Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Рязанская Книга Памяти 1914-18гг.: Предисловие составителя.

Первая Мировая война 1914-18гг. – «Великая война», «Вторая Отечественная война», как называли ее в то время, или «Империалистическая», как стали называть в нашей стране впоследствии, в отличие от Великой Отечественной войны 1941-45 годов, не удостоилась ни написания ее подробной истории, ни создания «Книг Памяти». Наша страна, пожалуй, единственная из стран-участников той войны, которая не имеет государственного дня памяти жертв Первой Мировой войны; и почти не имеет на своей территории мемориалов и памятников на местах захоронений наших воинов, убитых и умерших от ран и болезней.

Наша страна понесла в Великой войне наибольшие потери – численность военных потерь; по оценкам разных авторов, колеблется от 1,7 до 3,34 млн.человек, (1) военно-гражданских потерь (гражданских лиц, убитых в бою) около 300 тыс.чел Если прибавить к этим немалым цифрам т.н. «санитарно-карательные потери», смерти от сопутствовавших войне эпидемий, жертв террора и численность последовавшей за войной эмиграции – мы получим цифры от 2,7 до 4,5 млн. человек.(2) Разумеется, это меньше, чем мы потеряли в годы Великой Отечественной войны. Но, даже принимая во внимание «политизированность» отношения в нашей стране к «Империалистической» и последовавшей за ней Гражданской войне, - имеющее место забвение жертв ее недопустимо.

Несколько моих коллег уже на протяжении многих лет собирают данные для полковых синодиков, для списков потерь по гвардии и по некоторым родам войск. Синодики некоторых полков были изданы бывшими офицерами этих полков, а также их потомками в эмиграции. Однако сбором и подготовкой данных о наших потерях по территориальному признаку пока в России не занимается никто. Т.о., представляемая Вашему вниманию Рязанская книга памяти 1914-18гг. – первая.

Территориальная книга памяти и в структуре своей, разумеется, должна быть построена по территориальному принципу – т.е., по районам области, а внутри иметь четкую систему привязки к месту рождения (призыва) погибших. Сами списки погибших, для удобства пользования, должны располагаться по алфавиту (или иметь алфавитные указатели). Собственно, по такому принципу построены большинство книг памяти по Великой отечественной войне – по данным РВК.

В силу неудовлетворительной сохранности основных для составления «Книги памяти 1914-18гг…» фондов (Губ. по воинской повинности присутствие, Уездное по воинской повинности присутствие, уездные воинские начальники) методология и основа источниковой базы книги памяти по ПМВ имеет некоторые особенности (3).

В силу участия в проекте малого кол-ва лиц подготовить полные, точные и всеобъемлющие списки сразу по всей губернии в обозримом будущем невозможно.

Поэтому материал решено издавать не по уездам (1том – Рязанский, 2-й том – Данковский и т.д.), а по мере накопления 25-30 тыс.чел., и внутри каждого тома решено группировать не по территориальному, а по тематическому признаку, - это хоть и менее удобно для читателя, за то исключает необходимость выпуска многочисленных «Дополнений» по каждому уезду (району).

Неудобство для читателя будет устранено помещением в конце каждого тома раздельных именных указателей по каждому уезду рассматриваемой губернии, и общего – для всех находящихся в томе лиц др. губерний либо неопределенного места.

Каждый том будет (предположительно) состоять из следующих частей:

1. Убитые, раненые и пропавшие без вести уроженцы губернии
А. штаб-, обер-офицеры, военные чиновники (по официальным спискам)
Б Списки убитых, раненых и пропавших без вести нижних чинов, уроженцев данной губернии (по опубликованным в газетах спискам Главного штаба)
2. Рязанцы - военные пенсионеры (по данным фондов уездных воинских начальников)
потери нижних чинов призванных с территории Рязанского уезда (по данным Управления Рязанского уездного воинского начальника)
3. Воины, умершие в госпиталях Рязанской губернии в 1914-18гг.
4. Рязанцы в плену Великой войны: А. умерли в германском и австрийском плену. Б. Вернулись из плена.
5. Потери частей первоочередной 35-й пехотной дивизии, расквартированной в 1914г. на территории Рязанской губернии.
6. Потери частей второочередной 72-й пехотной дивизии, сформированной на основе кадра, отделенного от 35-й пехотной дивизии
7. Потери частей третьеочередных 114-й и 119-й пехотных дивизий (сформированных их дружин Рязанского ополчения).
8. Потери частей 156-й пехотной дивизии четвертой очереди, сформированной на фронте на основе кадра, отделенного от 35-й пехотной дивизии
9. Рязанцы в спец.войсках

В каждой из этих частей будут разделы «Приложения», содержащие сведения о рязанцах, награжденных Георгиевскими медалями и крестами, орденами и именным оружием, фрагменты переписки командования частей с родственниками погибших рязанцев, письма с фронта и из плена, послужные списки и др. По мере возможности, книга проиллюстрирована фото времен 1-й Мировой войны, картами, схемами и др.

Отдельные разделы и статьи написаны исследователями, на протяжении ряда лет специализирующимися в соотв.тематике:

Разделы приложения «Нижние чины – Георгиевские кавалеры» - по материалам из базы данных группы архивистов-исследователей РГВИА.

Разделы приложений «Офицеры-георгиевские кавалеры» - по материалам, предоставленным Валентином Леонидовичем Юшко (Москва), а также по опубликованным в газете «Русский Инвалид» за 1914-18гг. описаниям подвигов Георгиевских кавалеров.

Статьи «Полковые истории» написаны Андреем Александровичем Вершининым (г.Москва)

Часть «Рязанцы-авиаторы» - преимущественно по материалам трудов Михаила Сергеевича Нешкина (г.Москва) и Александра Васильевича Махалина (г.Москва), а также из некоторых др.источников

Разделы приложений «Награждения, прохождение службы гг.офицеров 35-й, 72-й, 114-й, 156-й пехотных дивизий - подготовлены по материалам из газеты «Русский Инвалид» и «Армия и Флот Свободной России» мной в соавторстве с моей женой Натальей Ивановной Григоровой (г.Москва).

Указатели к 1-му тому «Рязанской книги памяти» составлены моим сыном Александром Александровичем Григоровым (г.Москва).

Я приношу благодарность моим коллегам-генеалогам, архивистам-исследователям, а также потомкам и родственникам участников 1-й Мировой войны, предоставившим материалы из семейных архивов, фото, письма с фронта и др.хранящийся в семьях, бесценный для создания «Книги памяти…» материал.

Я глубоко благодарен сотрудникам архивов и библиотек:

сотрудникам Государственного архива Рязанской области (ГАРО), сотрудникам Научной библиотеки ГУП «Рязанский Историко-архитектурный музей-заповедник Рязанский Кремль» (РИАМЗ), Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени А.М.Горького (РОУНБ), сотрудникам Российского Военно-Исторического Архива (г.Москва), сотрудникам Государственной Публичной Исторической библиотеки России (ГПИБ, г.Москва), и сотрудникам отдела газет и рукописей Российской Государственной Библиотеки (г.Химки Московской области) – за помощь, доброжелательные советы и участие во время моей работы по поиску и сбору данных для «Рязанской Книги Памяти» в 2002 – 2010 годах.

Я благодарю директора типографии РосАрхива Сергея Семеновича Баранова и его сотрудников, директора издательства «МИД» Александра Николаевича Тимченко и сотрудников его издательства, принимавших участие в изготовлении «Рязанской Книги Памяти»

Моя особая благодарность - ВИКТОРУ НАУМОВИЧУ БАШКИНУ (г.Воронеж), профинансировавшему издание 1-го тома «Рязанской книги памяти 1914-1918гг.»

Руководитель рабочей группы, составитель 1-го тома
«Рязанской Книги памяти Великой войны 1914-18гг.»
Александр Игоревич Григоров
grig_alex@mail.ru

Уважаемые читатели!

Если Вы знаете что-то о своих родных, воевавших в 1-ю Мировую войну, награжденных, раненых или погибших на фронте, если у Вас в семье сохранились военные фото, письма с фронта, воспоминания – поделитесь этой информацией с нами, и она войдет в следующий том. Благодаря Вам «Рязанская книга памяти» станет лучше, полнее, достовернее.

