Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

О реформе церковного прихода. Письмо в редакцию «Вестника Рязанского губернского земства».

Подг.: Дм. Анохин, 2010 г.

Давно уже начали писать об устройстве церковных приходов, разрабатывается вопрос этот и в Синоде, но "Улита едет"... и никак не может доехать. Довольно интересно, что рассуждают и пишут об этом только люди, в сущности, не особенно заинтересованные разрешением поднятого вопроса,— люди, занимающиеся, так сказать, политикой и общественными вопросами по обязанности. Люди же, которых то или иное законодательное решение этого вопроса должно прямо, как говорится, устраивать, т.е. сами прихожане и их выборные уполномоченные исполнители — церковные старосты, они-то и молчат, их-то голоса совсем так и не слышно. Причт, священно-церковно-служители пекутся о благолепии и хозяйственном благоприличии крайне, а то и совсем, мало. У них свои интересы, подчас даже идущие в разрез с интересами церковного прихода. Их дело в этом податном отношении — только очистить себя перед благочинным и консисторией во взносе платежей причитающихся с их церквей.

Я, церковный староста, пишу свои рассуждения потому, что сборы на разные потребности, взимаемые с церквей по предписаниям консисторий, с каждым годом растут в геометрической прогрессии, а поступлении в доход церквей почти что в такой же прогрессии уменьшаются ежегодно. Взносы с церквей, говорю, ежегодно увеличиваются, доходы же уменьшаются. Разберите, откуда идут деньги в церковный ящик? Главным образом, если только не исключительно, — от продажи в церквах восковых свечей.*)

Замечу, что я пишу, и меня интересует только упорядочение сельского церковного прихода и удовлетворение нужд их церквей, а вовсе не городских или, тем паче, монастырских, где предметом доходов служит продажа мест для могил покойников, перезвон колоколами на колокольнях, зажигание в люстрах свечей и т. п., — я пишу о приходах в тех местах, где людей богатых уже более по селам не живет, а следовательно, и не умирает; люди богатые из деревни исчезли, остается один землероб, перебивающийся с хлеба на квас. Следует также отметить и тот факт, что и из деревни идет усиленная эмиграция: все, что молодо, на что-либо, кроме держания в руках сохи, способное, не особенно пьяное, все это население из деревни пропало, исчезло, и, кроме всего, отмечается и упадок веры. Религиозное чувство, страх и надежда покинули молодое поколение.

Число посещающих храм Господень все уменьшается и количественно и качественно. В прежнее, дореволюционное, время продажа в церквах восковых свечей была вдвое больше теперешнего. Число приходов увеличилось, число посещающих отдельные церкви умалилось. Таким образом, все сложилось так, что церковные сборы теперь уже не могут удовлетворять сполна потребностям, которые прежде покрывались более или менее свободно.

Сколько сходит денег с приходских церквей на воспитание детей церковнослужителей? Сколько воздвигнуто училищ на средства, взятые в большей степени с прихожан? Церкви содержат также и церковно-приходские школы: их отапливают, сторожат и ремонтируют. А что в нынешнее время стоит отопить двухклассное училище с квартирами учащих?

Вследствие недостатка в средствах и внешность очень многих сельских храмов пришла в ветхость: крыши своевременно не красятся, штукатурка отваливается, а внутри стены и иконостасы подергиваются копотью, на стенах выступают плесневые пятна. Благоприличия — как не бывало. Уже не говорю я про то, что желательно было бы упорядочить пение во время церковных служб, но об этом нечего и думать. Отапливаются церкви даже не ежедневно, от чего опять таки страдает и живопись и утварь с одеждой. Для того, чтоб прихожане знали, были бы в курсе, так сказать, расходов церковных, несколько лет тому назад, при епископе Никодиме, хотя и против его желания, на духовные училищные съезды уполномоченных священников было предложено приглашать и выборных на эти съезды церковных старост. Но из этого, в смысле расходов с церквей, ничего равнехонько не вышло да и не могло выйти, ибо число старост, сравнительно с числом духовных лиц меньше на целую почти треть, а во-вторых, они в массе представляют из себя только служащих, добровольно подчиняющуюся духовенству величину.

Все постановления съезда обязательно представляются епископу на его благоусмотрение и утверждение. Не согласиться с каким-либо предложением, идущим от архиерея, не рискнет никогда ни один "батюшка". Власть епископа — закон, иначе, конечно, нельзя было бы допустить, чтобы многие священники не знали "экономического" состояния своих церквей: они знают, но не могут возражать или ослушаться воли епископа.

Оканчиваю свои размышления тем, чем и начал: пришло время разобраться нам, прихожанам, в своих нуждах приходских и обеспечить средства, "даяния", чтобы они, даяния, шли на удовлетворение ближайших нужд приходских, а не на строительство училищ в городах и тому подобное.

Мы, прихожане, далеко не удовлетворяем бедноту и сирот. Приходское попечительство (оно все-таки, ведь, существует) соберется один раз в течение года, перед праздником Воскресения Христова, и распределяет из церковных же сумм — кому 50 коп., кому рубль, ну и все: хотя хорошо, разумеется, и это.

Следует признать деньги, поступающие в церковь, имуществом церковным, деньги, поступающие на определенные надобности, — специальными и дать возможность приходам быть хозяевами церковных денег в смысле расходования их только на потребности церквей и частью, разумеется, и духовенства, как члена того же прихода.

Село Исады, церковный староста Кожин.

*) Кружечный сбор, в зависимости от уменьшившегося числа молящихся, тоже упал до той величины, которая заметного сколько-нибудь значения, а тем более доминирующего, не имеет.

«Вестник Рязанского губернского земства» № 12, 1913г.

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: Референт    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте