Прислать материал

К глупым пробкам – научный подход. Эксперт рязанского радиоуниверситета рассказал о способах избавления города от заторов

8:29, 6 Марта 2021

Минувшей зимой Рязань стояла в пробках часто и долго: то морозы, то снегопады. В своём январском материале мы отразили позицию ГИБДД и мэрии в вопросе заторов. Позже вице-мэр Владимир Бурмистров раскритиковал автоматизированную  систему управлением дорожным движением (АСУДД), которая является элементом Интеллектуальной транспортной системы. Именно она следит за пропускной способностью дорог с помощью регулирования сигналов светофоров. Управляют ими из центра организации дорожного движения. 

Круг Сансары

Началась проверка системы и её эффективности, итоги пока неизвестны. В результате получилось, что власти города винят АСУДД, автомобилисты призывают к ответственности мэрию – за сужение дорожной колеи из-за сугробов, пешеходы и пассажиры клянут застройщиков за многоэтажки (а значит и автомобильный поток) в самых «узких» неподходящих местах, все вышеперечисленные – обвиняют советскую проектировку города. В итоге мы имеем замкнутый круг. И пробки, разумеется.

Теперь мы решили узнать мнение научных работников – 62ИНФО побеседовал с проректором по учебной работе и информатизации, заведующим кафедрой автоматики и информационных технологий в управлении Рязанского радиоуниверситета, кандидатом технических наук, доцентом Павлом Бабаяном.

– АСУДД, запущенная в Рязани в 2013 году, является элементом Интеллектуальной транспортной системы. Именно она следит за пропускной способностью наших дорог с помощью регулирования сигналов светофоров. Как все это работает?

В городе есть несколько сотен камер, которые фиксируют скорость и интенсивность транспортного потока. Данные с камер поступают в автоматизированную систему, которая управляет работой светофоров в городе. Специалисты РГРТУ, учёные-программисты, разработали методы, алгоритмы и программное обеспечение для так называемых «умных видеокамер», обеспечивающих сбор данных о движении транспорта. Вся собранная информация стекается в Центр организации дорожного движения.

Там функционирует особое программное обеспечение, которое на основе полученных данных управляет светофорами.

Но просто создать систему и забыть – этого мало. Для того чтобы она эффективно функционировала, нужен конкретный постоянный анализ, как минимум: на каких именно перекрёстках должны располагаться камеры, нужен сбор информации о движении (адекватный ситуации), плюс грамотное управление светофорами, поскольку ранее заложенные математические методы и алгоритмы требуют адаптации.

При этом на каждом перекрёстке своя причина пробок, где-то, например на Солотчинском шоссе, проблема в пропускной способности моста, а в центре Рязани – ширина улиц, от которой никуда не деться, ведь перестраивать их очень дорого.

Sc2QIDbOzaU.jpg

Никакой магии – только наука

Комментируя эффективность существующей АСУДД, Павел Бабаян подчёркивает, что разработка такой системы должна начинаться с научной проработки, с создания транспортной модели города, определения интенсивности движения по определённым магистралям.

Нужна полноценная научно-исследовательская деятельность в этом направлении. К сожалению, городские власти не всегда охотно идут на проведение исследований.

Куда движутся научные разработки в этой области?

– Основное направление, в котором сейчас проводятся исследования, состоит в использовании методов самообучения, например, на основе нейросетей и эффективность управления светофорами. По мере того, как возможности дорожных видеокамер возрастают, процессоры становятся мощнее, можно решать с помощью системы более сложные задачи, например, выполнять классификацию каждой машины (от мотоцикла до грузовика). Сейчас датчики распознают 3-4 класса транспорта. С применением методов самообучения можно повысить и эффективность распределения транспортных потоков, оптимизировав работу светофоров.

В радиоуниверситете есть необходимые специалисты и научная инфраструктура для проведения исследований в области совершенствования систем автоматизированного управления дорожным движением. В частности, функционируют научно – образовательный центр «Транспортных проблем», научные группы по распознаванию изображений и Big data.

3 марта 2021 года сотрудником вуза Максимом Ершовым была защищена диссертация на тему «Разработка и исследование алгоритмов оценки параметров движущихся объектов в задачах видеоаналитики». В ней, в частности, рассмотрены вопросы сбора данных о транспортных потоках в сложных условиях наблюдения: дождь, снег, малая освещенность.

jFZ6qziYzmk.jpg

По мнению Бабаяна, логичным было бы сосредоточиться на развитии Центра организации дорожного движения, именно он может стать полигоном для совершенствования «математики» и алгоритмов, тестирования новых методов.

Тем временем, интеллектуальная транспортная система продолжает пополняться новыми элементами.

Наука – помощь в решении проблемы, но не панацея

Установка элементов автоматизированной системы управления дорожным движением обходится городу в круглую сумму – вот, например, тендер прошлого года на 70 миллионов рублей. В Рязани решили установить «умные» светофоры ещё на 19 улицах. В список вошли улицы Гагарина, Черновицкая, Островского, Высоковольтная, Бирюзова, Чкалова, Вокзальная, Михайловское шоссе, Крупской, Западная, Народный бульвар, Октябрьская, Станкозаводская, Промышленная, Интернациональная, Качевская, Новая, Большая, Ряжское шоссе.

По словам Павла Бабаяна, устройства, которые работают под открытым небом, должны обладать высочайшей устойчивостью и не могут быть дешёвыми. От них очень много зависит.

Сможет ли только «автоматика» решить проблемы пробок в городе?

– Побороть пробки даже при самом совершенном интеллектуальном решении для транспорта, если не поддерживается дорожная инфраструктура города, не получится, если не будет удобного общественного транспорта, хороших дорог. Здесь ещё раз стоит вернуться к созданию транспортной модели города, без которой все другие мероприятия по борьбе с заторами могут оказаться бесполезными. Именно с этого начинается реальный сектор решения вопроса. В крупных европейских странах транспортными проблемами занимается не администрация города, а именно университеты непосредственно в этих населённых пунктах.

И ещё: если каждый купит себе по автомобилю – никакая автоматика и наука наш город не спасёт.

Только за прошлый год жители региона приобрели 13 431 автомобиль (прим. редакции).

Для решения транспортных проблем нужен комплексный подход, объединяющий научные исследования, усилия городских управленцев и здравый смысл простых рязанцев.

Ирина Орлова

Иллюстрации:  Ринета Цветкова/62ИНФО, Рязанский радиоуниверситет
Читайте 62ИНФО


Новости партнеров