Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Трасса М5 Москва – Рязань. Тарутинский маневр 1812 года.

Свернув с Московской кольцевой дороги на Новорязанское шоссе и проехав поселки Октябрьский и Островцы – около 18 км. Здесь заканчиваются светофоры, с радостью давим на газ. Небольшой участок дороги идет полем. Издали видны металлические фермы моста через Москву - реку. Подъезжаем к поселку Заозерье, расположенному перед самым мостом. Еще не видно реки, но издали виден противоположный крутой курган поросший лесом, доминирующий над рельефом. Это и есть Мячковский или Боровской курган. Боровской курган — самая высокая точка района, является историческим и природным памятником культуры. Это место иначе называли как возле Боровского перевоза, то есть брода-моста через реку, о котором есть данные еще в "Сказании о Мамаевом побоище" (начало 15 в, маркирует ситуацию ок. 1380, в переводе): "Уже, братья, стук стучит и гром гремит по ранней заре, князь Владимир Андреевич Москву-реку переходит на красном перевозе в Боровце". Упомянутый князь - серпуховский Владимир Андреевич Храбрый (1358-1410).
Проезжаем мост через Москву-реку. При съезде с эстакады у светофора дорога разделяется на две. Нужно выбрать правую и через 50 м (возле указателя «пос.Тельмана») повернуть направо. До подножия Боровского кургана менее 2 км вдоль Москвы-реки. На карте можно посмотреть как: Россия, Московская область, Раменский район, поселок Тельмана.
Сейчас на Боровском кургане проложены горнолыжные трассы (высота склона — 65 м), работают подъемники и пункты проката. С вершины «кургана» открывается чудный вид: покрытые лесом склоны сбегают к Москве-реке, а в ясный день можно разглядеть вдали Останкинскую башню. Первое, что вы увидите - это резкий крутой обрыв высотой метров 15. Забираясь на него, попадаешь на плоскую площадку размером примерно 100 на 100 метров, которая и есть площадь города.
На площадке стоит дерево, увитое лентами. Оно, таким образом, служит объектом культового поклонения местных жителей еще и теперь, что говорит об очень древней и стойкой традиции.
По преданию, холм насыпан над могилами тех, кого убил Батый в 1237, откуда и название городища, но это все же не братская могила, а поселение. В литературе удалось отыскать лишь один археологический отчет об исследованиях городища - в справочнике из серии "Археологическая карта".
Город был окружен целой свитой сельских поселений в виде селищ, которые сегодня интенсивно распахиваются. Скорее всего население селища оказало татарам упорное сопротивление и в тогдашних их обычаях все жители, включая женщин и детей, были вырезаны. Где то читал, что татары вскрывали могилы, глумясь, делали кубки для вина из черепов.
Читаем "Археологическую карту": «Тела погибших были уложены сплошным слоем практически на всей площади селища головами на запад, что говорит о совершении похорон славянами. В настоящее время тела лежат на глубине от 80см до полутора метров на уровне тогдашней "нулевой" отметки. Тела уложены довольно плотно, кое-какие были уложены закоченевшими, с согнутыми ногами и т.п. Много детских черепов и костей. Найденная в костяке сломанная стрела и несколько бляшек довольно точно датируют период гибели людей. Все тела практически "голые", вероятно обобранные дважды, татарами и "похоронной командой". Судя по всему, после похорон на селище никто никогда не жил.
В 1812 году курган сыграл важнейшую роль в Отечественной войне. Отступая из Москвы на рассвете 4 сентября армия подошла к Боровскому перевозу. Тогда-же Кутузову открылись уникальные возможности ландшафта этих мест. Во-первых, переправа через Москву-реку, значительно снижала возможности активных действий для преследовавших французских войск. Во-вторых, русская армия после переправы сразу же скрывалась от глаз за гигантским пространством покрытого лесом гигантского кургана, вытянувшегося вдоль Москвы-реки на несколько километров. Переправившись 4 сентября 1812 г. возле Боровского кургана через Москву-реку, русская армия, круто изменив маршрут, оторвалась от французов и последовала вдоль правого берега реки Пахры в сторону Подольска (по Володарскому шоссе). М.И. Кутузов лично наблюдал за переправой русских войск с Боровского кургана. Последним уходил корпус генерала Раевского. Он сжег за собой мосты на Боровском перевозе, и армия 5 сентября скрылась за Боровским курганом. Форсированным маршем русская армия перешла на Тульскую дорогу и сосредоточилась в районе Подольска. Совершив еще несколько переходов, русская армия 21 сентября перешла Пахру и остановилась в Тарутине (поселок Тарутино, Калужская область, Жуковский район).
Тарутинский маневр по праву считается классическим образцом военного искусства, который по выражению Барклая де Толли, "доставил нам возможность довершить войну совершенным истреблением неприятеля".
Хочется Вам представить выдержки из "Походные записки русского офицера 1812 " (СПб., 1820) Лажечникова И.И.
«На Мячковском кургане, 12 октября. Никогда не проезжаю Мячковского кургана без того, чтобы не взойти на него. Бывало в красные дни природы и моей родины, останавливался я здесь любоваться прелестными видами. Тогда все восхищало меня: и светлая в извилинах Москва – река, многочисленными судами покрытая, и селения, на живописных ее берегах расположенные, и расписные, пестрые луга с озерами своими, и белые, известковые горы, дымящиеся наподобие маленьких Визувиев….
Стою на гордом кургане и повторяю за прекрасным певцом его:
Сюда приди, о Росс, свой сан и долг узнать
Никогда не чувствовал я так сильно красоты сего изречения, как теперь, стоя на сей величественной насыпи, которой святыню берегли века, на сем памятнике славы наших предков и могил храбрых …»
Так начинаются записки двадцатилетнего Лажечникова Ивана Ивановича, который родился 14 сентября 1792 г. в Коломне, Московской губ. Отец его, коммерции советник и один из богатейших коломенских купцов. Когда началась война 1812, И.И. Лажечников против воли родителей поступил в ополчение; участвовал в деле под Бренном и взятии Парижа. Был адъютантом при графе Остермане - Толстом в бою под Кульмом.
Известно также, что герой войны 1812 года граф Остерман-Толстой захоронил в родовой усыпальнице Троицкого храма села Красное свою левую руку, ампутированную во время боя при Кульме, — "в ногах у гробниц своих предков, как дань благодарности за их благодеяния и свидетельство, что он не уронил наследованного от них имени", — писал Иван Лажечников.
В 1819 г. Лажечников оставил военную службу. Выйдя в отставку с гражданской службы в 1826 г., Лажечников поселился в Москве, где с головой ушел в литературную деятельность. К этому времени относится знакомство его с Белинским, позже перешедшее в дружбу.
Знаменитые исторические романы "Последний Новик" (СПб., 1831 - 1833), "Ледяной дом" (М., 1835), "Басурман" (М., 1838), "Внучка панцирного боярина" (СПб., 1868) принесли успех и признание широкой публики. Лажечников пробует силы в драматургии, пишет несколько комедий и трагедий. В возрасте 77 лет, 26 июня (8 июля н.с.) 1869 года Лажечников умер.
У большинства читателей сложился стереотип, что в ближнем Подмосковье кроме Бородинского поля больше нет исторических мест. Очень сожалею, что во всей округе столь замечательного места нет ни одного указателя и памятной доски.
Закончить рассказ о замечательном историческом месте хотелось бы пожеланиями Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года.
Увековечить память об историческом месте - Боровского кургана и перевоза.

Не сомневаюсь, что Федеральные и местные бюджеты будут освоены в полном объеме. На строительство аллей славы (бюсты героев будут выполнены из бетона и покрашенные бронзовой краской) в Краснодарском крае, на Украине, на конные переходы из Москвы в Париж. На новый, но как всегда не законченный, программный продукт - Электронный архив мультимедиа-материалов «Мемориал Отечественной войны 1812 года». http://www.museum.ru/museum/1812/Download/1812db/index.html

 
Разместил: vic    все публикации автора
Изображение пользователя vic.


О проекте