Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Результаты анкеты о детских идеалах учеников второй группы начальной земской сельской школы Рязанской губернии.

Подг.: Дм. Анохин, 2010 г.

Московский учительский дом в № 20 журнала "Для Народного Учителя", за 1912 год, в целях изучения объекта воспитания — ребенка, обращается с просьбой к русским учителям оказать содействие, поставив в школе опыт опроса по следующей программе:

1) Кем бы мне больше всего хотелось быть, когда я выросту большой?
2) Почему именно им?
3) На кого бы мне больше всего хотелось быть похожим из тех людей, кого я видел или о ком слышал и читал?
4) Почему именно на него?
5) Про что больше всего я люблю читать?
6) Почему я люблю читать об этом?
7) Чем я больше всего люблю заниматься в школе?
8) Почему я люблю это занятие?
9) Что я больше всего люблю делать дома?
10) Почему я люблю это делать?
11) Кого я считаю хорошим человеком?
12)Почему я считаю его хорошим человеком?

Программа эта снабжена соответствующей инструкцией для ее заполнения.

В моем распоряжении для такой анкеты в настоящем году имеется только второе отделение, мало пригодное для исполнения предназначенных задач, в виду того, что местное население стоит на довольно низком уровне культурного развития, и учащиеся, в силу бедности школьной библиотеки, не широко пользуются книгами для внеклассного чтения.

Однако, я решил испробовать свое отделение и больше не для отсылки анкеты в учительский дом, а лично для себя, для изучения вверенных мне учеников.

Действительно, полученные данные мало удовлетворительны (много вопросов осталось без ответов).

Тем не менее, результаты настоящей анкеты, произведенной 12 февраля сего года, не безынтересны.

На 1-й вопрос "Кем бы мне больше всего хотелось быть, когда я выросту большой" — ответило положительно из 41 участвовавших в анкете — 36, и 5 ответов не дали (в этом числе я считаю и ответы, данные не по вопросу). При этом желают быть больше всего земледельцами (земледельцем мужиком, хозяином, работником и т. п.) — 17. Это и вполне понятно: ученики в большинстве — дети крестьян-земледельцев. При этом объяснений на это дали только 3 ученика. Один пишет: "Хочется быть грамотеем и работником потому, что хочется работать и учиться"; другой хочет быть хорошим земледельцем и ставит следующую причину: "Мой отец этим занимается"; и третий на этот вопрос отвечает лаконически —"я земледелец". Дальше идеалы разбились таким порядком: учителем и учительницей желают быть 5, плотником, кузнецом, портным, портнихой — 5 (из этих отвечающих есть дети ремесленников), писарем и конторщиком — 4, фельдшерицей — 1, солдатом — 1, урядником — 1, стражником — 1 и одна — богатой и большой.

Мотивировок (на вопрос 2-й) здесь мало. Одной хочется быть портнихой, "чтобы шить платья"; другой пишет: "портным хорошо быть", а третьей — учительницей потому желательно быть, что "учить детей хочется".

3-й вопрос: "На кого бы мне больше всего хотелось быть похожим из тех людей, кого я видел или о ком слышал и читал". На него не дали ответов 25 учеников, а остальные 16 хотят быть похожими: на учителя — 5, на учительницу — 1, на отца и родителей — 3, на Петра Великого — 2, на Александра I — один, на офицера — 1, на старшину — 1, на Святослава — 1, и один на "умного и хорошего".

4-й вопрос — "Почему именно на него" — почти остался без ответов; пояснили свои идеалы только 4 ученика: на офицера хочется быть похожим одному потому, что "придется идти в солдаты" на учителя хочется быть похожим "потому", отвечает один, "что он смирный", а другой: "все хочется знать". Один хочет быть похожим на Алексадра I и потому, что "он добр".