-----------------------------------------------------------------------

(1) А.И. Степанов. Общие демографические потери населения России в период Первой Мировой Войны

России в мировой войне 1914-1918 гг. (в цифрах). С. 32, 38, 98-100; Волков F соч. С. 59, 60, 68, 75, 187; Биншток В.И. Военные потери России в войне. 1914-1918 гг. // Труды комиссии по обследованию санитарных последствий войны 1914-1920 гг. Вып. I. С. 149; Головин Н.И. Военные усилия России в мировой войне. Париж,1939. Т. I. С. 119, 172, 151, 156, 157, 205; Керсновский А.А. История русской армии В 4-х тт. Т. 4. 1915-1917 гг. М., 1994. С. 164-169; Де-Лазари А. Указ.соч.С. 136; Мировая война в цифрах. М., 1934. С. 22; Малая Советская Энциклопедия В 10-ти тт. М., 1930. Т. 5. С. 264. Урланис Б. Ц. Войны и народонаселение Европы. - М., 1960; Головин Н. Н. Военные усилия России в мировой войне. - Военно-исторический журнал, 1993, №№ 1-2, 4, 6-7, 10-11); Россия в мировой войне 1914-1918 гг. (в цифрах). М., 1925.

(2) Строго говоря, к этим цифрам необходимо прибавить потери демографические – от потери принадлежавшей Российской Империи территории (67 млн.) и около 10 млн. - косвенных потерь (уменьшение рождаемости и увеличение смертности в результате негативного влияния войны).

(3) С началом мобилизации призывной контингент начал поступать на призывные участки, расположенные (как правило) в городах (по неск.уч-ков) и волостных селах. Информация о призванных поступала в управление уездного воинского начальника (сводные таблицы в уездное по воинской повинности присутствие). В.нач-к копии списков призванных отправлял в губернское по воинской повинности присутствие.

Дальнейшая судьба призванных (и их списков) была различной в начале войны и начиная с сер.1915г., а также разнилась в зависимости от призывного контингента (ратники ополчения 1-го и 2-го разр., запасные, новобранцы) об этом, если останется время.

Группы ратников (новобранцев, запасных ) передавались уполномоченному офицеру от в/части, и в дальнейшем документально они больше не попадали в поле зрения у.в.нач-ка и воинского присутствия – за исключением награждения, гибели или ранения, пленения и др.

В части на фронте, в случае гибели или др., судьба документов о н/ч могла быть следующей.

1.Часть сохранилась и несет службу дальше, н/ч погиб (ранен, без вести или др.) на поле боя, умер в околодке, перед.перв.отряде.

В этом случае н/ч включается в подаваемые регулярно в штаб полка ротными командирами списки потерь, из которых формируются списки потерь полка, подававшиеся к штаб корпуса, а оттуда – в ГШ. Такой путь док-тов – с ноября 1914 по июнь-июль 1917г. (до ноября 1914г из корпусов списки потерь не собирались в ГШ, после осени 1917 практ.перестали составлять списки на уровне корпусов.

Бюро по учету потерь ГШ из получившихся списков удаляет данные по №№ частей и местам гибели (пленения), а оставшееся рассылает по губерниям. Внимание: в Списках ГШ нет данных о части и месте гибели – поэтому полноценным источником они не являются.

2. Раненый н/ч эвакуирован в отр.Кр.креста, передовой госпиталь, перев.отряд пех.дивизии, или далее – в тыловой госпиталь.

Во всех случаях, кроме последнего – списки в архивах соотв.леч.учреждений в РГВИА. В последнем – в архиве госпиталя или лазарета в губернских архивах. В ГШ списков не подавалось.

3. Часть уничтожена, пленена.

В таком случае списки потерь штаб части не подавал, следовательно, списков нет.

Т.о., из списков потерь частей (умерших в лазаретах, др.) необходимо выбирать погибших и раненых – уроженцев данной губернии, и группировать по уездам.

См. Оглавление книги.

5
Рейтинг: 5 (3 голоса)
 
Разместил: Референт    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте