Впечатляющие цифры. Почему рязанский транспорт подорожает так сильно и внезапно

Статья
Впечатляющие цифры. Почему рязанский транспорт подорожает так сильно и внезапно
16:35, 22 Ноября 2017

Более 15 тысяч рязанцев подписали петицию против повышения стоимости проезда в общественном транспорте. «ВКонтакте» появилась специальная протестная группа. Оппозиционные партии готовят митинги. Совет профсоюзов обратился в прокуратуру. С чего началась протестная волна и с чем связано вызвавшее её резкое увеличение тарифа? Ответы на эти вопросы искал корреспондент 62ИНФО.

Петиция

Чтобы понять, что в этот раз пошло не так, давайте вспомним, как повышалась стоимость проезда в рязанском транспорте в предыдущие годы.

Долгое время проезд в автобусах и троллейбусах был на несколько рублей дешевле поездки на маршрутке. Однако 1 января 2013 года тарифы сравнялись на отметке 15 рублей и с тех пор росли синхронно. С 2015 года проезд подорожал на рубль, с 2016-го — еще на два. 1 января 2017 года рязанцы начали платить за поездку 19 рублей. Теперь же стоимость проезда увеличится на 20 с лишним процентов — до 23 рублей. Причем новый тариф вступит в силу не с начала года, как обычно, а 1 декабря.

Волна протестов в соцсетях поднялась незамедлительно. Примечательно, что сайт мэрии опубликовал отдельный пресс-релиз о том, как межведомственная комиссия интересовалась мнением горожан о повышении стоимости проезда. Опрос рязанцев на конечных остановках на улицах Новоселов, Баженова и Сельских строителей показал, что рязанцы не против платить 23 рубля, если будет обновлен автопарк. Региональный ОНФ усомнился в чистоте исследования и попросил чиновников раскрыть его подробности.

История очередного повышения началась с совещания, которое 9 ноября провел и.о. Вице-мэра Владимир Луканцов. Как отмечает сайт мэрии, представители обкома профсоюза работников жизнеобеспечения, муниципальных и коммерческих перевозчиков попросили привести действующий тариф в соответствие с экономически обоснованным.

Там директор ООО «Рязаньтрансавто» (крупнейшего игрока на рыке) Алексей Громов напомнил, что стоимость топлива, смазочных материалов, запчастей, как и тарифов по ОСАГО, ежегодно растет. В результате сокращаются прибыль перевозчиков и, следовательно, зарплата водителей. В итоге квалифицированных специалистов нанять очень трудно.

У муниципальных перевозчиков свои проблемы. Руководители Автоколонны №1310 и Управления рязанского троллейбуса сообщили, что превысили нормативный срок эксплуатации и нуждаются в замене половина автобусов и 70% троллейбусов. Текущий тариф не позволяет закупить новый транспорт. Заметим, что аналогичные цифры износа предприятия называли и год назад.

Именно на этом совещании впервые — в качестве просьбы — прозвучал новый размер тарифа. Менее чем через неделю, 14 ноября, администрация официально опубликовала постановление о повышении тарифов на проезд в муниципальном транспорте. Такая оперативность может свидетельствовать лишь об одном — плачевном состоянии городского транспорта. Руководство муниципальных предприятий говорило об этом и раньше, но почему-то именно в этом году администрация впечатлилась и приняла оперативное решение. Удивление было, видимо, даже сильнее того, что испытали рязанцы, услышав о повышении до 23 рублей.

Прямого объяснения тому, что именно спровоцировало новую реакцию на цифры годичной давности, нет. Остается лишь строить предположения. Можно вспомнить, что по данным Росстата инфляция к августу текущего года снизилась до 3,3%. В конце 2016 года этот показатель был равен 5,38%, а годом ранее 12,9%. То ли стоит намекнуть на то, что 14 сентября текущего года Сергей Карабасов сменил Олега Булекова на посту мэра города. Хоть и с приставкой и.о. Или предположить, что ситуация у перевозчиков достигла точки кипения, и, возможно, руководство МУП описывало состояние транспорта с помощью томика Горького.

В пресс-службе администрации 62ИНФО заявили, что решение является «нежелательной, но вынужденной мерой». В мэрии отметили, что компенсировать растущие затраты перевозчиков за счет бюджета города невозможно, поэтому сохранить муниципальный транспорт и избавить предприятия от долгов можно лишь увеличением стоимости проезда.

Маршрутки

В управлении транспорта добавили, что потеря муниципальных перевозчиков может привести к «значительно худшим последствиям: к резкому росту стоимости проезда, увеличению времени ожидания общественного транспорта на остановках».

Пресс-служба также сообщила, что фактическая себестоимость одной поездки пассажира в муниципальном автобусе превышает 35 рублей, в троллейбусе — 30 (эти цифры есть и в том самом постановлении как экономически обоснованный тариф). Поэтому 23 рубля — компромиссная сумма.

В день публикации постановления на сайте гордумы появился неожиданный проект решения. Муниципальное предприятие «Эколозащита» решило пожертвовать автоколонне и УРТ семь млн рублей в связи с их «крайне тяжелым финансовым состоянием». В октябре этим предприятиям уже дополнительно выделяли 56,1 млн на возмещение недополученных доходов. Из них 30 млн — дополнительные доходы от прибыли муниципальных предприятий, более 9 млн — пожертвование кправления капитального строительства, остальные почти 17 млн рублей изыскали за счёт экономии и перераспределения бюджетных средств.

Поможет рязанскому транспорту и мэрия Москвы. Как сообщает региональный минтранс, столица фактически подарит Рязани 10 троллейбусов и 20 автобусов. Планируется обновление и парка коммерческих перевозчиков.

«Лично я планирую приобрести в конце текущего — начале следующего года порядка 25 новых автобусов большой вместимости. Цена одного превышает 4 млн рублей. Повышение стоимости проезда поможет справиться с лизинговыми платежами. К тому же переход на транспорт большей вместимости приведет к пересмотру маршрутной сети совместно с администрацией города. Количество рабочих мест сократится, из-за повышения цены проезда зарплата сотрудников вырастет. Следовательно отбираться кадры будут по более строгим критериям».
Алексей Громов

Всё сказанное, похоже, доказывает слова о бедственном положении рязанского транспорта. И как сообщил Луканцов каналу ТКР, повышение тарифа — лишь одна из мер по спасению муниципальных перевозчиков, а вообще в городе разработана специальная программа. И в мэрии прогнозируют, что 2018 год станет переломным в развитии транспортных перевозок.

Кристина Феофанова
Автор:
Кристина Феофанова
Иллюстрации:  Кристина Феофанова
Материалы по теме: