Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Рязанская губерния в 1812 году. Глава "Рязанский госпиталь".

Рязанский госпиталь

(Спасибо пользователю dpopov за перевод главы в текстовый формат!)

В виду того, что многие раненые и больные проходили через Рязань, нельзя было обойтись и в ней без постоянного помещения для госпиталя.

Первая партия раненых пришла в Рязань на барках 12 сентября. Вероятно, между ними оказались также слабые, что не могли далее двигаться, и часть их оставлена в Рязани. Больным делала разбор врачебная управа в полном составе, но, сколько оставлено из них в Рязани неизвестно. Но больные раненые в Рязани были. 25 сентября 1812 года подполковник Белостокского гарнизонного батальона Невежин просил врачебную управу откомандировать в Рязанский госпиталь медицинского чиновника для перекладывания корпией больных и раненых разных полков воинских нижних чинов и снабдить его медикаментами. При обсуждении этого ходатайства в присутствии врачебной управы инспектор объявил, что он осматривал уже раненых нижних чинов, коих 35 человек, но нет во врачебной управе, ни медикаментов, ни корпии, ни бинтов для перекладывания ран[1]. 26 сентября врачебная управа в своем журнале констатировала большой наплыв в Рязань раненых разного звания.

"В виду большого наплыва раненых разного звания людей - более 300 человек и кроме того проходят через Рязань постоянно военные штаб и обер-офицеры и нижние чины разных полков здесь нужен врач, а медицинских чиновников в Рязани осталось только трое (инспектор, акушер и оператор), при чем оператор болен"[2], вызванный же в помощь Зарайский лекарь Штефнер приехать отказывался, по случаю пребывания в лазаретах города 160 человек нижних чинов[3]. Рязань оставалась в беспомощном положении.

6 октября в Рязань вернулся находившийся в походе с 5 полком[4] лекарь фон-Гернет и вступил в отправление обязанностей уездного врача. Слава Богу! врач появился на горизонте Рязани. Врачебной управой и поручено было фон-Гернету иметь наблюдение за больными и ранеными в двух лазаретах[5]. Таким образом, в начале октября в Рязани были для раненых уже два лазарета. По входящему реестру канц. Рязан. губернатора за 1812 год значится рапорт Рязанского полицеймейстера об отведенном для больных доме Спицыной[6]. 3 ноября 1812 года губернатор доносил главному комиссариату по части продовольствия об учреждении в Рязани лазарета для воинских нижних чинов[7]. Но оборудование этих лазаретов медицинскими пособиями было нисколько не лучше, чем в уездном городе Касимове. В журнале врачебной управы 16 октября 1812 года записано, что в заседании этого числа имели суждение о том, как и чем лечить больных в лазарете... Управа относительно медикаментов отнеслась, почему то к местному бригадному командиру полковнику Лео, прося его указать, откуда можно получить необходимые медикаменты. Лео сообщил 19 октября, что им предложено майору Лилаарду отпустить медикаменты, принадлежащие Рязанскому батальону, но только для пользования больных 5 и 6 пехотных полков.

Но и там оказалось больных много более 200 человек, а медикаменты - на исходе. Решено было истребовать увезенные Демидовым (командиром 5 полка) медикаменты.

Обратились спешно за медикаментами к лекарю военно-сиротского отделения - и у него медикаментов не оказалось[8].

В местных аптеках - тоже медикаментов не было. Местные содержатели вольных аптек, записано в журнале врачебной управы, взяли отпуска и отправились тоже для приобретения медикаментов[9]. Зато полковник Лео сообщил, что на будущий 1813 г. медикаменты нужно требовать прямо от главного начальства по части медицинской[10]. Но чем же было лечить раненых теперь, когда медикаментов в Рязани не было нигде. К тому же и самое городское помещение под лазаретом было ниже всякой критики. Помещение это, говорится в журнале врачебной управы 2 ноября 1812 г., в коем много больных, при наступлении зимы обнаруживает себя неспособным для больных, потому что в течение этих дней не только не держало теплоту, нужную для больных, но ветер дул во все скважины стен, а в некоторые из комнат проходил снег, от чего больным стало хуже и болезни усилились[11].

Еще характернее запись в журнале врачебной управы 5 ноября 1812 года на стр. 262. "Целых 205 человек больных, помещенных в доме Рязанского губернатора, лежали под присмотром одного фельдшера. Пользование их изредка взял на себя оператор Левицкий, единственно, сказано буквально в журнале, из одного человеколюбия и усердия к службе"[12]. Только с 1813 г. был назначен во временный Рязанский госпиталь особый лекарь Лаврентьев[13].

Плохое состояние городского лазарета не преминуло отразиться на здоровье больных. Командир Ряз. вн. бат. майор Лилаард сообщил, что находящиеся в этом лазарете нижние чины в большом количестве умирают. Командир просил управу исследовать причину этого и принять к пресечению смертности в нем деятельные меры.

29 ноября отправлялись в лазарет члены врачебной управы с уездным лекарем Гернетом и при участии Лилаарда осмотрели лазарет; в нем было больных 70 чел. По исследованию пришли к заключению, что большое число умерших происходило:
1) От желчной горячки с кровавым поносом.
2) Причина, что умирает много больных, должна быть, по мнению управы, общая, а именно в воздухе находящаяся, что, вероятно, может быть потому, что как в г. Рязани между обывателями, равно и во всех больницах больные почти одинаковую болезнь имеют, т.е. желчные горячки с гнилым поносом.
3) Случайною или побочною причиною развития болезней в лазарете - видела в том, что лазарет холоден так, что в стены продувает ветер и в морозы стены замерзают внутри; выход один. Необходимым признавалось или поправить этот дом, или потребовать новое помещение.
4) Недостаток в белье, ибо в гнилых поносах находящиеся больные, когда умирают, то на ту же постель кладут приходящих вновь больных, за неимением другой постели, от чего больной хотя ляжет в другой болезни, но заражается от постели гнилым поносом и прекращает в скорости жизнь.
5) В медикаментах недостаток, а других уже совсем нет.
6) Но недостатку туфлей и столчаков больные ходят на двор босые, от чего простуживаются и получают горячки и поносы.
7) Трудно больным, как горячку имеющим, равно поносы, варят пшеничный на квасу сделанный кисель, а должно бы из овсяной муки оный приготовлять, а белый хлеб трудным больным всегда производить.
8) Где трудные больные находятся должно курить уксусом почаще, наливая на раскаленный кирпич.
9) Буде вышеописанные недостатки исправлены будут, то многие больные не лишатся преждевременно жизни.
Гернету предложено смотреть аккуратно, чтобы эти правила исполнялись, приказывая при этом отделять больных поносом от имеющих горячки в особую комнату, переменяя почаще белье и иметь всевозможную чистоту и опрятность около страждущих и трудно больных посещал бы два раза в день и доносил постоянно управе[14].

Как видно, г. Рязань тоже была не богата медицинскими чинами, а между тем нужда в них была необыкновенна. Это видно из журналов врач. управы, в коих отмечено, что до 1812 года были два или три случая посылки и требования учеников семинарии в Моск. мед. академию. В декабре месяце во врачебную управу поступил запрос начальника 17 пехотной дивизии, в коей, между прочим, был Рязанский полк, о доставлении списка сколько медицинских чинов заведуют госпиталем, сколько при них фельдшеров или учеников, откуда имеются медикаменты и на какую пропорцию. Это было в такой момент, когда вся губерния бедствовала и нуждалась в медикаментах

Сколько в госпиталях было, выздоровело, умерло и ныне на лицо состоит больных... При этом начальник дивизии даже учит врачебную управу, как нужно лечить больных, нужно лекарства для однородной болезни ставить всегда на виду так, чтобы и цирюльники, и фельдшера, и даже надзиратели могли их давать почаще, бинты, которыми некоторые раненые вместо холста обвязаны, должны быть чисты, так как не безызвестно, что чистота в болезнях есть половина лечения, то необходимо поручить врачам обратить особенные наблюдения на чистоту в лазаретах и особенно постелях и белье.

23 октября был Рязанскому казенных дел стряпчему Горину поручен присмотр за Рязанскими лазаретами и больными военными нижними чинами[15], но от этого одного, разумеется, собственно врачебная часть за отсутствием врачей и медикаментов не могла нисколько улучшиться. Напротив, число больных росло и организация присмотра за госпиталями и госпитальными вещами требовала развития. 5 ноября 1812 года назначены были сразу два смотрителя Рязанских госпиталей: губернский секретарь Немчинов и колл. секретарь Аверкиев[16]. Означенным лицам губернатором предложено вступить в должности немедленно. Существование двух госпиталей не может не свидетельствовать, что, значит, раненых в Рязани было много.

В январе 1813 г. Рязанские госпитали, по предписанию губернатора, Гориным переданы в ведомство комиссионера Степанова[17]. С 20 февраля госпиталь перешел в присмотр майора Винклера[18].

На содержание Рязанских госпиталей отпускались на руки Горину средства:

а) из государственного казначейства[19] и б) из городских доходов[20]. Суммы весьма незначительные. Они также улучшали мало дело.

В сентябре месяце 1813 г. под раненых и больных в Рязани отведен был старый губернаторский дом[21]. Этот момент как раз совпадает со временем перевода в Рязань временного лазарета из Касимова. Наем нового помещения потребовался именно для размещения части больных, прибывших из Касимова.

