Главная > Дерево сайта > История культуры > Исследования > История и теория культуры

История и теория культуры

 История без купюр [1] сб., 07/09/2013 - 10:27

Писательская лаборатория на селе "ПД Мещёрка" ( мой блог на сайте)открывает свои двери для лекционных и дискуссионных мероприятий в Скопинском краеведческом музее. Мне, как писателю и историку-любителю интересно поделиться с материалами исторических реконструкций на основании рязанской топонимики, гидронимов, этнографических и мифологических материалов, что долгие годы лежали на поверхности и никак не осмысливались представителями академической науки.

 
Разместил: Олег Алексеевич    все публикации автора [2]
Состояние:  Утверждено

 Не дай мне Бог сойти с ума [3] пт., 26/02/2010 - 19:13

Музей искусства аутсайдеров создан в 1996 году усилиями Владимира Абакумова. Человек уникальный. Предмет свой он знает не по-русски свободно, с несколько невероятной легкостью ориентируется что в швейцарских, французских, австрийских, немецких и американских коллекциях, что в концепциях психологов и искусствоведов, не переведенных с немецкого, английского и французского языков. Но хотя обнаружение специалиста мирового уровня в подвале пятиэтажки на Измайловском бульваре, где расположена коллекция, само по себе несколько ошарашивает, все же главное впечатление было не от этого. Главное было в той неприкрытой искренности, с которой он признавался, что феномен Artbrut (во французской традиции), или Outsider Art, объяснить невозможно никоим образом.

 
Разместил: admin    все публикации автора [4]
Состояние:  Утверждено

 Искусство первой буквы [5] сб., 11/10/2008 - 23:48

Книжный термин «инициал» происходит от латинского слова «initialis», что в переводе означает «начальный». Так называют заглавную букву увеличенного размера, с которой начинается текст книги, главы или отдельный абзац. В русской традиции инициал чаще всего именуют буквицей. Буквица может быть шрифтовой или декорированной, одноцветной или красочной, но, как бы она ни была исполнена, первое и главное её назначение — привлечь внимание читателя к началу текста. Графически буквица напоминает птичье гнездо в кроне дерева весенней порой — даже издалека глаз легко различает его в сплетении ветвей. И как гнездо украшает и оживляет дерево, так и инициальная буква украшает и оживляет собой начальную страницу. Это второе и, пожалуй, не менее важное свойство инициала: выполненный со вкусом и тактом, он радует глаз.

1.jpg [6] Книга в Средние века служила своего рода храмом — она и переписывалась, и расцвечивалась столь же добросовестно, как строился и украшался храм. [7]
 
Разместил: admin    все публикации автора [4]
Состояние:  Утверждено

 Во Франции умерла русская художница-абстракционистка, участница "Лианозовской группы", Лидия Алексеевна Мастеркова [8] вт., 13/05/2008 - 19:55

Лидия Алексеевна Мастеркова родилась в Москве в 1927 году. Живописи она начинала учиться у Михаила Перуцкого (объединение "НОЖ"), окончила Московское художественное училище памяти 1905 года. В 1950-х присоединилась к Лианозовской группе нонконформистов. Участвовала в авангардистских выставках 1967 года (клуб на шоссе Энтузиастов), в "бульдозерной" выставке в Беляево и в последовавшей за ней выставке в Измайлово (обе - 1974 год).

В 1975-м Мастеркова с сыном уехали во Францию. В России ее первая персональная выставка состоялась в 2006 году. До этого ряд ее важных картин выставлялся в галерее "Кино" в 2004 году.

Биография Лидии Мастерковой [9]

Статья: Лианозовская раскольница [10]

 
Разместил: admin    все публикации автора [4]
Состояние:  Утверждено

 "Черты давно поблекших лиц...". Герои портретов В. А.Тропинина [11] ср., 23/04/2008 - 23:53

В 1905 году на историко-художественной выставке русских портретов в Таврическом дворце экспонировались пять полотен В. А. Тропинина, представлявших семейство Протасьевых. Кто они? И почему большой художник взялся выполнить их портреты?

В XV веке великий князь московский Василий Тёмный пожаловал служилым дворянам Протасьевым «в кормление» наделы в Мещере, и с той поры имена представителей старинного рода служилых русских дворян неразрывно связаны с историей Рязанского края. К их вотчинам принадлежало и село Угол (впоследствии названное Протасьев Угол), — им Протасьевы владели двести с лишним лет, с середины ХVII века до революции 1917 года. В конце ХVIII века одним из совладельцев Угла был Фёдор Михайлович Протасьев (отец Михаила Фёдоровича — того, кто на портрете вверху), надворный советник в отставке, женатый на небогатой местной дворянке Анне Васильевне — она принесла ему в приданое 26 крепостных душ в рязанском селе Строевском. Фёдор Михайлович старательно увеличивал своё состояние, прикупая земли и живую собственность. К 1811 году за ним с супругой числилось в Угле и Строевском 480 душ мужского пола (не считая их семейств).

В 1840-е годы Михаил Фёдорович и Елизавета Петровна Протасьевы познакомились в Москве с художником Тропининым. И он написал парные портреты супругов. [12] В конце XVIII века владелец села Протасьев Угол занялся обновлением Спасской церкви, простоявшей почти век. Сегодня она запустела и разрушается. Рядом с фотографией показана реконструкция собора, выполненная К. К. Лопяло: так храм выглядел в 1799 году. [13]
 
Разместил: admin    все публикации автора [4]
Состояние:  Утверждено

 ПОЖАЛОСТИН Иван Петрович (1837, с. Еголдаево, Рязанская губ. - 1909, Рязань) [14] пт., 11/04/2008 - 17:15

[15]И. П. Пожалостин вошел в историю русского искусства как один из последних значительных мастеров классической резцовой гравюры. Художник прожил тяжелую, полную лишений жизнь.

Пожалостин происходил из семьи государственных крестьян. Он рано остался без родителей, и родственники, не имея возможности прокормить мальчика, сначала посылали его просить милостыню, а затем отдали в поводыри к слепому. Когда Пожалостину исполнилось тринадцать лет, ему улыбнулась удача: из множества детей-сирот, собранных со всего уезда, только он да еще один подросток были приняты в Рязанское сиротское училище.

 
Разместил: admin    все публикации автора [4]
Состояние:  Утверждено

 МАЛЯВИН Филипп Андреевич [16] пт., 11/04/2008 - 15:13

[17]Ф. А. Малявин родился в многодетной крестьянской семье. В шестнадцать лет юноша отправился в афонский православный монастырь Святого Пантелеймона и почти шесть лет был послушником, трудился в монастырской иконописной мастерской. В 1891 г. работы художника-самоучки увидел скульптор В. А. Беклемишев, побывавший на Афоне. Он пригласил Малявина в Петербург, поселил у себя. В 1892 г. бывший монастырский иконописец поступил вольнослушателем на живописное отделение АХ. После реформы АХ в 1894 г., когда там открылась мастерская И. Е. Репина, Малявин стал его учеником. Уже ранние работы Малявина - портреты крестьян ("Крестьянская девушка с чулком", 1895 "Старуха", 1898) и соучеников художника по репинской мастерской (И. Э. Грабаря, К А Сомова, А П. Остроумовой) - принесли ему известность. Полотна молодого академиста приобретал для своей галереи П. М. Третьяков, о них писали газеты. Очень скоро художник начал выполнять и эффектные заказные портреты.

 
Разместил: admin    все публикации автора [4]
Состояние:  Утверждено

 Питер Пауль Рубенс [18] сб., 29/03/2008 - 18:34

Питер Пауль Рубенс — олицетворенное противоречие жалобному романтическому стереотипу, согласно которому на долю великого художника обязательно должны выпадать всякие невзгоды, терзания и хотя бы толика непризнанности.

 
Разместил: moderator    все публикации автора [19]
Состояние:  Утверждено

 Архипов Абрам Ефимович [20] пт., 21/03/2008 - 19:15

А. Е. Архипов родился на Рязанщине, в крестьянской семье, и не случайно жизнь русского крестьянства стала главной темой его творчества. С детства Архипов рисовал "везде, всегда, всюду, где только можно", как сам вспоминал впоследствии. Мальчик учился у приезжих иконописцев. Один из них, оказавшийся вольнослушателем МУЖВЗ, помог Архипову подготовиться и поступить в это училище.

Годы занятий в МУЖВЗ (1877-83 и 1886-88) совпали с периодом средоточия здесь уникальных педагогических сил. Художники, у которых учился Архипов, - В. Г. Перов, И. М. Прянишников, А К. Саврасов, В. Е. Маковский, В. Д. Поленов - являлись наиболее крупными живописцами эпохи. Особенно значительную роль в становлении Архипова как художника сыграли Перов, еще ранее обратившийся к крестьянской теме, и Поленов, один из первых русских пленэристов.

 
Разместил: moderator    все публикации автора [19]
Состояние:  Утверждено

 Культура как предмет исторического исследования [21] пт., 21/03/2008 - 17:12

Понятие о культуре возникло еще в античности. Оно обозначало состояние (качество) общества и личности противоположное варварскому. Само слово "культура" переводится с латыни как "возделывание, обработка" и первоначально служило для характеристики земледелия т. е. уровня развития производства. Постепенно его значение расширялось. В средние века понятие "культура" концептуализировалось и стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил. Путь от варварства к культуре, отожествляемой с христианским вероисповеданием, разворачивается во времени и дает картину эволюции общества от сотворения мира, от язычества - к полной христианизации человечества.

 
Разместил: Eduard    все публикации автора [22]
Состояние:  Утверждено

 Серпуховский музей не ударил в грязь холстом [23] пт., 07/03/2008 - 19:26

Ему есть что показать в Третьяковке

Выставка живопись

В Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи открылась очередная выставка из многолетнего проекта "Золотая карта России". На сей раз в Москве гастролирует Серпуховский историко-художественный музей. Рассказывает ИРИНА Ъ-КУЛИК.

 
Разместил: moderator    все публикации автора [19]
Состояние:  Утверждено

 Художественные сокровища Рязани [24] вт., 04/03/2008 - 19:16

История создания Рязанского художественного музея тесно связана с событиями самых первых лет ХХ века, когда рязанцы получили возможность регулярно знакомиться с выставками произведений изобразительного искусства(1).

Начало художественным вернисажам положили Александр Александрович Киселев-Камский и Владимир Павлович Соколов. И тот и другой — личности по-своему незаурядные.

 
Разместил: Eduard    все публикации автора [22]
Состояние:  Утверждено

 Повесть о разорении Рязани Батыем. [25] вт., 12/02/2008 - 20:00

Когда войска Батыя вторглись на Русскую землю и подступили к первому из лежавших на их пути русских городов - к Рязани, - город этот представлял собою величественное зрелище.

 
Разместил: admin    все публикации автора [4]
Состояние:  Утверждено


Источник: https://62info.ru/history/taxonomy_menu/1/174/176/177

Ссылки:
[1] https://62info.ru/history/node/14634
[2] https://62info.ru/history/author/5929
[3] https://62info.ru/history/node/8615
[4] https://62info.ru/history/author/1
[5] https://62info.ru/history/node/2864
[6] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/dfcd82a428a9d446_47.jpg
[7] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/e1ec61421fa79d94_38.jpg
[8] https://62info.ru/history/node/558
[9] http://www.gallerykino.ru/artists.php?id=11
[10] http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=890945
[11] https://62info.ru/history/node/418
[12] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/c207ebcc8c4cf37a.jpg
[13] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/fd36ab8707178bc6.jpg
[14] https://62info.ru/history/node/366
[15] https://62info.ru/files/node_files/admin/pog_.jpg
[16] https://62info.ru/history/node/364
[17] https://62info.ru/files/node_files/admin/mal1_.jpg
[18] https://62info.ru/history/node/331
[19] https://62info.ru/history/author/3
[20] https://62info.ru/history/node/300
[21] https://62info.ru/history/node/295
[22] https://62info.ru/history/author/5
[23] https://62info.ru/history/node/252
[24] https://62info.ru/history/node/234
[25] https://62info.ru/history/node/176