Прислать материал

Летающая «неотложка». Как работает санавиация в Рязанской области

Это лето стало знаковым для рязанского здравоохранения — после многолетнего перерыва вновь начала работать санавиация. На первый вызов вертолёт отправили 27 июля. Сейчас благодаря летающей «неотложке» уже удалось спасти несколько жизней.

Первые пациенты

Первой пациентке, которую доставили в Рязань спецрейсом, — всего год и два месяца. Девочку с тяжёлыми ожогами привезли в областную детскую клиническую больницу из Касимова. Полёт занял всего 40 минут, по трассе пришлось бы добираться более двух часов.

Пока в числе пациентов — в основном дети: пятилетний мальчик из Сасова с черепно-мозговой травмой; семимесячная девочка из Кадома, которой оказалась необходима искусственная вентиляция лёгких; полуторагодовалый малыш из Касимова с тяжёлым отравлением. К взрослым санавиация пока вылетала дважды — эвакуировали в ОКБ пострадавшего в аварии под Александро-Невским мужчину и помогли сасовскому пациенту с расслаивающейся аневризмой брюшного отдела аорты.

География всех вылетов — примерно 200 км в одну сторону. Понятно, что без санитарного вертолёта высокотехнологичной помощи пострадавшим пришлось бы ждать долго. Все случаи — как раз «по профилю» экстренной медицины. В первую очередь санавиация рассчитана на помощь особо «тяжёлым» пациентам, жертвам ДТП, детям и женщинам со сложными родами. В этом году запланировано 30 вылетов, ещё 50 — в плане на следующий год.

Успеть за 15 минут

История санавиации в Рязанской области началась ещё в конце 40-х годов прошлого века. На протяжении десятилетий между районами курсировали лёгкие самолёты — в основном АН-2, в просторечии «аннушки». Санитарный борт отличался от типового: в салоне на подвесных ремнях можно было закрепить шесть носилок. Как правило, сопровождали больных два медработника. В советское время поработать в бригадах на таких самолётах успели многие рязанские врачи — например, знаменитый хирург Алла Лёвушкина получила так первый опыт выездных операций.

Потом санавиация постепенно угасла — долгие годы не хватало средств на содержание транспорта и обслуживание рейсов. Рязанские экстренные службы могли рассчитывать только на помощь Подмосковья и Владимирской области — в случае крайней необходимости борт можно было вызвать оттуда.

Но необходимость возродить санавиацию была очевидна — хотя Рязанская область не так велика, всё же за последние три года было шесть случаев, когда исключительно авиатранспортировка могла помочь людям. Просто тяжёлых случаев тоже немало. К тому же сейчас уровень медицины позволяет подготовить к перелёту практически любого пациента — раньше некоторых просто могли не довезти.

Теперь возможности медицины для спасения жизней больше — и именно воздушные спецрейсы дают шанс использовать все достижения. С финансированием тоже вопрос решили — санавиацию в регионе развивают благодаря нацпроекту «Здравоохранение». Программа включает не только оплату рейсов, но и подготовку семи вертолётных площадок: у Касимовского, Скопинского, Сасовского, Шиловского, Ряжского межрайонных медицинских центров, у ОКБ и БСМП в Рязани. Главное требование — близость к медучреждению; от вертолёта до больницы должно быть максимум 15 минут езды на «скорой».

От «аннушки» до «Ансата»

Вертолёт, который сейчас перевозит пациентов, — не чета стоявшим у истоков санавиации «аннушкам». «Ансат» — разработка Казанского вертолётного завода. Такой тип вертолёта сконструировали около двадцати лет назад. Одно из достоинств — лёгкость и манёвренность; невысокие требования к месту для посадки. Крейсерская скорость «Ансата» — 250 км/час. То есть двух часов вертолёту хватит, чтобы добраться до самых дальних уголков нашей области и вернуться с пациентом в Рязань.

В 2015-ом сертифицировали модель с медицинским модулем. Воздушное судно соответствует международным стандартам. На борту — аппаратура, как в реанимации. Но с учётом специфики работы в небе — например, защищена от вибрации. Медицинскую технику уже опробовали в деле; во время перевозки малыша с отравлением интенсивную терапию начали прямо на борту, ребёнка подключили к аппарату искусственной вентиляции лёгких.

Управляют «Ансатом» пилоты из Екатеринбурга. Опыт у экипажа большой. В Рязанской области они уже показали себя во время ночного рейса — пятилетнего мальчика из Сасова забирали после полуночи; при посадке ориентировались на специально включенные проблесковые маячки «скорых».

Квалификация медперсонала тоже не вызывает вопросов — в Рязанской области с 2007 работает центр медицины катастроф. Он, в свою очередь, был создан на базе центра экстренной медпомощи при ЧС, где работали бригады санавиации. Сейчас в числе специалистов, которые отправляются спецрейсом на помощь пациенту, — реаниматолог. Он помогает не только оценить состояние пациента на месте, но и контролирует его ситуацию во время транспортировки. Результат — оперативно оказанная высококвалифицированная медицинская помощь, а значит — чья-то спасённая жизнь.

Александра Гудкова

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Иллюстрации:  Министерство здравоохранения Рязанской области
Читайте 62ИНФО


Новости партнеров