Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Минобороны пополнило гараж рязанскими раритетами

Неудивительно, что люди в нашей стране так не любят реформы. Какими бы оптимистичными речами преобразования не начинались, заканчиваются они для народа, как правило, чувством легкого одурачивания.

Вот и очередная реформа — на этот раз военная — нежданно-негаданно подкинула сюрприз гражданскому населению нашего города. Вслед за расформированием автомобильного института под шлею преобразований попал музей автомобильной техники.

В феврале из музея для участия в параде Победы забрали ГАЗ-67Б — командирский автомобиль времён Великой Отечественной войны. Сначала его отправили на завод ЗИЛ для прохождения капремонта, а затем... В последний раз машину видели на Красной площади, откуда она к нам уже не вернулась. Весной музей лишился ещё двух экспонатов: автомобиля ЗИЛ-117 знаменитого команданте Фиделя Кастро времён его приезда в Советский Союз и уникального ЗИЛа 111В, на котором Юрий Гагарин после полёта в космос проехал несколько триумфальных метров. Машины увозили по очереди на одном и том же эвакуаторе без объяснений и извинений. Во время экспроприации одного из ЗИЛов в музее находилась школьная экскурсия. Но это никого не остановило.

Остался у меня на память от тебя...
После того как история с изъятием у музея раритетных автомобилей получила огласку в СМИ, к нам обратился очевидец одного весьма примечательного эпизода.

— В прошлом году министр обороны РФ Анатолий Сердюков с представителями своего ведомства посещал музей в Рязанском автомобильном институте, — вспоминает мужчина, пожелавший остаться неизвестным. — Для почётных гостей устроили специальную экскурсию. Так вот когда они проходили мимо жемчужин коллекции автомобилей ЗИЛ-111В и ЗИЛ-117, женщина, сопровождающая министра, несколько раз повторила «такой машины у нас нет». О смысле этой фразы можно только догадываться. Известно, что глава военного ведомства владеет роскошным ретро-салоном, где представлены старинные и очень дорогие автомобили.

Рязанцам же в память об увезённых экспонатах остались только фотографии и документы. Вместо ЗИЛа 111В сотрудники музея предъявляют посетителям сертификат, где написано, что этот автомобиль — памятник науки и техники, национальное культурное достояние России и охраняется государством. И это только начало эмиграции экспонатов. Полностью процедура должна завершиться до 1 июля текущего года. Какие именно автомобили покинут музей, неизвестно. Однако каждый, кто видел коллекцию, может самостоятельно составить примерный список аппетитов: правительственные «Чайки» 13 и 14, ЗИС 110, ЗИМ ГАЗ 12, экспериментальные образцы военной техники, созданные для Минобороны и спецслужб. Всего порядка 30-40 машин.

— Я лицо материально ответственное, — говорит заведующий залом Рудольф Вандер, — поэтому без бумаг никому ничего из музея выдавать не имею права. Нас и так посетители обвиняют в том, что мы всю коллекцию распродали.
— Вы долгое время имели статус музея, значит, могли обратиться за защитой в министерство культуры.

— Музей подчинялся министерству культуры только косвенно. В большей степени мы подведомственны Минобороны, поэтому окончательное решение принимает министр Сердюков.

Судя по последним событиям, это уже произошло. В официальной бумаге, которая пришла в Рязань от начальника автотранспортной службы Минобороны полковника Сергея Климова, чёрным по белому написано, что 11 марта 2010 года министр обороны принял решение о передислокации зала. Но куда? Согласно нарядам, которые выдали заведующему залом Вандеру, все три машины отбыли на Рублёвку... Именно на этом гламурном шоссе располагается 147-я автомобильная база Минобороны. Гордость части — шестиэтажный гараж-стоянка (одно из самых крупных в Европе сооружений для размещения автомобильной техники). По периметру плаца на постаментах стоят «виллисы», «студебеккеры» и другие машины, прошедшие пути-дорожки фронтовые. По соседству с ними, очевидно, планируется разместить и наши автомобили.

Детей лишили памяти о советском автопроме
Сокращение экспозиций, подведомственных Минобороны, сейчас идёт по всей стране. Уже ликвидированы все музеи в военных округах. Как таковых мест с названием «музей» осталось только три: Центральный музей вооруженных сил, Музей ВВС и Музей ВМС. В официальных документах с 1 января 2010 года экспозиция в институте ВДВ именуется музейным отделом, а в автомобилке — историко-мемориальным залом. Всё правильно: чем ниже статус, тем легче отобрать ценные экспонаты. Зачем какому-то провинциальному залу знаменитый ЗИЛ, возивший самого Юрия Гагарина?

— Москва и так богата подобными зрелищами, а в Рязани такой музей единственный, и новый уже не создать, — горюют сотрудники зала. Все, от заведующего до сторожа, искренне переживают утрату редкой техники.

За сохранение коллекции музея выступает и губернатор Рязанской области Олег Ковалёв:

— Конечно, для нас это потеря. Но есть решение федерального руководства, и я даже внутренне могу согласиться с этим решением. Лишь бы экспозицию не раздербанили. Вопрос пока ещё до конца не решен, мы пытаемся как-то бороться, чтобы сохранить музей в Рязани. Но буду искренен — оптимизма мало. Легче было отстоять воздушно-десантное училище, чем этот музей.

