Прислать материал

Кадры, деньги, больше школ. Эксклюзивное интервью Николая Любимова

Губернатор Рязанской области Николай Любимов дал большое интервью 62ИНФО. Политик в течение часа отвечал на вопросы главного редактора Антона Насонова о развитии региона, работе власти, экономике, а также о самых горячих темах из соцсетей. Сегодня мы публикуем первую часть получившегося весьма объёмным текста. Продолжение — через неделю.

— В феврале вы впервые в истории региона выступили с посланием. В него вошёл целый ряд поручений. Вы довольны тем, как они исполняются?
— Доволен я буду, когда все поставленные задачи будут выполнены. Исполнение многих поручений идёт неплохо. А их только в реальном секторе экономики сейчас порядка 50 — модернизация промышленности, привлечение капитала в регион, достижение благоприятного инвестклимата, развитие малого и среднего бизнеса... В общем, поручений очень много, в одном ответе их не озвучишь. Я назову несколько вещей, которые, считаю, реализуются наиболее успешно.

Во-первых, «Открытый контроль». Мы можем проверить по статистике: проверки бизнеса сократились вдвое. Показателя пока не достигла только налоговая служба, но она тоже старается прийти к такому результату.

Дальше — эффективная регистрация предприятий. Это важная цель — сокращение срока регистрации юрлиц, на первом этапе — с 12 дней до 7. Она уже практически достигнута.

Формирование сервисной модели поддержки малого и среднего предпринимательства: всё больше людей узнают, какие формы поддержки можно получить, и пользуются ими. Рост числа обратившихся в наши профильные структуры — порядка 25%.

Поддержка занятости: в этом году мы выйдем на реализацию пилотного проекта «Центр занятости — новый формат». В декабре в здании бывшего коммерческого вуза откроется комплексный центр занятости. Это первый подобный проект в России, что заметили на федеральном уровне. Думаю, это будет хорошая комплексная поддержка всех, кто нуждается в трудоустройстве и переобучении. Там будут отдельно подбирать работу для людей старшего возраста, отдельно будет центр занятости для молодёжи, о чём, кстати, молодые люди говорили мне на встречах. Это будет своего рода биржа труда, в том числе и для людей с ограниченными возможностями здоровья.

1.jpg

Радуют темпы развития нашего здравоохранения. Реально радуют. За январь-июнь смертность снизилась на 1,2%, и это далеко не предел. Потому что развивается высокотехнологичная помощь, делается очень много уникальных операций, которых раньше в регионе не было. Только в этом году более 80 таких операций сделали в ОКБ, 50 — в 11-й городской больнице, проводят их и перинатальный центр, онкологический диспансер, больница имени Семашко.

Мы уже выходим на высший уровень развития региональной медицины — трансплантологию. Недавно прошла операция по пересадке почки, врачи готовы к пересадке всех органов, которые поддаются такого вида лечению, включая сердце, печень, лёгкие. Кстати, самое сложное — это пересадить именно печень. Я думал, что сердце.

Мы установили брахитерапевтический комплекс в онкодиспансере. Он стоит 60 млн рублей, причём деньги нам выделил резервный фонд президента, так что помощь федерального центра мы ощущаем. В этом году поставим новое оборудование в 19 медицинских учреждений, которые оказывают помощь в первую очередь детям — в Рязани и 11 районах. Здесь федеральный и областной бюджет потратили где-то 88 млн.

Кроме того, с прошлого года очень успешно реализуется проект «Бережливая поликлиника». Это, в первую очередь, сокращение очередей и разделение потоков здоровых людей, которые пришли на обследование, с пришедшими на лечение больными. Минздрав РФ включил нас в тройку лучших регионов по этому направлению.

Будем продолжать работу с ФАПами. В этом году открыли четыре и откроем ещё как минимум три. Кроме того, мы получили помощь на приобретение восьми передвижных медицинских комплексов для малых населённых пунктов — 48 млн рублей из федерального бюджета. И наконец, то, что я держу на личном контроле и недавно проверял, — строительство БСМП. Пока всё идёт в графике, и надеюсь, что это действительно будет самая современная больница в Рязанской области, которая сможет спасти не одну жизнь.

В образовании, считаю, мы тоже идём достаточно хорошими темпами. В этом и следующем году у нас будут открываться ясельные группы, сделаем пять пристроек к действующим детским садам. Идёт строительство детских садов в Кальном, в деревне Клетино Касимовского района, в селе Сергиевский Боровок Александро-Невского района.


Работа ведётся достаточно серьёзная, но, конечно, нам необходимо намного больше средств из федерального бюджета. Сейчас мы получаем, как и все регионы, но для выполнения поручений президента требуется в два раза больше средств ежегодно. Я думаю, что на федеральном уровне в ближайшее время решат эту проблему. По крайней мере, они в курсе: и я, и мои коллеги из других регионов об этом не раз говорили.

