1. Определен безместный священник Иоанн Палицын к церкви села Жолчина, Рязанского уезда, помощником настоятеля Бахмачевско-Жолчинского прихода.
2. Перемещен состоявший на псаломщической вакансии при церкви села Солотчи, Рязанского уезда, диакон Петр Богословский на штатную вакансию диакона к соборной г. Спасска церкви, согласно его прошению и желанию соборного причта и прихожан.
3. Перечислен на штатную вакансию псаломщика при церкви села Солотчи, с званием исправляющего должность псаломщика, сверхштатный дьячек той же церкви Федор Голицын.
4. Определены на священнические места, с званием настоятелей церквей: учитель Касимовского духовного училища, студент семинарии Александр Соколов – в г. Касимов к Благовещенской церкви и учитель образцового Павелецкого училища, Скопинскаго уезда, студент семинарии Иван Зеленцов – к церкви села Радушина, Зарайского уезда.
5. Выданы свидетельства о непринадлежности к духовному званию:- уволенному из бывшего высшего отделения Рязанской духовной семинарии воспитаннику Егору Мраморову;
- уволенному из низшего отделения той же семинарии воспитаннику Николаю Сараеву;
- окончившему курс учения в Зарайском духовном училище ученику Дмитрию Скворцеву;
- уволенному из IV класса Рязанского духовного училища ученику Василию Фортинскому;
- уволенному из III класса тогоже училища ученику Алекандру Екшурскому, и нигде не учившемуся сыну пономаря села Паниных Прудов, Спасского уезда, Никите Храмову.
6. Умерли: настоятель церкви села Дегтяного, Ряжского уезда, священник Федор Примогенов; заштатный священник села Белынич, Зарайского уезда, Козьма Миролюбов; заштатный диакон соборной города Михайлова церкви Сергий Соколов; исправлявший должность псаломщика при церкви села Столпова, Ряжского уезда, Степан Столпов, и сверхштатный дьячек села Мелехова, Касимовского уезда, Илларион Мелехов.
7. Похищено из церкви села Просечья, Раненбургского уезда - 50 руб.
8. Рязанское духовное попечительство о беднх духовного звания 4 июля сего 1874 г. вошло к Его Высокопреосвященству Алексию Архиепископу Рязанскому и Зарайскому, с докладом следующего содержания:
«При рассмотрении пригласительных листов и записей кружечного сбора, при которых благочинные представили в попечительство суммы за 1873 год, найдено следующее:На сем докладе последовала резолюция Его Высокопреосвященства: «Июля 9. Содержание доклада и приглашение благочинных к заботливости о сборе напечатать в Епархиальных ведомостях».
---------------------------------------------------------------------------VI КЛАСС.
Александр Смирнов
Александр Хламов
Иван Былинский
Михаил Ятров
Иван Молчанов
Иван Рождественский
Николай Соловьев
Николай Радимов
Петр Киструсский
Андрею Инякину
Михаилу Кастрову
Николаю Постникову
Николаю Панову
Ивану Колюмбову
Павлу Чистосердову 2-му
Василию Архангельскому
Федору Молчанову
Василию Курганову 13 руб.
Михаилу Динариеву 13 р.
Михаилу Беляеву 3 р.
Гавриилу Розанову 12р.
Александру Александровскому 12 р.
Алексею Волынскому 13 р.
Илье Зеленцову 20 р.
Николаю Серзевскому 5 р.
Семену Сальвину 5 р.
Василию Иванкову 5 р.
Дмитрию Борисову 10 р.
Итого: …. 667 руб.
Николаю Триодину 50 руб.
Ивану Камневу 40 руб.
------------------------------------------------------------------------
1. Городок (урочище), в Чулковской волости, от с. Чулкова в 4 вер., по направлению к г. Скопину и сц. Ивановскому.
В окружности имеет до 250 саж., форму четырехугольную, расположен на берегу р. Верды, в 15 от нея саж., не на высоком месте, порос мелколесьем. В народе говорят, что в этом городке встарину живали разбойники.
2. Городок (урочище), в Корневской волости, в дачах с. Секирина, на расстоянии от последнего в 6 верстах, в ½ версты от р. Верды.
Окружность имеет около 2-х верст, форму кругообразную, продолговатую. Помещен на высоком месте, кругом рвы. Преданий об этом городке в народе не имеется.
3. Городок (урочище), в верховьях р. Верды, около сс. Павелца и Темина, состоит из насыпи, где попадаются копья, бердыши и др. вещи.
4. Два городка, насупротив самого города Скопина по ту сторону Верды, в гористых местах; с этими городками связаны народные легенды.
