Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Посох Пересвета

В августе 1380 года, перед тем как отправиться на битву с Мамаем, московский князь Дмитрий Иванович посетил игумена Троицкого монастыря Сергия Радонежского. Получив благословение старца, князь Дмитрий попросил у Сергия для своего войска двух воинов-иноков от его «чернечьского полка»: Александра Пересвета и Родиона Ослябю, которые отличались богатырским телосложением и были приучены к ратному делу. Сергий выполнил княжескую просьбу: «Тебе, князь, отдаю своих оруженосцев», и напутствовал послушников такими словами: «Время вашей купли пришло»[1].

Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле, 1943, худ. М.И. Авилов.

Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле, 1943, худ. М.И. Авилов.

8 сентября 1380 года бывший брянский боярин Александр Пересвет открыл Куликовскую битву поединком с татарским богатырем Темир-Мурзой[2] (в некоторых источниках называется другое имя противника — Челубей). Когда ордынские и русские войска встали друг против друга, из рядов ордынцев выехал огромного роста воин, Темир-Мурза, и стал вызывать на бой русских, но никто не решался сразиться с татарским великаном. Александр Пересвет принял вызов грозного противника: «Отцы и братья, простите меня грешного; брате Ослябе, моли за меня Бога. Отец игумен Сергий, помоги мне молитвою твоею»[3]. И вот два всадника стремительно понеслись навстречу друг друга и столкнулись в яростной схватке. Оба поединщика погибли, смертельно поразив друг друга копьями; пали и боевые кони соперников[4].


План Куликовской битвы

План Куликовской битвы

Но прежде чем совершить свой подвиг, Пересвет и Ослябя несколько дней добирались до Куликова поля. На Рязанской земле, в двух верстах от современного города Скопина, Пересвет и Ослябя расположились на отдых со своими отрядами. На месте этой стоянки расположено теперь село Вослебово, названное в честь Родиона Осляби[5]. Неизвестна причина размолвки между двумя воинами-послушниками, но с места общей стоянки Пересвет и Ослябя пошли разными дорогами. Пересвет направился в пещеру отшельника, жившего возле высокой горы, которую потом назовут Дмитриевской и на которой спустя некоторое время поставят церковь во имя Димитрия Солунского. В келье отшельника Александр Пересвет помолился за победу русского оружия и за примирение со своим другом Родионом Ослябей. Могилы Пересвета и Осляби сохранились в церкви Рождества Богородицы Старо-Симоновского монастыря[6]. В пещере отшельника Пересвет переоделся в боевые доспехи и оставил там свой посох, обещав вернуться за ним после победы.

Посох Пересвета. XIV в. РИАМЗ.
Посох Пересвета. XIV в. РИАМЗ.

Что же представляет собой так называемый посох Пересвета? Это — четырехлетняя яблоневая поросль, вырванная с корнем и очищенная от коры и сучьев, с Т-образной ручкой, образуемой корневищем. Длина посоха — 2 аршина (1 м 42 см). Верхний диаметр составляет 4,25 вершка (20 см), нижний — 3,5 вершка (около 16 см)[7]. Посох Пересвета длительное время находился в Дмитриевском монастыре, возведенном на месте деревянной часовни, и хранился сначала в алтаре в особом футляре, запираемом на ключ, а затем за клиросом. Отмечается, что посох был урезан на 6 вершков по приказанию настоятеля из-за того, что не помещался в короткий футляр[8]. Первоначальная длина посоха равнялась 2 аршинам и 6 вершкам (примерно 1 м 70 см).

Сень над гробницами Пересвета и Осляби в Рождественско-Богородицком монастыре в Старом Симонове. До 1917 г.
Сень над гробницами Пересвета и Осляби в Рождественско-Богородицком монастыре в Старом Симонове. До 1917 г.

Можно представить какого исполинского роста был Александр Пересвет, если он опирался па такой посох-костыль! Некие старцы вспоминали, что кроме посоха в монастыре хранились вещи Пересвета: клобук, мантия, четки. Посоху Пересвета приписывают исцеляющее воздействие, помогающее от зубной боли, вследствие чего он во многих местах весьма заметно изгрызен усердными богомольцами, особенно на рукояти. Кроме того, ходило другое поверье о том, что посох придавал большую физическую силу тем, кто прикасался к нему, упражняясь с ним в различных движениях. Такая традиция берет свое начало с петровских времен, со времен массового и обязательного призыва дворян на военную службу. Перед тем, как покинуть дом на долгие годы ратной службы, местные дворяне испытывали свою физическую силу на посохе Пересвета: подбрасывали его вверх, стараясь поймать руками в воздухе, не давая опуститься на землю, вращали над головой, нисколько не чувствуя его веса, а весил посох 5,5 фунтов (свыше 2 кг)[9]. Затем традиция была прервана, вероятно, при Петре III или в «золотой» для дворян век Екатерины II, даровавшей знати различные вольности, в том числе и освобождение от обязательной воинской службы.

Памятник Дмитрию Донскому на Куликовом поле. Установлен в 1850 г.
Памятник Дмитрию Донскому на Куликовом поле. Установлен в 1850 г.

Память о Куликовской битве отразилась и в названиях сел на Рязанской земле: Дмитриевка, Вослебово, Побединка, нет только названия Пересветово. Было бы справедливым увековечить память Александра Пересвета, назвав один из населенных пунктов Скопинского района Рязанской области именем воина-инока, героя знаменательной Куликовской битвы 1380 года.

Источник: "Легенды Рязанского края", В.Семин.

Сноски:

  1. ПСРЛ. Т. 11. Патриаршая или Никоновская летопись. М., 1965. С. 53
  2. Там же.
  3. Сказание о Русской земле. СПб., 1913. 4.2. С. 448-449.
  4. ПСРЛ. Т. 11. С. 60.
  5. Рязанские достопамятности, собранные архимандритом Иеронимом. Рязань, 1889. С. 27.
  6. Карамзин Н.М. Там же. С. 167. Прим. 16.
  7. Рязанские достопамятности... С. 27.
  8. Там же.
  9. Прибавления к РЕВ. 1880. № 20. С. 135.
0
 
Разместил: Рязанец    все публикации автора
Изображение пользователя Рязанец.

Состояние:  Утверждено

О проекте