде при отправлении подвод в Калугу произошли какие то беспорядки. Об этих беспорядках было поручено земскому суду произвести исследование, но суд представлением исследования медлил. 14 мая 1813 года № 2264 было подтверждаемо суду о скорейшем окончании исследования о беспорядках чиновников, отправлявшихся в подводами в Калугу.

Не все благополучно было и в Ряжском уезде. И 9 января 1813 года губернатором было предложено советнику губернского правления Матвееву произвести допрос погонщикам, отправляемым с чиновником Ярцовым[9]. Допрошенные погонщики были отпущены для направления по назначению с Ярцовым только 15 января[10].

В виду того, что согласно положению отправление лошадей было предоставлено самим предводителям, то губернатору было неизвестно, как шло это дело в уездах.

Обо всем этом он вспомнил только 30 августа 1813 года, предложив всем предводителям доставить ему сведения о числе отправленных в Калугу подвод[11]. Но предводители с ответами на это предложение не торопились. Касимовский и Михайловский предводители доставили эти сведения только 5 февраля 1814 года[12]. Но они, видимо, доставили эти сведения первыми. В июне 1814 года, как значится по входящему реестру канцелярии губернатора, начальник губернии вновь подтверждал предводителям о доставлении сведений о лошадях и погонщиках, отправленных в Калугу[13].

Сноски:

  1. Истор. арх. Дела Ряжского зем. суда. Наставление сие заверено секретарем Степановым.
  2. По исход. реестр. канц. губ. 1812 г. №№ 8190 - 8201.
  3. По исход. реестр. канц. Ряз. гражд. губ.1812 г. №№ 821З - 8224.
  4. Истор. арх. Дело Ряж. зем. суда 1812 г. Предпис. губерн. 8 ноября 1813 г. № 8222.
  5. По исход. реестр. канц. Ряз. гражд. губ. 1812 г. № 8234.
  6. Ряз. ист. арх. Дела Ряж. зем. суда. Предлож. Ряжск. предв. двор. Трубникова Ряжскому земскому суду от ноября 1812 г. за № 337.
  7. Ряз. ист. арх. Дела Ряж. зем. суда. Наставл. от 11 ноября 1812 г. № 1935.
  8. По вход. реестр. канц. Ряз. губ. 1812 г. 27 нояб. №№ 7532, 7533.
  9. По исход. реестр. канц. Ряз. гражд. губ. 1813 г. № 174.
  10. По исход реестр. 1813 г. № 324 - 331.
  11. По исход. реестр. канц. Ряз. гражд. губ. 1813 г. №№ 5560 - 5568.
  12. По вход. реестр. канц. Ряз. губ. 1814 г. №№ 291 - 307.
  13. По исход. реестру канц. губ. 1814 г. №№ 3255 - 3264.

Рязанская губерния в 1812 году преимущественно с бытовой стороны. Материалы для истории Отечественной войны.

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте