Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Река Ока - голубая подкова Рязанской губернии

1. Разливы рязанских рек

Залитые холодными вешними водами прибрежные окские луга из века в век смотрелись с северных окраин Рязани, как необозримые морские просторы.

Появившийся в 1897 году крохотный домик железнодорожной станции Рязань-Пристань, едва виднеясь, стал напоминать дрейфующий островок в весеннем разливе реки Оки.

Судоходная река Ока начала XX века, петляя по пределам Рязанской губернии, растянулась на 483 версты – от бывших границ Московской до Тамбовской губерний. Находилась она в заведовании «Московского Округа водяных и сухопутных сообщений».

Притоки – Проня, Осётр, Пра, Пара и рукав речки Трубеж – тоже были пригодны к судоходству или сплаву леса, при благоприятных условиях; в нижних течениях на расстоянии от 2 до 40 вёрст.

Вскрытие рек происходило в конце марта. Едва сходили льды – в апреле, по полой воде беспрепятственно открывалась навигация. От обилия снегов во время зим, горизонт весенних разливов поднимался на 10-12 аршин, и это радовало речных капитанов и прочих судоводителей.

Для обозначения затопленных берегов бакенщиками ставились постоянные плавучие знаки, предупреждая суда от захода на береговые мели.

Разлив рек Оки и Трубеж под Успенским собором, г. Рязань, 1910 г.
Разлив рек Оки и Трубеж под Успенским собором, г. Рязань, 1910 г. Фото взято из альбома "Губернский город Рязань. Церкви, монастыри, часовни, духовные здания."

Казённый Инспекторский пароход постоянно курсировал по Оке; производил надзор за плавающими судами: за порядком и использованием судоходных правил, установленных для безопасного плавания, и за правильной разводкой городских и земских «плашкоутных» мостов, чтобы не задерживали движения судов.

2. Пароходы и пристани на Оке

Пароходство на реке Оке в 1897 году производилось, как и в предыдущие годы. Кроме казённого «Инспекторского» – плавали 7 товарно-пассажирских пароходов, совершавших регулярные рейсы между Рязанью и Нижним Новгородом, и 41 буксирный пароход с баржами, принадлежавшими разным лицам и обществам.

Пока держался разлив реки Оки, использовали городскую пристань на речке Трубеж, под Кремлём; когда река входила в берега – возобновляла работы грузопассажирская пристань и на самой Оке.

В пределах Рязанской губернии, на всех окских пристанях в навигацию грузилось и отправлялось до 7.000.000 пудов разных грузов, ценностью свыше 2-х миллионов рублей. Приходило и разгружалось до 10.000.000 пудов грузов, ценностью до 1,5 миллионов рублей. Грузовое судоходство по реке Оке приносило прибыль Губернии до 500 тысяч рублей ежегодно.

Из существовавших пристаней, главными по количеству и стоимости ввоза и вывоза грузов считались Рязанская и Касимовская пристани. А из перевозимых грузов основное место занимали лесные материалы, затем огромное количество сена с заливных лугов и камень из Касимовских карьеров.

3. Окский фарватер, перекаты и мели

Случавшиеся длительные отсутствия дождей, как в лето 1897 года, когда и в соседних с Рязанской губернией местностях началась повсеместная засуха, становились причиной мелководья Оки.

Уже в конце апреля вода начала быстро убывать, а в мае Ока обмелела настолько, что в ее течении по Губернии обнаружилось более 50 перекатов (наносов песка или камней на поворотах реки), затруднявших судоходство.

Бакенщики в течение навигации обставляли перекатные мели Оки «предостерегательными знаками», обозначая обмелевший фарватер и его глубину. Знаки по ночам освещались керосиновыми фонарями.

Постоянно производилась расчистка перекатов «посредством паровых землечерпательных машин». В начале 1897 года в распоряжении местного Управления водяных сообщений имелась одна такая машина, в июле поступила другая, построенная по заказу за границей, а затем и третья.

С помощью этих машин глубина воды на перекатах поддерживалась в «необходимом для судоходства размере» не только в пределах Рязанской губернии, но и ниже – до самого Нижнего Новгорода.

При понижении горизонта вод в судоходном фарватере Оки обнаруживались отдельные камни и «карчи» (коряги), представлявшие опасность судам. Их немедленно удаляли при помощи особых «карчеподъёмных снарядов».

На отдельных затяжных перекатах, как у села Свинчуса Касимовского уезда – «удручающего своим мелководьем», самого опасного в пределах Рязанской губернии – производилось «урегулирование» перекатов. Работы заключались в устройстве целого ряда регуляционных сооружений из камня. На Свинчусском перекате они производились нанятыми местными крестьянами зимой 1897 года. Сообразно имевшимся средствам, урегулированы были верхняя и средняя части переката. Окончить работы предполагали в 1898 году.

Повторяющиеся периодически мелководья на реке Оке мешали развитию судоходства. Землечерпательные работы, и даже более затратные «урегулирования перекатов», не решали вопрос мелководья Оки капитально, а скорее были средством для устранения препятствий судоходству во многих пунктах речного пути - в критические моменты.

Особенным мелководьем отличался большой участок Оки между Коломной и Рязанью. Он был как бы естественным продолжением шлюзованной ранее части реки Москвы и входил в состав важного сквозного водного пути, соединяющего Москву со всем Волжским бассейном.

В шлюзованной части Москвы-реки глубина воды была постоянна и равнялась 4-5 аршинам. В то же время на реке Оке, между Коломной и Рязанью во время мелководья, на перекатах горизонт воды был не более 11 вершков (48 см) от дна. Эта глубина «по колено» очень затрудняла проход гружёных судов.

Для капитального улучшения судоходства в Московском Округе водяных сообщений разработали проект шлюзования Коломенско-Рязанского участка реки Оки и обеспечения постоянного уровня воды на нём. Проект требовал затрат свыше 1 миллиона рублей и был осуществлён лишь в 1913 году, с постройкой шлюза у села Кузьминское под Рязанью.

Желательным считали в Рязани углубление и укрепление берегов рукава речки Трубеж и устройство в нём безопасной «гавани» для зимовки судов; беспрепятственного захода пароходов к пристани под стенами Успенского собора.

4. Разводные "плашкоутные" мосты на реке Оке

К причальным бонам грузопассажирской Рязанской пристани на Оке и разводному мосту, а далее на Владимирский тракт за рекой, в Мещёрские леса, дорога из Рязани – мощёное булыжником шоссе – 1,8 версты – начиналась от церкви Благовещения на городской окраине (сохранилась, угол Свободы и Затинной улиц).

Шоссе с тремя деревянными мостками бежало к реке по заливным лугам и местами размывалось весенними половодьями. Об этом докладывал рязанский полицейский Исправник Губернатору, а рязанское Земство производило ремонт дороги, если хватало денег.

Расписание разводки наплавного моста в 1909 году.
Расписание разводки наплавного моста в 1909 году.

Бревенчатый «плашкоутный» мост высился над водой длинным дощатым настилом. Он соединял берега Оки там, где река широкой подковой ближе всего подходит к городу; где и поныне ставят на лето пассажирскую пристань возле Окского шоссе.

Этот наплавной мост на Оке близ Рязани назывался «Шумашинским», по названию одноимённой деревни за рекой – первой по бывшему Владимирскому тракту на пути в Мещеру. Существовал разводной мост на реке у Рязани с незапамятных времён до 1972 года, пока не построили постоянный высоководный мост через Оку.

Шумашинский же разводной мост был серьёзной службой, под надзором казённой речной Инспекции и соблюдал определённые правила разводки моста. Правила эти – такса платы за проход судов, провоза грузов по мосту, а также «книга жалоб» вывешивались на видном месте.

«Держание моста сведённым или разведённым» подчинялось расписанию. Часы разводки моста менялись – соответственно «изменению хода поездов» Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороги, конечная станция которой, Рязань-Пристань, находилась на берегу Оки и «движению крестьянских подвод на базары» в зависимости от времени года.

Все казённые паровые и не паровые суда и «снаряды» пропускались «через мост» во всякое время дня и ночи. Так же немедленно пропускались буксирные «без воза» пароходы в случае аварии с судами выше или ниже по течению.

Ночью по углам моста вывешивали 4 зелёных фонаря для судов, идущих сверху, и по 4 красных – для идущих снизу. Подобный наплавной мост, гораздо более длинный, действовал возле города Касимова, до постройки в конце 1980-х постоянного моста через Оку. Интересно взглянуть на «Расписание часов разводки Шумашинского наплавного моста на реке Оке» под городом Рязанью в навигацию 1909 года.

Перед ледоставом глубокой осенью Шумашинский разводной мост буксировали и заводили на зиму в рукав Трубежа – к Успенскому собору ближе, и ставили на якоря до весны. Бывали случаи – весеннее половодье срывало зимовавший мост с якорей; сносило и ломало его на береговых отмелях. Рязанской казне приходилось тратиться на его восстановление.

Капризы реки Оки постоянно требовали внимания и забот. Необходимые на реке работы преимущественно производили местные крестьяне по найму. Успешно действовали на Оке рыбацкие артели; по свободной от плотин реке рыба к Рязани поднималась из самой Волги-реки. Служение реке давало многим рязанцам хорошие заработки.

Опустела и притихла нынче работница Ока, но так же манит плёсами и перекатами и готова служить людям по-прежнему.

Аграмаков Н.Н., Январь 1996 г., г.Рязань.

По материалам книги "Губернскiй Векъ. Исторический сборник. Избранное."

0
 
Разместил: Рязанец    все публикации автора
Изображение пользователя Рязанец.

Состояние:  Утверждено

О проекте