Освобождение сети. Как изменилось Куйбышевское шоссе после капремонта

Интервью
Освобождение сети. Как изменилось Куйбышевское шоссе после капремонта
16:43, 6 Января 2018

В советские времена все сети обустраивали под дорогами, таковы были градостроительные принципы. Во всех районах Рязани под асфальтом лежат тепловые, водные и газовые магистрали. В прошлом году в Рязани впервые перенесли теплосеть из под дороги на расположенную рядом зелёную зону. Какие именно работы были проведены на Куйбышевском шоссе 62ИНФО рассказал заместитель главы администрации Владимир Луканцов.

— Почему ремонт был проведён в 2017 году?
— В 2016 и 2017 годах финансирование дорожной компании позволило проводить масштабные работы. До этого на протяжении двух десятилетий мы получали значительно меньше средств, чем необходимо. На капремонт Куйбышевского шоссе пошло 187 млн рублей. Это ключевой объект 2017 года.

Подготовительные работы на Куйбышевском шоссе велись давно. Под дорогой проходил участок магистральной теплотрассы. Он был ветхим, там постоянно случались прорывы, велись ремонтные работы, асфальт просаживался. Тот факт, что под Куйбышевским шоссе находится тепломагистраль, не устраивал городские власти уже давно. Когда появилась финансовая возможность, начались работы по проектированию шоссе с выносом теплотрассы. После получения субсидий были проведены торги и заключён контракт на ремонт шоссе. Подрядной организацией стала группа компаний «Веллком».

— Какие именно работы были проведены?
— Было отремонтировано 1,6 км автомобильных дорог, теплотрасса проходила под половиной данного участка. Необходимо было построить новый трубопровод рядом, выкопать старую теплотрассу, засыпать землей, фрезеровать старый асфальт, уложить выравнивающий слой, где это необходимо, и уложить новый верхний слой.

Работы проведены масштабные: уложено около 4,5 тысяч бордюрных камней, построено полкилометра ливневой канализации, фрезеровано более 42 тысяч квадратных метров асфальтобетонного покрытия, только первого выравнивающий слой 8 тысяч 700 тонн асфальта, в целом уложено 38 тысяч 800 квадратных метров асфальтобетона.

Вынос теплотрассы — тяжелое и рискованное мероприятие. Контракт был заключен в июле, работы должны были быть завершены осенью. Необходимо было переключить действующую теплотрассу, которая шла под дорогой, на вновь построенную. В этом заключался риск. Не будем забывать о том, что строительство — сложный процесс. Для нас было недопустимо отменить ремонт шоссе из-за того, что была допущена ошибка при проектировании новой трубы. Ведь Куйбышевское шоссе — одна из основных магистралей Рязани, и недовольство горожан её состоянием было обоснованным.

— Выявил ли подрядчик дополнительные проблемы после начала работ?
— Ранее шоссе пытались расширить, и опоры освещения, которые стоят вдоль дороги, находились на ненадлежащем расстоянии. Это обнаружилось на этапе проектирования новой дороги. В некоторых местах расстояние от столбов до дороги было менее полуметра. Поэтому сначала надо было перенести опоры контактной сети управления троллейбусами и опор освещения.

— Какие новые технологии были применены во время капремонта шоссе и переноса теплотрассы?
— Декабрьская дождливая погода показала, что зачастую асфальт разрушается возле колодцев. В городе очень много люков: и РМПТС, и «Водоканал», и газовой службы. В связи с этим на Куйбышевском шоссе была применена технология «плавающих» колодцев, которую используют в Москве. Мы же обратились к ней впервые и планируем распространить такую практику на весь город.

Главное при ремонте дорог — рецептура асфальта. Главное в асфальте — битум, от которого зависит, как ведет себя дорожное полотно. На Куйбышевском шоссе в битум добавлены инновационные, к сожалению, импортные добавки. Они позволят асфальту противостоять влаге, которая является главным врагом дорожного полотна. На верхнем слое применён современный вид асфальта ЩМА-10. Мы в этом году повсеместно применяем ЩМА (щебёночно-мастичный асфальтобетон — прим. ред.) на дорогах с большими транспортными нагрузками. Например, на Первомайском проспекте был применён ЩМА-15. Цифры 10 и 15 означают диаметр камней в миллиметрах.

В ходе работ была применена технология ресайклинга — укрепления грунта и асфальтового гранулята. Перед финальной укладкой асфальта по дороге проходит машина, которая фрезерует и добавляет цемент. После этого можно выкладывать выравнивающий и верхний слои асфальта.

При производстве трубопровода применялся рентгеновский контроль качества сварных швов. До этого в Рязани всегда применялся ультразвуковой контроль. Это гарантировало надежность тепломагистрали.

Мы надеемся, что все примененные современные технологии позволили сделать дорогу высокого качества, и её не придется регулярно ремонтировать.

— Каков срок гарантии работ на Куйбышевском шоссе?
— Пять лет. На этот срок подрядчик берет на себя все виды работ: от теплотрассы до состояния остановочных павильонов. Допустим, если деревья не приживутся, подрядчик не сможет развести руками.

— На сколько надежна новая теплотрасса?
— В конце первой декады октября мы сделали переврезку. С напряжением смотрели, как тепломагистраль поведёт себя в первый месяц. Но тут как с автомобилем, если в первые 500 километров не сломался, значит велика вероятность того, что он будет служить долго.

Когда мы извлекли старую теплотрассу, то обнаружили, что на трубопроводе не было живого места: всё было в заплатках. И эта труба обслуживает весь центр Рязани. Когда мы увидели состояние трубы, то поняли, что приняли абсолютно правильное решение проводить капремонт Куйбышевского шоссе в прошлом году.

Под Куйбышевским шоссе установлен железобетонный лоток в рост человека, которого раньше не было. С его помощью специалист может проверить состояние трубы.

— Сколько деревьев было вырублено во время работ, и возник ли конфликт с экологами?
— Мы понимали, что придётся вырубать деревья, поэтому трижды встречались с экологами, определяли, какие деревья удалять, а какие нет. Решали, как нам восстановить посадку кустарников после проведения всех работ. Мы согласовали объем вырубки, определили, куда посадить деревья. Новая теплотрасса находится на зеленой зоне, которая примыкает к дороге. У теплотрассы есть охранная зона, на которой нельзя сажать деревья. Администрация решала проблемы ремонта дороги и переноса теплотрассы, а Экологический рязанский альянс обращал наше внимание на вырубку деревьев и озеленение территории. Мы им за это благодарны, так как в итоге вместе нам удалось урегулировать этот вопрос. Было решено вырубить и посадить 426 деревьев и 593 кустарника. Однако в ходе работ подрядчик увидел ещё старые и больные деревья, администрация попросила его их вырубить. После чего подрядчик проявил добрую волю и решил дополнительно высадить деревья за свой счёт.

Нас часто подвергают критике. Например, как так деревья сажают в снег. Оказалось, что Москва уже двадцать лет применяет такую технологию. Приживаемость деревьев, посаженных зимой, гораздо выше.

— Как долго проводился капремонт?
— Работы проходили в три этапа: подготовительные, перенос теплотрассы и ремонт дороги. Контракт с подрядчиком был заключен 24 июля, 7 октября уже была проведена переврезка теплотрассы, после этого в течение двух недель была выкопана старая труба. Какие-то работы подрядчик в инициативном порядке за свой счёт выполняет до сих пор. Например, решил расширить остановочную площадку и доложить плитку. До этого площадка соответствовала нормативам, и была нами принята. Однако подрядчик дорожит своим именем, сотрудники компании живут в Рязани, поэтому хотят сделать лучше.

— Можно ли было выполнить работы быстрее?
— Если речь идёт о таких сложных видах работ, как перенос теплотрассы, то темпы были просто стахановские. Нашей основной задачей было сделать так, чтобы темп работ не отразился на её качестве. Производство работ было на постоянном контроле и у администрации города, и у правительства, и у РМПТС.

— Во время проведения работ менялось движение транспорта, на некоторые часы можно было проехать по путепроводу бесплатно. Сложно ли было договориться с владельцем путепровода?
— Изначально мы планировали, что на время переврезки тепломагистрали движение по Куйбышевскому шоссе будет перекрыто полностью. Но потом поняли, что это приведёт лишь к транспортному коллапсу в городе, а потому недопустимо. В связи с этим начали активно работать с подрядчиками и договариваться о том, чтобы полное перекрытие движения занимало несколько часов, но никак не дней. Нам удалось этого достичь. Да, частичное перекрытие было, когда движение было организовано по одной полосе в двух направлениях. А полное перекрытие выпадало на ночь.

Еще весной мы начали вести переговоры с владельцем платного путепровода. В марте они сообщили нам, что готовы пойти на встречу городу. Мы договорились, что на определённый период проезд станет бесплатным. Кроме того, если бы у путепровода образовывались бы пробки, то тут же поднимался бы шлагбаум и обеспечивался бесплатный проезд.

Основная проблема Рязани в том, что вокруг облцентра нет кольца. У нас есть Южный, Северный, Восточный обход, но кольцевой дороги нет. Над этой основной проблемой будет работать и региональная и областная власть.

— Поступали ли от рязанцев жалобы на подрядчика, ремонт или сложности движения, связанные с работами?
— Нет, все прошло по наиболее благоприятному сценарию. Мы по максимуму постарались всё продумать, и рязанцы отнеслись к нам с пониманием. Я неоднократно выезжал на место, и ночью во время укладки последнего слоя асфальта некоторые автомобилисты даже останавливались и благодарили рабочих.

— Планируется ли реализация подобных проектов в этом году?
— Пока таких планов нет. Технологически нам просто позволило место перенести из-под Куйбышевского шоссе теплотрассу на зеленую зону. К сожалению, это возможно сделать не везде.

Кристина Феофанова
Автор:
Кристина Феофанова
Иллюстрации:  администрация Рязани