Жаль тех, кто годами собирал редкую коллекцию, жаль тех, кто за много лет сроднился с каждым автомобилем душой. Но больше всего жаль наших детей, которых лишили частички славной истории Отечества.

— Наши посетители — это малыши, школьники, студенты, — говорит Рудольф Васильевич, указывая на родителей с детьми, которые приехали прощаться с коллекцией. — Они выросли на сникерсах, «Мерседесах», «Ауди», «БМВ». Но, приходя к нам, они видят советские машины и понимают, что у нас тоже был свой автопром, который выпускал замечательные машины. Когда они видят 21-ю «Волгу», им говорят, что машина получила в 58-м году в Брюсселе Гран-при. В те времена этот автомобиль был в ряду достойных мировых новинок. С этого начинается патриотическое воспитание. А теперь куда им приходить?

29 мая в музее автотехники было столпотворение: семьи, автолюбители, школьники с учителями. Под колёса коллекционной техники укладывали жёлтые цветы. Незадолго до этого в Интернете промелькнула информация, что 29-е — последний день работы экспозиции. Рязанцы приехали проститься с музеем. Очевидно, кто-то наивно полагает, что патриотизм и уважение к культурным ценностям своей родины у детей воспитывается сам собой, например, во время просмотра передачи «Дом-2» или сериала «Школа». А может, на примерах воровства в армии, когда солдаты сдают в металлолом корпус старого БТР, а генералы берут в качестве сувениров раритетное оружие и технику?

У автомобилистов изъяли ЗИЛы, у авиаторов — часы

В похожем положении оказался музей дальней авиации в Дягилево. Ещё в прошлом году решением Минобороны штат его сотрудников — практически все они находились в пенсионном возрасте — был распущен. Технику пока не вывозили, она стоит на прежнем месте. Бывшие музейщики по этому поводу иронизируют, мол, вряд ли у кого найдётся в личной собственности такая огромная площадка, чтобы разместить на ней самолеты. Но и музей не миновали потери. Как нам удалось узнать, после визита высокопоставленного чиновника министерства обороны РФ оттуда вывезли ретро-автомобиль «Виллис» и дорогие трофейные часы. Говорят, в 45-м эти часы отбили у немцев в боях. Через 65 лет у русских солдат этот трофей отняли свои же генералы. Без единого выстрела...

В связи со всеми произошедшими событиями бывшие сотрудники бывшего музея бывшего автомобильного института всерьёз опасаются, что все вывезенные из него экспонаты растворятся в частных коллекциях любителей старинных авто. Вот только рязанцам об этом узнать не суждено. Нам остаётся лишь догадываться, дошли ли знаменитые ЗИЛы до главного гаража Минобороны, и жадно вчитываться в объявления о продаже раритетов. Об одном таком предложении нам рассказал читатель «Комсомолки». По его словам, в Интернете уже продают ЗИЛ-117 за 1,5 миллиона евро. Не наш ли?

Павел Погребняк

Справка

Музей военной автомобильной техники был открыт на базе Рязанского автомобильного института почти 15 лет назад к празднованию 50-летия По¬беды. В нём собрана история развития отечественного автопрома. Собранная коллекция не имеет аналогов в России. Здесь представлены образцы техники, выпущенной ограниченным тиражом, автомобили, побывавшие на полях сражений, машины, связанные с именами знаменитых людей.

Олег Калугин, полковник танковых войск

— Много ли рязанцев на добровольной основе посещали этот музей? Нашим жителям вообще не нужна их родная история. Многие даже не знают, кому установлен памятник на улице Почтовой! Сейчас больше половины граждан равнодушны ко всему происходящему. А Министерство обороны должно готовить воинов, а не содержать кружок танцоров, овощеводов и музейных работников. Музейщики должны были сами думать, как выживать. Ведь они заранее знали, что музей собираются расформировать. Можно было устроить пробег по школам на раритетных машинах или фильм о музее снять. Можно было, в конце концов, свадьбы на них возить. Но у нас все привыкли ждать, когда придёт добрый дядя и что-то за них сделает.

Игорь Канаев, председатель Рязанского отделения Русского географического общества

— Мы уникальный город в плане военной истории России. Рязань должна оставаться столицей военно-исторического мемориального комплекса, даже в пику желаний больших начальников в погонах. Зачем Москве собирать всё из регионов? К тому же 147-я база Минобороны — это закрытая организация, перемещение экспонатов на неё означает, что мы их больше никогда не увидим. Минкультуры, географическое и историческое общества категорически против разбазаривания музейных ценностей. Нужно, чтобы Рязани вернули раритеты, а музею — Всероссийский масштаб. Эту ненормальную ситуацию необходимо срочно исправлять.

Звонок в Минобороны РФ
В поисках информации о судьбе увезённых ЗИЛов мы решили позвонить в министерство обороны Российской Федерации.
— А что вас интересует? — поинтересовались в пресс-службе.
— Доставлены ли вам наши автомобили — ЗИЛ-111 и ЗИЛ-117? То, что их забрали, вызвало в Рязани резонанс.

— Да, нам об этом известно, — невозмутимо ответили нам. — Но это машины министерства, а не города. И где их хранить, решает министерство.

«КП-Рязань», №22/2010

МедиаРязани

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: almakarov2008    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте