Некоторые материалы для истории хлыстовщины и скопчества в Рязанской губернии
М.Б. Оленев
2008 г.
СКОПЦЫ
В самом начале XIX века скопчество появилось в Рязанской губернии, особенно сильно было распространено по Раненбургскому уезду. В уезде скопчество началось в 1805 году с сел Старого Кленского, Дубового, Жабина и Раненбургской подгородной слободы, где было основано однодворцами Трофимом Духаниным, Яковом и Сергеем Антоновыми и Селиверстом Жабиным. К 1807 году в этих селах и в Раненбурге образовался уже целый скопческий корабль, из членов которого известно около 15 человек скопцов и столько же хлыстов. Среди них - фамилии Парамоновых, Сигитовых, Копыловых, Юмашевых и Кузовлевых, переселившиеся после в Москву и основавших там скопческие дома. Во главе корабля стояли Духанин, Жабин, Антоновы и Саврасов. Радения преимущественно проходили в Раненбургской подгородной слободе, в доме Копыловых.
Алфавитный топографический указатель к истории секты скопцов [1]
Андреевка – село Раненбургского уезда Рязанской губернии. Скопчество здесь известно со времен Будылина, т.е. с 1825 года. По показанию Будылина здесь была тогда и скопительница Настасья Степанова Неверова.
Василий Будылин, происходивший из крестьян Нижегородской губернии Арзамасского уезда села Выездной слободы. В 1816 году был сдан в рекруты и поступил в отдельный корпус, откуда перешел в г. Георгиевск Ставропольской губернии. Там сошелся с рядовым скопцом Никитой Калмыковым, который его и оскопил.
В 1828 году Будылин находился в Раненбурге, где пытался освободить скопческую «богородицу», но был схвачен и доставлен в Моршанск для допроса. В своих показаниях 8-11 февраля 1829 года подробно рассказал историю своих похождений и главные центры скопчества. В 1831 году находился под следствием в Москве, но внезапно скончался во время суда [2].
Грязновка – село Раненбургского уезда Рязанской губернии. Здесь скопчество с 1805 года.
Дубовое – село Раненбургского уезда Рязанской губернии. Скопчество здесь с 1805 года. По показанию Булыгина, в 1825 году здесь был учитель Степан Васильев. Отсюда родом московский скопец Абрам Сергеев Антонов.
Истобное – село Раненбургского уезда Рязанской губернии. Здесь в 1815 году был скопец Трофим Соболев, отец московского скопца Соболева.
Кленское Старое - село Раненбургского уезда Рязанской губернии. Скопчество с 1805 года. Основателями были однодворцы: Семен Антонов Парамонов, Трофим Никитин Духанин, Василий Парамонов. По показаниям Будылина в 1825 году здесь были скопческими лже-учителями: Гаврила Матвеев и мавра Васильева Наседкины, Домна Арефьева и Авдотья Семенова.
Кривополянье - село Раненбургского уезда Рязанской губернии. По показаниям Будылина в 1825 году был лжеучителем Иван Карпов.
Колыбельское - село Раненбургского уезда Рязанской губернии. В 1825 году лжеучителем был Василий Васильев.
Ломовое - село Раненбургского уезда Рязанской губернии. Скопчество с 1805 года. Скопцы Ефим Федоров Путятников, Иван Семенов и др.
Лычное - село Раненбургского уезда Рязанской губернии. Скопчество с 1805 года. Основатель – скопец Матвей Варфоломеев Есипов.
Раненбург. Скопчество с 1805 года. Основателями его были однодворцы Гаврила и Сергей Ивановы Копыловы, Петр Тимофеев Рыбкин и Яков Иванов Юмашев. Около 1825 года во главе скопческого корабля находились: Максим, Иван, Василий, Марья и Екатерина Максимовы Кожушкины.
Юсово - село Раненбургского уезда Рязанской губернии. Отсюда московские скопцы Сигитовы (дом однодворца Максима Трифонова Сигитова находился в тупике по Дворянской улице).
Во время суда над скопцами в 1808 году в Рязанской Палате Уголовного Суда, Духанин показал, что ходя по паспорту, встретился с неизвестным человеком. Тот дал ему напиться воды, от которой он уснул, а, проснувшись, обнаружил себя оскопленным. Неизвестный же человек скрылся. Другие показали, что, сорвавшись с дерева, напоролись детородными частями на сук, отчего они начали гнить и отвалились без остатка. Третьи объясняли, что их сбросила лошадь, разбила детородные части, отчего они отгнили и отвалились.
Один уснул пьяный на улице, а проснулся уже оскопленным. Сергей Иванов Копылов, впоследствии московский купец, поехал в лес за дровами, спрыгнул с воза на снег, наткнулся на хворостину, вследствие чего детородные части у него тут же и вывалились на снег. Перевязав кое-как рану, он повез дрова домой.
Московский цеховой Егор Кузовлев, 43 лет, скопец без царской печати. Показал, что детородных мошенок не имеет с малолетства, но каким образом и как их лишен, не знает. При подтвердительном допросе в Палате показал, что об оскоплении его в малолетстве знают старожилы крестьяне Рязанской губернии Раненбургского уезда деревни Кузовлевой [3].
По решению Рязанской Палаты Уголовного Суда в 1809 году раненбургские скопцы были отданы в солдаты, но после 1815 года многие из них встречались в Москве купцами, мещанами и цеховыми [4].
В 1819 году граф Милорадович и обер-полицмейстер Горголи узнали, что в С.-Петербурге многие дома заполнены скопцами и что в доме содержателя скопческого корабля Васильева живет «девица редкой красоты», именующая себя «богородицей» и супругой Цесаревича Константина Павловича, Великой Княгиней Анной Федоровной и Цесаревной Елизаветой Павловной [5].
Этой «девицей» была Ирина Николаевна Катасонова, дочь лебедянского 3-й гильдии купца Николая Голева, жена лебедянского мещанина Катасонова. Выдана замуж в 1800 году 15-ти лет от роду, но, прожив с мужем 2 года, бежала от него в Арзамас, где поступила в Алексеевский общежительный монастырь. Года через 2 ее оттуда выгнали, и она перебралась в Киев во Фроловский девичий монастырь. Изгнанная и оттуда, Катасонова перебралась в Москву в Ивановский женский монастырь, где познакомилась с местными скопцами. Катасонова объявила им, что является Великой Княгиней Еленой Павловной, оставившей свое земное величие и скрывающейся ради веры скопцов. Разъезжала также под именем «богородицы» по Раненбургскому, Моршанскому и Серпуховскому уездам, принимая от скопцов различные денежные пожертвования и разыгрывая различные роли.
Так, однодворец Раненбургской Слободы Раненбургского уезда Рязанской губернии Демьян Рязанцов под присягой показал, что «однажды, когда он проходил мимо избы солдатки Армоновой, то увидел несколько баб и девок, собравшихся около той избы, которые, подозвав его, сказали, чтобы он посмотрел на стенную щель, что он и сделал, и увидел лежащую на задней лавке какую-то женщину в монашеском черном одеянии с остриженными волосами и как бы напудренную (а это и была известная Катасонова), а перед ней стояла на коленях солдатка Петрякина с дочерью своею, Настасьею и, крестяся обе, кланялись в землю лежащей монахине и что-то ей говорили, а монахиня что-то им отвечала, и правою рукою делала на них какие-то движения» [6].
После нескольких лет скитания по городам, Катасонова в 1827 году в пьяном виде была задержана в Раненбурге и заключена в острог. По приговору Рязанской Палаты Уголовного Суда самозванка была наказана плетьми и водворена на прежнее место жительство в г. Лебедянь. Но в 1831 году оттуда скрылась и объявилась в Серпуховском уезде в доме скопца Сидорова, где опять стала разыгрывать роль Великой Княгини. В тот же году вновь была задержана и заключена в острог. Дальнейшая ее судьба неизвестна [7].
По некоторым данным умерла в глубокой старости (90-летней обезумевшей старухой) [8].
ХЛЫСТЫ
Основателем хлыстовской [9] секты был костромской крестьянин Даниил Филиппов, беглый солдат [10]. В 1645 году он объявил себя воплотившимся «Саваофом» и превышним «Богом», стал странствовать по территориям Костромской, Владимирской и Нижегородской губерний, распространяя свое учение. Согласно вероучению христововеров, Христос постоянно перевоплощается из одной человеческой оболочки в другую, а вместе с ним – Богородица и апостолы.
Для христововеров характерно «духовное» понимание православия, отказ от внешней обрядовости и при этом - формальное признание церкви и богослужений. Строжайший аскетизм возведен в религиозный принцип. В некоторых сектах запрещен брак, в ряде сект практикуется самобичевание (отсюда бытовое название сектантов «хлысты»). Библия понимается «духовно». Главная заповедь христововеров: «Святому Духу верьте». Христововеры считают возможным прямое общение людей со Святым Духом.
Нравственное учение христововеров состоит в отрицании брачной жизни и умерщвлении плоти. В основе этого учения лежит дуалистическое воззрение, что дух есть начало доброе, а тело есть начало злое. Христововеры стремятся умерщвлять плоть любыми средствами для того, чтобы заключающаяся в ней душа могла беспрепятственно достичь своего назначения. Считается, что раз Адам согрешил именно угождением плоти, т. е. грехом супружества, то необходимо не вступать в брак, а жить с женой как с сестрой. Вследствие этого христововеры не почитают телесных родителей и презрительно относятся к детям, рожденным от церковного брака. У христововеров считается нормой сожительство близких родственников. Именно это учение о браке вызвало массовые преследования христововеров не только со стороны церкви, но и со стороны светских властей. Детей от внебрачных связей между «духовными» супругами христововеры называют «иисусиками».
Изначально вероучение христововеров не налагало ограничений на пищу, однако впоследствии оно было дополнено учением о перевоплощении душ и, как следствие, рядом запретов из опасения съесть нечистое тело и оскверниться его нечистотой. Практически все секты ограничивают употребление мяса, во многих сектах считается греховным употребление вина, чая, сахара, кофе, лука, чеснока, картофеля, табака.
Христововеры признают мистическое единение верующего с Богом и возможность достижения в этом единении такой степени совершенства, что верующий становится «Христом». Не ведут активной пропаганды своего учения и привлекают людей в свои общины очень осторожно. Общины христововеров независимы друг от друга, называются «кораблями». Во главе каждого «корабля» стоят «кормщики», «христы», «богородицы», «пророки» и «пророчицы», причем «христов» и «богородиц» может быть несколько, и между ними часто возникают конфликты по поводу главенства.
Основная форма богослужения - «радения», включающие песнопения, религиозные пляски, пророчества. Во время группового радения сектанты доводят себя до экстаза, который воспринимается как единение с Святым Духом. В особо торжественных случаях христововеры во время радений целуют голое колено «пророчицы», а после полуночи обнажаются по пояс и начинают взаимное бичевание «святыми жгутиками» (скрученными полотенцами), двигаясь вокруг чана с водой и распевая «Хлыщу, хлыщу, Христа ищу...».
В зависимости от степени посвященности в тайны секты христововеры делятся на три категории: первые участвуют только в беседах, вторые - в обыкновенных радениях, третьи совершают также годовые и чрезвычайные радения.
Первоначально христововерие распространилось в Костромской, Владимирской и Нижегородской губерниях стараниями ближайшего помощника и преемника Филиппова - крестьянина Муромского уезда Ивана Тимофеева Суслова. В 1649 году Даниил Филиппов признал его своим «возлюбленным сыном, Иисусом Христом», и сообщил ему божество. Суслов, окружив себя «богородицей» и 12 «апостолами», деятельно и успешно распространял учение своего учителя во Владимирской и Нижегородской губерниях. Доверие к нему доходило до того, что ему поклонялись, как истинному Христу. Из Нижегородской губернии Суслов перешел в Москву и здесь распространял свое учение. Кроме народной массы, оно проникло и за стены московских монастырей (например, женского Никитского. Ивановского и других). Суслов имел собственный дом, который назывался «домом божьим», «домом сионским», «новым Иерусалимом» и в который собирались хлысты для молений. В 1699 году прибыл в Москву и Данила Филиппов, но прожил неделю: в начале следующего 1700 года он умер (вознесся, по сказанию хлыстов, на небо).
После смерти Суслова руководителем секты был признан Прокопий Лупкин, сосланный после стрелецкого заговора в Нижний Новгород. Он распространил вероучение секты в Нижегородской и Ярославской губерниях. В 1716 году Лупкин был схвачен и предан суду, но вскоре отпущен на свободу. К моменту смерти Лупкина в 1732 году учение секты распространилось по всей Москве, 8 монастырей стали местами собраний и радений. В 1733 году было проведено следствие о секте христововеров. Руководители секты были публично казнены, рядовые сектанты наказаны кнутом и частично сосланы в Сибирь. Тем не менее, к середине XVIII века секта распространилась на Рязанскую, Тверскую, Симбирскую, Пензенскую и Вологодскую губернии, по Поволжью, Оке и Дону. В Петербурге образовалась христововерческая община во главе с Иваном Чуркиным. В 1745 году началось новое следствие по сектам христововеров, продолжавшееся до 1752 года. К следствию было привлечено 416 человек. Многие из подследственных были сосланы на каторгу.
В царствование Екатерины II в Рязанской губернии хлыстовщину распространял крестьянин села Карино Зарайского уезда Артемий Игнатов. Он выдавал себя за пророка, посланного из Москвы Святым Духом в древнее Рязанское княжество для проповеди истинного «божества». Место деятельности Артемия Игнатова был Зарайский уезд. Впоследствии, родной брат Артемия Сергей Игнатов распространил хлыстовщину еще в двух уездах Рязанской губернии – Михайловском и Рязанском. Кроме того, он приобрел себе последователей и в Тульской губернии. Особенно быстро хлыстовщина стала распространяться в царствование Александра I. В начале 30-х годов XIX века полиция открыла хлыстовский корабль в селе Карино - был взят под стражу и сам кормщик корабля Никита Силантьев. Однако, несмотря на преследования со стороны местных властей, хлысты в губернии нисколько не убывали. Так, в Зарайском уезде в период с 1841 по 1851 годы хлыстовщина находилась в процветающем состоянии [11].
Монастырский крестьянин, вотчины Рязанского архиерея Зарайского уезда села Подлесного Родион Иванов основал огромный хлыстовский корабль в Подмосковье, в селе Преображенском, в своем доме. К этому кораблю принадлежали некоторые жители Преображенского и семейство Воскресенского, что в Барашах, попа Петра Васильева, пономаря Казанского собора, что в Китай-городе, Димитрия Ефимова и других. Этот корабль имел в своего «Христа», старика Алексея Яковлева и «богородицу», которой была сначала Софья Алексеева, а потом тетка попа Петра Васильева, Авдотья Прокофьева. Кормщиком был сам Родион Иванов [12].
О «Христе», Иване Емельянове, жившем в XVI веке, у хлыстов сохранилось предание, что был он московский житель, Кадашевской слободы, и было у него 12 апостолов, с которыми он расхаживал по Москве и ее окрестностям. Царь Иван Грозный, узнав, что Емельянов умеет предсказывать будущее, велел будто бы привести его к себе и спросил:
- Правду ли про тебя, Ванька, идет людская молва, что ты пророчишь?
На это Емельянов отвечал:
- Ванька-то ты, беспутный царишка, кровопийца, а не я. Я сын Божий Иоанн. Ты царь земной, а я – небесный!
Царь разгневался, бросился на Емельянова, хотел его пронзить своим железным костылем, но Емельянов погрозил ему пальцем и царь упал ниц. Показалось ему, что перед ним стоит истинный Иисус Христос, как он изображен на иконе в Успенском соборе с угрожающим перстом. Тогда царь с честью отпустил Ивана Емельянова, и будто бы позволил ему идти на все четыре стороны со своими 12-ю апостолами и с разными силами небесными. Это предание сохранилось в хлыстовских песнях.
Так, в Зарайском уезде Рязанской губернии и Серпуховском уезде Московской губернии в 30-х годах XIX века на радениях исполнялась следующая песня:
Грозен, грозен царь Иванушка,
Грозен, грозен сын Васильевский!
Уж порол он, порол бояр,
Уж травил же их медведями,
А не стало и в нем храбрости
Супротив царя небесного,
Свет Ивана Емельяновича.
Сходились люди Божии
На святом кругу, в Кадашеве,
Сокатал на них сударь дух святой,
Возрадел с ними отец родной,
Сам отец наш, Иван Емельянович,
Сам батюшка Христос истинный,
Со двнадцатью апостолы,
С херувимами, с серафимами,
Со ангелы, со архангелы,
И со всею силою небесною.
Спознавали людей Божиих
И Христа царя небесного
Архиереи иудейские,
С патриархом волком Никоном
Июдейские – московские,
Предавали Христа батюшку
На святую страсть, смерть вольную
Самому царю Иванушке
Свет Васильевичу Грозному.
Возговорил царь Иванушка
Самому царю небесному:
«В правду ль, Ванька, молва идет
Что горазд ты пророчить сталь?”
Отвещает ему сударь батюшка
Своими устами пречистыми:
«Уж ты Ванька, ты Ванька, беспутный царь,
Сам ты Ванька людскую кровь пьешь
А мясом человечьим закусываешь,
Я не Ванька, - Иван, да не Предтеча
А сам Спас, Христос сын Божий».
Тут у царя Иванушки сердце разгоралось,
Хочет царитка Спаса жезлом прободать,
Хочет Иванушка пречистую плоть растерзать,
Да не стало у Иванушки силушки,
Не стало у Васильича храбрости:
Пред ним сам Спас стоит,
Перстом правой руки грозит.
Как на той ли на иконе Мануйловой.
Упадал тут земной царь перед небесным:
«Ступай, спасе, на все четыре стороны
Со всеми двенадцатью апостолы,
С херувимами, с серафимами,
Со ангелы, со архангелы,
И со всею силою небесною
Богу слава и держава
Во веки веков. Аминь [13].
Список сокращений и источников:
Люди божьи и скопцы - Люди божьи и скопцы. Историческое исследование (из достоверных источников и подлинных бумаг) Н.В. Реутского. М., 1872.
Материалы для хлыстовской и скопческой ересей - Материалы для хлыстовской и скопческой ересей. Отдел четвертый. Правительственные распоряжения, выписки из дел и официальные записки о скопцах от воцарения Императора Николая I до издания свода законов Российской Империи 31 января 1833 года//Чтения в Императорском Обществе истории и древностей Российских при Московском Университете. М., 1872.
Секты хлыстов и скопцов - Секты хлыстов и скопцов. Сочинение Константина Кутепова. Казань, 1882.
Сноски:
[1] Люди божьи и скопцы. С. 190-196.
[2] Секты хлыстов и скопцов. С. 206-207.
[3] Материалы для хлыстовской и скопческой ересей. 1872 (Июль-Сентябрь). С. 261.
[4] Там же. СС. 150-151.
[5] Секты хлыстов и скопцов. С. 206-207.
[6] Материалы для истории хлыстовской и скопческой ересей. 1872 (Январь-Март). С. 97.
[7] Материалы для хлыстовской и скопческой ересей. 1872 (Июль-Сентябрь). СС. 161-162.
[8] Секты хлыстов и скопцов. С. 207.
[9] Другие названия – Христововеры, Богомолы, Люди Божии, Монтане, Последователи Христовой Веры, хлысты
[10] Христианские ереси и секты I-XXI веков. Словарь. Ред. М.Е. Цельтер. М., Intrada, 2003. с. 177-179.
[11] Секты хлыстов и скопцов. С. 91.
[12] Люди божьи и скопцы. 1872. С. 41.
[13] Тайные секты//Русский вестник. Журнал литературный и политический, издаваемый М. Катковым. Том 71-й. М., 1868. С. 23-25.