По всем другим направлениям работа тоже идёт. Спрос достаточно жёсткий. Мы создали фактически новое управление, которое занимается контролем поручений, на каждом заседании правительства мы заслушиваем отчёт по их выполнению. Раньше этого направления как такового не было вообще, контроль осуществлялся каким-то спорадическим образом. Сейчас за это отвечает отдельный орган в составе аппарата правительства, а решения о продлении срока исполнения или о снятии поручения с контроля, если есть какие-то спорные моменты, я принимаю лично. Но таких случаев немного, мы ждали больше. Всё-таки это определённый стимул выполнять поручения в срок.

— Пара уточнений. Чем комплексный центр занятости будет отличаться от обычного?
— Сейчас у нас несколько центров занятости, и ни один не даёт людям возможности получить все услуги сразу. Комплексный центр будет построен с учётом принципов бережливого производства, эффективного управления. Там будут все услуги, которые должны оказывать центры занятости. Не будет очередей. Там же иногда, если необходимо, будут размещаться представители крупных работодателей. И, что важно, мы сделаем там центр по переобучению людей на те профессии, которым не учат в наших техникумах, но которые действительно востребованы.

— Вы сказали о строительстве детских садов, ФАПов. А школы? Сколько их нужно региону?
— 14. Столько нужно построить до 2025 года, чтобы обеспечить выполнение поручений президента по переводу всех учебных заведений на учебу в одну смену.

— Это реально?
— Сам регион это, конечно, не потянет. Из 14 школ 12 нужно построить в Рязани. В том числе школу на 1 500 мест, на которую с учётом оборудования нужно приблизительно 1,5 млрд рублей. Это не наши расчёты, это реальная стоимость, которая складывается из требований, утверждённых Минобром.

— Вернёмся к посланию. Процитирую: «Я прошу глав администраций муниципальных образований регулярно встречаться с активной частью населения и быть открытыми для СМИ». Как вы считаете, это поручение выполняется местными властями?
— Скорее, рекомендация, потому что юридически я не имею права муниципальным образованиям что-либо поручать. Но я считаю, что здесь ещё есть над чем работать. Конечно, руководителям муниципалитетов необходимо встречаться лицом к лицу с активными сообществами, но, чтобы это работа развивалась в плановом режиме, она должна быть связана с цифровизацией.

Сейчас все муниципальные образования подключены к социальным сетям, и те вещи, которые пишут даже губернатору — а пишут очень много, указывая на конкретные недостатки или заявляя конкретные требования, — они отрабатываются и нашими региональными структурами, и местными властями. То есть, как минимум общение через цифровые ресурсы идёт.

Мы будем расширять этот формат путём дополнительных возможностей для людей обращаться и к губернатору, и в те структуры, которые должны решать их проблемы, — в том числе в цифровом виде. Для меня главное — добиться, чтобы эта система не сбоила, чтобы органы власти общались с людьми и устраняли недостатки, о которых узнают из этого общения.

2.jpg

— А вам самому не мешает подобная открытость? Быть доступным для людей — легко?
— Открытость — уже давно часть культуры госслужбы, современная реальность, без которой нельзя эффективно управлять и решать проблемы людей. Недавно в 4 утра мне позвонил один журналист и пожаловался на то, что, по его мнению, он не сумел пройти пятипроцентный барьер из-за нарушений на выборах в городскую думу. Оказалось, он не только журналист, но ещё и политик.

Я всегда стараюсь выслушать людей, даже в 4 утра, а потом обязательно разобраться в ситуации. Хотя согласитесь, какое отношение глава региона может иметь к выборам в представительный орган муниципалитета? Я не вхожу ни в городской, ни в областной избиркомы, не руковожу процессом выборов. Правильнее и эффективнее, когда каждый решает задачи в соответствии со своими полномочиями и компетенциями. Тогда будет порядок.

И как бы то ни было, ещё раз подчеркну, что всегда готов к конструктивному общению и открыт для рязанцев.

— Кстати, о прошедших выборах. Какой наказ вы бы дали новому созыву как управленец и как житель Рязани? Какие задачи, по-вашему, нужно решить новым депутатам?
— Конкретные задачи определяются тем, в каком округе депутат избирается. Где-то более характерная проблема — это дороги, где-то ЖКХ, где-то социальное обслуживание, транспорт или точечная застройка. Каждый депутат должен иметь постоянную связь со своими избирателями.

Во-вторых, должна быть конструктивная позиция в отстаивании интересов избирателей. Просто брать и чего-то требовать от исполнительной власти иногда бывает не совсем эффективно. Надо работать, сотрудничать с исполнительной властью, доказывать, убеждать, если необходимо; совместно придумывать какие-то варианты решения проблем и доводить их до жителей.

Связь с жителями, последовательность в отстаивании их интересов и конструктивное взаимодействие с исполнительной властью, а не популистское поведение — вот мой наказ.

3.jpg

— За новой думой придёт и новая администрация. У вас нет ощущения, что в городской власти, да и в региональной не хватает кадров?
— Есть такое ощущение, и это не секрет. Особенно кадровый голод ощущается в муниципалитетах. Работа тяжёлая, зарплата невысокая. В поселениях даже главы администраций сейчас зарабатывают меньше чем учителя. Потому что те попадают под «майские указы», а у чиновников зарплата не повышалась уже бог знает сколько лет. Один даже как-то сказал: «Я лучше пойду библиотекарем работать: практически никакой ответственности, а денег больше».

Это ненормальная ситуация, но исправить её можно только при наличии ресурсов. Для нас очень важен новый проект по формированию кадрового резерва. Надеюсь, он позволит найти действительно активных талантливых профессионалов и для региональной власти, и для муниципалитетов, а впоследствии также для экономики — промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса, сельского хозяйства. В конечном итоге проект должен дать возможность выбора любому работодателю Рязанской области.

— Проект в самом разгаре. Что будет после анкетирования?
— Мы завершаем создание цифровой платформы, чтобы не нужно было листать 43 тысячи анкет и можно было вести аналитику, делать выборки с помощью программных фильтров и в то же время видеть каждого человека в отдельности.

Анкетирование работников всех направлений бюджетной сферы завершается, но проект не закрывается: он будет постоянно действующим в цифровом виде. На сайте кадры62.рф любой желающий сможет пройти тестирование, чтобы потом его анкета попала в базу и была востребована.

— Когда эта база будет готова?
— Думаю, уже к концу сентября. Есть трудности технического характера: эта первая подобная платформа, её надо написать — готовым решением воспользоваться нельзя. Пишут, кстати, наши, рязанцы.

4.jpg

— Доступ к базе будет у органов власти и впоследствии у работодателей, так?
— Не ко всей — персональные данные мы, естественно, обнародовать не можем. Но то, что может быть интересно жителям и работодателям, будет в открытом доступе.

— Упрощённо всё это представляется так: прошёл тестирование, потом оказалось, что прошёл успешно, и завтра тебе предложили должность начальника. А как на самом деле?
— Анкетирование — начальный уровень. Он показывает желание человека работать в той или иной сфере, его амбиции и даёт начальные сведения о профессионализме и опыте. Также на этом уровне выясняются определённые качества человека: является ли он лидером, или он хороший исполнитель, или у него какие-то другие черты характера.

Люди, которые по итогам анкетирования могут претендовать на какие-либо должности, пройдут более глубокие тесты, собеседование. Также будут учитываться профессионализм, опыт, образование.

— А что будет с теми, кто показал не очень хороший результат?
— Будут работать там, где работают, никаких «оргвыводов» мы делать не собираемся. Если они устраивают своего работодателя или сами являются работодателями, то продолжат свою деятельность.

— Может быть, устроить для них курсы повышения квалификации?
— Это для тех, кто желает для себя чего-то другого в будущем, кто хочет развиваться. С помощью платформы мы будем в том числе смотреть, каким новым профессиям или чему в рамках текущей деятельности люди хотят научиться. Могут появиться новые направления использования этих данных, даже неожиданные. Обработка ещё не завершена — всё может быть.

5.jpg

— И ещё один вопрос про это анкетирование. Сорок с лишним тысяч человек в своё рабочее время едут в довольно отдалённый район города, чтобы от руки заполнить бумажные бланки. Мне кажется, это не вписывается ни в концепцию бережливого производства, ни в программу цифровой трансформации. Почему нельзя было организовать тестирование на той же платформе?
— Главное, почему оно было очным: люди должны были лично дать согласие на то, чтобы мы использовали их персональные данные. Во-вторых, я считаю необходимым, чтобы люди не через СМИ, не через цифровые ресурсы, а прямо от первых лиц, губернатора услышали, зачем их пригасили, чего от них ждут. Иногда это важно. Да и самому хотелось, что называется, посмотреть в глаза людям: как они настроены, как реагируют.

— Вы посмотрели — и что увидели?
— Я увидел, что очень много людей заинтересованы в своём будущем и в будущем Рязанской области. На мой взгляд, в большинстве своём реакция была достаточно положительной, эмоции — позитивными.

Я, конечно, имею в виду тех людей, которые оставались в зале. Была же возможность просто прийти, заполнить анкету и уехать. Некоторые ею воспользовались, мы видели. Это тоже помечалось: понятно, что люди, формально исполняющие то, о чём их просят, вряд ли стремятся что-то поменять в своей судьбе. Чаще всех они хотят, чтобы кто-то по мановению волшебной палочки добавил им профессионализма, назначил на хорошую должность, дал побольше денег и так далее. Но чтобы что-то изменить, надо самому захотеть и стремиться к этому.

***

В продолжении интервью губернатор назовёт свои карьерные планы, поделится мнением о реконструкции площади Ленина и ремонте Солотчинского моста, расскажет, читает ли комментарии «ВКонтакте», и о многом другом.

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Иллюстрации:  Светлана Крючкова
Читайте 62ИНФО


Новости партнеров