В Рязанские госпитали медикаменты покупались по мере надобности в Рязанской вольной аптеке провизора Ивана Малеина, которому уплачено в октябре 1812 г, 611 р. 9 к.[22], 27 января 1813 г. 1 710 р. 73 к.[23], 19 февраля 1813 г, 461 р. 65 к.[24]

В Рязани лечились от ран:
а) лейб-кирасирского полка ротмистр Меликов; Астраханского кирасирского поручики: Паткуль, Трапгоф и Мореншинд[25].
б) Ахтырского гусарского полка ротмистр Александрович[26] и Дуванов[27].
в) Московского гарнизонного полка майор Чапыжников и Невского пехотного полка поручик Склареенко[28] и прапорщики Соболевский и Климов[29].
г) Кавалергардского полка корнет фон-Смиттен[30].
д) 1 Егерского полка штабс-капитан Кошкович[31].
е) Перновского пехотного полка Логинов[32].
ж) Лейб-гвардии конного полка подпоручик Меркович[33].
з) Лейб-гвардии Литовского полка поручик Пущин[34].
и) Лейб-гвардии Черноморского конного полка поручик Мазуренко[35].
і) Софийского пехотного полка поручик Златковский[36].
к) 28 Егерского полка поручик Лазарев и артиллерийской бригады подпоручик Кобяков[37].
л) 11 пехотного полка подпоручик Враштель[38].
м) Муромского пехотного полка капитан Владимиров[39].
н) Алексапольского пехотного полка поручик Николаевский[40] и Миклашевский[41].
о) 1 сводного гренадерского батальона майор кн. Крапоткин[42].
п) 49 Егерского полка подпоручик Хотяинцев[43].
р) Орловского пехотного полка капитан Ульчицкий[44].
с) 34 Егерского полка прапорщик Безумов[45].
т) Гродненского гусарского полка штаб-ротмистр Екимов[46].
у) Астраханского полка подпоручик Батурин[47].

Находясь в Рязани для излечения от ран, некоторые очень продолжительное время, офицеры получали из Рязанского казначейства жалованье.

В 1814 году приступлено было к ликвидации и Рязанского временного военного госпиталя. Еще 9 марта 1813 года Министерством предложено было продать старый губернаторский дом[48], но, по неимению в Рязани места, в сентябре месяце 1813 года в нем размещены были раненые больные[49]. Сам губернатор поселился в доме коллежского советника Рюмина[50], предложив Рязанской квартирной комиссии зачесть три дома Рюмина взамен занятого дома губернатора под лазареты. Нельзя назвать такое распоряжение достаточно симпатичным. Бухарин под флагом для раненых меняет старый казенный губернаторский дом на благоустроенную квартиру для себя в доме богатого откупщика Гаврила Рюмина. Бухарин в ноябре за отличие по 12 году получил чин действительного статского советника и вдруг предлагает зачесть занятую им квартиру вместо старого никуда не годного губернаторского дома, продаваемого на слом. Нечего сказать, поступок этот достоин отличия. Рязанский лазарет просуществовал, однако в этом доме до половины 1814 года. 3 мая от комиссии Московского комиссариатского депо было предложено о переводе госпиталя из Рязани в Москву[51], но госпиталь выехал только 20 августа 1814 года. Для отправки вещей в Москву предложено было полицеймейстеру подыскать подводы. Но желающих везти вещи не оказалось. Пришлось отправить их 20 августа водою с мещанином Курганским[52]. Но отправлены, вероятно, не все, а только лучшие вещи, так как 12 ноября 1814 года предложено было Рязанскому полицеймейстеру назначить продажу оставшихся госпитальных вещей[53], а стряпчему Маркову помочь ему в этом деле[54].

Квартирная комиссия, во время пребывания лазарета в Рязани, обязана была предоставить помещение под аптеку для лазарета. В начале 1814 года Рязанский полицеймейстер сообщил в городскую управу о непригодности отводимого под аптеку дома и просил нанять новый дом[55]. В мае месяце отведен был под госпитальную аптеку дом купца Крючкова. Квартирной комиссии предложено уплатить за постой в его доме деньги[56].

Сноски:

  1. Арх. Ряз. губ. правл. Журналы врач. управы 1812 г. сент., стр. 237.
  2. Там же, сент. стр. 238.
  3. Там же, стр. 243.
  4. Полк был расформирован и лекарь Гернет за расформированием полка был уволен домой.
  5. Архив Ряз. губ. правл. Журн. Ряз. вр. управы. 1812 г. 9 окт. стр. 245.
  6. По вход. реестр. канц. Ряз. Губ. 1812 г. № 4300.
  7. По исход. реестр. канц. Ряз. губ. 1812 г. № 8184.
  8. Архив Ряз. губ. правл. Журн. врач. управы 1812 г. окт., стр. 249.
  9. Там же, окт., стр. 255.
  10. Там же, стр. 255.
  11. Арх. Ряз. губ. правл. Журн. врач. управы 1812 г. ноябрь, стр. 261.
  12. По исход. реестр. канц. Ряз. губ. 1813 г.
  13. Арх. Ряз. Губ. правл. Журн. врач. управы 1812 г. ноябрь, стр. 255.
  14. Журн. Ряз. врач. управы 1812 г. нояб. 1813, стр. 277.
  15. По исход. реестр. канц. Ряз. гражд. губ. 1812 г. № 7504.
  16. Там же, № 8141.
  17. По исход. реестр. канц. Ряз. гражд. губ. 1813 г. № 23.
  18. Там же, № 1178.
  19. 11 ноября по журн. Ряз. Каз. Пал. отпущено Горину из к-ва по части устройства госпиталей 2 000 р.
  20. 16 ноября отпущено ему же из градских доходов 500 р.
  21. По исход. реестр. канц. Ряз. губ. 1812 г. № 5969. Рязанскому полицмейстеру предписано губернатором приготовить бывший губернаторский дом для больных.
  22. Арх. Ряз. Каз. Пал. Журн. общ. прис. Р. К. Палаты 1812 г. 30 окт. стр. 367.
  23. Там же, журн. Р. К. П. 1813 г. янв. стр. 298.
  24. Там же, февр. стр. 285.
  25. Там же, журн. 1812 г., окт. стр. 11, 68, 163, 271; нояб. стр. 201; дек. стр. 88.
  26. Там же, окт. стр. 165, нояб. стр. 31.
  27. Там же, нояб. стр. 294.
  28. Архив Ряз. каз. палаты. Журн. палаты 1812 г. окт., стр. 192, 241.
  29. Там же, стр. 241. Журн. за ноябрь, стр. 408; дек. стр. 353; ж. 1813 г. апр., стр. 89.
  30. Там же. Журн. 1812 г. окт., стр. 196; журн. 1813 г., янв. стр.126.
  31. Там же. Журн. 1812 г. окт., стр. 248.
  32. Там же. Журн. 1812 г., окт., стр. 240.
  33. Там же. Журн. 1812 г., окт. стр. 239.
  34. Там же. Журн. 1812 г., окт., стр. 270; декаб. стр. 101. Журн. 1813 г. янв., стр. 127 февр., стр. 285.
  35. Там же. Журн. 1812 г. окт., стр. 297., декаб. стр. 350, 453; журн. 1813 г. май стр. 39.
  36. Там же. Журн. 1812 г. окт., стр. 360., декаб. стр. 100.
  37. Там же. Журн. 1812 г. нояб. стр. 156.
  38. Там же. Журн. 1812 г. дек. стр. 97; Журн. 1813 г. янв. стр. 251.
  39. Там же, дек., стр. 359.
  40. Арх. Ряз. каз. пал. Журн. 1812 г. дек. стр. 354, 498; Журн. 1813 г. март, стр. 88.
  41. Там же. Журн. 1813 г. март, стр. 89.
  42. Там же. Журн. общ. прис. палаты 1813 г. янв., стр. 22.
  43. Там же. Ж. 1813 г. февр., стр. 174.
  44. Там же. Ж. 1813 г. апр., стр. 262.
  45. Там же. Журн. 1813 г. май, стр. 91, июнь, стр. 20.
  46. Там же. Журн. 1813 г. май, стр. 310.
  47. Там же. Журн. 1813 г. июнь, стр. 220.
  48. По вход. реестр. канц. губерн. 1813 г. № 153.
  49. По исход. реестр. канц. губерн.1813 г. под № 5969 значится предлож. губерн. Рязанскому полицмейстеру о приготовлении бывшего губернаторского дома для больных.
  50. По вход. реестр. канц. губ. 1813 г. 4 марта № 533.
  51. По вход. реестр. канц. губерн. 1814 г. № 262.
  52. Там же. № 477. Донесение губернатора в комиссариатское депо 20 авг. 1814 г. № 3858.
  53. По исход. реестр. канц. Ряз. гражд. губ. 1814 г. № 5128.
  54. Там же, № 5129.
  55. По вход. реестр. канц. губ. 1814 г. № 1083. Рапорт губернатору Рязан. полицеймейстера.
  56. По исход. реестр. канц. губ. 1814 г. №№ 2435 и 2437.

Рязанская губерния в 1812 году преимущественно с бытовой стороны. Материалы для истории Отечественной войны.

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте