Прислать материал

Как выжить на концерте «Бутырки»? 5 простых шагов

Русский шансон – уникальный жанр, который практически невозможно описать иностранцу. Мало кому удаётся представить, как может звучать тривиальная попса 90-х с текстами о тюрьме и любви к родине, и понять, какое отношение всё это имеет к песням Шарля Азнавура, Эдит Пиаф или Жака Бреля.

От шансона в России не спрятаться, не скрыться. Он играет в транспорте, в такси, в ресторанах и других приятных местах. Впрочем, чтобы отправиться слушать шансон вживую, нужно быть особенно тонким ценителем жанра.

16 марта я сходил на концерт группы «Бутырка» и теперь знаю, как его пережить. Вот 5 простых шагов.

Шаг 1. Не сидите на месте

Несмотря на минорные гармонии и мрачную тематику, шансон – музыка танцевальная. Поэтому с лирической точки зрения этот жанр ближе к Аркадию Северному, а с музыкальной – к Ольге Бузовой.

Возможно именно поэтому концерт устроили на самой «танцевабельной» площадке города: в Рязанском дворце молодёжи. Вокалист «Бутырки» Андрей Быков призывал публику танцевать при каждом удобном случае. Призывы окончательно подействовали только к концу шоу, когда проходы зрительного зала заполнились танцующими людьми. Задние ряды тем временем синхронно вели прямой эфир с концерта в Instagram – даже любителям шансона не чужд прогресс.

Впрочем, на кого-то магия «Бутырки» подействовала раньше. Как и на концерте вышеупомянутой Ольги Бузовой, мне повезло сесть недалеко от самого колоритного персонажа, который начал отплясывать на первой же песне, размахивая пустой (уже) пластиковой бутылкой, и иногда порывался пригласить соседок почтенного возраста на танец. Те тактично отказывались, а потом и вовсе покинули зал.

Шаг 2. Не ждите лирического разнообразия

На самом деле «шансон» – обширное понятие, которое объединяет сразу несколько жанров, таких как городской романс и блатная песня. Впрочем, от этого не становится понятнее, что у шансона общего с романсом. Или песнями.

«Бутырка» – тоже коллектив разноплановый. Вопреки стереотипам, в их репертуаре есть песни не только про тюремные будни, о чём Быков периодически напоминал зрителям:

  • «Голубка» – песня про людские судьбы. Её первая строчка – «А в лагерях был, как всегда, обычный день».
  • «Аттестат» – песня про выпускной вечер. Точнее, о том, как выпускника «увозят в СИЗО менты».
  • «Икона» – песня про материнскую любовь. К тем, «кто войной повязан или зоною».
  • «Шарик» – песня про лучшего друга человека. А лирический герой когда-то, как и Шарик, «был на цепи».
  • Наконец, песню «Ни пенсии, ни хаты» Быков назвал «очень актуальной». Попробуйте догадаться, о чём она.

Отдельного упоминания, пожалуй, стоит песня «Метеорит». Как только со сцены прозвучало её название, в моём сердце затеплилась надежда – и тут же погасла, ведь «метеорит над зоною летит».

Стоит отдать «Бутырке» должное: за двухчасовой концерт со сцены прозвучали целых три композиции без единого упоминания мест не столь отдалённых. Песня «Подружка с центра» рассказывает забавную историю о социальном неравенстве, а «Улетают они» посвящена воронежскому военному лётчику Роману Филипову, погибшему в Сирии в феврале. Третью я не запомнил.

Шаг 3. Не ждите живой музыки

Несколько лет назад мне выпала честь побывать на ежегодном рязанском фестивале «Венец шансона». Всем конкурсантам «аккомпанировали» одни и те же музыканты. «Аккомпанировали» в кавычках, потому что только слепой мог не заметить, что барабанщик еле прикасается к тарелкам, чтобы не заглушить фонограмму.

В составе «Бутырки» выступают три действительно талантливых музыканта. Было откровенно жаль слышать их старания только между песнями, когда стихала фонограмма, и гитарист позволял себе выкрутить с нуля ручку громкости на инструменте и порадовать эстетов парочкой джазовых септаккордов. По достоинству оценить талант музыкантов зрителям удалось только в паре песен, которые «Бутырка» исполнила полностью живьём, и под конец концерта, когда Быков стал представлять «одногруппников», а со сцены неожиданно зазвучала «Money For Nothing» Dire Straits.

Однако на обложках альбомов и концертных постерах талантливым музыкантам не место. Все мы хоть раз, но видели знакомую композицию: внушительная надпись «Бутырка» и два угрюмых мужских лица. Один из них – либо грозный усач Владимир Ждамиров, покинувший группу в 2013 году, либо вышеупомянутый Андрей Быков. А второй...

Шаг 4. Не отводите взгляд от Олега Симонова

За клавишами в «Бутырке» стоит Олег Симонов – основатель коллектива, бэк-вокалист и единственный «сидевший» член группы. А теперь он ещё и мой кумир.

Некоторые музыканты достигли таких невиданных высот в своём жанре, что им можно простить что угодно. Взять хотя бы легендарных AC/DC: кого волнует, что они с середины 70-х играют один и тот же ритм на всех альбомах? Они делают это качественно, и это главное.

Олег Симонов играет в «Бутырке» уже почти 18 лет. За это время группа заслужила репутацию одного из титанов русского шансона, а Симонов – божественный дар играть любую песню одним и тем же движением правой руки.

Всем, кто часто ходит на концерты, знаком финальный ритуал представления музыкантов. «Андрей Журавлёв, гитара!» – объявил фронтмен, и Андрей Журавлёв под бурные аплодисменты выдал виртуозное соло. За ним последовали басист Александр Голощапов и барабанщик Юрий Акимов.

Впрочем, когда очередь дошла до Симонова, его представили как основателя «Бутырки», тактично умолчав о синтезаторе. Сам Симонов вышел к микрофону, поблагодарил публику и неожиданно прибавил: «Мы пришли к выводу, что Рязань – это самый блатной город», чем сорвал ещё одну бурю оваций. Отличный повод гордиться родиной Есенина.

Шаг 5. Не принимайте близко к сердцу

Музыкальные жанры приходят и уходят. Субкультура эмо, существовавшая на Западе с 80-х, в России не протянула и пяти лет. Шансон же уже разменял третий десяток и, судя по нашумевшему выступлению Ждамирова в окружении дошкольников, в ближайшем будущем на тот свет не собирается.

Музыкальный вкус субъективен: не случайно половина школьных драк лет 15 назад начиналась с вопроса «ты панк или рэпер?» Можно бесконечно объяснять поклонникам шансона, что их любимый жанр не меняется с середины девяностых, голоса исполнителей невозможно отличить друг от друга, а в маршрутке, где по радио звучит Михаил Круг, умереть хочется куда сильнее, чем после обычной прогулки по Рязани. Ведь качество шансона зависит не от таланта исполнителей, а от «душевности».

Остаётся лишь верить, что повзрослевшим детсадовцам не придётся любоваться осенью в лагерях, отбывая срок за убийство журналиста в тёмной подворотне самого блатного города России.

Текст: Александр Сказченко

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Иллюстрации:  Инстаграм «Бутырки», Александр Сказченко
Читайте 62ИНФО


Новости партнеров