1-й городок: это высокий обрывистый холм, где, по народному баснословию, жила птица скопа; здесь же, в самые незапамятные времена, гнездился атаман разбойников по имени Касог, бывший в дружеских отношениях с атаманом пронского Чёртова городища Булатом и, между прочим, похитивший у последнего, против его воли, единственную любимую дочь его Прощону. Раздраженный отец раз напал внезапно на похитителя, спокойно сидевшего с Прощоною на вершине своего холма. Противники вступили в бой и пали в единоборстве, оба израненные и облитые кровью; Прощона же в страхе бросилась с утеса вниз и на месте падения её образовался родник самой чистой и свежей воды, который доселе называется в народе прощониным колодезем.
2-й городок – также огромный, близ первого показанного городка находящийся, холм или курган; здесь в старину жил другой атаман разбойников, по имени Аксай, который тоже похитил из Пронска у воеводы Рогдая дочь Всемилу, уже обрученную за пронского князя Всеволода, который, уведомленный о нашествии татар, даже хотел было, до выступления против них, совершить свадьбу и уже назначен был день её. Аксаю, спасшемуся от погони, оставалось только переехать Верду, но, подмытый водою, мост вдруг обрушился и похититель вместе с своей добычей погиб в пучине водоворота; это место на Верде досель называется в народе аксаевою могилою, и говорят, что нигде на Верде, как здесь, нет более страшного и пучинного места.
Приведенные легенды указывают, с одной стороны, на древний языческий обычай похищать жен; а с другой – на состав – изначального скопинского населения. Означенные предводители разбойничьих шаек, как видно, были пришельцы – набежчики с юга Руси от кочевых народов тюркского происхождения.
Имя касога указывает на его происхождение от касогов - народа хищновоинственного, соплеменного с кавказскими нагорными народами и витавшего на юге Руси, при начале её образования, по восточному и северному черноморью: есть известие, что касожский князь Редея пал в единоборстве с Мстиславом, братом Ярослава В.
Аксай также был того же южнотурецкого происхождения: это доказывается тем, что на юге Руси под тем же именем есть речки: Аксай и Аксаец, впадающие в Дон близ Новочеркасска (кн. Бол. черт. с. 53. 241); там же есть селение Аксайск или Аксайская станица. Очевидно, что и атаман Аксай был выходец из сказанных е мест.
Прим.: Южная часть нынешней Рязанской губ. (именно её уезды: отчасти пронский, скопинский, ряжский, данковский и раненбургский), покрытые большей частию болотами, непроходимыми чащами, горами и оврагами, и, как малонаселенные, особенно в древние времена, давала удобные притоны разбойническим шайкам: сюда набегали кочевники и бродяги с юга России, а так же из самой рязанской области. Эти шайки начали уничтожаться в рае с распространением там народонаселения и особенно учреждением с XVI стол. местных пограничных укреплений и сторожевых караулов. Народные предания о существовании в том крае разбойнических скопищ подтверждается и историческими свидетельствами. В.к. ряз. Олег Иванович, отправляя в 1389 г. митрополита Пимена из Переяславля – Рязанского на Дон для дальнейшего путешествия в Константинополь, велел своему боярину проводить его с значительным отрядом и иметь большую осторожность от нападения разбойников. Так же, в 1502г., в.к. московский Иоанн III, отправляя обратно в Царьград турецкого посла чрез ряз. землю, наказывал в.к. Агриппине, чтобы она дала ему провожатых сотню и более, да на сотню накинула бы десятка три своих казаков – да кроме того девер её князь Федор должен был от себя выставить еще 70 человек Путникам надлежало следовать чрез южные пределы теперешней рязанской губ., именно ехать: от Ст. Рязани вверх р. Пронею, из Прони по Рановой, из Рановою Хуптой до Рясскаго поля, где волоком перетаскивали суда до р. Рясы – из Рясы же в Воронеж до Дона: это был в старину другой путь из Переяславля по ряз. земле к Дону.
5. Вердерево (село), по р. Верде, по правую её сторону к северу от Скопина в 6 в., невдалеке от большой дороги из Пронска.
Здесь находился древний ряз. город Вердерев, упоминаемый в сп. Воскр. Лет. В.к. ряз. Олег отдал Вердерев, вместе с другими вотчинами, зятю своему Солохмиру Мирославичу, (193: Опыт истор. Родосл. Двор. и граф. Апраксиных. Спб, 1841г., с.3) выкрестившемуся из татар под именем Иоанна.
6. Городецкое (село) на р. Верде, невдалеке от впадения её в Ранову, ниже Скопина в 12 в., упоминается в Окладн. Кн. 1676г. – при чем показано в нем 50 дворов драгунских казаков.
7. Городки (деревня), на рч. Вязовке, выше Донкова, лежащего при впадении её в Дон с правой стороны. На той же рч. Вязовке, верстах в 3 от этой деревни, находится с. Бол. и Мал. Ярославы. По Окладным кн. 1676г. это село называется Ерославль.
8. Городище (урочище), на Дону, ниже Данкова в 15 вер., подле с. Перехваля, в ур. Романцах, близ границы Донковского уезда с Лебедянским (Тамб. губ.)
Это городище простирается в длину на 45, а в шир. на 33 саж., и окружено с вост. и зап. рытвинами, с сев. – покатою крутизною к Дону, с юга – двумя рвами, уже обвалившимися, длиною каждый более 10, глубиною до 3 и шириною до 2 саж. В старину оно окружалось большим лесом, который в 1571г. упоминается под названием романцвоскаго, (194: В Сторож. росписях 1571г.), а теперь на том месте – мелколесье. Не находился ли здесь Романцев, упоминаемый в догов. грам. от 1343г. между ряз. и москов. Князьями?
9. Кочуровское – Городище (село) в верховьях рч. Кочура, впадающей в Дон с левой стороны выше Донкова в 12 вер.
По оклад. кн. до 1692г., оно значится деревнею в приходе с. Новоселок. Кочуры там и называется Городищем; но потом, со времени устроения в ней особой церкви, упоминается селом под именем Кочуровскаго Городища.
10. Старое-Донковское-Городище, как оно называется в Окл. кн., а по Кн. бол. чер. – Старый Донковъ, что ныне с. Стрешнево, на Дону с левой стороны, выше нынешнего Донкова в 25в. и в таком же расстоянии от Куликова поля. Это – пепелище старого Донкова города, который существовал издревле; но в древних летописных памятниках нет упоминовения об нем. Упоминается уже по запустении; запустел же ранее 1563 г., когда был построен новый Донков. Герберштейн, путешествовавший по России в первой половине XVI стол., видел уже развалины Донкова, и называет его старинным городом. Он же замечает, что «здесь (т.е. у Донкова) купцы, отправлявшиеся в Азов, Кафу и Константинополь, нагружали свои суда, что обыкновенно делалось в весеннее полое время; пот. Что в другое время Дон, по мелководью, не поднимал нагруженных судов». В Кн. бол. черт. так же упоминается брод около Донкова, т.е. значит, Дон в этих местах и прежде был так же мелководен, как и теперь. Уцелевшее Старое Донковское городище представляет обширную насыпь до 500 с. Длины и 250 – шир., расположенную на возвышенном левом берегу Дона, имеющем высоты до 50 саж. Эта насыпь видна издалека, особенно с северной и восточной сторон. В некоторых местах её сохранились выкопы, глубиною до 3 саж., из коих особенно примечательны два большие – с северной стороны, простирающиеся от востока к западу на 150 саж. и расстоянием друг от друга на 20 саж. Это городище, будучи окружено в старину дремучим лесом, служило для жителей крепкою защитою от нападений неприятельских. Предание говорит, то когда Мамай, вторгшись в рязанскую землю, поднимался с многочисленным своим войском на крутой берег Дона, жители Донкова старались вредить ему, пуская с возвышенности бревна. Нынешнее с. Стрешнево населено на Ст. Донк. Городище в конце XVII столетия и названо так по имени владельца боярина Стрешнева. Насупротив городища, на другой стороне Дона, существует с. Сторожевое. Туземцы находят, вымываемые водой на берег, старинные оружия, серебряные древние копейки и разные медные монеты, также образочки складные и крестики – самой древней работы; еще во множестве выкапывают остатки прежнего жилья: кирпич, уголь и под.
Прим. 1) г. Дубок на Дону упоминается, по летописям, в 1147г., при описании странствования князя северского Святослава Ольговича, о котором говорится, что он был «в Мченске и в Туле и Дубке на Дону и в Ельце и в Пронске»; Дубок значится в числе рязанских городов по известному списку Воскресенской летописи; Дубок сожжен был в 1378г. Мамаем. Этот Дубок, как усматривается из приведенных мест, был древний и видный город на Дону. Более древнего и замечательного по оставшимся следам не встречается по Дону города, как Старый Донков; между тем, Старый Донков не упоминается нигде в древних свидетельствах: не разумелся ли в летописях под именем Дубка на Дону Старый Донков, который и мог быть назван Дубком; потому сто в древности был зарощен неприступным дремучим лесом.
Прим. 2) Киръ-Михайловъ градъ упоминается на Дону в «хождении» 1389 года митрополита Пимена в Царьград: «приидохом (из Переславля-Рязанского), пишется в том хождении, к реце Дону и спустихом суда на р. Дон и во второй день приидохом до Чаръ-Михайловыхъ: сице бо зовется тамо и градъ бяше» (Ник. Лет. IV, с.157), или по Татищеву: «нарицашеся тамо место: некогда бо тамо градъ был бяше». В «Задонщине», или в сказании о нашествии Мамая на русскую землю в 1380г., также указывается: «татарове поганые (идя по Дону от р. Мечи из лебедянского уезда в донковский) между Чуровым и Михайловым брести (т.е. Донъ) хотят». Судоходство по Дону начиналось встарину у Старого Докова, где или около него, вероятно, был спуск и судов Пименовых Пимен ехал тогда с своими спутниками в половине апреля месяца, когда след. продолжалось весеннее полноводье, и когда, по вышеприведенному свидетельсву Герберштейна, суда обыкновенно отправлялись из Ст. Донкова по Дону в Азов, Кафу и Константинополь. Невдалеке от Старого Донкова вниз по Дону есть с. Долгое, чрез которое досель проходит большая дорога из нынешней Рязани или прежнего Переславля Рязанского к Дону и в нынешний Донков. Стало быть, Киръ-Михайловъ градъ находился ниже Старого Донкова за нынешний Донков; впрочем, трудно отыскать его место, так как он уже перестал существовать задолго до 1389 года. Основание этого города, судя по его названию, можно приписать пронскому князю Киръ Михаилу (1206-1217), к уделу которого принадлежало течение Дона. По списку Воскресенской летописи (I, с.22), в числе древних рязанских городов, упоминается еще Ломихвостъ у верх Дону; но в верховьях Дона ни одного урочища не встречается с этим именем и приурочить куда-либо там сказанный город нет никаких данных.
11. Салтыки Городецкое (село) на дороге из Ряжска в Раненбург, близ границы Ряжского уезда. Невдалеке от сего села на юго-восток находится местность, называемая Красная Степь.
12. Городок (деревня) на р. Ранове, близ с. Урусова и д. Рязански, по направлению от Ряжска к Донкову, от Кочуровского Городища к северу в в. 10.
Курганы, находящиеся в Рязанской губернии, большею частию суть или памятники битв, или могильные насыпи, или сторожевые места; валы же и насыпи – остатки укреплений и воинских станов.
1. Курганы при д. Рубцево, от Рязани в 8 в., на дороге в Спасск, за 2 в. до Ольгова монастыря, находятся в значительном числе, из коих некоторые уже разрыты поселянами.
По преданию, здесь была битва с татарами, на что, по-видимому, указывает и самое название деревни: Рубцево. Стало быть, означенные курганы могут быть могильные над убитыми насыпи.
Здесь же у города Ольгова, как положительно известно из летописей, происходила в 1207 г. битва между Ряз. кн. Романом Игоревичем и другим Ряз. же кн. Олегом Владимировичем, союзником осаждавшего в то время Пронск, в.к. владимирско-суздальского Всеволода III, которым и был послан против Романа от Пронска.
2. Курганъ - у самого Ольгова (см. Ольгов –Г.)
3. Курганъ – близ д. Лужковъ, за Ольговым мон., на дороге из Рязани в Спасск.
4. Насыпь – близ с. Каменца, от Рязани в 12 в., в верховьях рч. Листани. Эта насыпь находится в глубине большого оврага, вышиною до 4 саж.; довольно обширая поверхность её прикрыта со всех сторон небольшими валами, имеющими одни ворота, от которых рез узкую земляную насыпь соединяется она с берегом оврага. Эта насыпь совершенно зарощена частым лесом и слывет в народе под именем «чащи». Здесь в 1454г. было укрепленное зимовище татар, приходивших в ряз. область с царевичем Мустафою.
5. Курганы, подле с. Вышгорода, в расстоянии от него около 1 версты, на правом берегу р. Раки. Курганов несколько и разной величины. В одном из них конусообразной формы, вышиною до 10 саж., найдены костяные наконечники стрел разного формата – числом до 30, туту же найден олений рог: все эти вещи хранятся у местного землевладельца, любителя и собирателя древностей А.В. Антонова. Там же, по слухам, отыскиваются разные металлические украшения и вещи. Внутри кургана встречаются черепки, уголь, пепел, кирпи, и что замечательно, расположенные особыми слоями.
6. Курганы – подле с. Демкина, на дороге из Рязани в Михайлов, в соприкосновении уездов Рязанского и Михайловского; подле существует с. Стафурлово.
7. Курганы – подле с. Недостоева, от Малого городища по направлению к Рязани, по нагорной возвышенности Оки.
8. Курганы – подле с. Ходынина, на старой зимней московской дороге, на берегах р Вожжи, от Малого городища в 3 в. и в таком же расстоянии от городища Митинского. Эти курганы – памятники вожской битвы, происходившей с татарами в 1378г.
9. Насыпь – подле с. Медведева, весьма сходные с насыпью с. Каменца, в 3 в. от Богословского мон., находится в глубине оврага, вышиною до 6 саж. Поверхность её опоясана валом с одними воротами, от коих до самого берега оврага идет узкая земляная насыпь. Овраг, насыпь и окружная местность покрыты мелким чернолесьем. Предание говорит, что тут был притон разбойников, о которых и упоминается по записям Богословского монастыря в начале XVII стол.
10. Курган близ Романова городища (См. Романово городище).
11. Земляной вал, доселе сохраняющийся в целости, при д. Зелениной, близ р. Вожи, в соседстве с. Мощеного и д. Алешни, от Глебова Городища в 5 в. Вал этот, как утверждают, был для защиты от нападений неприятельских в период татарского владычества (Журн. Мин. Вн. Д. 1841. 3 XL. Июнь в ст. «о древн. Ряз. епархии»)
12. Курган, близ с. Половска, где сохранились остатки городища (см. в описании городищ Половское Городище), на правом берегу Оки, выше Спасска в 15 верстах, стоит на лугах, недалеко от р. Тысьи, по направлению к с. Красильникам – что приходится за городищем. Не имел ли этот курган назначения сторожевого наблюдательного?
13. Курган вблизи с. Троицы Пеленицы, ниже по Оке, на той же правой стороне, вышиною 4 саж., фигуру имеет круглую. Неподалеку от него находится еще земляной вал.
14. Курганы по левую сторону Оки, насупротив с. Троицы Пеленицы, от Спасска в 4 в., вышиною от 6 до 8 саж. Существует народное сказанье, нередко прилагаемое к курганам в Рязанской губернии, что на означенных курганах в глубокую древность жили женщины-богатырки, имевшие один топор, который они, в случае надобности, перебрасывали друг другу с кургана на курган.
15. Курган близ самого города Спасска, состоящий из песку и чернозема. Рассказывают, то прежде находили в этом кургане мечи, бердыши, копья, стрелы, латы и другие вещи; также однажды вырыты были здесь кости человека, покрытые кольцеобразными медными бляхами и обручами с кольцами (наручниками). Очевидно, что то были латы ратника, с которыми он был зарыт.
16. Курган Чалая Мошла, от Спасска в 2 верстах, стоит подле самой касимовской дороги; вышина его – больше сажени. Любопытно народное сказанье об этом кургане: говорят, что здесь похоронен ряз. кн. Олег, убитый с своим чалым конем на поединке с каким-то литовским князем; вместе с князем Олегом зарыт был и этот чалый конь.
17. Курган в близском расстоянии от с. Шилова, в поле, вышиною 5 саж.
18. Курган – близ с. Киструса, где находятся еще другие курганы небольшой величины.
19. Курган близ с. Пустыни, имеющий вид неправильного треугольника, около 3 саж вышины. На месте этого села существовала прежде мужская Федосьева пустынь.
20. Курган, в 2 в. от с. Ижевского, имеющий в окружности около 7, а вышиню до 6 саж.; фигура его круглая. Около же Ижевского, за оз. Ижево, по касимовской дороге, существует гора, на которой, по местному преданию, жила мордва и которая называется мордовскою; там отыскиваются серебренные деньги с дырочками, которые также называются мордовскими.
21. Курган, близ с. Лакаш, вышиною до 5 саж., форму имеет конусообразную, с постепенными снизу до верха уступами; видно, что курган этот устроен был в древности для отправления языческих обрядов, именно жившею тут мещерою.
22. Курган, вблизи д. Борисовки, имеет фигуру треугольную, высотою более 4 саж. Этот курган равно как и два последние, находятся в Мещере.
Н. Л-въ.
Ссылки:
[1] https://62info.ru/history/node/8354#1
[2] https://62info.ru/history/node/8354#2
[3] https://62info.ru/history/node/8354#3