Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Заключение по делу на неправильное раскулачивание.

Заключение Рязанского окротдела ОГПУ по делу о жалобе гр. Утешинского А.П. на неправильное раскулачивание(1)

[не ранее 5 мая 1930 г.(2)]

Заключение

По делу раскулачивания гр. Рыковской слободы, С. Рязанского р-на, Рязанского округа УТЕШИНСКОГО Александра Павловича.

По имеющимся в Окр. отделе ОГПУ материалам и произведенным расследованием по делу раскулачивания хозяйства сына попа Рыковской слободы УТЕШИНСКОГО Александра Павловича установлено:

В 1881 году Утешинский Павел Егорович прибыл в Рыковскую слободу на службу священника данного села. Устроившись в селе со своим семейством, Утешинский использовал все законы и положения царского правительства о наделе землей служителей религиозного культа — захватив лучшие луговые земли количеством 25 десятин и пахотной 4 десятины. Захватническое стремление попа Утешинского не ограничилось отрезом этого куска земли.

В погоне за обогащением, построенным на эксплоатации бедноты, Утешинский производит массовые аренды земли у бедного населения. Бедняки, лишенные средств производства и тяговой силы, за бесценки отдают свои земли попу-кулаку Утешинскому, который, выжимая соки крестьян — уплачивая по 25 коп. в сутки работницам, работ на его земле, начал развивать свое кулацкое хозяйство.

На полях попа ежегодно работали до 20 человек наемной рабочей силы, обрабатывая кулацкое хозяйство.

В 1912 г. в Рыковской слободе организовывается Кредитное Т-во, в которое поп из-за наживы и экономического подчинения бедного населения вкладывает свои капиталы — 15 000 рублей с целью получения больших процентов. Так как кредитный банк установил % по вкладам 12, тогда как Государственный банк платил 6—8%. Заняв командное положение в кредитном банке, поп свою жену Утешинскую вводит казначеем банка, которая, строив умелые операции банка, в лице населения попа Утешинского популяризирует как благодетеля к бедным.

Бедняки, по несколько человек приходя в кредитное т-во, по целым суткам выпрашивали денег на рабочую пору. Казначей Утешинская, использовав такие моменты, заявляла, что в банке денег нет, но ей жаль их, сейчас она пойдет к батюшке, который сожалеет их и даст сколько-нибудь своих денег.

Получив от своего мужа 3—4 тысячи, Утешинская выходила на крыльцо и заявляла: «Вот, батюшка сжалился над бедными и отпустил три тысячи». Раздав деньги, она заносила их на счета вкладов Утешинских. Умелый подход попа привел к тому, что он подчинил все окружающее население, последнее начало бояться его — поп сделался хозяином в приходе.

Забрав в руки весь приход, поп начинает проделывать всевозможные комбинации для своего обогащения. Выжимая за религиозные обряды и требы не только деньгами, но и натурой. Устраивает систематические поборы хлеба с населения. (Пасха, Никола, Никола зимняя, Рождество). Беднота, которая не в силах расплатиться с священником Утешинским, записывалась и при первом удобном случае (похороны, свадьба) обдиралась как белочка. Средством притяжения к уплате задолженностей Утешинский применял меры запугивания — отказывался хоронить или производить венчание.

Запуганное население, попадая в безвыходное положение, платило за религиозные обряды столько, сколько попу хотелось.

Кроме этого Утешинский не ограничивался такими поборами, им как система было введено: каждый жених или невеста перед свадьбой должны отработать за будующее венчание. Утешинский, ежегодно от общества получая участок растущего прута (хвороста), превращал этот участок в место трудовой повинности молодого жениха или невесты. Каждый жених обязан был сплести попу 2 плетня, а невеста должна была перевезти определенное количество хвороста. (Показание Горнова Ф.Г. — сам как жених отрабатывал.) Лица же, по каким-либо причинам уклонившиеся от трудовой повинности попа, вынуждены были платить за свадьбу вдвое дороже и при крещении новорожденного ребенка получить самое наихудшее имя.

Беспощадная эксплуатация крестьян на протяжении ряда лет на арендованных полях, скупка земли, достигшая 45 душ(3), хлебные оборы, трудовая повинность обогатила попа. Последний выстраивает дом 14x11, заводит пасеку в 21 ул., сад, разводит скот, который кормит мирским хлебом, использует ежегодно наемную рабочую силу, создает типичное кулацкое хозяйство.

Октябрьская революция 1917 г. повернула кулацкое хозяйство Утешинских. Скупленные земли у Утешинских, количеством 45 душ, отбираются, дом муниципализируется, поп, чувствуя новые законы, умело свертывает свои лапы, ограничивается одной работницей. Сыновья попа Константин и Александр начинают приспособляться к новым условиям. Константин пробирается секретарем с/совета и умело свою семью выгораживает. Дом попу вновь возвращается, поп живет обеспеченным. Захватив руководство в с/совете, Утешинский Константин иным путем начинает создавать условия своему отцу для дальнейшего обогащения. Прямой обор кр-н в новых условиях становится неподходящим, и Утешинские в 1925 г. изобретают обновление иконы «Божьей Матери». Утешинский Константин, находясь секретарем с/с, поощряет это дело. Проводит вопрос обновления через общее собрание гр-н Рыковской слободы и устанавливает день отдыха всей слободе в честь обновления иконы 21 июня. Актив с/совета не согласился праздновать этот праздник, тогда Утешинский К. дал распоряжение сломать мост через реку Отоку для того, чтобы задержать гр-н на празднование. У разобранного моста поставили караул, который не пропускал всякого пытавшегося проехать на сенокос, объясняя, что надо праздновать.