5-й вопрос — "Про что я больше всего люблю читать" — дал ответы самые разнообразные, которые, однако, можно разбить на следующие группы: за одни сказки высказалось 8, за сказки и рассказы — 1, сказки и рассказы про животных — 1, за сказки и стихи — 1, за рассказы про войну — 6, за стихи —3, за рассказы — 3, за книги по земледелию — 3, за книгу про Илью Муромца — 1, про Ермака — 1, за книги божественный — 1, про детей — 1, о растениях и зверях — 1, о растениях и князьях — 1, об учителях — 1, о кузнецах — 1, про родителей — 1, о русской истории — 1, и 5 учеников ответов не дали.

Следующий — 6-й — вопрос — "Почему я люблю читать об этом" — их, как и в предыдущих случаях, должно быть, затруднил, и объяснение написали только 13. Более типичными в них следующие: "Хочется быть хорошим земледельцем, и потому книги люблю читать про земледелие. Другой же, указывая также с любовью на земледелие, говорит в объяснение: "Хочется научиться, как надо обрабатывать землю". Про сказки говорить, что они —"очень хороши". Многие любят читать про войну и объясняют это двояко: 1) "интересно, как и чьи взяли" и 2) "мать и отец слушают и говорят — хорошо".

7-й вопрос — "Чем я больше люблю заниматься в школе"— вызвал следующие ответы: чтением любят заниматься 21, чтением и письмом 4, чтением, письмом и арифметикой 2, чтением и арифметикой 1, читать, писать и картинки глядеть 1, читать, задачи решать и писать 1, письмом 6, церковно-славянским чтением 1, один не дал ответа, один любит "слушать" чтение и один любит слушать, "как учитель стихи читает".

Объяснение по вопросу 8-му, как и везде, здесь также мало; вот они: "Хочется скорее выучиться", и потому любит читать. "Грамота всегда нужна", "чтение всегда пригодится", "чтение — это занятие нужно". Один стоит за письмо и потому, что "хочется быть учителем".

9-й вопрос: "Что я больше всего люблю делать дома?" На него ответы распадаются на следующие группы: уроки готовить, писать, читать, рассказывать рассказы и сказки — 13, кормить скотину — 7, пахать — 5, кадушки делать — 2, с лошадьми ездить — 2, шить — 2 девицы, садовничать и разводить деревья — 2, "что нибудь" — 2, топить печку — 1 девица, лапти ковырять — 1, полы мыть — 1 девица, "все делать" — 1, работать в кузнице — 1 и не дал ответа — 1. Любовь свою к занятиям некоторые так поясняли. Один пишет: "Люблю ездить с лошадьми в ночное: там хорошо играть", другой это же самое поясняет иначе: "люблю езду". Один любит разводить деревья потому, что "они делают красоту".

И, наконец, на вопрос 10-й — "Кого я считаю хорошим человеком" — ученики ответили так: учителя — 9, учителя и священника — 1, знакомого студента — 1, отца — 2, дядю — 2, посторонних знакомых лиц и соседей — 7, брата — 1, не дали ответов 15 учеников. И, кроме того, есть ответы неопределенные: "Тот хорош, кто не пьет вино"; "тот хорош, кто добро делает" и "хорош тот, который никому не делает зла".

Объяснений на указание хороших лиц (по вопросу 12-му) и тут мало. Один считает хорошим дядю потому, что "он меня не покидает", а другой хорошим считает дядю потому, что "он для меня хорош". Учителя считают хорошим потому, что он их учит и один пишет потому, то "он мне никогда не делал зла". Иные же, не поняв вопроса, считали хорошим человека по его работе и умению, а потому и указывали как на хороших людей, — на ловких и искусных мастеров.

В заключение сего, несмотря на неточное выполнение вопроса и прочие дефекты, приходится констатировать довольно приятный факт: со своими идеалами ученики сельской школы не парят где-то в воздухе и очень близки к жизни и истине, но и не чужды прогресса (хотят сделаться "хорошими" земледельцами), а нравственный идеал как в палатах, так и в избушках, как у студентов и гимназистов, так и у захолустных сельских школьников все один и тот же: добро, правду, труд и ум мы любим, а зло, пошлость и пьянство ненавидим.

Голицын.

«Вестник Рязанского губернского земства» № 7-8, 1913г.

5
Рейтинг: 5 (2 голоса)
 
Разместил: Референт    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте