Анатолий Новиков вместе с Есениным и Павловым символизировал Рязань на Фестивале молодежи. Кто это?

Статья
Анатолий Новиков вместе с Есениным и Павловым символизировал Рязань на Фестивале молодежи. Кто это?
18:55, 5 Ноября 2017

На прошедшем в октябре в Сочи Фестивале молодёжи и студентов все регионы России рассказывали о своих достопримечательностях и великих земляках. Познакомиться с Рязанской областью иностранцы и наши соотечественники могли с помощью интерактивных экскурсии и пяти личностей: Сергея Есенина, Ивана Павлова, Василия Головнина, Андрея Тарковского и Анатолия Новикова. Если имена первых четырёх на слуху и как минимум изредка мелькают в новостях, то найти упоминания в СМИ о композиторе Анатолии Григорьевиче Новикове оказалось проблематичным. Редакция «62ИНФО» решила исправить это недоразумение.

«Новиков — автор гимна фестиваля, поэтому мы не могли о нём не рассказать. Он напрямую связан с фестивальным движением. Многие посетители выставки удивились, узнав, что автор музыки — рязанец, — рассказала участник выставки Екатерина Протасова. — Наших известных земляков мы представили в виде полноростовых фигур с планшетами, через которые можно было познакомиться с их биографией. Там же было и много неофициальной, интересной информации. Так, у Новикова можно было посмотреть видео различных исполнений гимна».

Под музыку Новикова пели молодые люди на Четвертом фестивале молодежи и студентов в Бухаресте в 1953 году, а через два года в Варшаве. Его же мелодия играла и в Сочи.

Фигура Новикова Полноростовая фигура Новикова в Сочи

Композитор (в отличие от того же Тарковского) связан с Рязанской областью напрямую: он родился в Скопине. Анатолий был средним сыном в семье, в которой росли еще два мальчика и две девочки. В доме было принято петь песни, при этом, по словам самого Новикова, «никого не было музыкантов, но все были поющие». Отец композитора работал кузнецом, «а кузнецы любят петь, разные песни поют; и голосок у него приятный был». Мать была домохозяйкой.

Дом Новиковых в Скопине Дом Новиковых в Скопине

Сам Анатолий с детства вместе с братьями помогал отцу в кузнице. Правда, часто убегал к казармам Зарайского пехотного полка.

«Немножко поможет, его хвать: а он убежал к солдатам песни петь», — вспоминала жена его брата Ольга Новикова.
Подтверждает это и друг детства Новикова В. Егин: «Анатолий, бывало, как заслышит песню — бегом на вал, к солдатам. Нужно было работать, а Анатолий сидел где-либо в укромном месте, с головой отдавшись музыке. Готов он был слушать ее, кажется, целый день. Доставалось ему за это от отца».

Сам Новиков признавался, что впечатление от солдатских песен в нем «крепко засело». Его творческий путь свидетельствует также о большом влиянии народных мотивов.

«По-видимому, это где-то в раннем детстве я полюбил песню. Играли в лапту, бегали за городом на полях. И там я слышал, как девчата наши рязанские пололи огурцы да пели песни», — вспоминал Новиков.

Подростком он обрел звонкий голос и стал петь в церковном хоре, где учился нотной грамоте, сольфеджио, правильному дыханию. Маленький Анатолий мечтал научиться играть на балалайке и первые шаги в музыке сделал, когда был собран необходимый полтинник.

Во время обучения в церковно-приходской школе и городском училище Анатолий не только освоил балалайку, но и познакомился со скрипкой, виолончелью и рядом народных инструментов. Продолжилось музыкальное образование и в учительской семинарии в Рязани. Здесь будущий композитор активно участвовал в студенческих концертах: пел, играл на виолончели, дирижировал хором. В то время в город часто приезжали артисты из Москвы — солисты Большого театра, участники камерных ансамблей. Эти гастроли выработали у Новикова привычку непрерывно посещать концерты.

Окончив обучение в Рязани, он отправился в Москву, где поступил в Народную консерваторию на класс хорового дирижирования. Все заработанные случайными уроками средства тратились на походы в театры и хоровые концерты, где Новиков жадно впитывал художественные образы. Однако в первые послереволюционные годы ему пришлось вернуться в Скопин. Здесь Анатолий собрал церковных певчих и организовал профессиональный хор. Он перекладывал для него народные песни, с которыми хор начал давать регулярные концерты, разъезжая по уезду.

Новиков и поэт Ошанин

В столице Новиков узнал о музыкальных школах для детей рабочих и решил создать аналогичную в родном городе. Инструменты нашлись в брошенных усадьбах, преподаватели — среди местной интеллигенции, а искать учеников не потребовалось: желающих было много.


«Мало учат, петь не учат. А это, по-моему, такая же необходимая вещь в школе. Как оспу ребятам прививают, так и это. Певческие навки развивают голос, любовь к своему голосу», — сетовал композитор, глядя вокруг в 1970-е годы.

Параллельно Новиков начал писать музыку, играть в театре и заниматься музыкальным оформлением пьес. Иногда Анатолию поручались ведущие роли: Хлестаков в «Ревизоре», Барон — «На дне», Мальволио — в «Двенадцатой ночи». Успел он попробовать себя на рязанской земле и в музыкальном театре, где пел в оперетте. Перед возвращением в столицу он успеет поставить на малой родине собственную оперу-былину «Илья Муромец», получив теплые отзывы публики.

Возобновив обучение в столице, Новиков устроился преподавателем музыки в техникум лекарственных растений, где также собрал хор из одаренных студентов. Тогда же композитор женился на студентке высших женских курсов, уроженке Скопина Клавдии Догадиной.

В это время Новиков много писал для Красной армии. Пьесу «Отьезд партизан», набравшись смелости, он отправил знаменитому певцу Сергею Лемешеву — и тот исполнил отрывок на концерте в консерватории. Это было первое из множества произведений о жизни советских воинов. За 1940-1945 годы композитор написал около ста песен и затем признавался: когда впервые услышал, как солдаты поют его песню, был рад как мальчишка.

Новиков за роялем

Знаковой среди этих работ стала «Эх, дороги». После войны фронтовики рассказывали композитору, что песня помогала им пережить тяжёлое время. Ее до сих пор изучают в школах, так что, даже если бы уроженец Скопина больше ничего не создал, его имя осталось бы в истории. Однако Новиков работал без устали: писал кантаты, хоры, сюиты и музыкальные комедии, а также то, что сегодня принято называть хитами.

Вспомнить хотя бы «Смуглянку». Она датирована 1940 годом, но тогда пришлось убрать песню в стол, так как некоторые фрагменты вызвали недоумение у официальных лиц. Заслуженную славу она получила благодаря режиссеру Леониду Быкову, который был уверен, что в картине «В бой идут одни "старики"» должна быть именно эта песня, которую он когда-то слышал от фронтовиков.

В целом же каких-то конфликтов с властью у Новикова не было. Напротив, в документальном фильме 1977 года отмечалось, что «дороги страны и песенные пути композитора Анатолия Григорьевича Новикова едины». Он получил множество наград, орденов и звание народного артиста, работал советником министра культуры СССР, руководил Всероссийским хоровым обществом и даже был депутатом Верховного совета РСФСР.

Однако общественная деятельность не умерила его музыкальный пыл. Новиков был болен музыкой до самой кончины в 1984 году. Рязанца похоронили в Москве, на Новодевичьем кладбище, там же установлен памятник композитору, а дом на Котельнической набережной украшает мемориальная табличка. На рязанской же земле никаких напоминаний о выдающемся земляке пока нет.

Мемориальная доска

«Мы готовы поддержать любые проекты [по сохранению памяти о великих уроженцах Рязанской области]. Однако администрация города торопится их финансировать. У нас огромный список великих земляков, чьи имена стоит увековечить, установить памятные таблички, но все упирается в финансы», — рассказал председатель городской топонимической комиссии Николай Булычев.

Остаётся лишь надеяться, что вслед за памятниками написавшему гимн страны и «Священную войну» Александру Александрову и автору «Прощания славянки» Василию Агапкину, в Рязанской области появится напоминание ещё об одном выдающемся военном композиторе, чьи песни знает вся страна.

Спасибо, что прочитали наш материал. Надеемся, он оказался интересным для вас и вы поделитесь им с друзьями. Также вам могут понравиться очерки рязанского писателя и журналиста Ивана Назарова:

Кристина Феофанова
Автор:
Кристина Феофанова
Иллюстрации:  galina-lukas.ru, vtbrussia.ru, rzn-patriot.ru