Утешинский К. за преступление по должности в 1925 г. августе м-це арестовывался, а на место его пробирается второй брат Утешинский А.П., но перевыборы с/с 1926 г. очищают засорившийся с/советский аппарат Рыковской слободы. В руководство селом попадает стойкая часть села и Утешинские с этого года лишаются избирательных прав, как семья служителя религиозного культа.

Эксплоататорская тенденция Утешинских продолжается и в послереволюционный период. До самого 1929 года Утешинские имеют наемную рабочую силу в летнее время, чего не отрицает и сам Утешинский Ал. Так, у них в 1925 г. работал Мирошин Вукол, в 1926 г. Фирсов Иван. В 1927 г. на Утешинских убирала сенокос «экономическая» выть. В 1928 г. работает Митин Иван. За работы Утешинские расплачивались крайне небрежно. Если работник просит 15 руб., дают 7-8 р. (показания Митина). Наем рабочей силы в с/совете не регистрировался. Кроме этого Утешинский Ал. в 1929 г. на протяжении ряда лет в аренду «Вытям» сдавал сенокосилку и конные грабли. (Показания Гришина и Горнова.)

В 1928 г. имея в хозяйстве 6 едоков, Утешинский А. нанимал Митина для уборки сенокоса на 12 едоков. Излишние шесть едоков являлись прикупными и подоходность хозяйства Утешинских недоучитывалась. Утешинские умелыми приемами крали у государства.

7 февраля 1930 г. по постановлению очередного заседания чл. Рыково-Слободского с/сов. от 5/II-30 г. хозяйство Утешинского А.П. было раскулачено, как хозяйство б/священнослужителя. После этого открывается серия ходатайств Утешинской Александры Павл. (учительницы) о том, что раскулачивание произведено неправильно, что хозяйство, имеющее в семье школьную работницу и красноармейца, не подлежит раскулачиванию. Утешинские стараются доказать, что они общественные работники, тогда как на деле получается обратное. Утешинская А.П. (учительница) в самый ответственный момент с 1923—28 г., когда от школьной работницы требовалось много энергии, а оплата труда была низкая, Утешинская Александра Павловна бросает учительствовать, а идет в свое кулацкое хозяйство и поступает вновь на службу только в 1929 г.

Работая в должности школьной работницы в с. Солодчах С.Рязанского р-на, Утешинская А.П. вступила в колхоз и заявлением от 8/ІV-30 г. в Рык. с/сов. отказалась от надела земли в Рыковской слободе. Но с момента того, как вопрос раскулачивания г. Утешинских стал затираться в комиссиях по раскулачиванию, учительница Утешинская вновь начинает предъявлять собственность на огородный участок в Рыковской Слободе. В половине мая м-ца Утешинская А.П. приходит на показательный школьный участок, расположенный в б/огороде священника Утешинского, где работали дети, и заявила:

«Не напрасно ли вы трудитесь, ведь земля принадлежит нам, и вам придется ее вернуть. Здешних учителей надо разогнать за то, что они не знают, кого раскулачивают».

На указания учителей, что при детях так говорить, как говорит она, не педагогично, она убивает энергию детей, Утешинская сказала:

«Пусть знают дети, что это принадлежит не им, а Утешинским».

Беспощадная эксплоатация населения на протяжении ряда лет Утешинскими, вымогательство, поборы, пользование постоянно наемной рабочей силой до 1922 г. и сезонной наемной рабочей силой до 1929 г., аренда и скупка земель создало кулацкое хозяйство Утешинского Павла Егоровича, которое с 1924 г. после смерти попа перешло в пользование его сына Александра Утешинского.

УЧТЯ ВЫШЕ ИЗЛОЖЕННОЕ, СЧИТАЮ:

Хозяйство Утешинского Павла Егоровича, с 1924 г. до февраля м-ца 1930г. принадлежавшее его сыну Утешинскому Ал. Пав., — раскулачено правильно.

Врид Нач. Окротдела ОГПУ (Одинцов)

П/уполномочен. Инфо (Комаров)

ГАРО, ф. Р-5, оп. 2 (вн. 1), д. 4, л. 251-255.
Заверенная копия

------------------------------------------------------------

(1) Заключение направлено в Рязанский окрисполком.
(2) Датируется по содержанию документа.
(3) Так в тексте.

Публикация: Л. Виола и др. «Рязанская деревня в 1929-1930гг.: Хроника головокружения. Документы и материалы»/М.:РОССПЭН, 1998г., № 120

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте