Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Из крестьянской жизни в Рязанской губернии

Подг.: Дм. Анохин, 2011г.

«Стоимость отопления крестьянских изб в Рязанской губернии»

Отопление крестьянских изб для нас важно лишь постольку, поскольку оно отягчает крестьянский бюджет лишними расходами и поскольку отнимает у сельского хозяйства солому и навоз, который, в противном случае, был бы употреблен как удобрение на истощающуюся землю.

По качеству материалов, идущих на отопление, губерния делится на две совершенно несходные части: на северную половину, где довольно значительна лесная площадь, и южную, где лесов почти совсем нет. Северную част губернии можно, в свою очередь, также разделить на две половины — северную, заокскую, где лесов много, и южную, приокскую, где лесная площадь сравнительно незначительна. В северной половине губернии преобладающим топливом являются дрова и вообще древесные материалы. Они упоминаются корреспондентами в 90% показаний. Слишком 50% показаний (см. табл. I приложений к настоящему очерку) из северной половины губернии говорят, что дрова там являются единственным материалом топлива. В остальных случаях к основному топливу добавляется или хворост (25% показаний), или сучья. И только 10% показаний признают основным материалом топлива солому, но и здесь солома все-таки идет на отопление в соединении с дровами и изредка с торфом. О торфе, как преимущественном топливе, говорит только одно показание из Рязанского уезда.

Можно признать более или менее характерным для всего района заявление Зарайского корреспондента: "почти круглый год топят дровами. Некоторые топят для тепла зимою маленькие печи соломой, но не всегда, да и то соломой, объеденной овцами" (св. С. Г. Виноградов, из Луховической в.). Правда, дрова все-таки очень дорого обходятся, а потому, часто в зависимости от потребности в тепле, т.е. сообразно с временами года, они чем нибудь заменяются. Так, Егорьевский корреспондент пишет, что "зимой топят дровами, а летом сучками" (Мирославский И. И., из Колычевской в.). Вь Рязанском у. "на топливо идут дрова и сосновыя иглы, которые зовутся "колки", "сор". Последнее топливо, т.е. сосновые иглы, в большом ходу. Их сгребают в сосновом лесу в течение всего лета, запасают на зиму возов 8—10 и более" (св. Ф. Я. Орлин из Солотчинской в.). Многие корр. говорят, что "зимой у них топят дровами, а летом сучками, иглами сосновыми и еловыми и разным сором", и только один корр. сообщает, что топят зимою дровами сосновыми или березовыми, а летом дровами осиновыми да сучками, присоединяя к ним щепы от выделки разной посуды и других деревянных изделий.

Случаи, когда "зимой топят соломой, а летом дровами", зарегистрированные по Зарайскому у, так объясняются корр. Урусовым, из Макеевской вол.: "летом (с апреля по октябрь) употребляются дрова, хворост и сучья, и что к весне соломы мало, а иногда и совсем нет, да и топить ею опасно в пожарном отношении. А с октября и соломы у всех бывает много и опасность минуется".

Масса корреспондентов(особенно по Спасскому у,14 из 19) сообщает, что разницы в материалах для отопления зимой и летом не замечается.

Положение южной половины губернии (см. табл. I приложений к настоящему очерку) рисуется совсем в другом свете. Лесная площадь там ничтожна, и потому дрова страшно дороги. Черноземная же почва дает сравнительно большие сборы соломы. Правда, солома вообще очень нужна в сельском хозяйстве и на домовые крыши, и на подстилку, и на корм скоту, но и топить печь чем нибудь да надо. Приходится топить соломой. Для всего района солома является характерным и преимущественным топливом. Часты случаи, когда исключительно одной соломой топят, потому что иного топлива негде достать. По району таких показаний довольно много—16% общего числа. Преимущественным же топливом, т.е. топливом хоть и преобладающим, но употребляемым в соединении с навозом, с торфом, с дровами — она является в подавляющем большинстве случаев — 75% общего числа показаний.

Даже навоз, ценный материал для земледельца, здесь часто употребляют в топливо, не потому, конечно, что земля их не нуждается в удобрении, а потому, что иного топлива не хватает. Есть места в Данк., Раненб. и Ряжск. у.у, где навоз является преимущественным топливом. О навозе, как отоплении, применяемом в большем или меньшем количестве, говорят 15,5% показаний. К счастью для сельского хозяина южной половины губернии, здесь кое-где находится торф. Применение его как топлива в настоящее время еще незначительно преимущественным топливом он указан только в 7% показаний (по Мих., Дан. и Ран. у.у.), применение же его вообще констатировано 15% показаний. Кроме того, в Скопинском и Данковском у.у. изредка употребляют на топливо каменный уголь местного происхождения.

Древесное отопление в районе этом встречается очень редко и только в некоторых уездах (Сапожк., Ряжский).

В зависимости от времен года топливо здесь разнообразят сильнее, чем на севере. Раненбургский уезд, типичный для ю.-з. района, дает такую картину для отопления: "зимой топят соломой, а весной навозом, потому что соломы весной нет, а какая есть употребляется скотине на корм" (Никольская в.). "Летом сушат навоз и им топят, а зимой им нельзя топить, потому что от навоза угорают" (С. А. Шашков, из Просеч. в.). Корр. М. И. Кондрашин так объясняет почему летом топят навозом: "зимой он сырой, а летом его тщательно сушат, а потому он годен на топливо". Местами летом не топят соломой, "чтобы избежать пожара, так как может выбросить в трубу" (Пронский у, Панкинск. в., К. Г. Гавриков).

"Торф", пишет корр. Мих. у, "употребляется весною и когда на улице бывает оттепель, а в морозы топят соломой, потому что первый не скоро горит, и нельзя закрывать рано из боязни угара" (Клочков И. К., из Митякинск. в.). "Если у которого крестьянина не хватает торфу на год, по его соображению, то он применяет такое средство: осенью, когда нет больших холодов, топит соломой, когда сильные морозы — топит торфом, потому что онь дает сильнее жар. Потом, в марте, опять соломой, а часть торфа берегут для печенья хлеба" (Мих. у, Маковской в., Г. С. Никифоров).

Разнообразие материалов отопления, употребляемых летом, вот как характеризует корр. Пронского у.: "летом отапливаются наши избы кое чем: подстилкой из соломы от телят, которая зимою складывается в кучи, а летом просушивается, старыми плетьми от картофеля, а также прошлогодней сухой травой: чернобылем, репейником и крапивой, а некоторые, позажиточнее, покупают древесные сучья в рощах" (Тырн. в., учит. М. П. Хохлов). "Дрова же", по словам Раненб. корр., "прикупают, обыкновенно, с половины зимы, т.е. когда вся имеющаяся топка бывает израсходована, торф покупают осенью и им обыкновенно топят "голланки". Во все же остальное время и почти все жители топят соломой" (Нарышк. в., учит.-кр. Р. Е. Афонин).

Оказывает свое влияние на отопление и "благосостояние" домохозяина. Хотя таблица II приложений к настоящему очерку и показывает, что в большинстве случаев—65% показаний— разницы в материалах отопления между богатыми и бедными не замечается, но должно быть есть большая разница в количестве топлива, употребляемого и теми и другими. По крайней мере, большинство корреспондентов пишут в роде того, что "богатые топят больше, а бедный чуть не застынет в хате" (Данк. у, Теплов. в., кр. К. Н. Кулешов). "Разница в том", пишет Егорьевский корр., "что богатый топит две — три печи, а бедный и одну никак не протопит. Богатый — хорошими дровами, а бедный кое-чем" (Троицкая в., Н. М. Харламов).

Для северной половины губернии можно считать типичной корреспонденцию из Спасского у.: "богатые, имея в запасе дрова, всегда могут отапливать сухими дровами, средние, в особенности же бедные, принуждены бывают топить зимою сырыми дровами, т. к. рубка и вывозка леса бывает обыкновенно зимою; не имея в запасе сухих дров, топят сырыми, только что срубленными" (И. С. Филатов, из Ижевской вол.). "Богатые отапливают вволю дровами, хворостом, а бедные отапливают бедно дровами-швырком, но все же предпочитают швырок, потому что у бедных часто нет лошади, а привозка дров-швырка стоит дешевле, чем хворосту,— спорее в топливе" (А. И. Постников, диакон из Желудевск. в.).

В южной половине губернии "богатые больше употребляют соломы на топливо, потому что у них ее много, а у бедных не достает этого" (Данк. у, Ягодн. в., кр. Генералов).., Богатые топят без расчета, жарко и весь год, средние—с расчетом а бедные так, чтобы сварить картофель, впрохолодь, а летом и совсем не топят" (Мих. у, из Лужковской в.). Более точно разницу в количестве материалов отопления указывает Ряз. корр.: "богатый жжет на большую семью 7 снопов, средний на подобную семью жжет 4 снопа, а бедный — только 2 снопа. И это ежедневно" (Кр. А. И. Матвеев, из Подвязьевск. в.).

Качество материалов отопления, зависящее от зажиточности домохозяев, рисует сравнительно верно табличка II. Она указывает, главным образом, только на одно, что зажиточные поставлены в лучшие экономические условия и имеют возможность выбирать наивыгоднейшее топливо, бедняки же пользуются тем, которое можно достать. Особенно ярко характеризуют это корр. Раненб. у.: "богатый меньше прикупает, чем бедный. Он почти обходится своим топливом; он взамен торфа или дров продает много соломы по высокой цене, когда у бедного населения для прокормления скота нет ничего (Д. Н... Бугорков, из Салтык. в.). "У богатых земельных на топливо идет 60—70% соломы а у бедных ее только 30—40%, а навоз наоборот: у богатых — 30—40%, а у бедных — 60—70%" (св. Богословский, из Колыбельской в.). "Богатый топит соломой весь круглый год, а бедный — по уборке хлеба соломой, а по сожжении всей соломы зимой покупает дрова, а летом навоз" (А. А. Лапин, из Гагинской в.). Можно с уверенностью заключить, что большая часть навоза, употребляемого на топливо, попала в печку из хлева бедняка и лишила удобрительной производящей силы его полоску.

Количество, а следовательно и стоимость топлива, нужного для отопления одной избы в течение целого года, колеблется по губернии очень сильно и зависит от многих причин. В числе последних доминирующая роль падает на размеры избы, которую нужно нагреть зимою, на количество членов семьи, которым нужно приготовить пищу, и на интенсивность отопления. Мы видели, что интенсивнее топят богатые, но бывает, что стоимость отопления бедняку становится дороже, чем богатому хотя количество материалов отопления и меньше. Это уже зависит от условий, сопровождающих покупку топлива. В большинстве случаев бедняк не имеет материальной возможности запастись топливом в благоприятный момент, а потому и переплачивает тогда, когда топливо ему необходимо.

Минимальная стоимость отопления одной избы в течение года в северной половине губернии выше, чем в южной (таб.ч. III приложений к настоящему очерку). Происходит это оттого, что размеры избы на севере больше, потому что лес там сравнительно недорог, и каждый крестьянин имеет возможность выстроить себе более или менее поместительную избу, топлива на которую надо больше. На юге своего леса совершенно нет, доставка его затруднена дальностью расстояния и отчасти отсутствием хороших грунтовых дорог — потому лес дорог, и только зажиточные крестьяне могут строить себе поместительные дома, а беднота должна ютиться в маленьких избушках. Особенно ярко подчеркивает это таблица III, если мы сравним среднее количество дров, идущих на топливо одной избы в год в северной половине губернии и в южной. В первом районе, по сообщениям корреспондентов, идет около 8,4 саж., а во втором — только 3,1 саж. Само собой разумеется, разница эта зависит не от климатических условий (климатическая разница почти незаметна), а именно от размеров избы.

Точно высчитать, сколько и на какую сумму идет материалов отопления в год на одну избу очень трудно, потому что топливо употребляется часто очень разнообразное. Масса случаев, где крестьяне топят и дровами, и соломой, и торфом, и каменным углем, и навозом. Сам хозяин не решается подсчитывать все с точностью, а дает приблизительные цифры.

В Ряжском у. есть места, где на год хватает 2 саж. дров, а в Егорьевском много таких, где с трудом хватает 10 саж.

Среднее количество нужного для одной избы на год топлива указывает по районам и по всей губернии вместе табличка III.

Приходится заметить только, что большинство корреспондентов, указывая количество топлива, не дали местных цен на него, а потому нам и пришлось высчитывать среднюю стоимость из слишком незначительного количества показаний.

Не смотря на различные сорта топлива, употребляемого в губернии по районам, средняя стоимость его почти одинакова (22,0 р. для с.-в. и 24,6 р. для ю.-з.) и уклоняется от средней по губернии (23,3 р.) незначительно.

Своего топлива, как в с.-в. районе, так и в ю.-зап. крестьянам часто не хватает. В северной половине губернии лишь 20% показаний говорят, что крестьяне обходятся своим топливом, ничего не прикупая, а в южной % этот повышается до 38,5. Объясняется это повышение тем, что покупное топливо здесь страшно дорого (куб. саж. дров доходит до 18—19 р.), а потому крестьяне и стараются как нибудь обойтись своим топливом. Все же, большинство показаний признает существование прикупки (табл. IV), причем 35% на севере и 36,5% на юге говорят о прикупке большинством домохозяев.

По северной половине губернии о прикупках имеется 143 показаний. По сообщениям корреспондентов в среднем прикупает каждый топпива на 15,5 р. в год. Собственно на сумму до 20 р. в год прикупают только 80%, а остальные — на большую сумму: целых 16% показаний о прикупке на сумму до 30 р.

Почти тождественное же распределение прикупающих топливо и в южной половине губернии. Средняя по району там немного ниже (12,3 р.), потому что процент прикупающих свыше чем на 20 руб. понижается до 11%, а покупающих на сумму до 10 р. повышается до 47.

Какое именно топливо прикупается, корреспонденты не указывают, но это вполне понятно и без их указаний. Прикупают преобладающее в районе топливо. На севере — исключительно дрова и древесные материалы, а на юге — преимущественно солому, навоз, отчасти торф и каменный уголь и отчасти древесные материалы. Почти все древесные материалы, которые указаны как отопление в южной половине губернии, и особенно на самом юге ее, куплены. Кроме того, мы знаем, что на юге развивается купля-продажа навоза, который здесь употребляется главным образом на топливо.

Прим.: Материалы для настоящего очерка разработаны разными лицами при ближайшем участии П. И. Неволина.

Публ.: «Экономический обзор Рязанской губернии» 1910 г. № 1.

0
 
Разместил: Референт    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте